Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Разумеющие поймут, что так обстоит дело и в своем высшем корне[1]. Что лишь низший аспект «матери детей»[2], тайна высшей души жизни, именно он входит и распространяется внутри «высшего Человека»[3] в тайне «добавления»[4], после исправления посредством угодных дел обитателей нижнего мира. И в этом состоит тайна мохин кадишин («мозгов святости»), трех первых сфирот[5] «высшего Человека», а основная его сущность — «шесть краев»[6], как известно и разъяснено для понимающих в книге Эц Хаим. И об этом сказали мудрецы, что нешама пребывает в мозге. А часть категории нешама покрывает[7] и облекает, и озаряет светом голову человека изблизи, в тайне «венца[8], которым венчала его мать его[9]» (Песнь Песней 3:11), в тайне дуновения и воздуха[10], исходящего из уст «Матери» в свет, который окружает его. Как написано об этом в книге Эц Хаим, что категория нешама есть дуновение высших уст, но главная ее суть целиком таится наверху, и скрывается в своем высшем источнике внутри уст, и лишь светит издали[11].
И таким образом[12] мы можем понять смысл сказанного мудрецами в мидраше Шмот Раба (гл. 41) на стих «Ибо Господь даст мудрость, из уст Его знание и разумение[13]» (Притчи 2:6): «На что это похоже? На царя, у которого был сын, пришел сын его из школы и обнаружил большое блюдо с едой перед отцом. Отец взял оттуда кусок и дал ему… сказал ему сын: я хочу получить лишь то, что у тебя во рту. Что сделал отец? Дал ему». То есть, просьба любимого сына состояла в том, чтобы удостоится дара искр света категории нешама, источник которого таится в дыхании уст Того, Чье имя благословенно.
И еще дали они там намек своим святым языком, уподобив это дело маленькому ребенку, пришедшему именно из школы, сообщив таким образом без всякого сомнения, что нет никакой возможности в мире постичь искры света нешамы, кроме как через занятие, созерцание и размышление над словами святой Торы в святости, ибо обе эти вещи происходят из одного источника, как известно разумеющему[14].
Примечание автора: И в соответствии с этим поймет тот, кто вдумается в это, согласно простому пониманию слов «Зоара» в гл. «Ахарей» (73а), что Святой, благословен Он, и Тора, и Израиль связаны друг с другом[15]. Без сомнения, глубина этой идеи касается глубоких тайн, но все же, можно объяснить это и по-простому согласно с вышесказанным[16].
Дело в том, что Святой, благословен Он, и сокрыт, и открыт (Зоар на гл. Эмор 98б[17]), ибо сущность Господина всего, Бесконечного, благословен Он, непостижима, и мысль нисколько не может ухватить Его. А то немногое из немногого, что мы способны постичь, касается лишь Его связи с мирами[18], с момента их создания и изведения из полного небытия, чтобы давать им жизненную силу[19] и сохранять их существование все время, и управлять ими, как сказано (Нехемья 9:6): «И Ты даешь жизнь им всем».
И потому восхваляем мы Его в нашей молитве, называя его «Жизнь миров», ибо все намерение нашего сердца во всех молитвах и просьбах, не имеет права быть направлено ни к кому, кроме Единого в мироздании — Бесконечного, благословен Он; Но не только со стороны лишь Его сущности, в аспекте Его полной отделенности от миров, но и со стороны Его связи с мирами — по Его простой воле, и Его сокрытия в них, чтобы давать им жизнь. И в этом состоит вся идея корня служения и всех заповедей[20], и лишь в этом заключается все наше постижение. И см. далее во вторых вратах, гл. 4 и гл. 5, подробное объяснение этого.
И вся жизнь, и существование всех этих миров возможна лишь посредством святой Торы, когда Израиль занимается ей, ибо она — свет всех миров, и душа и жизнь их всех, и если был мир от края до края пуст даже одно мгновение от занятия и размышления над святой Торой, то все миры вернулись бы в состояние бесформенного хаоса. Как сказали об этом мудрецы: «(мир сотворен) ради Торы…», как сказано: «И жизнь вечную насадил внутри нас» (Сидур). Ибо источник ее корня наверху, выше всех миров, потому от нее и зависит жизнь их всех[21].
И также сказали они: «[в начале сотворил Б-г…] ради Израиля…, названных “началом” — как мы объяснили, что через дела человека и его размышление над словами святой Торы, он способен удостоиться блистания света категории нешама в себе, чтобы уразуметь глубину святых тайн Его[22], и тогда он заслуживает называться “Израиль”, как это известно из Зоара. “Но от всего, что исходит из уст Г-спода[23]” (Дварим 8:3) — это аспект нешама в человеке, дыхание уст Благословенного — от нее также живут и существуют все силы и все миры, ибо нешама также находится выше и является более внутренней[24], чем все миры. И в этом смысл того, что Святой, благословен Он, и Тора, и Израиль связаны друг с другом[25], и об этом сказано: “В начале, т.е. ради начала — ради Торы, которая называется “начало”, и ради Израиля, которые называются “начало””.
И об этом сказано там, что в час, когда стоял Израиль у горы Синай, чтобы получить Тору, они просили о том, чтобы слышать речения Декалога из уст Святого, благословен Он, как сказано (Песнь Песней 1:2): “Пусть целует меня поцелуями уст своих”.
Ибо в час этого священного события все удостоились того, чтобы их облекало и озаряло светом сияние искр блеска категории нешама[26] из дыхания уст Благословенного, говоря иносказательно, и в этом состоит тайна венцов, которых удостоились евреи на Синае — “и веселие вечное на главах их” (Йешая 35, и см. Бавли, Шабат 88а).
И потому удостоились они постичь тайны внутренней души святой Торы, как сказано об этом в Зоаре гл. Беаалотха (152а): “У Торы есть тело… мудрецы, рабы высшего Царя, те, что стояли у горы Синай, взирают только на душу Торы, которая есть главная часть всего, Тора в буквальном смысле”.
И об этом сказали мудрецы в нескольких местах в Мидраш Раба: “Оружие было у них на Синае, на котором выгравировано явное имя Бога”, это и есть высшее постижение в категории нешама и тайны Торы — которые суть явное Имя. Ибо так обстояло дело и наверху, в высшем своем корне[27], как мы говорили об этом в прошлой главе, в тайне “венца, которым венчала его мать его” (Песнь Песней 3:11).
И об этом учили мудрецы в Мидраше (Шир аШирим Раба): “В день свадьбы Его — это Синай, и в день радости сердца Его — это слова Торы”, и в этом смысл “венца, которым венчала его мать его[28]” — это те венцы, которые были на Синае, это жизнь царя. И см. в книге Эц Хаим, “шаар а-клалим”, конец гл. 5.
Комментарий
В данной главе разъясняются глубокие вещи, относящиеся к высшему управлению. Управление, которое мы видим и замечаем — это управление награды и наказания, которым Всевышний управляет миром в ответ на поведение людей. Понятно, что есть различные качества и способы, которыми Он реагирует, но все они — реакция на действия людей. Это управление шести основных качеств (ХГТНХЙ). Но если властвует только это управление, она может испортить план Всевышнего, Его замысел при сотворении мира, ведь возможно, что люди совершат слишком много грехов и мир испортится настолько, что невозможно будет привети его к цели. Поэтому есть у Творца другое управление, которое не связано с действиями людей. Это управление более высоко, ибо оно относится к цели, к которой Всевышний хочет привести мир, и поэтому оно называется “мозгом” управления.
На первый взгляд кажется, что мир управляется простым образом, через награду и наказание, потому что более высокий слой управления не раскрывается в нашем мире. Но на самом деле оба вида управления действуют все время, и Всевышний сочетает их вместе и ведет мир к его цели вместе с управлением награды и наказания, изнутри него. Творец управляет миром, как пожелает, через деяния людей, и Его цель непременно будет достигнута. Он не только реагирует на действия людей, но и ведет мир к определенной цели. Но мы не всегда можем видеть это управление, оно, как правило, скрыто от нас, и тогда нам остается доверять Б-гу и верить, что Он праведен и ведет мир к совершенству, даже если мы сейчас не понимаем, каким образом это происходит. Лишь в будущем мир освятится настолько, что это управление будет явно и раскрыто.
Поскольку “душа” высшего управления, ведущая мир у своей цели, лишь покрывает “голову” раскрытого управления сверху, мы не замечаем ее действия. Поэтому, хотя мы ждет ее раскрытия и верим, что оно придет, она не производит на нас впечатления и не влияет на наш выбор. Только у великих людей иногда можно увидеть, что цель стоит у них вблизи и влияет на их выбор. Пример этого — Йосеф, который сказал братьям, что он не может сделать им зло, поскольку хотя “они задумали против него злое”, Всевышний “обратил его в добро”. В продаже Йосефа раскрылось, как Творец использует свободу выбора человека, чтобы реализовать Свою волю. Но для самого Йосефа это раскрылось “вблизи”. Другими словами, это раскрытие обязывало его. Ведь он мог сказать: как вы задумали против меня злое, а Всевышний обратил это в добро, так я сейчас отплачу вам той же монетой, а Всевышний, если захочет, спасет вас. Но Йосеф не утверждал ничего подобного, поскольку “окружающий свет” был для него “вблизи”. Он жил не в соответствии с управлением награды и наказания, а в соответствии с изначальной целью Всевышнего. С этой точки зрения, братья не сделали ему ничего дурного.
В примечании автор объясняет высказывание Мудрецов: “Святой, благословен Он, Тора и Израиль связаны друг с другом”. Жизненность мира зависит от этих трех. От “Святого, благословен Он” — это аспект, которым Он связывается с мирами, чтобы дать им жизнь. От Торы, которая находится выше всех миров и является корнем их жизненности. И Израиля — когда они занимаются и связываются с Торой, на них сияет свет души, дыхания уст Всевышнего, и тем самым они дают жизнь миру. Изучение Торы есть вершина возможного приобщения к Творцу, поскольку когда человек изучает Тору, он присоединяется и прилепляется к Торе — воле Всевышнего, и к Нему Самому, ведь Он и Его воля — одно, и вместе они дают жизнь всему мирозданию.
Различие между изучением Торы и исполнением заповедей таково: при исполнении заповедей Израиль стоит на стороне принимающего, то есть как бы напротив Всевышнего, и за каждую заповедь Он дает им награду — жизнь, святость и благословение. Но во время изучения Торы Израиль как бы стоит на одной стороне со Всевышним, дающим жизнь миру. Жизненность, которую занимающийся Торой низводит в мир, есть свойство самого изучения Торы, а не награда за ее изучение. В этом глубина высказывания “связаны друг с другом”. Святой, благословен Он — дающий жизнь, и Израиль и Тора — которые также дают жизнь, связываются во время изучения Торы и вместе воздают жизненную силу миру. Это связь общности и партнерства, и такая связь намного глубже.
Далее автор приводит цитату из книги Зоар о Торе. Из-за ее огромной важности приведем ее полностью:
Раби Шимон сказал: горе тому человеку, который говорит, что Тора
пришла для того, чтобы пересказать простые рассказы, поведать об
обыкновенных делах. Если так, то мы и теперь могли бы составлять Тору из
обыкновенных слов и еще лучше чем все. А если суть дела — показать
мирских события — то даже в сочинениях историков найдутся вещи более
интересные. Раз так, пойдем за ними и составим из них Тору таким же образом.
Но на самом деле все слова Торы — это высшие слова и тайны возвышенные.
Приди и смотри. Вышний мир и мир нижний на одних весах взвешены: Израиль
снизу и вышние Ангелы сверху. О вышних Ангелах сказано (Псалмы, 104:4):
Делает Ангелов своих духами. В тот час, когда спускаются они вниз,
облачаются в одежды этого мира, и если они не облачатся в одеяния, подходящие
для этого мира, не смогут они существовать в этом мире, и мир не вынесет их
присутствия. И если с Ангелами так, то тем более с Торой, посредством которой
Он сотворил их и сотворены все миры, существующие ради нее. Посему,
спускаясь в этот мир, она одевается в одежды этого мира, иначе не сможет мир
ее выдержать. Итак, повествование Торы — это одеяние Торы. Тот, кто полагает,
что эта одежда — сама Тора, а не что-то иное, изыдет его душа и не
будет у него доли в грядущем мире. Об этом сказал Давид (Там же, 119, 18):
Раскрой глаза мои, и узрю чудеса из Торы Твоей. То, что под одеянием Торы.
Приди и смотри. Есть одежда, которая видна всем. И глупцы, глядя на
человека, рассматривают лишь одежду, которая хорошо видна им. Одежда эта
предназначена для тела. Тело предназначено для души. Точно так же и Тора: у
нее есть тело, и это заповеди Торы, называемые тела Торы. И это
тело одевается в одеяния — те самые сказания о делах этого мира. Глупцы,
обитающие на земле, разглядывают лишь эту одежду, то есть повествования
Торы, и ни о чем больше не ведают и не задумываются о том, что находится под
этой одеждой. Мудрые слуги вышнего Царя, те, кто стояли на горе Синай,
вглядываются только в душу, то есть в суть всей Торы, а в грядущем удостоятся
того, чтобы рассматривать душу души Торы…
Горе тем нечестивцам, которые говорят, что Тора — не более, чем простые
сказания. Они замечают лишь эти одеяния. Блаженны праведники, которые
вглядываются в Тору должным образом. Как вино всегда в сосуде, так и Тора
всегда в этих одеяниях. И поэтому следует смотреть прежде всего на
то, что под одеждой, и поэтому все те слова и все те сказания — это
одеяния.
[1] Выше автор сказал об индивидуальном человеке, что высшая душа, управляющая им, не входит в него, но лишь пребывает над ним сверху. Здесь он объясняет, что и у высшего управления (“высшего человека”) есть высший корень, укрывающий его сверху и светящий внутрь него.
[2] “Мать детей” — сфира Бина, источник и корень управления награды и наказания, которое реагирует на действия обитателей нижнего мира.
[3] “Высший человек” — все вместе взятое высшее управление, властвующее в нижнем мире.
[4] Суть высшего управления, раскрывающегося в мире — всегда “награда и наказание”, и даже когда раскрывается более высокий аспект управления, идущий от сфиры Бина (“управление Единства”), он раскрывается как добавление, а основное управление не аннулируется. См. комментарий.
См. то, что мы привели далее в гл. 19 из книги “Эц Хаим”, “шаар а-амида”, что то, что приходит в тайне “добавления” немедленно отлетает и отходит наверх в результате грехов обитателей нижнего мира, ибо оно не укоренено там.
[5] Первые три сфиры есть “мозг” высшего управления, и внутри мозга раскрывается цель управления.
[6] “Шесть краев” — это шесть сфирот Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, составляющих основную суть управления. Управление в нашем мире в основе своей — “награда и наказание”, но есть другие миры, где властвует другое управление, к примеру в Грядущем мире управление не является реакцией на действия людей.
[7] Это более высокая ступень по сравнению с “мозгом” управления. Мозг находится в теле управления, как в человеке мозг находится в черепе. Но есть уровни выше головы, часть высшего управления над головой, но близка к ней.
[8] Венец находится над головой высшего управления, но близко к ней, как корона, венчаюшая голову.
[9] “Мать сыновей” — Бина, это корень управления, властвующего в нашем мире.
[10] Управление награды и наказания — это “сын”, а его корень называется “матерью”, и уста “матери”, в которых раскрывается внутренняя суть, и дают окружающий свет управлению, властвующему в нашем мире (управлению награды и наказания).
[11] Основной корень и замысел всего творения всегда остается вдалеке. И даже то, что иногда раскрывается, — лишь слабый отблеск по сравнению с истинной целью, которую не постиг никто из сотворенных. Мы не можем представить себе глубину и возвышенность замысла мироздания, ибо даже в самом малом действии Творца заложена бесконечная глубина. Лишь в Грядущем раскроются в мире эти замыслы постепенно, понемногу, но не одномоментно.
[12] Здесь автор возвращается к обсуждению души индивидуального человека.
[13] Таким образом, толкование стиха по мидрашу таково: мудрость Всевышний дает всем, а знание и разумение — только тем, кого любит, как и объясняется в аллегории. И хотя мудрость (хохма) выше, чем знание и разумение, у мудрости всегда есть и простой смысл, даже если она чрезвычайно высока и глубока, и каждый человек может понять ее по своему уровню. А знание и разумение относятся только к внутренней сути, и потому раскрываются только тем, кто их достоин.
[14] Иметь отношение к высшей душе (нешаме) можно только через Тору, а внутреннюю Тору постигают только через высшую душу. И это будет еще разъяснено далее, в четвертых вратах, гл. 11 и гл. 12
[15] Именно так сказали Мудрецы, а не как ошибочно цитируют “Всевышний, Израиль и Тора — одно”.
[16] И разъяснено там, что эти трое связаны в аспекте дарования жизненной силы мирам. И см. еще далее, в четвертых вратах гл. 19, со слов “И по этой же причине”, и там в гл. 27, и в “сборнике речей” конец 1 и 4.
[17] См. примечание Маариц, со слов “И об этом говорится в Зоаре”.
[18] Это и есть аспект “открыт”.
[19] Несомненно, мы обращаемся к самому Б-гу, но только в качестве “дающего жизнь миру”, Творца мира, ведь именно в этом качестве он относится к нам.
[20] Заповеди устанавливают отношение Всевышнего к миру, и в этом общая суть служения: способствовать тому, чтобы сущность Всевышнего присоединилась и пребывала в мирах. И хотя непостижимо для нас, каким образом наше служение затрагивает Его, тем не менее такова реальность.
[21] Жизненная сила, которую изучение Торы дает миру, не является наградой за изучение Торы, а следствие того, что при изучении Торы занимаются тем высоким местом, где находится корень жизненности всех миров.
[22] Это тайны Торы, относящиеся к именам Всевышнего. Имена Всевышнего — это способы, которыми Он соединяется с мирами и дает им жизнь. Поэтому человек, изучающий сокровенную Тору, относится к этому глубокому лику Торы и он тоже дает жизнь мирам.
[23] Это душа человека, которая тоже дает жизнь мирам.
[24] Она не выше над всеми мирами, как сказано о Торе, а выше всех миров. Ибо Тора не есть часть миров, а стоит над ними, а душа — часть миров, но наиболее высокая.
[25] “Святой, благословен Он” — связывание Творца с мирами. Тора — реальность Торы, стоящая над всеми мирами. И жизненность миров зависит от занятия Торой Израилем.
[26] См. далее в четвертых вратах, гл. 28, со слов “и также в этом событии”, где автор пишет, что несмотря на все это, они удостоились постичь лишь нутро души Торы, но не души самой души (“нишмата ле-нишмата”)
[27] Подобно тому, как во время дарования Торы евреи постигли искры света их души, так и корень высшего управления светил вблизи.
[28] Израиль в час дарования Торы удостоился категории “матери”, то есть поднялись до того, чтобы стать корнем высшего управления.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.