Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Главу «Ашрей» после молитвы «Шмоне Эсре» читают с еще более возвышенным намерением, чем в «Стихах Восхваления». И так говорится в книге Зоар:
«Сказал рабби Элазар: каждый, произносящий главу “Ашрей” три раза в день, удостаивается доли в Грядущем мире. И мы учили, что причина этого — в просьбе о пропитании. Но можно предположить, что тогда было бы достаточно двух раз, как сказано: “Даст вам Г-сподь мясо вечером и хлеб утром досыта…”[1] Почему же “Ашрей” произносят три раза? Из этого мы учим, что дважды эта глава Теилим является просьбой о пропитании, а третий раз — восхвалением и прославлением Всевышнего словами царя Давида. Дело в том, что о пропитании просят только после молитвы. Почему же в Минху “Ашрей” произносят до молитвы? Молитву Минха установил наш праотец Ицхак, которому присуще качество Суда, и после нее в мире упрочается свойство Суда, поэтому данное время не подходит для просьб» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 226).
Из святой книги Зоар следует, что главу «Ашрей» после молитвы «Шмоне Эсре» следует произносить с еще большим воодушевлением, чем в «Стихах Восхваления». Однако мы видим, что многие люди имеют вознесенное намерение во время молитвы «Шмоне Эсре», но утрачивают его сразу же после ее завершения, и дальше Б-жественные имена исходят из их уст впустую, без трепета в сердце. Горе глазам, видящим это!
Возвышенное стремление сердца при произнесении трех первых стихов «Ашрей» влияет на высшие миры, что понятно постигшим Б-жественную тайну, как это разъясняет Аризаль. При чтении стиха «פּוֹתֵחַ אֶת יָדֶךָ וּמַשְׂבִּיעַ לְכָל חַי רָצוֹן» — «Открываешь Ты руку Свою и насыщаешь всех живых благоволением»[2] молятся о пропитании своей семьи и всего святого народа, избранного Всевышним в Свою долю, как это разъясняется в святой книге Зоар. И при произнесении «Ашрей» в Минху тоже надо иметь подобное намерение. Эту главу Теилим мы уже разъяснили в разделе о «Стихах Восхваления»[3].
Глава Теилим «לַמְנַצֵּחַ מִזְמוֹר לְדָוִד. יַעַנְךָ יְיָ בְּיוֹם צָרָה יְשַׂגֶּבְךָ שֵׁם אֱלֹהֵי יַעֲקֹב» — «Начальнику хора — песнь Давида. Ответит тебе Г-сподь в день бедствия, возвысит тебя имя Б-га Яакова»[4] является важной частью молитвы, как об этом говорит святая книга Зоар, и я приведу это вкратце:
«В этой молитве изливается горечь еврейского сердца, о чем сказано: “Ответит тебе Г-сподь в день бедствия…”[5], как женщине, которая переносит родовые муки, не может разрешиться от бремени, и все молятся за нее, что становится для нее заслугой. Поэтому сказано: “Счастлив народ, чей удел таков, счастлив народ, чей Г-сподь — Б-г”[6]» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 241).
Эту главу Теилим следует читать с возвышенным намерением, четко произнося слова. Говорит Аризаль: «В этой главе семьдесят слов, в соответствии с семьюдесятью тональностями плача Б-жественного присутствия». И в нескольких главах это разъясняет книга Зоар. Поэтому, произнося эти слова, каждый, кто постиг Б-жественную тайну, должен иметь в виду Б-жественное присутствие, на что также указывает мольба «הוֹשִׁיעַ יְיָ מְשִׁיחוֹ» — «спаси Г-сподь помазанника Своего»[7], поскольку Б-жественное присутствие называют царем-помазанником. Пишет Абудерхем: «Эта глава Теилим обладает большой силой, и ее читают в час, когда женщина мучается в родовых схватках и не может разрешиться от бремени. В ней девять стихов соответственно девяти месяцам беременности».
Пишет Тур: «С возвышенным намерением произносят “וּבָא לְצִיּוֹן גּוֹאֵל וּלְשָׁבֵי פֶשַׁע בְּיַעֲקֹב” — “И придет избавитель в Цийон и к потомкам Яакова, раскаивающимся в своих грехах…”, ибо говорится в Талмуде: “Сказал раббан Шимон бен Гамлиэль от имени рабби Йеошуа: со времени разрушения Храма нет ни дня, свободного от проклятия, не спускается роса благословения и каждый день проклятие больше, чем в предыдущий. На чем же держится мир? — На молитве “Кдуша” — “И придет избавитель в Цийон” и на молитве “Кадиш” “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков””[8]»[9]. Эти слова также приводит Шульхан Арух[10]. И так сказано в книге Зоар:
«Молитва “Кдуша” — “И придет избавитель в Цийон” приумножает святость, поэтому она следует после “Шмоне Эсре” и ее установили на арамейском языке. Однако часть этой молитвы изложена на святом языке, что предназначено для молящихся в миньяне, а тот, кто молится в одиночку не в праве ее произносить, поэтому большая ее часть составлена на арамейском языке. Счастлив народ Израиля, на который распространяется святость из-за его близости к высшим мирам, как сказано: “А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы все сегодня”[11]» (Зоар, гл. Трума, стр. 133).
И еще говорится в книге Зоар:
«В час, когда народ Израиля произносит молитву “Кдуша” — “И придет избавитель в Цийон”, раскрывается сокрытый свет, поскольку она превосходит восхваления высших ангелов. И слава Всевышнего, благословен Он, возвышается в верхних и в нижних мирах» (Зоар, гл. Трума, стр. 129).
И вот, мои братья и друзья, посмотрите, насколько действенна эта молитва! Она — основа, поддерживающая мироздание, соединяющая каждого в народе Израиля с высшей святостью и раскрывающая славу Всевышнего, благословен Он, в высях и внизу. Как же еврейское сердце не устремится произнести ее с таким же возвышенным намерением, как молитву «Кдуша» при повторении «Шмоне Эсре»?!
Следует быть внимательным к комментарию «Маген Авраам»: «Молитву “Кдуша” — “И придет избавитель в Цийон” произносят только в миньяне. И если некто ступил в Дом Собрания во время чтения общиной этой молитвы, пусть присоединится к ней, пропустив начало»[12]. Поэтому в каждом Доме Молитвы правильно установить, чтобы ведущий ждал молящихся пока они не закончат «אָמַר יְיָ מֵעַתָּה וְעַד עוֹלָם» — «…сказал Г-сподь отныне и во век», чтобы после этого они все вместе произнесли «Кдуша». И каждому, кто закончил «Шмоне Эсре», но не успел прочесть «Ашрей» и «לַמְנַצֵּחַ מִזְמוֹר לְדָוִד» — «Начальнику хора — песнь Давида»[13], следует вместе с миньяном прочесть «Кдуша», а затем вернуться к прежнему месту. Молящийся в одиночку должен произносить эти стихи Писания, но не на мотив молитвы, а так, как это принято при чтении свитков Танаха, со знаками кантилляции.
Стихи Писания, приводимые после молитвы «Кдуша» — «И придет избавитель в Цийон» предназначены для исправления души, и их читают с возвышенным намерением. Слова «בָּרוּךְ הוּא אֱלֹהֵינוּ שֶׁבְּרָאָנוּ לִכְבוֹדוֹ» — «Благословен Б-г наш, Который сотворил нас во славу Себе» произносят с готовностью к самопожертвованию, поскольку Всевышний создал нас для восхваления Его и раскрытия в мире Его великолепия, и это приводится в сидурах. Так об этом пишет Абудерхем: «Восхвалять Его — и в этом Его слава». Стих Теилим «לְמַעַן יְזַמֶּרְךָ כָבוֹד וְלֹא יִדֹּם. יְיָ אֱלֹהַי לְעוֹלָם אוֹדֶךָּ» — «За это душа будет воспевать Тебя, не умолкая. Г-сподь, Б-г мой, всегда буду благодарить Тебя» мы разъяснили выше[14], где говорилось о главе «מִזְמוֹר שִׁיר חֲנֻכַּת הַבַּיִת לְדָוִד» — «Песнь Давида при освящении Дома»[15], поскольку этот стих является ее завершением.
Очень важно прочесть главу Теилим «תְּפִלָּה לְדָוִד» — «Молитва Давида»[16], даже если человек проживает в месте, согласно обычаям которого этого не делают в миньяне[17]. Аризаль призывает читать ее с возвышенным намерением, и мы приведем простое разъяснение, которое необходимо знать каждому. Словами «כִּי אֵלֶיךָ אֲדֹנָי נַפְשִׁי אֶשָּׂא» — «…ибо к Тебе, Господин, душу мою вознесу»[18] выражают свою готовность к самопожертвованию, мысленно представив один из видов смерти. Молясь «הוֹרֵנִי יְיָ דַרְכֶּךָ» — «Укажи мне, Г-сподь, путь Твой»[19], просят Всевышнего о помощи в поисках праведной стези. Произнося «כִּי חַסְדְּךָ גָּדוֹל עָלָי וְהִצַּלְתָּ נַפְשִׁי מִשְּׁאוֹל תַּחְתִּיָּה» — «Ибо милость Твоя велика надо мной, и Ты спасешь душу мою от Преисподней внизу»[20], имеют в виду: я благодарю и восхваляю Тебя за то, что Ты сотворил меня в Твоем святом наделе, а не среди нечистого народа, поклоняющегося идолам. И пусть каждый испытает от этого большую радость. Слова «אֱלֹהִים זֵדִים קָמוּ עָלַי וַעֲדַת עָרִיצִים בִּקְשׁוּ נַפְשִׁי וְלֹא שָׂמוּךָ לְנֶגְדָּם» — «Б-г, злодеи поднялись против меня, и сборище жестоких ищет души моей, не представляя Тебя перед собой»[21] следует относить к нечистым оболочкам и дурному побуждению, которые называются «злодеями» и «жестокими», и необходимо молить Всевышнего о спасении от вызываемого ими влечения к греху. И далее: «תְּנָה עֻזְּךָ לְעַבְדֶּךָ וְהוֹשִׁיעָה לְבֶן אֲמָתֶךָ» — «…дай мощь Твою рабу Твоему и спаси сына рабы Твоей»[22] — даруй мне силы выстоять в испытаниях, «עֲשֵׂה עִמִּי אוֹת לְטוֹבָה» — «Сделай мне знамение к добру…»[23] — покажи, что Ты справа от меня и спасаешь меня от соблазнов и обвинений, и тогда: «וְיִרְאוּ שׂנְאַי וְיֵבֹשׁוּ כִּי אַתָּה יְיָ עֲזַרְתַּנִי וְנִחַמְתָּנִי» — «…и увидят ненавидящие меня, и устыдятся, ибо Ты, Г-сподь, помог мне и утешил меня»[24].
Песнь левитов в Иерусалимском Храме возносят стоя, после чего читают стихи «קַוֵּה אֶל יְיָ חֲזַק וְיַאֲמֵץ לִבֶּךָ וְקַוֵּה אֶל יְיָ» — «Надейся на Г-спода, будь сильным и укрепи сердце твое, и надейся на Г-спода»[25]. Они составляют неотъемлемую часть молитвы, и их необходимо изречь в соответствии с их смыслом с большой радостью от восприятия Б-жественности.
В завершении утренней молитвы с возвышенным намерением произносят «אֵין כֵּאלֹהֵינוּ» — «Нет подобного Б-гу нашему». Мои братья и друзья, каждый, кто следует зову истины, говоря: «Г-споду принадлежу я», и наречен именем святого народа Израиль, испытает сильнейшую радость в сердце, произнося восхваление «אֵין כֵּאלֹהֵינוּ» — «Нет подобного Б-гу нашему» от раскрытия Б-жественности нашему святому народу. Восхваления «אֵין כַּאדוֹנֵינוּ» — «Нет подобного Господину нашему», «אֵין כְּמַלְכֵּנוּ» — «Нет подобного Царю нашему» призывают задуматься о чудесном правлении Творца в сотворенном Им мире. Изречение «אֵין כְּמוֹשִׁיעֵנוּ» — «Нет подобного Спасителю нашему» свидетельствует о том, что Б-г избавляет наш народ от опасностей во все времена. Произнося «אַתָּה הוּא אֱלֹהֵינוּ» — «Ты — Б-г наш», следует проявить готовность к самопожертвованию, мысленно представив один из видов смерти для укрепления своей веры.
Стих Теилим «אַתָּה תָקוּם תְּרַחֵם צִיּוֹן כִּי עֵת לְחֶנְנָהּ כִּי בָא מוֹעֵד» — «Ты встанешь, сжалишься над Цийоном, ибо пришло время помиловать его, ибо настал срок»[26] вызывает радость в еврейских сердцах из-за нашей уверенности в том, что, несомненно, наступит время, когда Всевышний сжалится над Цийоном и отстроит города Иудеи. Мы просим, чтобы это произошло вскоре, в наши дни. И дальше мы читаем об изготовлении благовоний для воскурения в Б-жественном Храме: «אַתָּה הוּא יְיָ אֱלֹהֵינוּ שֶׁהִקְטִירוּ אֲבוֹתֵינוּ לְפָנֶיךָ אֶת קְטֹרֶת הַסַּמִּים בִּזְמַן שֶׁבֵּית הַמִּקְדָּשׁ הָיָה קַיָּם» — «Ты — Г-сподь, Б-г наш, Которому отцы наши воскуряли благовония во время существования Храма», о чем говорится в Торе: «И сказал Г-сподь Моше: возьми себе благовония…»[27] И в завершение произносят слова пророка: «וְעָרְבָה לַיְיָ מִנְחַת יְהוּדָה וִירוּשָׁלָיִם כִּימֵי עוֹלָם וּכְשָׁנִים קַדְמוֹנִיּוֹת» — «И приятен будет Г-споду дар Иудеи и Иерусалима, как в давние дни и былые годы»[28]. О том, как важно после утренней молитвы читать об изготовлении благовоний для воскурения в Храме, говорится в святой книге Зоар:
«И еще сказал Святой: поскольку молитва соответствует приношению, читающий в ее завершении про изготовление благовоний для воскурения в Б-жественном Храме изгоняет смерть из своего дома» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 224).
Человек, желающий жизни, любящий дни, чтобы видеть добро, пусть с воодушевлением читает строки об изготовлении благовоний для воскурения в Б-жественном Храме, завершая это словами Талмуда: «Сказал рабби Элазар от имени рабби Ханины: мудрецы Торы приумножают мир на земле, как сказано: “И все сыновья Твои изучили Знание Г-спода, и велик будет мир сынов твоих”[29]. Читай не “בָּנָיִךְ” — “сынов твоих”, а “בּוֹנָיִךְ” — “строителей твоих”. И далее: “Велик мир любящих Тору Твою, и нет перед ними преткновения”[30], “Да воцарится мир в крепости твоей, покой во дворцах твоих. Ради братьев моих и ближних моих изреку: мир тебе! Ради Дома Г-спода, Б-га нашего буду просить блага тебе!”[31], “Г-сподь придаст силу народу Своему, Г-сподь благословит Свой народ миром!”[32]»[33]. После этого читают «Кадиш Дерабанан».
Молитва «עָלֵינוּ לְשַׁבֵּחַ לַאֲדוֹן הַכֹּל» — «На нас возложено восхвалять Господина всего…» очень важна. Ее установил Йеошуа бин Нун после завоевания еврейским народом Земли Израиля. Наделенный разумом увидит в Учении Аризаля, насколько эта молитва влияет на исправление высших миров, подчиняет и разбивает нечистые оболочки, низводя их до нижайших глубин, чтобы они не завладели изобилием, нисходящим из высших миров, и тогда во всем мироздании освящается имя нашего Создателя и Творца. Однако не каждый обладает качествами, позволяющими обрести столь возвышенное намерение в молитве. Но в любом случае весь народ Израиля должен восхвалить Творца: «שֶׁלֹּא עָשָׂנוּ כְּגוֹיֵי הָאֲרָצוֹת» — «за то, что не сделал нас подобными народам мира», «שֶׁלֹּא שָׂם חֶלְקֵנוּ כָּהֶם וְגוֹרָלֵנוּ כְּכָל הֲמוֹנָם שֶׁהֵם מִשְׁתַּחֲוִים לְהֶבֶל וָרִיק וּמִתְפַּלְלִים אֶל אֵל לֹא יוֹשִׁיעַ» — «не дал нам их удел и судьбу, что всему множеству, ибо они поклоняются пустому и тщетному и молятся божествам, которые не спасают…» — всевозможным изваяниям, суете и бессмыслице, которые в Грядущем полностью исчезнут с лица земли…
Царь царей, Всевышний, благословен Он, избрал нас из всех народов и возвысил над всеми племенами, приняв в Свое святое наследие. Он на веки веков освятил нас Своими заповедями, предписывающими служить Ему в истине цельным сердцем и постичь из святой Торы Его единство, величие и вознесенность, проявляющиеся в сотворении бесчисленных высших миров и во всем Его правлении мирозданием. Это восхваление возносят с самой большой радостью, на которую только способно сердце человека, рожденного женщиной, и тогда великое имя возвышается и освящается во всех мирах, а нечистые оболочки подавляются и разбиваются. Это исправление миров можно осуществить в совершенстве, даже не имея представления об Учении Аризаля.
Важно задуматься над словами «עָלֵינוּ לְשַׁבֵּחַ לַאֲדוֹן הַכֹּל» — «На нас возложено восхвалять Господина всего…» и понять, насколько велика наша обязанность прославлять Творца и возносить Создателя за то, что Он не сделал нас подобными другим народам и не определил нам их удел и судьбу. И это приводит к большим исправлениям в высших мирах. Согласно Учению Аризаля, когда произносят «שֶׁהֵם מִשְׁתַּחֲוִים לְהֶבֶל וָרִיק וּמִתְפַּלְלִים אֶל אֵל לֹא יוֹשִׁיעַ» — «ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают…», «וַאֲנַחְנוּ כּוֹרְעִים וּמִשְׁתַּחֲוִים וּמוֹדִים לִפְנֵי מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא» — «А мы преклоняем колени и падаем ниц, и возносим благодарность перед Царем царей, Святым, благословен Он», имеют намерение принизить и разрушить нечистые оболочки.
Говоря «וַאֲנַחְנוּ כּוֹרְעִים» — «Мы преклоняем колени», сгибают колени, «וּמִשְׁתַּחֲוִים וּמוֹדִים» — «и падаем ниц, и возносим благодарность» совершают глубокий поклон, после чего выпрямляются и с большой радостью изрекают: «לִפְנֵי מֶלֶךְ מַלְכֵי הַמְּלָכִים הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא» — «перед Царем царей, Святым, благословен Он», делая это с готовностью к самопожертвованию, мысленно представив один из видов смерти. Произнося: «שֶׁהוּא נוֹטֶה שָׁמַיִם וְיוֹסֵד אָרֶץ» — «Который расстилает Небеса и утверждает землю», следует восхититься тем, сколь безграничен созданный Творцом мир, и далее: «הוּא אֱלֹהֵינוּ אֵין עוֹד אֱמֶת מַלְכֵּנוּ אֶפֶס זוּלָתוֹ» — «Он — Б-г наш, нет другого. Он — Царь наш, нет никого, кроме Него», — требуется особое восприятие сердцем. И я совершенно уверен, мои братья и друзья, близкие к Г-споду и возлюбленные моей души, что каждый, произносящий эти слова с большой радостью, несомненно, будет готов к самопожертвованию.
Во второй части молитвы «Алейну» «וְעַל כֵּן נְקַוֶּה לְּךָ יְיָ אֱלֹהֵינוּ לִרְאוֹת מְהֵרָה בְּתִפְאֶרֶת עֻזֶּךָ» — «Поэтому мы надеемся на Тебя, Г-сподь, Б-г наш, что вскоре увидим великолепие могущества Твоего» согласно толкованию книги Зоар и Абудерхема мы продолжаем благодарить Всевышнего за то, что Он не определил нам удел других народов и избрал нас для служения Себе, поэтому мы уповаем на Его спасение в надежде увидеть Его могущество, Б-жественное присутствие и великолепие Иерусалимского Храма. И, произнося эти слова, стоит сильно радоваться, как будто все наши чаяния исполнились и пророк Элиягу предстал перед нами, чтобы провозгласить о возвращении из изгнания Б-жественного присутствия. Это укрепит нашу веру в приход Машиаха: «Ибо еще есть время для исполнения видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет, а если замедлит — жди его, ибо придет непременно, не опоздает»[34].
Говорит Абудерхем: «“לְהַעֲבִיר גִּלּוּלִים מִן הָאָרֶץ וְהָאֱלִילִים כָּרוֹת יִכָּרֵתוּן לְתַקֵּן עוֹלָם בְּמַלְכוּת שַׁדַּי” — “устранить истуканов с земли, и идолы будут окончательно истреблены, чтобы исправить мир в царстве Всемогущего” — когда нечистота пропадет с лица земли и Б-жественное присутствие вернется в исправленный мир». Тогда все человечество возликует, истинная радость охватит Творение и Б-жественное имя освятится перед глазами всего живого на земле. Все народы, от больших до малых, постигнут правду и обретут совершенную веру в то, что «Г-сподь, Б-г ваш, — Б-г на Небесах вверху и на земле внизу»[35]. Во всем мире раскроется истинная реальность, как это было у народа Израиля при Даровании Торы: «Тебе было дано видеть, дабы знать: Г-сподь — Б-г, нет другого, кроме Него»[36]. И тогда исполнится: «וְכָל בְּנֵי בָשָׂר יִקְרְאוּ בִשְׁמֶךָ לְהַפְנוֹת אֵלֶיךָ כָּל רִשְׁעֵי אָרֶץ» — «и всякая плоть воззовет к имени Твоему, чтобы обратить к Тебе всех нечестивцев земли». Все человечество восславит Творца, и Его имя освятится в высших и нижних мирах, что отражено в словах пророка: «וְהָיָה יְיָ לְמֶלֶךְ עַל כָּל הָאָרֶץ בַּיּוֹם הַהוּא יִהְיֶה יְיָ אֶחָד וּשְׁמוֹ אֶחָד» — «И будет Г-сподь Царем над всей землей, в тот день будет Г-сподь один и имя Его едино»[37]. Аризаль призывает произносить эти слова пророка с особо возвышенным намерением. Молитва «Алейну» завершается изречением самого мудрого из людей: «אַל תִּירָא מִפַּחַד פִּתְאֹם וּמִשֹּׁאַת רְשָׁעִים כִּי תָבֹא» — «Не бойся испуга внезапного и смуты нечестивых, когда придет»[38], — как это приводится в сидурах.
Аризаль говорил, что после утренней молитвы очень важно прочесть две главы Теилим: «מִזְמוֹר לְדָוִד יְיָ רֹעִי לֹא אֶחְסָר» — «Песнь Давида. Г-сподь — Пастырь мой, не будет у меня ни в чем нужды…»[39] и «אֶלֹהִים יְחָנֵּנוּ וִיבָרְכֵנוּ יָאֵר פָּנָיו אִתָּנוּ סֶלָה» — «Б-г помилует и благословит нас, явит нам Свое лицо…»[40] Абудерхем говорит о важности чтения этих двух восхвалений, особенно подчеркивая значимость 67-ой главы Теилим: «В некоторых общинах принято каждый день читать главу “אֶלֹהִים יְחָנֵּנוּ וִיבָרְכֵנוּ יָאֵר פָּנָיו אִתָּנוּ סֶלָה” — “Б-г помилует и благословит нас, явит нам Свое лицо…”[41], и она называется “Песнью Меноры”. Читающий ее ежедневно уподобляется зажигающему чистую Менору в Святом Храме и ощущает Б-жественное присутствие. В этой главе Теилим 7 стихов, соответственно 7-ми ветвям Меноры, и 49 слов, соответственно 49-ти завязям, цветкам и чашечкам на ее ветвях». И так сказано в книге Зоар:
«В час, когда Всевышний, благословен Он, спускается, чтобы поддержать небесные колесницы, все с радостью восклицают: “Б-г помилует и благословит нас, явит нам Свое лицо…”[42] Когда начинает дуть Северный ветер и спускается в нижний мир, творения провозглашают: “Знать на земле путь Твой, среди всех народов — спасение Твое”[43]. Когда звучит скрипка, струн которой касается Северный ветер, люди произносят: “Прославят Тебя народы, Б-г, прославят Тебя все народы”[44]. И когда царь Давид пробуждался в полночь для служения Г-споду, он изрекал: “Земля дала свой урожай; благословит нас Б-г, Б-г наш. Благословит нас Б-г, и склонятся перед Ним все края земли”[45], чтобы распространить в высях и внизу Б-жественное милосердие. Ведомый пророческим духом, царь Давид соединил вместе все эти святые стихи Писания и воспел их на скрипке, что привело к упрочению Б-жественного единства в высях и в нижнем мире» (Зоар, гл. Итро, стр. 67).
И хорошо, если человек прочтет «Пять Упоминаний» сразу же после молитвы, ибо о них тоже сказано: всякому, произносящему после молитвы «Пять Упоминаний», обещана доля в Грядущем мире. Конечно же их можно произносить в любое время, но лучше всего сделать это сразу же после молитвы. При упоминании заповеди стереть память об Амалеке необходимо прочувствовать сердцем, что Б-жественное присутствие пребывает в страдании, и обрести готовность к самопожертвованию в служении. А при упоминании того, как евреи гневили Всевышнего в пустыне, следует иметь намерение искупить грех золотого тельца и принять на себя служение Б-гу с готовностью к самопожертвованию.
С помощью Г-спода, избравшего нас из всех народов, мы закончили изучение Утренней молитвы. И я молю Сотворившего все словом Своим, дабы Он направил меня по праведной стезе, благословляю Его, и, завершив весь этот труд, воспою Песнь Его могуществу!
[1] Шмот 16:8.
[2] Теилим 145:16.
[3] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 5.
[4] Теилим, гл. 20.
[5] Теилим 20:2.
[6] Теилим 144:15.
[7] Теилим 20:7.
[8] Сота 49а.
[9] Тур, «Орах Хаим», гл. 132.
[10] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 132:1.
[11] Дварим 4:4.
[12] Маген Авраам, «Орах Хаим» 132:1.
[13] Теилим, гл. 20.
[14] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 3.
[15] Теилим, гл. 30.
[16] Теилим, гл. 86.
[17] Согласно нусаху Ашкеназ эту главу Теилим не читают в утренней молитве в миньяне. — Примечание переводчика.
[18] Теилим 86:4.
[19] Теилим 86:11.
[20] Теилим 86:13.
[21] Теилим 86:14.
[22] Теилим 86:16.
[23] Теилим 86:17.
[24] Там же.
[25] Теилим 27:14.
[26] Теилим 102:14.
[27] Шмот 30:34.
[28] Малахи 3:4.
[29] Йешаягу 54:13.
[30] Теилим 119:165.
[31] Теилим 122:7-9.
[32] Теилим 29:11.
[33] Брахот 64:1.
[34] Хавакук 2:3.
[35] Йеошуа 2:11.
[36] Дварим 4:35.
[37] Зехарья 14:9.
[38] Мишлей 3:25.
[39] Теилим, гл. 23.
[40] Теилим, гл. 67.
[41] Теилим, гл. 67.
[42] Теилим 67:2.
[43] Теилим 67:3.
[44] Теилим 67:4.
[45] Теилим 67:7-8.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»