Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы вести дискуссию о том, должны ли ученики ешив призываться в армию обороны Израиля, необходим консенсус по пяти пунктам

Недавно в городе, где я живу, в Бейтар-Элите, выступал рав Мордэхай Нойгершаль. Темой его беседы был вопрос о призыве учеников ешив в ряды армии обороны Израиля (Цааль). Он говорил о том, что разъяснение нашей позиции представителям светских кругов нашего народа, ничем не отличается от того, как ее понимают религиозные люди. Среди прочего рав Нойгершаль говорил о том, что основным камнем преткновения в непонимании между этими секторами общества является тот факт, что многие светские граждане даже не догадываются, что религия не ограничивается поеданием мацы в Песах и постом в Йом Кипур (т.е. иудаизм для нас не народный фольклор). Если бы светский человек осознавал, что для религиозного человека единственной силой, которая в реальности действует в этом мире, является Всевышний, отпало бы девяносто пять процентов споров.

В принципе это то, что мешает светскому человеку понять, как талантливый образованный молодой человек или девушка готовы отказаться от карьеры, большой зарплаты, положения в обществе и прочих благ ради изучения Торы и создания многодетной семьи, что представляется, как полное противоречие всем перечисленным выше преимуществам «нормальной» жизни. Эта «нерациональность» поведения верующего еврея во все поколения существования человечества поражала очевидцев того, как миллионы представителей еврейского народа, начиная от нашего праотца Авраама и до наших дней, шли на лишения и даже на верную смерть ради исполнения воли Творца.

Чтобы вести дискуссию о том, должны ли ученики ешив призываться в армию обороны Израиля, необходим консенсус по пяти пунктам. Перечислим их:1) признание существования Творца; 2) признание того, что в мире существует материя и духовность; 3) признание того, что материя и духовность находятся в тесном взаимодействии между собой; 4) признание того, что взаимодействием между материей и духовностью регулирует человек; 5) признание того, что принятие человеком решения по регулированию взаимодействия между материей и духовностью должно осуществляться в прямом соответствии с тем, что сказано в Письменной и Устной Торе, своде еврейских законом и словами мудрецов. Неприятие одного из перечисленных пунктов обязательно приведет к неприятию доводов, основанных на этих пяти принципах и превратит любую дискуссию по данному вопросу в абсолютно безрезультативную.

Духовность в нашем мире ничуть не менее реальна, чем его материалистические аспекты. Напротив, духовность намного реальнее материи. Связь между духовным и материальным проявляется практически во всем. Приведем самый простой пример взаимодействия духовного и материального. Желание — это проявление душевных сил человека, а постучать по столу представляет собой сугубо материальное физическое действие. Но это действие возможно только после того, как человек на духовном уровне пожелал постучать по столу. По тому же принципу это взаимодействие происходит и в глобальном масштабе.

Чтобы судить о легитимности призыва изучающих Тору юношей, необходимо обратиться к тем местам Письменной и Устной Торы, где говорится о влиянии изучения Торы на безопасность страны и еврейского народа. Начнем с мишны из трактата «Пеа» (1:1). «Вот те вещи (заповеди), плоды которых человек ест (награду за которые получает) в этом мире, и плата за которые ждет его в мире истинном: почитание родителей, помощь ближним, приумножение мира и дружбы между людьми, а изучение Торы равно всем им вместе взятым». Известно, что все заповеди Торы делятся на те, которые охватывают сферу отношений между человеком и Всевышним, и на те, которые распространяются на сферу взаимоотношений между человеком и ближним его. Причем правило гласит, что за исполнение заповедей первого вида человек получает награду исключительно в будущем мире, тогда как за исполнение заповедей второго вида он получает плату и в этом, и в будущем мире. Исходя из этого, читая мишну, напрашивается два вопроса. Во-первых, почему изучение Торы перечисляется в одном ряду с заповедями, относящимися к отношениям между человеком и его ближним. Во-вторых, почему награду за изучение Торы человек получает и в этом мире тоже. Отсюда великий раввин современности, рав Исраэль Яаков Каневский (Стайплер) делает вывод, что изучение Торы имеет прямое отношение к заповедям между людьми. Каким образом? Изучая Тору, человек несет благословение всему человечеству. Больные выздоравливают, враги отступают, «мы» (Всевышний) их побеждаем (побеждает), земля дает большой урожай и т.д.

В Танахе (Йеошуа 5:13 и 14) мы читаем, как перед вхождением в Землю Израиля предводитель еврейского народа Йеошуа бин Нун вдруг видит перед собой могучего богатыря с обнаженным мечом. Очень скоро обнаруживается, что на самом деле этот богатырь никто иной, как ангел воинства Всевышнего, и явился он Йеошуа, чтобы сообщить о гневе Творца за то, что несмотря на напряженные бои за право обладания Святой Землей, которые вели евреи, они обязаны были продолжать углубленное изучении Торы («Мегила», 3а). Раввин Паневежиса и основатель ешивы «Поневеж» в Израиле, рав Канэман, задает риторический вопрос: «Почему ангел, посланный Свыше призвать евреев к изучению Торы, предстал перед Йеошуа в виде воина? Ведь изучение Торы — это духовная миссия. Поэтому более уместно было бы, если бы ангел, призывающий к ее изучению, явился бы в обличии духовного наставника». Отвечает рав Канэман, что эти строки Танаха учат нас тому, что изучение Торы является важной, если не основной, частью успешных военных действий. Именно от этого зависит победа еврейской армии.

В Талмуде («Недарим», 32а) говорится, что наш праотец Авраам получил наказание и его потомство должно было находиться в египетском рабстве двести десять лет, за то, что он оторвал изучающих Тору, чтобы сразиться с четырьмя царями и вызволить из их плена своего племянника Лота. Эта война, согласно всем мнениям, являлась исполнением заповеди. Речь шла об охулении святого имени Творца. И вместе с этим, Авраам, по свидетельству мудрецов, не должен был брать в войско учеников ешивы.

В трактате «Санэдрин» (49а) сказано: «Если бы царь Давид не изучал Тору в Иерусалиме, еврейская армия под командованием Йоава не смогла бы побеждать». А в трактате «Макот» (10а) мудрецы объясняют стих из Тэилим: «Стоят ноги наши в воротах твоим, Иерусалим» (122:2). «Кто сделал возможным, чтобы наши ноги устояли в войне (т.е. чтобы мы победили)? Врата Иерусалима (ученики ешив), которые изучали Тору». В другом месте этого трактата («Санэдрин», 94б) рассказывается, что многочисленное ассирийское войско, которое царь Санхерив повел на Иерусалим, было полностью уничтожено в заслугу изучения Торы, которое царь Хизкияу возвысил и усилил в годы своего правления. Исходя из сказанного выше, очевиден закон, установленный Рамбамом («Илхот Шмита вэ-Ёвель», 13:10), гласящий, что представители колена Леви (в наше время - ученики ешив, как Рамбам это объясняет там выше) не участвуют в войнах, даже тех, которые являются исполнением заповеди, когда даже призывают жениха и невесту, которые стоят под хупой («Сота», 44б).

В начале двадцатого века в том месте, где жил великий мудрец Торы и праведник Хафец Хаим возникла острая необходимость в создании больницы. Инициаторы этот святого проекта организовали встречу, на которой участвовали видные раввины, предводители местных еврейских общин и состоятельные люди-потенциальные меценаты. После воспламеняющих речей о жизненной необходимости данного начинания, наступил час реальных решений — пожертвований. Единицей пожертвований являлась одна больничная койка. Кто-то назвал две койки, другой — пять. Особо успешные деловые люди пообещали спонсировать целую палату. Известный всем и уважаемый всеми Хафец Хаим от имени своей ешивы выразил готовность пожертвовать сто коек. Заметим, что в ешиве занимались исключительно изучением Торы. Поэтому вопрос, заданный главе поколения, был абсолютно легитимен: финансовые доходы ешивы позволяют ее главе сделать подобные пожертвования? На что Хафец Хаим ответил: «Что касается денег, мы сами находимся в постоянной нехватке. Но учеба изучающих Тору приведет к тому, чтобы как минимум сотне людей не понадобилось медицинское вмешательство».

В Израиле та же идея прозвучала еще более громогласно. Это произошло на собрании членов правительства по итогам победы в шестидневной войне, когда в светском воздухе витал лозунг «Мы победили!», граничащий с декларацией ограничения влияния Творца, сформулированный в Торе так: «И скажешь в сердце своем: “Сила моя и мощь рук моих принесли мне победу и благополучие”» (Дварим 8:17). После того, как главнокомандующий, опьяненный головокружительным успехом армии, завершил свою речь, полную гордыни и пафоса, которая сводилась к тому, что сила и мощь нашей доблестной армии принесли победу и благополучие нашему народу и стране, он с нескрываемой издевкой спросил главного раввина Израиля: «А какую помощь фронту оказали ученики ешив?». Раввин был готов к нападкам. Он обратился к руководителю служб тыла с вопросом о количестве планированных жертв с нашей стороны в случае нашей победы (в случае поражения, которое, согласно законам природы, было гораздо реальнее, речь о могилах не шла — в Средиземном море, по словам наших врагов, хватит места для всех нас) с целью подготовки необходимого числа могил. Начальник штаба тыла ответил, что согласно самым оптимистичным прогнозам чисто жертв должно было составить от сорока до пятидесяти тысяч человек. По всей линии моря были выкопаны траншеи для братских могил, ибо захоронить запланированное число убитых по отдельности не представлялось возможным. В реальности жертв, хвала Творцу, практически не было. «Вот вам и ответ, — сказал раввин, — все те десятки тысячи потенциальных жертв были предотвращены только благодаря молитвам и самоотверженному изучению Торы наших воинов, ведущих бой с врагом в стенах Домов Учения и синагог».

Мы сегодня являемся свидетелями того, как Эсав (и его побратим Ишмаэль, центральной частью которого является царство Парас или современный Иран), размахивает своим мечом, пытаясь воспользоваться благословлением, данным ему нашим праотцом Ицхаком «И мечом жить будешь…» (Берейшит 27:40). Но ведь сам Ицхак ограничил это благословение: «Руки — руки Эсава, а голос — голос Яакова» (там же, стих 22). Поясняют мудрецы: «В час, когда в Домах Учения и в синагогах раздается голос Яакова, руки Эсава (т.е. наших до зубов вооруженных врагов) бессильны» («Берейшит Раба», 65:20). Ицхак благословил Яакова и нас, его потомство, побеждать голосом. Голос нашей Торы и молитв, и только он, может победить военную и политическую мощь Эсава и Ишмаэля. И об этом сказано: «…если Г-сподь не охраняет город, напрасны усилия сторожа» (Тэилим 127:1).

Да будет угодно Творцу, чтобы исполнилось с нами сказанное в Писании: «И дам Я мир Земле…и меч не пройдет в земле вашей» (Ваикра 26:6)!

 


Хасиды

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

В гостях у Ребе

Эзра Ховкин,
из цикла «Мудрец и извозчик»

Куры у плетня, мазанный известью домишко с соломенной крышей... Почему же душу охватывает трепет, когда приближаешься к этому дому? Потому что там живет Ребе – праведник, мудрец, духовный наставник своих хасидов.

Контроль за мыслями, хасидизм и психология

Рав Даниэль Левин

Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего