Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Следующая часть «Стихов Восхваления» «הוֹדוּ לַיְיָ קִרְאוּ בִשְׁמוֹ» — «Благодарите Г-спода, взывайте к имени Его, повествуйте народам о деяниях Его»[1]. После того как в предыдущих главах книги мы говорили о важности правильного чтения, напомним о значимости размышления над смыслом слов. Следует быть внимательным в том, чтобы произносить их с восхищением сердца и иметь возвышенное намерение, соответствующее их смыслу. Пример этому мы находим в словах «הִתְהַלְלוּ בְּשֵׁם קָדְשׁוֹ יִשְׂמַח לֵב מְבַקְשֵׁי יְיָ» — «Восхвалите себя Его святым именем, возрадуется сердце ищущих Г-спода»[2], главным намерением при чтении которых является наше восхищение славой Творца.
Для разъяснения этого приведем пример о сыне, отец которого велик в Торе, в ее открытой и сокровенной части, чье сердце полно мудрости во всех областях знания, и никакая тайна не сокрыта от него. Он праведен, свят, чист, влиятелен и богат, и никто не сравнится с ним в его достоинствах, благодаря которым он стал царем всего мира. Можно представить, какую радость испытывает царский сын из-за того, что на всей земле нет человека, подобного его отцу. И, несомненно, он постоянно восхваляет его за славу, богатство, мудрость, праведность, могущество и возвышенные духовные качества.
И вот, мои братья и друзья, возлюбленные моей души, сын восхваляет отца, хотя все его свойства не обретены им лично, а были дарованы ему Творцом, Которому принадлежат величие, могущество и богатство. И тем не менее сын беспрестанно восхищается своим отцом. Так неужели мы не будем каждый час и миг прославлять нашего Создателя — источник всего возвышенного?!
И когда наступает «Время действовать во имя Г-спода…»[3], и мы произносим стихи Писания, прославляющие Всевышнего: «הִתְהַלְלוּ בְּשֵׁם קָדְשׁוֹ» — «Восхвалите себя Его святым именем, возрадуется сердце ищущих Г-спода»[4], то разве мы можем не восхвалять Б-га и наши сердца не наполнятся безграничной радостью оттого, что у нас есть такой Отец и Господин! И также в стихе Теилим «בַּיְיָ תִּתְהַלֵּל נַפְשִׁי» — «В Г-споде восхвалит себя душа моя…»[5] неужели мы прервем размышление о величии Творца, благословенно Его имя, и сразу же продолжим дальше? Как же человек не придет практически к полному устранению своей телесности из-за сильной радости от осознания величия Творца?! Ведь, не дай Б-г, будет полной ложью, если он произнесет «Восхвалите себя Его святым именем…»[6], «В Г-споде восхвалит себя душа моя…»[7], когда в его сердце отсутствует то, что он провозглашает своими устами. Суть восприятия духовного великолепия — радость в сердце, как сказано: «Вот он выходит навстречу тебе и увидит тебя, и радость в сердце его»[8]. Как не восхитится душа человека словами «…возрадуется сердце ищущих Г-спода»[9] и в особенности «זִכְרוּ נִפְלְאוֹתָיו אֲשֶׁר עָשָׂה מֹפְתָיו וּמִשְׁפְּטֵי פִיו» — «Помните Его чудеса, которые Он содеял, Его знамения и законы уст Его»[10], «הוּא יְיָ אֱלֹהֵינוּ בְּכָל הָאָרֶץ מִשְׁפָּטָיו» — «Он — Г-сподь, Б-г наш, на всей земле законы Его»[11], «שִׁירוּ לַיְיָ בָּרְכוּ שְׁמוֹ בַּשְֹּרוּ מִיּוֹם לְיוֹם יְשׁוּעָתוֹ» — «Пойте Г-споду, благословляйте имя Его, возвещайте изо дня в день спасение Его»[12], «סַפְּרוּ בַגּוֹיִם כְּבוֹדוֹ בְּכָל הָעַמִּים נִפְלְאוֹתָיו» — «Расскажите среди племен о славе Его, среди всех народов — о чудесах Его»[13], «כִּי גָדוֹל יְיָ וּמְהֻלָּל מְאֹד נוֹרָא הוּא עַל כָּל אֱלֹהִים» — «Ибо велик Г-сподь и прославлен весьма, страшен Он более всех могущественных»[14]. Конечно же, сердце человека не может не восхититься при произнесении этих слов и не наполниться радостью от постижения Б-жественности.
Для того чтобы слова «הָבוּ לַיְיָ כָּבוֹד וָעֹז» — «…воздайте Г-споду славу и мощь»[15], «הָבוּ לַיְיָ כְּבוֹד שְׁמוֹ» — «Воздайте Г-споду славу имени Его»[16] не звучали лживо, требуется мысленно подготовить себя к самопожертвованию во имя Небес, представляя свою гибель в этом нижнем мире, что приводит к прославлению великого имени, да будет Он благословен, в высших и нижних мирах, как уже было разъяснено в этой книге[17]. И, произнося «הִשְׁתַּחֲווּ לַיְיָ בְּהַדְרַת קֹדֶשׁ חִילוּ מִפָּנָיו כָּל הָאָרֶץ» — «Поклонитесь Г-споду в великолепии святости, трепещи перед Ним вся земля»[18], — необходимо испытать в сердце трепет перед Небесами, чтобы это тоже не выглядело ложью. А, произнося «אֵל נְקָמוֹת יְיָ אֵל נְקָמוֹת הוֹפִיעַ» — «Б-г возмездия, Г-сподь, Б-г возмездия — явись»[19], следует молиться о том, чтобы Всевышний отомстил за кровь еврейских мучеников в царствах народов мира, — об этом говорил Аризаль. И такое намерение приводит к большим исправлениям в высших мирах.
Глава Теилим «מִזְמוֹר לְתוֹדָה» — «Песнь при жертве благодарности»[20] является очень важным восхвалением, и его читают с большой радостью, как сказано: «עִבְדוּ אֶת יְיָ בְּשִׂמְחָה בֹּאוּ לְפָנָיו בִּרְנָנָה» — «Служите Г-споду с радостью, предстаньте перед Ним с ликованием»[21]. Мы учим это в Торе Моше рабейну, где говорится: «За то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, в радости и добросердечии при изобилии всего (случились с тобой все эти несчастья)»[22]. И поскольку я люблю толкования святой книги Зоар, то приведу еще одно повествование:
«Служащий Г-споду с любовью присоединяется к святости Грядущего мира… И если ты подумаешь, что служение в трепете не является столь важным, то это неверно. Оно очень значимо, однако не ведет в такие выси, как служение в любви, благодаря которому еврей поднимается и присоединяется к святости Грядущего мира. Счастлив он, и велика его доля!» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 216).
Если радость и служение в любви сочетаются с трепетом перед вознесенностью, то глубоко проникают в мышление и сердце человека. И так сказано в Тикуней Зоар:
«Что говорится о человеке, который не возносит свои молитвы, сравнимые с жертвоприношениями, в любви и трепете? — “Не благоволит Г-сподь простить его, но возгорится гнев Г-спода и ревность Его к тому человеку, и падет на него все проклятие, записанное в этой книге, и сотрет Г-сподь имя его из-под Небес”[23]. О том, чей голос при изучении Торы и в молитве звучит без трепета, сказано: “…и услышал Г-сподь, и воспылал гнев Его, и возгорелся среди них огонь Г-спода”[24]. Тора, изучаемая без трепета и любви, не поднимается в выси, и заповедь, исполненная без трепета и любви, не может вознестись и предстать перед Г-сподом» (Тикуней Зоар, гл. 6, стр. 23).
Необходимо быть очень внимательным в том, чтобы каждое слово молитвы исходило из уст в возвышенном трепете и сильной любви, и если кто-либо почувствовал, что произнес некое слово в молитве или благословении без надлежащего намерения и не из глубины сердца, то пусть повторит его заново. При произнесении стиха «דְּעוּ כִּי יְיָ הוּא אֱלֹהִים הוּא עָשָׂנוּ» — «Знайте, что Г-сподь — Он Б-г, Он создал нас…»[25] следует проявить готовность к самопожертвованию и принять царство Небес.
Далее сказано: «יְהִי כְבוֹד יְיָ לְעוֹלָם יִשְׂמַח יְיָ בְּמַעֲשָׂיו» — «Да будет слава Г-спода вовеки, возрадуется Г-сподь деяниям Своим»[26]. Восхитится сердце изучающего толкования этой главы «Стихов Восхваления» Аризалем, и он произнесет их с глубоким намерением. В этой главе восемнадцать стихов и упоминаний Б-жественного имени; 138 букв в соответствии с их числовым значением отражают святые имена и возвышенные качества. Но даже самый простой смысл этих слов пробуждает восхищение и радость в сердце благодаря величию Б-жественности и славе Его царства. И, произнося слова «כִּי יַעֲקֹב בָּחַר לוֹ יָהּ יִשְׂרָאֵל לִסְגֻלָּתוֹ» — «Ибо Яакова избрал Себе Г-сподь, Израиль — достоянием Своим»[27], следует с большой радостью в мыслях вознести благодарность за то, что Всевышний избрал нас в Свой святой удел.
Широко известно изречение наших мудрецов о значимости «Стихов Восхваления» «Ашрей»: «Сказал рабби Элазар от имени рабби Ханины: каждому, кто произносит три раза в день “תְּהִלָּה לְדָוִד” — “Восхваление Давида”[28], обещана доля в Грядущем мире»[29]. И также говорится: «Сказал рабби Йосей: да будет мой удел среди завершающих “Алель” каждый день»[30]. Речь идет о чтении «תְּהִלָּה לְדָוִד» — «Восхваление Давида»[31]. И это также приводит Тур[32]. Мои братья и друзья, конечно же, заверение святого Талмуда не относится к человеку, произносящему эти слова без возвышенного намерения и благодарности Всевышнему, бесчувственно повторяющему стихи и не задумывающемуся над их глубоким смыслом.
Мы должны радоваться тому, что Всевышний удостоил нас возможности пребывать во Дворце Царя мира и благословлять Его имя: «אַשְׁרֵי יוֹשְׁבֵי בֵיתֶךָ עוֹד יְהַלְלוּךָ סֶּלָה» — «Счастливы пребывающие в Доме Твоем, вечно будут они прославлять Тебя»[33]. Произнося «אַשְׁרֵי הָעָם שֶׁכָּכָה לּוֹ אַשְׁרֵי הָעָם שֱׁיְיָ אֱלֹהָיו» — «Счастлив народ, чей удел таков, счастлив народ, чей Г-сподь — Б-г»[34], следует с радостью в сердце благодарить Творца, удостоившего нас доли в его святом наследии — народе Израиля.
Стихи «תְּהִלָּה לְדָוִד אֲרוֹמִמְךָ אֱלוֹהַי הַמֶּלֶךְ וַאֲבָרְכָה שִׁמְךָ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Восхваление Давида: буду превозносить Тебя, Б-г мой, Царь, и благословлять Твое имя во веки веков»[35] и «בְּכָל יוֹם אֲבָרְכֶךָּ וַאֲהַלְלָה שִׁמְךָ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Всякий день буду благословлять Тебя и прославлять имя Твое во веки веков»[36] призывают нас возвышать, благословлять и восхвалять великое имя все дни нашей жизни. Поэтому каждый должен быть очень внимателен, чтобы, не дай Б-г, не оказалось, что он произносит ложь. И после этого читают следующий стих: «גָּדוֹל יְיָ וּמְהֻלָּל מְאֹד וְלִגְדֻלָּתוֹ אֵין חֵקֶר» — «Велик Г-сподь, и безгранична слава Его, величие Его непостижимо»[37].
Необходимо с радостью в сердце задуматься о величии Творца, проявляющемся в Сотворении высших миров, недоступных восприятию человека, безграничных и беспредельных: «גָּדוֹל יְיָ וּמְהֻלָּל מְאֹד וְלִגְדֻלָּתוֹ אֵין חֵקֶר» — «Велик Г-сподь, и безгранична слава Его, величие Его непостижимо»[38]. Все они восхваляют Его величие и великолепие, как уже разъяснялось в этой книге[39]. При чтении этих стихов главным намерением должно быть восхваление Творца согласно их смыслу. И я разъясню некоторые из них.
Произнося «הֲדַר כְּבוֹד הוֹדֶךָ וְדִבְרֵי נִפְלְאֹתֶיךָ אָשִׂיחָה וֶעֱזוּז נוֹרְאֹתֶיךָ יֹאמֵרוּ וּגְדֻלָּתְךָ אֲסַפְּרֶנָּה» — «Поведаю о великолепии славы Твоей и о чудесных деяниях Твоих. О могуществе грозных свершений Твоих будут говорить и о величии Твоем я расскажу»[40], нужно иметь в виду комментарий Раши: «Человек должен постоянно рассказывать о славе, сокровенных чудесах и величии нашего Создателя и Творца, да будет Он благословен»[41].
Произнося «טוֹב יְיָ לַכֹּל וְרַחֲמָיו עַל כָּל מַעֲשָׂיו» — «Добр Г-сподь к каждому, и милосердие Его ко всем созданиям Его»[42], хорошо вознести трепетную молитву с просьбой о том, чтобы Г-сподь проявил милосердие к Общине святого народа и направил наши сердца к служению Ему, дабы, не дай Б-г, «…не был отторгнут от Него отверженный»[43]. В эту молитву также правильно включить тех, кто не здоров в наших семьях, и других больных в народе Израиля, чтобы Всевышний даровал им полное исцеление. Требуется принять на себя обязательство поведать своим сыновьям и всем людям о Б-жественном могуществе и величии Его царства: «לְהוֹדִיעַ לִבְנֵי הָאָדָם גְּבוּרֹתָיו וּכְבוֹד הֲדַר מַלְכוּתוֹ» — «Возвестить сыновьям человека о Его могуществе и славе великолепия Его царства»[44].
Произнося «סוֹמֵךְ יְיָ לְכָל הַנֹּפְלִים וְזוֹקֵף לְכָל הַכְּפוּפִים» — «Поддерживает Г-сподь всех падающих и выпрямляет всех согбенных»[45], испытывают большую радость в сердце оттого, что Творец поддержит Свое Б-жественное присутствие, называемое «סֻכַּת דָּוִד הַנּוֹפֶלֶת» — «Сукка Давида падающая», и убережет ее от падения в будущем. Пусть обратится в молитве, чтобы это произошло вскоре, в наши дни. И правильно сразу же принять на себя готовность пожертвовать собой во имя святого Б-жественного присутствия, чтобы ускорить его возвращение из изгнания.
Далее сказано: «עֵינֵי כֹל אֵלֶיךָ יְשַׂבֵּרוּ וְאַתָּה נוֹתֵן לָהֶם אֶת אָכְלָם בְּעִתּוֹ» — «Глаза всех к Тебе в надежде обращены, и Ты даешь им пишу в надлежащее время»[46] и «פּוֹתֵחַ אֶת יָדֶךָ וּמַשְׂבִּיעַ לְכָל חַי רָצוֹן» — «Открываешь Ты руку Свою и насыщаешь всех живых благоволением»[47]. Еврей должен испытать большую радость в сердце: могущество Г-спода! Пусть задумается: «Кто как Г-сподь, Б-г наш, восседающий высоко. Склоняется, чтобы видеть на Небесах и на земле»[48]. Б-жественное Провидение обращено ко всем творениям. Он кормит, заботится и поддерживает все живое — от рогатых буйволов до личинок вшей, — даруя каждому все необходимое в нужное время. В этом раскрывается величайшее могущество Г-спода!
И в завершении: «תְּהִלַּת יְיָ יְדַבֶּר פִּי וִיבָרֵךְ כָּל בָּשָׂר שֵׁם קָדְשׁוֹ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Хвалу Г-споду изрекут мои уста, и благословлять будет всякая плоть Его святое имя во веки веков»[49]. Произнося эти строки, следует молиться о том, чтобы слава Всевышнего раскрылась вскоре, в наши дни, с приходом Машиаха, все вместе мы бы служили Ему, и все народы осознали, что царство принадлежит Г-споду. Мои братья и друзья, каждому молящемуся очень важно иметь все эти приведенные выше намерения, что, несомненно, доставляет радость нашему Создателю и Творцу.
В начале и в конце глав «Стихов Восхваления» десять раз приводится слово «הַלְלוּיָהּּ» — «Восхвалите Г-спода!» Его необходимо изречь размеренно с восхищением и вдохновением, имея в виду его смысловое значение, и испытывать радость оттого, что у нас есть Б-г, Которого подобает прославлять и восхвалять всеми словами, приведенными в этих главах Теилим. Восхваление «הַלְלוּיָהּּ» более значимо, чем все остальные, поскольку содержит в себе Б-жественное имя. Об этом говорится в Талмуде: «Сказал рабби Йеошуа бен Леви: десять видов восхваления приводятся в Теилим: правление, напев, размышление, стих, песнь, счастье, прославление, молитва, благодарность, восхваление Г-спода — и оно более значимое, чем все остальные, поскольку включает в себя и прославление, и Б-жественное имя»[50]. И так сказано в книге Зоар:
«Начал рабби Элазар и сказал: “Восхвалите Г-спода! Благодарить Г-спода буду всем сердцем в тайне прямодушных в Общине”[51]. Мы учили, и на это указали наши товарищи, и в том истина, что восхваление “הַלְלוּיָהּּ” превосходит все песни и прославления, изреченные царем Давидом во всех своих десяти восхвалениях, поскольку включает в себя имя Г-спода и Его прославление. И в этом суть высшего Четырехбуквенного имени» (Зоар, гл. Трума, стр. 173).
Десять «הַלְלוּיָהּּ» — «Восхвалите Г-спода!» в «Стихах Восхваления» осуществляют важное исправление в высших мирах. И так сказано в книге Зоар:
«Утром человек пробуждается, принимает на себя царство Небес и возносит восхваление десятью словами “הַלְלוּיָהּּ” — “Восхвалите Г-спода!” соответственно десяти “сфирот” святого Б-жественного имени» (Зоар, гл. Бемидбар, стр. 120).
И далее книга Зоар выделяет слова «הַלְלוּיָהּּ» — «Восхвалите Г-спода!» из числа всех благодарностей и восхвалений:
«Все таинства восхвалений и слова “הַלְלוּיָהּּ” — “Восхвалите Г-спода!”» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 202).
В главе Теилим «הַלְלוּיָהּ הַלְלִי נַפְשִׁי אֶת יְיָ» — «Восхвалите Г-спода! Восславь, душа моя, Г-спода»[52] содержится повеление душе вознести восхваление и благодарность Всевышнему, и ее следует произносить с большим воодушевлением. Словами «אֲהַלְלָה יְיָ בְּחַיָּי אֲזַמְּרָה לֵאלֹהַי בְּעוֹדִי» — «Восхвалять буду Г-спода при жизни моей, воспевать Б-га моего, пока существую»[53] еврей должен все дни своей жизни с сильнейшей радостью прославлять Всевышнего, чтобы произносимое его устами обрело истину в сердце, и он не изрек перед Ним ложь, о чем мы говорили выше. А при произнесении стиха «אַשְׁרֵי שֶׁאֵל יַעֲקֹב בְּעֶזְרוֹ שִׂבְרוֹ עַל יְיָ אֱלֹהָיו» — «Счастлив тот, кому Б-г Яакова в помощь, чья надежда на Г-спода, Б-га его»[54] согласно книге Зоар необходимо наполнить свое сердце готовностью служить Творцу даже в том, что тяжело для тела. Дурное побуждение противодействует таким аспектам служения, как очищение в микве, приумножение постов и в особенности трепетной молитве. И так об этом сказано в святой книге Зоар: «В качестве слова “упование” здесь используется “שִׂבְרוֹ”, а не “תקותו” или “בטחונו”, что подчеркивает — “שִׁבְרוֹ” — праведники сокрушают свое дурное побуждение, восходя с одной ступени на другую, как сказано: “Ведь за Тебя мы убиваемы всякий день, ведомы, как овцы, на заклание”[55] и “Ибо за Тебя я несу посрамление, стыд покрыл мое лицо”[56]»[57].
В прославлениях «יְיָ פֹּקֵחַ עִוְרִים» — «Г-сподь, дарующий зрение слепым»[58] и «יְיָ זוֹקֵף כְּפוּפִים» — «Г-сподь, выпрямляющий согбенных»[59] необходимо иметь то же намерение, что и во время утренних благословений, и быть готовым к самопожертвованию во имя Небес. Произнося стих «יִמְלֹךְ יְיָ לְעוֹלָם אֱלֹהַיִךְ צִיּוֹן לְדֹר וָדֹר הַלְלוּיָהּ» — «Царствовать будет Г-сподь вовек, Б-г твой, Цийон, из рода в род. Восхвалите Г-спода!», пусть сильно возрадуется тому, что никому не была раскрыта Б-жественность, кроме нас — святого народа Израиля, как сказано: «Б-г твой, Цийон», а также тому, что Б-жественность никогда не будет от нас сокрыта.
При чтении главы «הַלְלוּיָהּ כִּי טוֹב זַמְּרָה אֱלֹהֵינוּ» — «Восхвалите Г-спода! Ибо хорошо воспевать Б-га нашего»[60] следует преисполниться радости и благодарить Всевышнего всем сердцем за то, что Он удостоил нас возможности восхвалять Его имя. В стихе «הָרֹפֵא לִשְׁבוּרֵי לֵב וּמְחַבֵּשׁ לְעַצְּבוֹתָם» — «Он исцеляет сокрушенных сердцем, залечивает раны опечаленных»[61] правильно также иметь в виду толкование Талмуда: «Этот стих указывает на воскрешение мертвых»[62]. Следует преисполниться радости как при завершении утреннего благословения «אֱלֹהַי נְשָׁמָה» — «Б-г мой, душа, которую Ты дал мне, — чиста», и подумать: могущество Г-спода! И дальше: «מוֹנֶה מִסְפָּר לַכּוֹכָבִים לְכֻלָּם שֵׁמוֹת יִקְרָא» — «Он ведет счет звездам, каждой из них имя нарекает»[63] и «גָּדוֹל אֲדוֹנֵינוּ וְרַב כֹּחַ לִתְבוּנָתוֹ אֵין מִסְפָּר» — «Велик наш Господин, сила Его безгранична, разумение Его неизмеримо»[64], мы ощущаем с большой радостью: могущество Г-спода! И хотя бесчисленны звезды, Он пересчитывает их и знает их количество. И так сказано в книге Зоар:
«“Он ведет счет звездам, каждой из них имя нарекает”[65]. — Если все человечество со дня Сотворения мира соберется вместе, оно не сможет определить количество звезд, как сказано: “Взгляни на Небеса и посчитай звезды! Можешь ли счесть их?”[66] А Всевышний, благословен Он, в Своей неохватной мудрости пересчитывает звезды и нарекает им имена: “Вознесите глаза ваши и посмотрите, Кто сотворил это? Кто выводит по счету их воинство, всех по имени называет…”[67] Все Воинства, станы и звезды Всевышний выводит по одному и нарекает им имена…» (Зоар, гл. Трума, стр. 171).
И каждый, несомненно, должен восхититься и возрадоваться в сердце из-за величия Б-жественности. В стихе «רוֹצֶה יְיָ אֶת יְרֵאָיו אֶת הַמְיַחֲלִים לְחַסְדּוֹ» — «Благоволит Г-сподь к трепещущим перед Ним, к уповающим на милость Его»[68] говорится о возвращении Б-жественного присутствия из изгнания и приходе Машиаха, и очень важно испытать к этому сильное стремление. Сердце должно преисполниться радости от восприятия Б-жественности: «שַׁבְּחִי יְרוּשָׁלִַם אֶת יְיָ הַלְלִי אֱלֹהַיִךְ צִיּוֹן» — «Славь Г-спода, Иерусалим, хвали Б-га твоего, Цийон»[69]. При чтении слов «יִשְׁלַח דְּבָרוֹ וְיַמְסֵם יַשֵּׁב רוּחוֹ יִזְּלוּ מָיִם» — «Пошлет слово — и все растает, повеет ветром — и потекут воды»[70] правильно задуматься: зимой вся земля покрывается снегом и льдом, замерзают потоки вод, и в один миг исполняется слово Б-га, и затем льды тают, как воск, превращаясь в полноводные реки. Могущество Г-спода! Могущество Г-спода раскрывается в этом! А произнося стих Теилим «מַגִּיד דְּבָרָו לְיַעֲקֹב חֻקָּיו וּמִשְׁפָּטָיו לְיִשְׂרָאֵל» — «Возвещает слова Свои Яакову, повеления и законы Свои Израилю»[71], следует наполнить сердце радостью оттого, что Всевышний избрал нас — святой народ — в Свой удел и даровал нам святую Тору с Его повелениями и законами, чего Он не содеял для других народов.
Главу Теилим «הַלְלוּיָהּ הַלְלוּ אֶת יְיָ מִן הַשָּׁמַיִם הַלְלוּהוּ בַּמְּרוֹמִים» — «Восхвалите Г-спода! Восхвалите Г-спода в Небесах, восхвалите Г-спода в высях!»[72] произносят с еще большим восхищением сердца, поскольку она является основой «Стихов Восхваления» согласно комментарию Раши на Талмуд[73]. В ней содержатся тайны высших сокрытых миров, как известно изучающему книгу Зоар и Писания Аризаля. Человек, пребывающий в этом нижнем мире, призывает высшие святые миры восхвалять и прославлять бесконечного Творца, да будет благословенно Его имя, и потому слово «הַלְלוּהוּ» — «восхвалите» приводится в повелительном наклонении. Произнося «חָק נָתַן וְלֹא יַעֲבוֹר» — «закон незыблемый установил для них»[74], следует с огромной радостью восхититься: могущество Г-спода! Ведь все составляющие Творения никогда не изменяют задачи, определенной для них Творцом! Необходимо задуматься над сотворением мира и ощутить всем сердцем: могущество Г-спода! А в стихе «הַלְלוּ אֶת יְיָ מִן הָאָרֶץ» — «Восхвалите Г-спода с земли…»[75] человек повелевает всем нижним творениям восхвалять Творца, да будет Он благословен. Слова «וַיָּרֶם קֶרֶן לְעַמּוֹ תְּהִלָּה לְכָל חֲסִידָיו לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל עַם קְרֹבוֹ הַלְלוּיָהּ» — «И укрепит Он мощь народа Своего, во славу всех благочестивых Его, сынов Израиля, народа, близкого к Нему. Восхвалите Г-спода!»[76] должны восхитить сердце человека, дабы он вознес благодарность за избрание Всевышним народа Израиля в Свой наследный удел.
Читая главу «Стихов Восхваления» «הַלְלוּיָהּ שִׁירוּ לַיְיָ שִׁיר חָדָשׁ» — «Восхвалите Г-спода! Вознесите Г-споду Песнь новую…»[77], «יִשְׂמַח יִשְׂרָאֵל בְּעֹשָׂיו בְּנֵי צִיּוֹן יָגִילוּ בְמַלְכָּם» — «Возрадуется Израиль Создателю своему, возликуют сыны Цийона о Царе своем»[78], следует почувствовать большую радость в сердце из-за того, что у нас великий, могучий и грозный Б-г, дабы мы не произносили ложное. Восхищение сердца приводит нас к готовности пожертвовать собой во имя Г-спода, и пусть каждый представит свою смерть, проявляя любовь к Создателю и Творцу.
В главе «הַלְלוּיָהּ הַלְלוּ אֵל בְּקָדְשׁוֹ הַלְלוּהוּ בִּרְקִיעַ עֻזּוֹ» — «Восхвалите Г-спода! Восхвалите Г-спода в святости Его, восхвалите в небесных сводах могущество Его!»[79] требуется испытать большую радость, ибо согласно комментарию Раши она — одна из важнейших частей «Стихов Восхваления». В словах «הַלְלוּהוּ בִגְבוּרֹתָיו» — «Восхвалите силы Его…»[80] нужно с большой радостью иметь намерение возвестить о могуществе Г-спода, проявляющемся каждое мгновение также в нижнем мире. А, произнося «הַלְלוּהוּ כְּרֹב גֻּדְלוֹ» — «…восхвалите согласно величию Его»[81], пусть с ликованием сердца задумается над вознесенностью бесчисленных сотворенных миров, восхваляющих своего Творца.
Стихи Теилим «בָּרוּךְ יְיָ לְעוֹלָם אָמֵן וְאָמֵן» — «Благословен Г-сподь вовеки! Амен и Амен!»[82] должны привести в восхищение сердце человека, переполнив его большой радостью от восприятия Б-жественности. А при чтении слов «וְיִמָּלֵא כְבוֹדוֹ אֶת כָּל הָאָרֶץ» — «И наполнится славой Его вся земля…»[83] следует всем сердцем ощутить сильное страдание оттого, что из-за множества наших грехов оскверняется в изгнании Б-жественная слава. И мы должны незамедлительно проявить готовность к самопожертвованию, представив один из видов смерти с намерением освятить возвышенное имя во всех мирах. После этого произносят «Амен и Амен!», стараясь обрести в глубинах сердца желание, чтобы слава Г-спода наполнила всю землю и Его великое имя возвысилось и освятилось во всех мирах.
Стихи Писания «וַיְבָרֶךְ דָּוִיד» — «И благословил Давид Г-спода…»[84] являются очень важным благословением, отражающим Б-жественность и правление Всевышнего в мирах, в которых Он поддерживает жизнь. Произнося восхваления «לְךָ יְיָ הַגְּדֻלָּה וְהַגְּבוּרָה וְהַתִּפְאֶרֶת וְהַנֵּצַח וְהַהוֹד כִּי כֹל בַּשָּׁמַיִם וּבָאָרֶץ לְךָ יְיָ הַמַּמְלָכָה וְהַמִּתְנַשֵּׂא לְכֹל לְרֹאשׁ» — «Тебе, Г-сподь, величие и могущество, и великолепие, и вечность, и слава, ибо все на Небесах и на земле, Тебе, Г-сподь, царство, и Ты вознесен над всем»[85], очень важно выдерживать паузы между словами и наполнить радостью сердце, ибо в этом стихе царь Давид перечислил высшие Б-жественные качества, что известно изучающему первоисточники. А словами «וּבְיָדְךָ לְגַדֵּל וּלְחַזֵּק לַכֹּל» — «…и в Твоей власти возвеличить и укрепить каждого»[86] мы возносим трепетную молитву, чтобы Г-сподь укрепил сердца всего народа Израиля в служении Ему. Стих Писания «וְעַתָּה אֱלֹהֵינוּ מוֹדִים אֲנַחְנוּ לָךְ וּמְהַלְלִים לְשֵׁם תִּפְאַרְתֶּךָ» — «И ныне, Б-г наш, мы благодарим Тебя и восхваляем имя великолепия Твоего»[87] произносят размеренно и наполняют сердце радостью из-за величия Б-жественности, поскольку Он избрал нас — святой народ — в Свой удел и наследие благодарить и восхвалять Его. Произнося «אַתָּה הוּא יְיָ לְבַדֶּךָ אַתָּה עָשִׂיתָ אֶת הַשָּׁמַיִם שְׁמֵי הַשָּׁמַיִם וְכָל צְבָאָם הָאָרֶץ וְכָל אֲשֶׁר עָלֶיהָ הַיַּמִּים וְכָל אֲשֶׁר בָּהֶם» — «Ты, Г-сподь, един, Ты сотворил Небеса, Небеса Небес и все их воинство, землю, и все, что на ней, моря и все, что в них»[88], мы принимаем на себя самопожертвование, мысленно представив один из видов смерти, провозглашая свою веру в Б-жественное единство. Необходимо обрести намерение: «Я верю полной и истинной верой, что Ты сотворил безмерные бесчисленные высшие миры» и возрадоваться Б-жественности, произнося эти слова до Песни у моря.
И вот, прежде чем завершить разъяснение «Стихов Восхваления», я попытаюсь привести в восхищение сердца людей, раскрыв им намерение, которое нужно иметь при чтении Песни у моря. Ей посвящены многие повествования святой книги Зоар, из которых следует, что она искупает грехи человека. И так об этом сказано в книге Зоар:
«Каждый еврей, ежедневно с глубоким намерением произносящий Песнь у моря, удостоится возносить ее в Грядущем мире, ибо она — основа и этого, и Грядущего мира, в ней отражена суть веры и говорится о днях Машиаха. “Тогда вознесут Моше и сыновья Израиля эту Песнь Г-споду…”[89] — Она будет звучать во всех поколениях и не забудется никогда. И каждый, кто будет воспевать ее в этом мире, удостоится возносить ее в мире Грядущем в дни Машиаха к радости Всевышнего, благословен Он. Она будет звучать в Святой Земле, когда в ней проживает еврейский народ, в изгнании и при Избавлении Израиля в Грядущем мире» (Зоар, гл. Бешалах, стр. 54).
И так сказано в книге Зоар:
«После завершения “Стихов Восхваления” царя Давида возносят Песнь у моря… И это очень важное восхваление, поэтому в него необходимо вложить всю душу. Каждый, кто воспевает ее в этом мире, удостоится увидеть Машиаха в царской короне, опоясанным его оружием» (Зоар, гл. Трума, стр. 131).
И так сказано в книге Зоар:
«Каждый, кто с радостью рассказывает об Исходе из Египта, возрадуется Б-жественному присутствию в Грядущем мире. И это — всеобъемлющая радость, связывающая его с Всевышним, благословен Он, Который радуется его рассказу. В тот час Он обращается к небесным ангелам: “Послушайте рассказ моих сыновей, которым они восхваляют Меня, и возрадуйтесь грядущему Избавлению” (Зоар, гл. Бо, стр. 40).
В разъяснении Пасхальной Агады я приведу полностью это повествование книги Зоар[90].
Ваши глаза видят все эти изречения, истина проложит себе путь, и мышление засвидетельствует, что вознесение Песни и восхваление Всевышнего бессмысленны, если изрекаются лишь устами, когда сердце далеко от благодарности Творцу за чудесное спасение святого народа у моря при Исходе из Египта и проявление Его могущества, выходящего за рамки законов природы, когда Всевышний, благословен Он, явил нашим отцам Свою славу и величие. Ежедневное произнесение Песни у моря имеет значение, только если служит постоянным напоминанием о Б-жественной мощи, чудесах и знамениях, явленных святому народу Израиля в Египте и у моря.
Рассказывая об Исходе из Египта, следует ликовать произошедшему тогда раскрытию Творца перед народом Израиля, восхвалять и благодарить Г-спода, как разъясняется в книге Зоар. Каждый еврей, с глубоким намерением произносящий эту Песнь, удостаивается большого блага, и в нее необходимо вложить всю душу. Наделенный мудростью и пониманием при вознесении этой Песни должен проникнуться искренним намерением и из глубины сердца благодарить Избавителя в соответствии со смыслом каждого стиха Торы, повествующего о произошедшем спасении. Например, изрекая «וַיּוֹשַׁע יְיָ בַּיּוֹם הַהוּא אֶת יִשְׂרָאֵל מִיַּד מִצְרָיִם וַיַּרְא יִשְׂרָאֵל אֶת מִצְרַיִם מֵת עַל שְׂפַת הַיָּם» — «И спас Г-сподь в тот день Израиль от рук Египта, и увидел Израиль египтян мертвыми на берегу моря»[91] и «וּבְרוּחַ אַפֶּיךָ נֶעֶרְמוּ מַיִם נִצְּבוּ כְמוֹ נֵד נֹזְלִים קָפְאוּ תְהֹמֹת בְּלֶב יָם» — «От гневного дыхания Твоего взгромоздились воды, встали стеной потоки, застыли пучины в глубине моря»[92], необходимо глубоко задуматься: могущество Г-спода! Могущество Г-спода! Приводится в первоисточниках: произнося эти стихи Торы, следует представить, как будто ты сам вышел из Египта, стоишь на берегу моря и возносишь Песнь Всевышнему вместе с Общиной Израиля. Тогда в твоем сердце, несомненно, разгорится пламя радости и благодарности Творцу.
Теперь вернемся к главному: чтобы в памяти человека навсегда сохранилось избавление Израиля, пусть размышляет при чтении рассказа о Б-жественных чудесах и знамениях: я благодарю и восхваляю Тебя за спасение, да будет вознесено Твое имя. И пусть задумается: могущество Г-спода! Могущество Г-спода!
[1] Йешаягу 12:4.
[2] Теилим 105:3.
[3] Теилим 119:126.
[4] Теилим 105:3.
[5] Теилим 34:3.
[6] Теилим 105:3.
[7] Теилим 34:3.
[8] Шмот 4:14.
[9] Теилим 105:3.
[10] Теилим 105:5.
[11] Теилим 105:7.
[12] Теилим 96:2.
[13] Теилим 96:3.
[14] Теилим 96:4.
[15] Теилим 96:6.
[16] Теилим 96:7.
[17] Основа и корень служения, Первые врата, гл. 11.
[18] Теилим 96:9.
[19] Теилим 94:1.
[20] Теилим, гл.100.
[21] Теилим 100:2.
[22] Дварим 28:47.
[23] Дварим 29:19.
[24] Бемидбар 11:1.
[25] Теилим 100:3.
[26] Теилим 104:31.
[27] Теилим 135:4.
[28] Теилим, гл. 145.
[29] Брахот 4а.
[30] Шаббат 118б.
[31] Теилим, гл. 145.
[32] Тур, «Орах Хаим», гл. 51.
[33] Теилим 84:5.
[34] Теилим 144:15.
[35] Теилим 145:1.
[36] Теилим 145:2.
[37] Теилим 145:3.
[38] Теилим 145:3.
[39] Основа и корень служения, Первые врата, гл.2.
[40] Теилим 145:5-6.
[41] Раши, там же.
[42] Теилим 145:9.
[43] Шмуэль (II) 14:14.
[44] Теилим 145:12.
[45] Теилим 145:14.
[46] Теилим 145:15.
[47] Теилим 145:16.
[48] Теилим 113:5-6.
[49] Теилим 145:21.
[50] Псахим 114а.
[51] Теилим 111:1.
[52] Теилим, гл. 146.
[53] Теилим 146:2.
[54] Теилим 146:5.
[55] Теилим 44:23.
[56] Теилим 69:8.
[57] Зоар, гл. Вайакэль, стр. 198.
[58] Теилим 146:8.
[59] Там же.
[60] Теилим, гл. 147.
[61] Теилим 147:3.
[62] Брахот 49а.
[63] Теилим 147:4
[64] Теилим 147:5.
[65] Теилим 147:4
[66] Берешит 15:5.
[67] Йешаягу 40:26.
[68] Теилим 147:11.
[69] Теилим 147:12.
[70] Теилим 147:18.
[71] Теилим 147:19.
[72] Теилим, гл. 148.
[73] См. Раши, Шаббат 118б.
[74] Теилим 148:6.
[75] Теилим 148:7.
[76] Теилим 148:14.
[77] Теилим, гл. 149.
[78] Теилим 149:2.
[79] Теилим, гл. 150.
[80] Теилим 150:2.
[81] Там же.
[82] Теилим 89:53.
[83] Теилим 72:19.
[84] Диврей Аямим (I) 29:10-13.
[85] Диврей Аямим (I) 29:11.
[86] Диврей Аямим (I) 29:12.
[87] Диврей Аямим (I) 29:13.
[88] Нехемья 9:6.
[89] Шмот 15:1.
[90] Основа и корень служения, Девятые врата, гл. 6.
[91] Шмот 14:30.
[92] Шмот 15:8.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего