Еврейская армия, существовавшая еще до разрушения Первого Храма, была основана на законах Торы. Она была армией «профессиональной»; призыву подлежали примерно 5% евреев от каждого колена — из тех, которые не боялись идти на войну и у которых не было других причин не служить в армии. Колено Леви полностью освобождалось от военной службы. Задачей левитов была учеба и преподавание Торы, и они должны были в минуты опасности молиться за воюющих. Их учеба и в мирное, и в военное время защищала еврейский народ. В настоящее время эту роль выполняют люди, всецело посвятившие себя изучению Торы.
Оглавление
Армия и военная служба в истории еврейского народа [↑]
Первая еврейская армия была создана еще пророком Моисеем (Моше) во время странствий евреев по пустыне. Она была основана на законах Торы — так же, как и регулярная армия в последующую эпоху, во времена еврейской государственности (до разрушения Второго Храма и ухода евреев в изгнание).
Вступать в войну или нет — решалось главой народа, исполнявшим волю Б-га, и, если требовалось, советовавшимся с мудрецами или пророками.
Войны делились на те, которые евреев обязал вести сам Вс-вышний (т.н. мильхамат-мицва, то есть заповеданная война — сюда относилось прежде всего завоевание Земли Израиля), и те, которые евреи могли вели по своей инициативе (мильхамат-ршут, то есть война разрешенная).
В военный поход еврейские воины брали несколько священных предметов — циц (налобную повязку) Первосвященника и Ковчег Завета, в котором находились Скрижали с написанными на них Десятью речениями (они были получены пророком Моше на горе Синай). Их несли впереди армии левиты.
Служба в армии и участие в войнах не были уделом всех мужчин.
Те, кто имел право освобождения от воинской службы, перечислены в Торе. В Пятикнижии (в книге Дварим) в связи с предстоящим завоеванием Земли Израиля говорится: «Кто построил новый дом и не обновил его, пусть пойдет и возвратится в свой дом; чтобы не умер он на войне и другой не обновил бы его. И кто насадил виноградник и не почал его, пусть пойдет и возвратится домой… И кто обручился с женой и не взял ее, пусть пойдет и возвратится домой… Кто боязлив и робок сердцем, пусть пойдет и возвратится домой, и не расслабит сердце братьев своих, как свое сердце» (Дварим, 20:5-8).
О том, как реально происходил набор в армию, рассказывается в книге Бемидбар. Для войны с мидьянитянами «… были переданы из тысяч Исраэля по тысяче от колена, двенадцать тысяч снаряженных в войско» (Бемидбар, 31:5).
Мидраш («Бемидбар Раба», 22:3) уточняет: от каждого колена было призвано по три тысячи. Тысяча непосредственно тех, кто воевал, тысяча человек стерегла их тыл, и еще тысяча молилась за сражающихся. Колено Леви не было призвано (кроме тех, кто нес священные предметы). Его задача состояла в том, чтобы продолжать свое постоянное занятие — изучение и преподавание Торы.
Жизнь на Святой Земле — война или мир? [↑]
Наличие самих войн во многом зависела и зависит от поведения еврейского народа, от того, как он исполняет законы Торы. Когда евреям была дарована Земля Израиля (Эрец Исраэль), им было поставлено условие: пребывание здесь возможно лишь при соблюдении заповедей — мицвот. Это место, носящее имя Святой Земли (т.е. отделенной, отличающейся от всех других мест в мире), избрано для Храма; здесь наиболее явственно ощущается Б-жественное управление миром, наиболее остро чувствуется связь с Б-гом, и это накладывает на нас большую ответственность.
В Пятикнижии (кн.Ваикра, гл.Бехукотай) говорится, что, живя на Святой Земле в награду за соблюдение заповедей евреи получат мирную, благополучную жизнь, победят врагов, которые посмеют на них напасть: «И преследовать будете ваших врагов&hellip (и пятеро) из вас обратят в бегство сотню. (“Из вас” имеет ограничительное значение: слабые среди вас, но не богатыри среди вас)., А сто из вас — десять тысяч (пятеро сотню, а сто из вас — десять тысяч. Но разве счет таков [разве соотношение таково]? Ведь следовало бы сказать: “а сто из вас — две тысячи”. Однако, не сравнить нескольких исполняющих Тору с (обществом) многочисленным, исполняющим Тору (т.е. чем многочисленнее общество верных Торе, тем сильнее каждый из его членов [Сифра]) обратят в бегство, и падут ваши враги (Падут пред вами необычным [сверхъестественным] образом) пред вами от меча». (Ваикра, 26:7-8).
В наказание же за пренебрежение законами Торы Вс-вышний обещает: «И наведу на вас меч, творящий месть за (нарушение) завета… И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею меж народов, и обнажу и обнажу Я (букв.: опорожню). Извлекая меч, опорожняют ножны (поэтому здесь употребляется слово, означающее “опорожнять”; см. Раши к Имена 15, 9). А мидраш гласит: меч, обнаженный вам вослед, не скоро возвратится (в свои ножны); подобно тому, как человек выливает воду (из сосуда), и она (в сосуд) не возвращается [Сифра].вам вослед меч, и будет ваша земля в запустениии будет ваша земля в запустении. (Означает), что вы не скоро возвратитесь сюда, и поэтому города ваши будут руинами, будут восприниматься вами как руины. Потому что, когда человек покидает свой дом или свой виноградник, или свой город (в надежде) возвратиться, (ему кажется), что его виноградник или его дом не разрушены. Так разъясняется в Торат-коhаним., а ваши города будут руинами» (Ваикра, 26:25,32-33).
От чего зависит успех в войне? [↑]
Таким образом, случится ли на нашей земле война и закончится ли она победой, целиком зависит от праведности народа Израиля, от исполнения нами заповедей Торы. Вся еврейская история показывает, что численность и боевая мощь армии не играют при этом самостоятельной роли. Есть примеры, когда победа над врагом была одержана благодаря праведности воина, даже без участия (или почти без участия) армии.
Так, праотец Авраам вдвоем со своим слугой Элиэзером одержал победу над четырьмя сильнейшими державами (Берешит, 14:14-15), и таким же образом победил войско филистмлян Йонатан, сын царя Шауля (1 Кн. Шмуэля, гл.14). А в книге Шофтим (Судьи) рассказывается о том, как во время войны с мидьянитянами Вс-вышний приказал Гидону отослать армию и оставить только триста человек, чтобы евреи не приписали победу собственной армии: «И сказал Г-сподь Гидону: слишком много народу с тобою, чтобы Я предал мидьянитян в руки их, дабы не возгордился предо Мною Исраэль, сказав: “моя рука спасла меня” (Шофтим, 7:2).
В начале мидраша “Эйха Раба” рассказывается о том, как раби Йеуда а-Наси посылал своих учеников, раби Аси и раби Ами, в города Земли Израиля. Они приходили и просили: “Покажите нам стражей города”. Когда им показывали солдат и стражников, они говорили: “Это — стражи города? Это — разрушители города”. По словам еврейских мудрецов, настоящую защиту обеспечивают городу те, кто постоянно изучает и преподает Тору в нем.
Но здесь возникает еще один вопрос: почему солдаты и стражники названы “разрушителями?”
Дело в том, что, когда человек рассчитывает на силу оружия, силу своей охраны и не полагается на Вс-вышнего, это становится причиной разрушения. Речь не идет о том, чтобы распустить армию — мы не рассчитываем на чудо и должны использовать естественные пути защиты — но полагаться нужно только на Б-га.
Постоянное изучение Торы защищает от врагов [↑]
Одна из основ веры любого традиционного еврея состоит в том, что учащиеся Торы защищают весь народ. Постоянное изучение Торы частью народа, которая посвящает себя только этому и не занимается ничем другим, всегда было той заслугой, в награду за которую Вс-вышний спасал евреев от врагов.
До разрушения Храма эту роль выполняло колено Леви, не имевшее своего надела и получавшее пропитание от других колен. Левиты и коэны (священнослужители, часть колена Леви) были выделены для служения в Храме, чтобы быть судьями, изучать и обучать народ Торе. Они не участвовали в войнах, которые вели остальные колена, ни во время захвата Земли Израиля Йеошуа Бин-Нуном, ни в периоды Судей и Царств. Их роль состояла только в том, чтобы учиться и молиться за воюющих. Это было настолько важно, что изучающим Тору и служителям Б-га давалась главная доля в трофеях (Шмуэль, 1:30-25 и ком. Мальбима).
Рамбам в конце раздела Законов Седьмого года утверждает, что роль колена Леви может взять на себя любой еврей во всех поколениях. Человек, который пожелал приблизиться к служению Б-гу, может отвергнуть все материальные расчеты и полностью посвятить себя Торе, и эта его заслуга будет спасать и защищать весь еврейский народ.
Проблема службы в армии в наши дни [↑]
Учитывая все сказанное, студенты современных израильских ешив и колелей (учебных заведений для женатых мужчин), т.е. люди, полностью посвятившие себя Торе, не должны служить в армии. Наличие таких людей само по себе играет важнейшую роль в укреплении обороноспособности страны, и отрывать их от учебы — значит подвергать еврейский народ большой опасности.
Несмотря на то, что многие религиозные евреи не служат в армии, мы сочувствуем и молимся за солдат — молодых людей, попадающих в нелегкую и подчас опасную ситуацию. Они несут на себе тяготы сложившегося на сегодняшний день положения — когда значительная часть народа оторвана от Торы, и — как результат — мирной жизни евреев на Святой Земле постоянно угрожают внешние и внутренние враги.