Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
А c того момента, как пришел Моше и спустил Тору на землю[1], не на небесах она более. И дабы не стал мудрить какой-нибудь великий человек, имеющий большое постижение, говоря: я ведь знаю тайное и смыслы заповедей в высших силах и мирах, и мне следует, сообразно с корнем моей души, или кому-либо, сообразно с его корнем, преступить какую-либо заповедь или отказаться от какой-либо детали положенного действия, совершать его без какой-либо детали установленной мудрецами, или в неположенное время[2].
И поэтому в конце Торы говорится: «…и не было больше пророка подобного Моше» (Дварим 34:10), и как сказали мудрецы: «“вот заповеди” (Ваикра 27:34) — нет более права у пророка вводить что-то новое » (Шабат 104а), и поэтому в Торе расположены рядом отрывки: «Всё, что я заповедую тебе… не прибавляй к нему, и не убавляй от него…», то есть даже «когда встанет среди тебя пророк…», то есть прибавить или убавить заповеди — «не слушай слова того пророка. За Господом Богом вашим идите…»
И даже царь Хизкиягу, когда увидел в духе святости, что от него произойдут недостойные сыновья, и потому не стал жениться (Брахот 10а), то есть его намерение было во имя Небес, чтобы не умножать в мире злодеев, тем не менее пришел к нему пророк Йешаяу со словом Господа, и сказал ему (Млахим Бет 20:1): «Ибо умрёшь ты… не будешь жить» — не будешь жить в будущем мире, ибо оставил заповедь плодиться и размножаться, и не помогли ему все его великие праведные дела удостоиться жизни будущего мира, потому что он решил освободиться[3] от одной из заповедей Торы Моше, хотя он действительно видел в своем постижении духом святости, что от него произойдут недостойные сыновья, и всего лишь воздерживался от активного действия.
Ибо смыслы заповедей[4] не раскрылись ещё до конца ни одному человеку в мире, даже учителю нашему Моше, да пребудет он в мире, только Адаму — первому человеку — до грехопадения[5], и это то самое «вино, которое хранится в виноградинах[6] с шести дней творения» (Брахот 34б), и это свет, который был в мире в первый день, с помощью которого Адам мог видеть весь мир от края до края (Хагига 12а)…
Ибо Святая Тора происходит из наивысшего источника, превосходящего все постижения, и как можно, чтобы человеческому постижению было дано право менять её законы и положенные времена в соответствии с силой своего разумения и постижения, как и ответил пророк Йешаяу царю Хизкиягу: «Что тебе этих в тайнах Милосердного?! Следует тебе сделать то, что было тебе заповедано. А Святой, благословен Он, сделает то, что угодно Ему».
И всё же, когда было пророчество в Израиле, имел право пророк сделать или сообщить нечто противоречащее Торе, в качестве временного указания, и даже преступить заповедь Бога, подобно пророку Элияу на горе Кармель[7] и т.п.
Но именно это и было заповедано в Торе Моше: «Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Г-сподь, Б-г твой, — его слушайтесь» (Дварим 18), ибо эти слова суть повеление и предупреждение следовать словам пророка, даже если будет пророчествовать именем Творца преступить некую заповедь, если в тот час будет такая необходимость, как учили нас мудрецы (Йевамот 90б), кроме идолослужения.
Но ни в коем случае нет у него права устанавливать новую вещь навсегда, ибо Эстер, которая была одной из семи пророчиц (Мегила 14а), когда отправила мудрецам просьбу «запишите меня “на поколения”", ответили ей: “не писал ли я тебе трижды[8]” (Мишлей 22:20), пока не нашли на это намёк в Писании (Мегила 7а). И также ханукальные свечи — безусловно нашли для них намёк в Писании, и см. Мидраш, который привел Рамбан в главе Беаалотха от имени Рабейну Нисим Гаона[9].
С тех же пор, как по нашим грехам отошло пророчество от Израиля, даже если соберутся все мудрецы Израиля, которым открыта тайна сотворения мира и тайна Колесницы, и по своему глубокому постижению и чистоте разума захотят изменить какую-либо деталь заповеди или изменить положенное для неё время, не станем мы слушать их. И даже про Голос с неба (Бат Коль) сказали в Гемаре (Бава Меция 59б): “Не на небесах она”[10].
И всё же во времена мудрецов Талмуда было право у мудрецов устанавливать новые заповеди мудрецов, когда они находили на это намёк в Торе, как свечи Хануки и т.п., и также вводить новые запреты, как 18 вещей (Шаббат 13б) и т.п.
Но когда был завершён священный Талмуд, нам осталось лишь хранить
и соблюдать всё, как написано в святой Торе письменно и устно, по всем их правилам и законам, временам, деталям и частностям, не отступая от них ни в чём.
И когда человек из Израиля исполнит их, как подобает, даже если не будет иметь при этом особых намерений, и не будет знать вообще никаких смыслов заповедей и тайн, заложенных в них, тем не менее заповеди будут исполнены и посредством их будут исправлены высшие миры, и приумножатся в них святость и свет, в каждой заповеди в её час, в соответствии с её источником и идеей, и будет дана сила Богу, благословенно Его имя. Ибо так установил Творец в природе миров[11], чтобы они управлялись поступками людей, и каждая заповедь поднимается туда сама по себе и производит свое особенное действие.
А тот, кого удостоил Господь познать тайны нашей святой Торы, которые оставили нам святые мудрецы Талмуда, как раби Шимон бар Йохай, его товарищи и ученики, и те, которые изучают их наследие в последних поколениях, как святой наш учитель, человек божий Аризаль, которые просветили нас некоторыми смыслами и идеями заповедей — всё это лишь для того, чтобы каждый мог поразмыслить, в соответствии со своим разумом и достижением, какой высоты достигают все детали его действий, речей и мыслей, и всех его дел, в высших мирах и высших и низших силах, и это пробудит его к исполнению и свершению всех заповедей и всех дел служения Творцу, благословенно Его имя, предельно детально, со страхом и трепетом, великой любовью, святостью и чистотой сердца, и посредством этого еще больше исправит он высшие миры, чем если бы он исполнял заповедь без святости и чистоты помыслов. Однако главным во всех заповедях, тем, без чего они не будут являться исполненными, являются детали их действия.
Комментарий
В данной главе автор продолжает предостерегать от ошибок в служении, и сейчас он предостерегает против воззрения, согласно которому главное в служении — не действие, а намерение и интенция человека, и поэтому он может изменять заповеди в зависимости от корня своей души или даже делать “нарушение во имя Небес”, см. в Праким (главы после Третьих Врат).
Этот спор — что главное, акты заповедей или намерение и интенция, напрямую связан со спором о том, является ли центром служения исправление человека или исправление миров. В служении для исправления человека, которое, несомненно, тоже желанно Всевышнему, направление мыслей человека главное. Ведь реальность каждого объекта начинается с Хохма (Мудрость), и построение человека происходит через намерение и мудрость которые он вкладывает в свои деяния. Однако автор уже подчеркнул в предыдущей главе, что основное служение человека заключается в исправлении миров, и даже служение для самоисправления должно быть на фоне исправления миров, которые гораздо больше и важнее, чем индивидуальная реальность человека. Поэтому главное в служении — действие, а не интенция (кавана). Ведь направленность мыслей человека относится к его личной реальности, а акты заповедей затрагивают место, которое гораздо выше частных границ человека.
В продолжение главы автор говорит о том, что у нас нет никакого права изменять какую-либо деталь заповеди, поскольку смыслы заповедей не раскрыт даже Моисею. Но разве когда смыслы заповедей раскроется, можно будет изменять слова Торы? Суть в том, что смыслы заповедей затрагивают такие глубины, где нет никаких ограничений, и поэтому они непостижимы, ведь всякое постижение ограничивает, а у смыслов Торы нет границ. Поэтому, когда раскроются смыслы Торы, мы, возможно, увидим, что вещи, которые нам кажутся противоречащими Торе внутри наших ограничений, на самом деле соответствуют Торе, несмотря на то, что в нашем мире все выглядит по-другому.
[1] При даровании Торы воля Всевышнего спустилась на землю и раскрылась в нашем мире (см. далее Врата 4, гл. 27).
[2] см. еще об этом далее в главе 7, речах 8.
[3] Хизкияу не просто воздержался от исполнения заповеди, а действительно хотел освободиться от нее, он считал, что в соответствии с корнем его души он может привести себя к совершенству и без исполнения заповеди плодиться и размножаться.
[4] и об этом сказано: “не видел того глаз но лишь ты Боже”, как написано там в Гемаре, и см. в четвёртых вратах, конец гл. 24.
[5] см. четвёртые врата, гл.28.
[6] Т.е. вино, находящееся в своем источнике, внутри виноградин, и не попавшее в сосуд никоим образом. Это аллегория лика Торы, который никоим образом не входит в постижение человека.
[7] Тора запрещает приносить жертвы вне Иерусалимского Храма, но Элияу принес на горе Кармель в качестве временного указания.
[8] Тору, Пророков и Писания. И нельзя ничего добавлять к ним.
[9] Когда вожди всех двенадцати колен принесли свои жертвы, а от колена Леви не была принесена жертва… сказал Всевышний Моисею: говори с Аароном и скажи ему: будет другая Ханука (обновление жертвенника), в которой будет зажигание свечей, и Я сделаю сыновьям Израиля чудеса избавления через твоих сыновей, и та Ханука будет называться их именем, и это Ханука дома Хашмонаев.
[10] Мудрецы услышали Голос с Неба, указывающий детали выполнения определенной заповеди, но отказались слушать его, сказав “Не на небесах она (Тора)”, Моше спустил ее с небес на землю и теперь она находится в руках Мудрецов Торы, которые и принимают решения о деталях исполнения заповеди.
[11] Посколку основное служение — это исправление миров, то и в исполнении заповедей главное — действие, а не намерение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний приказал Аврааму принести в жертву своего сына Ицхака. Мудрецы считают, что Творец хотел наказать праотца за излишнее милосердие.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Кто исполняет свои обязанности с расторопностью, убедительно доказывает, что он любит своего Создателя
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Катастрофа и возвышение через страдание
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Какова сущность смеха в физическом мире? Что конкретно провоцирует эту универсальную реакцию человека?
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».