Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вознесение рук в молитве, Произнесение слов на святом языке, Теилим царя Давида.

Третьи Врата

«שַׁעַר הַשִּׁיר» — «Врата Песни»

Этот раздел содержит в себе «פסוקי דזימרה» — «Стихи восхваления», начиная с «בָּרוּךְ שֶׁאָמַר וְהָיָה הָעוֹלָם» — «Благословен Тот, по слову Которого возник мир…», включая Песнь у моря, и завершается благословением перед «Шма Исраэль» «יוֹצֵר אוֹר» — «создающий свет», поэтому он назван «Врата Песни», и в нем разъясняется значимость вознесения рук в молитве, восхвалении и прославлении, говорится о правильном произнесении букв и слов на святом языке и о смысле «Стихов восхваления».

Глава 1. Вознесение рук в молитве

Прежде чем ступить во врата изучения «Стихов восхваления», давайте представим великолепие служения, все детали исполнения воли Творца, значимость вознесения рук в молитве, благодарности и восхвалении Его имени. Это служение имеет безграничную важность, как разъясняется в святой книге Зоар:

«“Мудрость придает мудрому больше силы, чем десять правителей города”[1] — десять ангелов, назначенных в высях для принятия молитвы и благословения возносящих руки и придающих им силы почитать святого Г-спода. Эти десять ангелов принимают благословения в высях и передают их вниз молящимся с вознесением рук, как сказано: “И возложат имя Мое на сынов Израиля, и Я их благословлю”[2]. Следует быть внимательным в том, чтобы возносить руки только в час молитвы или произнесения благословения, и не делать этого впустую, поскольку при вознесении рук десять ангелов испытывают особое воодушевление, но если это происходит понапрасну, то они подвергают человека 248-ми проклятиям, как сказано: “И он любил проклятие — и оно настигнет его, и не желал благословения — и оно оставит его”[3]. И тогда руки обволакивает нечистота, пребывающая в местах опустошения, куда не нисходит благословение: “И сказал Авраам царю Сдома: я возношу руку мою к Г-споду, Б-гу Всевышнему, Владыке Небес и земли”[4]. Речь идет о молитве Авраама.

В вознесении рук сокрыты высшие тайны, ибо так человек выражает свое почтение к Всевышнему, объединяя таинство Десяти речений, которыми сотворен мир, и благословляя Святого Царя должным образом. Трепетная молитва раскрывает тайны внутренних и внешних колесниц, благословляя святое имя и объединяя все Творение в высях и внизу. И тогда «Ситра ахра» подчиняется и смиряется перед святым Царем» (Зоар, гл. Итро, стр. 67).

Мои братья и друзья, разве можно не восхититься этим великим служением, которое к тому же легко осуществить. Безгранична его значимость, ведь благодаря ему все высшие святые миры объединяются и освящаются, а «Ситра ахра» склоняется, и оголяется ее скверна. Тогда освобождается от нечистоты святое имя, как разъясняется в приведенном выше повествовании святой книги Зоар. И это в дополнение к чудесной награде человеку, возносящему руки в молитве и благодарности.

Однако нужно быть внимательным в том, чтобы локти были прижаты к телу, а руки не соприкасались между собой и возносились одновременно, будучи на небольшом расстоянии одна от другой, и об этом тоже говорится в святой книге Зоар[5]. Там рассказывается, что в момент вознесения правая рука должна быть немного выше левой. А не во время молитвы, восхваления и благодарности человеку не следует возносить свои руки, и можно увидеть собственными глазами, сколь сурово наказание за это. Однако в молитве нельзя пренебрегать этим важным аспектом служения, ибо намерение Творца при Сотворении человека в этом мире заключалось в том, чтобы он исполнял Его волю и доставлял Ему радость. Царь Шломо, благословенной памяти, изрек в своей мудрости: «Все, что может рука твоя, в меру сил твоих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в Преисподней, куда ты следуешь»[6].

Глава 2. Произнесение слов на святом языке

В предыдущей главе мы говорили о вознесении рук. Добавим к этому главу о точности произнесения слов в молитве, благословении и благодарности. Все слова должны быть совершенными, с четким разделением между ними, чтобы они не сливались вместе, и это приводят Тур и Шульхан Арух[7]. Также четко необходимо произносить «Стихи восхваления». И добавляет Рама: «В этом следует быть внимательным и при изучении Танаха»[8]. Неотчетливо произнесенное слово не влияет на мироздание, не поднимается ввысь согласно воле Всевышнего, благословен Он, и вообще не воспринимается как слово. Иногда, будучи искаженным, оно, не дай Б-г, утрачивает весь свой смысл, обретает совсем другое значение и становится богохульством и святотатством, как разъясняется в святой книге Зоар:

«Слова молитвы и Священного Писания необходимо произносить в цельности, но не скомканно и искаженно, ибо тогда они утрачивают весь свой смысл» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 246).

И так об этом говорит книга Зоар:

«Слова молитвы должны быть совершенными, но если они исковерканные и искаженные, то об этом сказано: “Мясо еще у них меж зубов, прежде чем прожевано было, а гнев Г-спода воспылал на народ…”[9]» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 236).

Видя это предостережение книги Зоар, человек, несомненно, устрашится, и его волосы встанут дыбом от ужаса из опасения, что, не дай Б-г, он неподобающим образом произносит слова в молитве и при изучении Торы.

Для пользы людей моего уровня я раскрою в этой главе главные недостатки, встречающиеся в речи людей. Сказали наши мудрецы: «Учил рав Овадья: “וְלִמַּדְתֶּם” “и будете учить” — “תָם וְלִמַּדְ” — ваша речь должна быть цельной, с отчетливыми интервалами между словами. Раба приводил следующие примеры, где следует быть особенно аккуратным: “עַל לְבָבֶךָ” — “на сердце твоем”, “עַל לְבַבְכֶם” — “на сердцах ваших”, “בְּכָל לְבַבְכֶם” — “всеми сердцами”, “עֵשֶׂב בְּשָׂדְךָ” — “трава на поле”, “וַאֲבַדְתֶּם מְהֵרָה” — “и пропадете вскоре”, “הַכָּנָף פְּתִיל” — “на краю голубую нить”, “אֶתְכֶם מֵאֶרֶץ” — “вас из земли”[10]»[11]. А Тосафот добавляют: «Произнося “וְחָרָה אַף” — “и поднимется гнев”, “וּרְאִיתֶם אֹתוֹ” — “и увидите его”, “וּזְכַרְתֶּם אֶת” — “и вспомните…”, “וַעֲשִׂיתֶם אֶת” — “и исполните”, необходимо сделать ощутимую паузу между словами, чтобы они не слились воедино»[12]. Этот закон приводят Тур и Шульхан Арух: «Важное правило сформулировали нам специалисты в грамматике святого языка: между каждым словом, завершающимся отчетливо произносимыми буквами, и словом, начинающимся на буквы “אהע”“י”, необходимо сделать отчетливую паузу, чтобы они не сливались между собой»[13]. Мы приведем еще несколько примеров, чтобы постичь это мышлением и сделать правильной свою речь.

И прежде чем коснуться частностей, я приведу общее правило для тех, кто не знаком с книгами по грамматике и не знает об особенностях отчетливо и неотчетливо произносимых букв. Все буквы еврейского алфавита, кроме «והי»«א» всегда звучат отчетливо, даже если они не огласованы, как, например, «אַךְ, הֵן, יֵשׁ, שָׁם, אָח» — последние буквы в этих словах не имеют под собой огласовки, но хорошо слышны в речи, как и большинство других букв, однако «והי»«א», если они не огласованы, то зачастую не произносятся ясно, как, например: «קָרָא, בְּנו עָנָה, אֲבִי,», последние буквы которых не огласованы, но если на них падает ударение, то и они звучат отчетливо, как, например: «עֵינַי, עֵינָיו, עֵינָהּ», кроме буквы «א», которая без огласовки всегда звучит нечетко. И еще важное правило сформулировали специалисты в грамматике: необходимо четко выговаривать звонкие и глухие согласные, ошибка в произнесении которых может существенно исказить смысл, как в стихе Священного Писания «…Я гнушаюсь высокомерием Яакова»[14]. Если в слове «מְתָאֵב» — «гнушаюсь» допустить ошибку в одной букве, то значение слова меняется самым кардинальным образом на «מְתָעֵב» — «жажду». И другой пример: «Повеял духом Твоим…»[15] — если в слове «נָשַׁפְתָּ» — «повеял» — звонко произнести глухую согласную — «נָשַׁבְתָּ», то утрачивается смысл стиха Торы. И так же в словах наших мудрецов, например, нельзя слово «הפקר» — «ничейное имущество» произнести «הבקר». Подобных случаев неисчислимое множество, поэтому необходимо быть очень внимательным в том, чтобы не путать похожие по звучанию буквы и делать интервалы между словами, дабы они не сливались воедино.

И теперь приведем несколько примеров, которые помогут нам задуматься и остерегаться недостатков в речи. Например, если не сделать интервала между словами «דַבֵּר אֶל» — «скажи…», то последняя буква первого слова может слиться со вторым, и тогда это будет звучать «ראֶל דַבֵּ», что полностью искажает смысл. Поэтому необходимо делать весомые паузы между словами, дабы каждый сам ощущал, что ясно произносит каждое слово и не допускает ошибок: «וַיְדַבֵּר אֵלָיו» — «и говорил ему», чтобы не звучало «ראֵלָיו וַיְדַבֵּ», «בָּרוּךְ אַתָּה» — «благословен Ты», чтобы не звучало «בָּרוּ ךְאַתָּה». Однако большинство людей невнимательно в том, чтобы делать четкие интервалы перед словами, начинающимися с букв «אהי»«ע». И вот, ваши глаза видят, что эти буквы легко проглатываются при произнесении, когда с них начинается новое слово, как, например, «הָאָרֶץ הַטֹּבָה» — «хорошая земля», и тогда это звучит «צַטֹּבָה הָאָרֶ», «מֶלֶךְ הָעוֹלָם» — «Царь мира» превращается в «כְָעוֹלָם מֶלֶ». И то же самое происходит в случае, если последующее слово начинается с буквы «ע», например, «בֵּין עֵינֶיךָ» — «меж глазами твоими», «אוֹהֵב עַמּוֹ» — «любящий народ», «יִשְׂרָאֵל עַמֶּךָ» — «Израиль — народ Твой», «וּכְתַבְתָּם עַל» — «и напиши на», здесь тоже нередко возникает искажение: «נֵינֶיךָ בֵּי», «אוֹהֵ בַמּוֹ», «יִשְׂרָאֵ לַמֶּךָ», «וּכְתַבְתָּ מַל». И так же, когда последующее слово начинается с буквы «י», например, «לְמַעַן יִרְבּוּ» — «дабы приумножились», «עֲבוֹדַת יִשְׂרָאֵל» — «служение Израиля», «מָגֵן יִשְׁעֵנוּ» — «щит спасения нашего», которые искажаются «נִרְבּוּ לְמַעַ», «עֲבוֹדַ תִשְׂרָאֵל», «נִשְׁעֵנוּ מָגֵ». И наши чувства свидетельствуют об этом.

И пусть все хорошо уяснят следующее: перед каждым словом, начинающимся с одной из букв «אהי»«ע», необходимо сделать паузу, и также в середине слова, когда эти буквы следуют после огласовки «шва нах», как например в слове «תִּפְאֶרֶת» — «великолепие», при произнесении которых многие не выговаривают букву «א», и в результате из их уст исходит слово «תִּפְרֶת». Для того чтобы этого не происходило, в середине слова необходимо выдержать небольшую паузу — «אֶרֶת תִּפְ». Я хочу сказать, что следует отчетливо выговаривать букву «א» в середине слова и то же самое касается буквы «ע», как, например, в словах «שַׁוְעָתָם», «וּבִשְׁעָרֶיךָ», «שַׂבְּעֵנוּ» — «стенание их», «и во вратах твоих», «насыть нас», чтобы они не исказились до «שַׁוָתָם», «וּבִשָׁרֶיךָ», «שַׂבֵּנוּ». Это большая ошибка, и каждый должен быть в этом очень осторожен.

Также необходимо быть внимательным в том, чтобы не заменить звонкую согласную на глухую, как например: «וְאָהַבְתָּ» — «и возлюби», «בְּכָל לְבָבְךָ וּבְכָל נַפְשְׁךָ» — «всем сердцем твоим и всей душой твоей», «בְּשִׁבְתְּךָ» — «и сидя», «וּבְקוּמֶךָ» — «вставая», «וּכְתַבְתָּם» — «и запиши» и аналогичные этому, чтобы не исказить букву «ב» в «פ», близкую ей по звучанию, и не получилось «וְאָהַפְתָּ», «בְּכָל לְבָפְךָ וּבְכָל נַפְשְׁךָ», «בְּשִׁפְתְּךָ», «וּפְקוּמֶךָ», «וּכְתַפְתָּם». И надо быть аккуратным при произнесении букв «דטלנ»«ת», как, например, слово «יֶדְכֶם» — «вашей руке» не прочесть как «יֶטְכֶם», и в словах, в которых последняя буква предыдущего слова созвучна первой букве последующего «בְּיַד טְהוֹרִים» — «в руки чистых» и «מְעַט דְּבַשׁ» — «немного меда», чтобы они не звучали «בְּיַ טְהוֹרִים» и «מְעַ דְּבַשׁ» и также при произнесении букв «זסשר»«ץ», как в словах «לִכְבוֹד שִׁמְךָ» — «во славу имени Твоего», не сказать «לִכְבוֹצִמְךָ» и так же «אֶפֶס זוּלָתוֹ» — «ничто, кроме Него», чтобы это не звучало «אֶפֶ זוּלָתוֹ». И то же самое касается букв «גיכ»«ק» — их необходимо четко произносить, чтобы вместо «עֹנֶג קָרָא» — «провозгласил удовольствие» не получилось «עֹנֶ קָרָא», и подобных случаев очень много, о чем свидетельствует наш слух. Та же трудность возникает в случае, если предыдущее слово заканчивается на буквы «ט»«ד», а следующее начинается с букв «צ»«ז» «מְעַט צֳרִי» — «немного бальзама» «בְּיַד צַדִּיקִים» — «в руку праведников» может превратиться в «מְעַ צֳרִי» и «בְּיַ צַדִּיקִים» — чувство и опыт подтверждают все вышесказанное, что понятно каждому, наделенному разумом.

В этом необходимо быть очень внимательным во всей молитве. И со временем войдет в привычку отчетливо произносить слова, не допуская в них никакого изъяна. Ведь из святой книги Зоар известно, что от краешка каждой буквы зависят мириады высших святых миров. И так об этом сказано в книге Зоар:

«Приди и посмотри: ребенка в первую очередь обучают еврейским буквам. Их тайны непостижимы для людей, и они не могут говорить об этом. Этого не понять даже высшим ангелам, поскольку буквы — отражение святого имени. Мириады миров зависят от краешка буквы “א”. Буквами святого языка высечены семьдесят два Б-жественных имени, поддерживающие существование высших и нижних миров, Небес и земли. Престол славы парит на линии распространения буквы “א”. Еврейские буквы в тайной мудрости поддерживают существование всех высших и нижних миров, сокрытых троп и глубоких рек. Все Десять речений, которыми был создан мир, исходят из нижнего краешка буквы “א”. И оттуда свет буквы “א” начинает распространяться в сторону буквы “ב”» (Зоар, гл. Ахарей мот, стр. 73).

Правильно произнося своими устами букву, человек приводит в движение все связанные с ней миры. Но когда он невнимателен и искажает слова молитвы, то, не дай Б-г, причиняет большой ущерб высшим святым мирам, связанным с этими буквами, как разъясняется во многих главах святой книги Зоар. А от пробуждения внизу зависит пробуждение наверху:

«От речения уст зависит происходящее в высотах» (Зоар, гл. Бехукотай, стр. 112).

И так сказано в книге Зоар:

«“Выслушай молитву мою не из лживых уст”[16]. Что это означает? Каждое слово молитвы, произносимое устами человека, возносится ввысь, поднимается в небесные своды и проникает в Б-жественную обитель. Там проверяют, является ли это речение совершенным. Если да, то его преподносят Всевышнему, благословен Он, для исполнения Его воли, а если нет, его направляют к “Ситра ахра”, и оно пробуждает дух нечистоты» (Зоар, гл. Мецора, стр. 55).

Мои братья и друзья, если некто искажает слова, о чем сказано: «Мясо еще у них меж зубов, прежде чем прожевано было, а гнев Г-спода воспылал на народ…»[17], то смогут ли они исправить высшие святые миры и предстать перед Творцом? Насколько ужасно, когда молитва поддерживает «Ситра ахра», о чем говорится в этой главе книги Зоар. Наши сердца должны преисполниться страха, и нам следует быть внимательными к словам молитвы, чтению Торы и комментариев к ней, чтобы произнести каждое из них надлежащим образом. И так сказано в книге Зоар:

«Все слова Торы и мудрость, изученная человеком в этом мире, предстают перед Всевышним…» (Зоар, гл. Ваишлах, стр. 176).

И, несомненно, искаженные слова не смогут предстать перед Б-гом, о чем говорится в книге Зоар, ибо «…всякий, в ком есть недостаток, не приблизится»[18], поскольку не соответствует воле Творца.

Все это актуально в благословениях на пищу и другие удовольствия: если некто поспешит изречь их перед Г-сподом и не сделает интервала между словами, то, несомненно, это не будет благословением. В особой мере это касается первых шести слов: «Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь мира…», и тогда оказывается, что человек, не дай Б-г, ел и пил без благословения, совершил кражу и злоупотребил святым. Страшен позор того, кто получил удовольствие в этом мире без благословения, как известно из Талмуда[19]. Так же и тот, кто не прочел правильно каждую букву «Шма Исраэль», не исполнил своей обязанности, поскольку не произнес 248 слов. Многие из них слились друг с другом или вообще были неверно прочитаны, и их смысл исказился, о чем говорилось выше. И, с Б-жьей помощью, в дальнейшем мы изучим это подробнее[20].

Велика возложенная на человека обязанность научиться правильно читать на святом языке. Пусть вначале он поступит согласно требованию «Даркей Моше» и будет произносить каждое слово с тем же вниманием, что при пересчете денег, дабы избежать изъяна, упомянутого в святой книге Зоар. Этому нужно следовать до тех пор, пока не почувствует, что уже не совершает ошибок, и тогда можно начать молиться немного быстрее. Необходимо быть внимательным на протяжении всей молитвы и при чтении «אֵיזֶהוּ מְקוֹמָן» — «Где место жертвоприношений…» и Барайты рабби Ишмаэля, ибо это также приводит к исправлению в высших мирах, а также при чтении недельной главы Торы и комментариев к ней в преддверии каждого шаббата и при изучении Танаха, как отмечает Рама в своем примечании к Шульхан Аруху[21].

До сих пор рассуждения о порядке молитвы в мире Деяния.

Глава 3. Теилим царя Давида

И вот, мои братья и друзья, при чтении восхвалений, несомненно, не требуется специально пробуждать возвышенное намерение, ведь смысл произносимых слов приводит сердца людей в восхищение. И поскольку можно помочь лишь стремящимся к исполнению заповедей, чьи пути возвышаются в святости, я решил указать на намерение в нескольких местах восхвалений. «Дай мудрецу — и он станет еще мудрее, дай знать праведному — и он прибавит разумения»[22] и сам придет к верным выводам.

Глава Теилим «מִזְמוֹר שִׁיר חֲנֻכַּת הַבַּיִת לְדָוִד» — «Песнь Давида при освящении Дома»[23] является важной частью молитвы, и Аризаль установил ее чтение перед благословением «בָּרוּךְ שֶׁאָמַר וְהָיָה הָעוֹלָם» — «Благословен Тот, по слову Которого возник мир». При ее чтении просят об исцелении себя и своих близких от болезней, и, с Б-жьей помощью, они излечатся от недугов. Произнося «יְיָ אֱלֹהָי שִׁוַּעְתִּי אֵלֶיךָ וַתִּרְפָּאֵנִי» — «Г-сподь, Б-г мой, возопил я к Тебе, и Ты исцелил меня»[24], необходимо прочувствовать сердцем благодарность Творцу, благословен Он, за ниспосланное нам и нашим близким исцеление. Читая стих «יְיָ הֶעֱלִיתָ מִן שְׁאוֹל נַפְשִׁי חִיִּיתַנִי מִיָּרְדִי בוֹר» — «Г-сподь, Ты вывел из Преисподней душу мою, оживил меня от нисхождения в яму»[25], следует с большой радостью в сердце благодарить Творца за то, что Он дал нам долю в святом народе Израиля, а не среди других народов, и иметь то же намерение, что и при благословении «שֶׁלֹּא עָשַׂנִי גוֹי» — «…что не создал меня неевреем», как мы учили выше[26].

Важно знать: Теилим написал царь Давид, ведомый духом пророчества, его книга — наследие всего народа Израиля. И даже стихи, касающиеся его лично, относятся ко всем евреям, ибо сказанное в духе пророчества затрагивает душу каждого. Произнося «מַה בֶּצַע בְּדָמִי בְּרִדְתִּי אֶל שָׁחַת» — «Что пользы от крови моей при моем спуске в Преисподнюю?»[27], следует молиться о том, чтобы преждевременно не умер ни он, ни его близкие и никто в святом народе Израиля. Ведь, несомненно, каждый еврей согласно своему постижению, — кто больше, кто меньше, — восхваляет Творца при жизни. Но после смерти: «Будет ли благодарить Тебя прах, возвестит ли истину Твою?»[28] А произнося «שְׁמַע יְיָ וְחָנֵּנִי» — «Услышь, Г-сподь, и помилуй меня…»[29], пусть молится за себя и за всю Общину Израиля. И это важный принцип: во всех стихах Теилим, даже сформулированных в единственном числе, наше намерение не должно сводиться только к себе самому, а распространяться на весь народ Израиля. Изрекая «יְיָ אֱלֹהַי לְעוֹלָם אוֹדֶךָּ» — «Г-сподь, Б-г мой, вечно буду благодарить Тебя»[30], необходимо с радостью принять на себя восхваление Творца и воспитывать в этом духе своих детей.

После этой главы Теилим два раза, непременно стоя, произносят: «יְיָ מֶלֶךְ יְיָ מָלָךְ יְיָ יִמְלֹךְ לְעֹלָם וָעֶד» — «Г-сподь царствует, Г-сподь царствовал, Г-сподь будет царствовать во веки веков», и затем один раз, тоже стоя: «וְהָיָה יְיָ לְמֶלֶךְ עַל כָּל הָאָרֶץ בַּיּוֹם הַהוּא יִהְיֶה יְיָ אֶחָד וּשְׁמוֹ אֶחָד» — «И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и имя Его едино»[31]. Значимость этих слов разъясняется в Тикуней Зоар[32], и их следует читать с возвышенным намерением и радостью, что приводит к большим исправлениям в высших мирах. После этого произносят «הוֹשִׁיעֵנוּ יְיָ אֱלֹהֵינוּ וְקַבְּצֵנוּ מִן הַגּוֹיִם» — «Спаси нас, Г-сподь, Б-г наш, и собери нас из среды народов…», как приводится в сидурах.

Затем мы читаем важное восхваление «בָּרוּךְ שֶׁאָמַר וְהָיָה הָעוֹלָם» — «Благословен Тот, по слову Которого возник мир…» Его установили Люди Великого Собрания в связи с посланием, полученным ими с Небес; об этом пишет Таз[33]. О влиянии этого восхваления на высшие миры рассказывает книга Зоар:

«Молитва одновременно осуществляет четыре воздействия: первое касается самого молящегося, поскольку необходимо исправить себя посредством заповеди, святости, жертвоприношений, всесожжений и чистоты. Второе сохраняет этот мир благодарностью Всевышнему за каждое Его речение при Сотворении мироздания. Третье затрагивает высшие миры, воинства и станы. Четвертое относится к молитве “Шмоне Эсре” — таинству святого имени. И все это содержится в словах “בָּרוּךְ שֶׁאָמַר וְהָיָה הָעוֹלָם” — “Благословен Тот, по слову Которого возник мир…”» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 215).

Каждому, наделенному пониманием, следует возносить это восхваление неторопливо и размеренно, не допуская спешки и небрежности, размышлять над его смыслом, над чудесной мудростью и Б-жественным могуществом, и воздать благодарность Творцу, благословенно Его имя, как говорится в святой книге Зоар, благословить Всевышнего за каждое Его деяние, возрадоваться Его вечной Б-жественности, раскрытой в мироздании, и безграничному милосердию к творениям. В словах «בָּרוּךְ שֶׁאָמַר וְהָיָה הָעוֹלָם» — «Благословен Тот, по слову Которого возник мир…», «בָּרוּךְ אוֹמֵר וְעוֹשֶׂה» — «Благословен Тот, Кто вершит по слову Своему», «בָּרוּךְ עוֹשֶׂה בְרֵאשִׁית» — «Благословен создавший Творение» следует возрадоваться величию Б-жественности, ведь Его речения создали все Творение, как нам раскрыто в святой Торе: «И сказал Б-г…» [34]Произнося «בָּרוּךְ מְרַחֵם עַל הַבְּרִיּוֹת» — «Благословен милующий Свои творения», необходимо иметь в виду также самого себя, поскольку в изобилии милосердия Всевышний терпит наши грехи, сдерживает Свой гнев, творит нам добро вне зависимости от наших заслуг. А изрекая «בָּרוּךְ חַי לָעַד וְקַיָּם לָנֶצַח» — «Благословен вечный и существующий вовеки», нужно восхищаться величием Г-спода.


[1] Коэлет 7:19.

[2] Бемидбар 6:27.

[3] Теилим 109:17.

[4] Берешит 14:22.

[5] Зоар, гл. Насо, стр. 146.

[6] Коэлет 9:10.

[7] См. Тур, Шульхан Арух, «Орах Хаим» 61:23.

[8] Рама, там же.

[9] Бемидбар 11:33.

[10] Во всех этих словосочетаниях первое слово заканчивается на ту же букву, с которой начинается следующее, и если не сделать между ними четкого интервала, они сольются вместе, будут неотчетливо произнесены и могут приобрести совершенно другое значение. — Примечание переводчика.

[11] Брахот 15б.

[12] Тосафот, там же.

[13] Тур, Шульхан Арух, «Орах Хаим» 61:20-21.

[14] Амос 6:8.

[15] Шмот 15:10.

[16] Теилим 17:1.

[17] Бемидбар 11:33.

[18] Ваикра 21:18.

[19] См. Брахот 35а.

[20] Основа и корень служения, Четвертые врата, гл. 7.

[21] Рама, Шульхан Арух, «Орах Хаим» 61:22.

[22] Мишлей 9:9.

[23] Теилим, гл. 30.

[24] Теилим 30:3.

[25] Теилим 30:4.

[26] Основа и корень служения, Вторые врата, гл. 4.

[27] Теилим 30:10.

[28] Там же.

[29] Теилим 10:11.

[30] Теилим 10:13.

[31] Зехарья 14:9.

[32] Тикуней Зоар, гл. 70 стр. 136.

[33] Таз, Шульхан Арух, «Орах Хаим» 51:1.

[34] Берешит, гл. 1.

 


Какой будет новая жизнь евреев на земле, в которую ведет их Всевышний? Что требует Он от тех, кто входит в Землю Израиля? Эти и многие другие темы раскрываются в нашей недельной главе. Читать дальше