Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Теперь объясним смысл взаимосвязи трех аспектов души — нефеш, руах и нешама. В этой взаимосвязи заключается основа и главная суть идеи покаяния. Посредством этой связи происходит изъятие греха из души согрешающей, чтобы очистить ее от мерзости скверны.
И должен человек задуматься, насколько нужно ему следить и размышлять над всеми деталями его служения своему Творцу, чтобы служение это было цельным и непорочным, святым и чистым. И пусть анализирует и перебирает постоянно все поступки свои, слова и мысли, которые суть три вышеназванных аспекта, чтобы не оказалось вдруг, что он не исполнил пока волю и желание Благословенного, сообразно с корнем своей души, в своем постижении[1]. Пусть все дни свои усиливает изучение Торы и исполнение заповедей, чтобы сделать более совершенными свою телесную жизнь, дух и душу, в той чистоте, в которой получил их, когда увидит взором своего разума, насколько желает Благословенный по Своей великой доброте сделать ему благо в конце концов, и настойчиво добивается исправления грешащей души. Даже если уже и погрязла она в пучине зла, несмотря на это все вернется на свои места и к своему источнику, чтобы не отпал от Него окончательно отпадающий.
Суть в том, что известно о порядке нисхождения миров, что высший аспект во всяком мире связан с низшим аспектом мира, находящегося над ним. И см. Зоар на гл. Вайикра 10б: «Ибо все миры связаны один с другим, как звенья цепочки, связанные друг с другом». И как известно в писаниях Ари З»Л[2], что внешняя сторона сфиры Малхут[3] каждого мира и лика (парцуфа) делается нутром сфиры Кетер мира и лика, который под ним (то есть, когда принимает на себя человек бремя царства Благословенного, чтобы поднять все свои дела, речи и помыслы в Торе и заповедях на более высокую ступень, из этого появляется у него внутреннее желание подчинить свой мозг, речь и дела для Торы и заповедей), в тайне «царского венца»[4].
И в этот состоит идея трех аспектов нефеш, руах и нешама в человеке. Ибо всякий аспект святой вещи состоит из десяти более мелких аспектов, который суть его десять сфирот. Высший же аспект нефеш связывается и цепляется с низшим десятым аспектом аспекта руах, а высший аспект уровня руах связывается с низшим аспектом уровня нешама, но и сама нешама также связывается и цепляется[5] с аспектом корня души[6], в тайне Общины Израиля[7], которая является корнем собрания всех душ народа Израиля вместе[8]. И таким же путем аспект корня души также связывается выше и выше, от уровня к уровню, до Самой Сущности Бесконечного, благословен Он.
И в этом смысл того, что ответила Авигаиль царю Давиду (Шмуэль 1 25:29): «И будет душа господина моего завязана узлом жизни с Г-сподом Б-гом твоим», т.е., что также его аспект нефеш будет прилеплен, говоря аллегорически, к Тому, Чье имя благословенно.
И как сказано в Зоар на гл. Трума 142б: «Когда поднимается тот руах и получает венец… то та нефеш связывается с тем руах, и озаряется его светом… и руах связывается с той нешама, а та нешама связывается с той мыслью, которая есть тайна, и та нефеш связаны с тем высшим руах, а тот руах связан с той высшей нешама, а та нешама связывается с Бесконечным, и это есть отдохновение всех и связь всех, и высший, и низший — все в одной тайне, и тогда это отдохновение низшей нефеш[9], и об этом написано: “И будет душа господина моего завязана узлом жизни с Г-сподом Б-гом твоим”.
И в гл. Ахарэй 71б говорит тана: ““И будет нефеш господина моего завязана… ” — нужно было бы сказать: нешама[10] господина моего?! Но это означает то, что мы сказали, что блажен удел праведников, что все это связано одно с другим[11]: нефеш с руах, а руах с нешама, а нешама со Святым, благословен Он, получается, что нефеш завязана узлом жизни…”
И в этом смысл “Ибо надел Г-спода народ Его, Яаков — удел (буквально хевель — удел, веревка, канат) наследия Его”, ибо они — удел Господа, прилеплены, если можно так выразиться, к Нему, посредством связи этих трех аспектов, как канат, привязанный наверху и спускающийся до самого низа.
Комментарий
Чтобы как следует понять тему, разъясняющуюся в этих главах, нужно осознать следующее. Есть различие между достоинством человека и его отношением к Всевышнему, о которых идет речь в этих главах, и достоинством, о котором шла речь в первых главах. В первых главах центральной идеей было сотворение человека по “образу Б-га” и его составленность из всех миров, в силу которой он способен воздействовать на высочайшие категории и управлять всеми мирами. И когда автор хотел пробудить читателя к служению Б-гу, он подчеркивал, сколь велики и возвышенны его деяния, и как они влияют на все духовные миры и на материальный мир.
А в данной главе автор не говорит о воздействии человека на миры, но о величии самого человека и его отношении к Творцу. Он побуждает читателя поразмыслить на тему тшувы (раскаяния), и познать, что он чрезвычайно желанен Творцу, настолько, что даже если он преумножает грехи и отрывает свою душу от связи с высшими мирами, Всевышний дает ему возможность снова возвратить ее, через ту точку души, которая не была оторвана.
Отсюда мы видим, что есть принципиальное различие между служением человека в исполнении заповедей, и служением тшувы (раскаяния). Основной смысл служения заповедей — это исправление миров, а служение раскаяния есть служение для исправления человека, и хотя в его силах также исправить и очистить миры, как объясняется выше, в конце главы 12, все же основная суть раскаяния — исправление человека и его соединение с Б-гом.
Раскаяние не есть нечто техническое, вернуть человека на первоначальное место и привести его к исполнению 613 заповедей. Есть в нем особая суть — исправить человека и поместить его на его истинную ступень, так что душа его будет связана с Б-гом.
Актом исполнения заповеди человек затрагивает прежде всего тот высший мир, что является корнем данной заповеди, и тем самым привлекает на себя святость. Например, делая доброе дело, помогая другим, он пробуждает уровень Хесед (милость). Но служение раскаяния происходит по-другому. Человек поднимается до точки воли в действии, высшего уровня животной души (нефеш), и тогда он получает поддержку и отношение к более высокому миру, руах. Ведь высший уровень мира действия прилеплена и привязана к низшей ступени мира чувств, духом (руах). Если же он углубляется в изучение Торы, которое связано с духом (руах), то он входит во внутреннее понимание Торы, которое зависит от высшей души (нешама). Когда же он еще больше сосредотачивается на своих сокровенных постижениях Торы, он может достичь корня всех душ Израиля вместе, и там он постигнет, что его служение затрагивает весь народ Израиля и пребывание раскрытия Всевышнего в мире.
Такая реальная связь существует между каждым уровнем и следующим, выше него, и она позволяет служение раскаяния и исправление ущерба, наносимого грехом. Духовная энергия, необходимая для исправления, приходит с более высокой ступени, которой грех не достигает. Таким образом можно исправить даже карет — отсечение животной души человека от высших уровней, наказание за наиболее тяжкие грехи, предусмотренное в Торе. Ибо всегда остается какая-то связь на минимальном уровне, и она позволяет исправить преступление и возобновить связь полностью.
[1] Постижение отличается от понимания. Оно подобно восприятию приемника, настроенного на волну радиостанции. Человек как бы входит в резонанс с определенным духовным объектом и постигает его, несмотря на то, что сам объект остается возвышенным и недоступным. Недостаточно исполнения Торы и заповедей, небходимо присоединяться к духовности, то есть даже простые практические вещи должны быть связаны с высокими постижениями.
[2] См. выше, гл. 5, со слов “Подробности идеи”
[3] Малхут есть окончание духовности каждого мира.
[4] Малхут (Царство) — последний уровень каждого мира, а Кетер (Корона) — первый.
[5] См. конец гл. 18, там видно, что нешама целиком прилеплена к корню души, не так, как нефеш и руах, в которых лишь их высший аспект связывается с низшим аспектом вышестоящего мира.
[6] См. вторые врата, гл. 17, что корень души есть душа души (“нишмата ле-нишмата”) и называя хая (“живая”)
[7] Постижения, зависящие от нешамы, связаны с высоким местом, где вся община Израиля находится как одна сущность, и это “Собрание Израиля”. Далее в конце Вторых врат автор объясняет, что корень душ всего Израиля вместе есть Малхут Ацилута, тот уровень, что управляет миром. Внутренние постижения Торы, идущие от уровня нешама, создают возможность пребывания Шхины в мире, а пребывание Шхины и есть истинное содержание Собрания Израиля.
[8] См. внимательно во вторых вратах, конец гл. 17 и в примечании там
[9] Глубокое содержание “отдохновения” души — в том, что Всевышний проникает во все. В этом и отдохновение души в субботу, когда дузовность проникает в мир действия.
[10] Ведь только у высшей части души, нешамы, есть явная связь со Всевышним.
[11] Когда все части человека связаны друг с другом и держатся друг за друга, духовные постижения проникают до низшей части души, нефеш.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»