Темы: Синагога, Еврейская история, Гадоль из Минска, Диаспора, Путешествия, Черта оседлости
В Холь-аМоэд праздника Песах 2024 года мне удалось побывать в столице Беларуси — Минске, где евреи появились еще в XIV веке, в 1917 году функционировало 83 синагоги, а в настоящее время действуют только три. А теперь обо всем по порядку.
В Беларуси параллельно функционируют две религиозные организации — Иудейское Религиозное Объединение в Республике Беларусь (ИРО), и ХаБаД Любавич
Главным раввином ИРО является раввин Мордехай Райхинштейн, родившийся в 1969 году в Могилеве. Учился он в Ленинградском кораблестроительном институте, с 1991 года жил в Израиле, где учился в иешивах «Швут Ами» и «Ран». С 2005 года — он руководитель ряда проектов по возрождению еврейской жизни в Беларуси.
В Минске к ИРО относятся две общины: «Лех Леха» и «Бейт Исроэль».
Адрес — ул. Кропоткина, 57
В данный момент в здании проводится ремонт, поэтому временно располагается по адресу Ульяновская ул, 31а.
Раввин — Рав Мордехай Райхинштейн.
Большую работу связанную с кашрутом и психологической поддержкой проводит рав Михаэль Волохов.
Рав Михаэль родился в 1978 г. в Москве. Учился в «еврейской школе Липмана», после поступил в институт Махон Лев в Иерусалиме, с последних курсов которого ушел в иешиву рава Амита в г. Кирьят-Малахи. С 2002 г. жил в Москве, учился в колеле «Биркат Ицхак», где и получил диплом раввина.
В Москве рав Волохов поступил на вечернее отделение РГГУ, и получил степень магистра по психологии, чтобы иметь возможность профессионально помогать членам общины в области «шлом байт» — семейных отношений.
Увидев, что в Беларуси нет своей шхиты — кошерного забоя, раввин выучился и сдал экзамены на шохета, курирует производство кошерного сыра «халав исраэль», работает над развитием рынка кошерных продуктов, которые можно было бы приобрести в обычных магазинах Беларуси.
Рав Михаэль Волохов активно применяет свои знания в области психологии для создания теплой и душевной атмосферы.
В общине проводятся постоянные миньяны с чтением Торы по понедельникам и четвергам, также постоянный миньян есть в шабаты и йом-товы. Оказывается помощь в организации обрезания, выкупа первенца, и других событий еврейской жизни. Проводятся уроки Торы — очно, и онлайн. Есть свой канал на Youtube. Проводятся занятия и мероприятия молодёжной программы STARS для юношей и девушек от 16 до 28 лет.
Также «Лех Леха» занимается набором на программы «Таглит» и «Маса» на территории Беларуси.
Молитва в общине «Лех Леха» на Ульяновской
Адрес — ул. Даумана, 13б.
Раввин — рав Даниэль Бержанер.
Идание на улице Даумана изначально было производственным зданием, а в 1994 году было передано еврейской общине «Бейс Исроэль», поэтому исторической ценности не имеет, хотя на фасаде виднеются лепнины с изображением звезды Давида и меноры.
Здание на ул. Даумана, где находится община «Бейс Исроэль»
Молельный зал на Даумана
Обязанности раввина общины исполняет рав Даниэль Бержанер, родившийся в 1978 году в Ленинграде. Путь к еврейству он начал в еврейской гимназии «Мигдаль Ор», с 1993 года жил в Израиле. В 1996 году начал учебу в ешивах «Швут Ами», «Ор Исроэль». После свадьбы продолжил учебу, одновременно преподавал в образовательных программах «Толдот Йешурун», с 2007 года начал учится в колеле под руководством рава Моше Шапира и рава Звулуна Шварцмана. С 2008 года преподавал в рамках программы «Лимуд — учим Тору вместе» в Москве в Большой Хоральной синагоге. Преподавать в колеле в Минске начал в 2011 году, а в 2018 году стал раввином общины «Бейс Исроэль».
В общине ежедневно стараются собирать миньяны — на шахарит, минху и маарив. Также действуют колель, женский клуб, программа для старшего поколения «леках».
Молитва в общине «Бейс Исроэль»
Адрес — ул. Кропоткина 22.
Раввин — рав Шнеор Дайч.
Здание синагоги построено на месте где располагалась Центральная минская синагога, простоявшая с 1910 по 2002 годы. Рав Шнеор Дайч — выходец из Франции.
Здание синагоги на ул. Кропоткина
После реконструкции в синагоге находится два молельных зала. В новом большом зале установлены более 150 комфортных мест для молитвы. Также установлены ковчег завета высотой выше шести метров, полностью сделанный из дерева, огромная бима, изготовленная из более чем 2,5 тонн дерева.
Большой молельный зал синагоги на Кропоткина
Новый Арон аКодеш в большом молельном зале
В старом зале сохранилась старая деревянная мебель, и он используется для неторжественных молитв.
Малый молельный зал синагоги на Кропоткина
О прежнем здании напоминают только входные желтые ворота. В синагоге функционирует колель «Тиферет зекайним Леви Ицхак», кошерная кухня, детская программа.
Было первым каменным строением Минска. Синагога не отапливалась, отчего и получила название Холодной.
Еще в 1579 году князь Великого княжества литовского и король Польши — Стефан предоставил минским евреям место у реки Немиги для строительства синагоги. В конце XVI века комплекс Главной Минской синагоги включал в себя ряд религиозных и бытовых построек, которые неоднократно перестраивались. Главным зданием комплекса была Старая, она же Холодная синагога. В комплекс также входили Новая синагога, женский молельный зал и школа для мальчиков.
В 1658 году в Минске появилась первая иешива.
Синагога стояла на улице Школьной, которая вела от Верхнего рынка к нынешней улице Немига. Сейчас на этом месте находится лестница, ведущая в Верхний город. Улица была названа по комплексу еврейских молельных домов, который размещался в Школьном дворе.
Здание простояло на белорусской земле более 400 лет. За это время здание передавалось то православной, то католической церкви, и функционировало непосредственно как синагога с большими перерывами вплоть до закрытия советской властью в 1924 году.
В 1926 году комплекс получил статус памятника архитектуры. Одно из зданий было уничтожено в 1928 году, главное здание пережило Великую Отечественную войну, однако в середине 1960-х вплотную к стенам бывшей Холодной синагоги начали строить здание Белпромпроекта. Синагогу попытались разобрать, но она никак не поддавалась, после чего ее стали взрывать по частям, и в 1969 году уничтожили практически все, за исключением фундамента. Однако и он был взорван и ликвидирован в середине 90-х годов прошлого века.
Сегодня на месте древнейшего здания Минска находится парковка, здание Белпромпроекта и торговый центр, а о существовании синагоги свидетельствует лишь мемориальная табличка языках на здании по адресу: пл. Свободы, 17 с текстами на белорусском и английском.
Мемориальная табличка с изображением Холодной синагоги
По ул. Володарского, 5 являлась главной синагогой Минска до 1921 года.
Это величественное здание в мавританском стиле строилось в течение 5 лет, начиная с 1901 года. Инициатором возведения синагоги был минский врач Иосиф Лунц, который руководил сбором денег на строительство. На том момент еврейское население Минска составляло более 56 процентов. Фасад здания, выполненный в виде арки, украшало круглое окно — «глаз Аарона». Как известно, брат Моше — Аарон обладал такими духовными качествами, что евреи старались не нарушать заповеди, чтобы потом не было стыдно смотреть ему в глаза.
Бима и балконы были богато украшены, а мебель специально заказывали в Вене. При синагоге функционировали иешива, хедер, колель, школа канторов.
В 1921 году после прихода советской власти синагога стала еврейским театром, а в 1923 году — рабочим клубом. Клуб был реорганизован в Дом культуры, а позже был сдан в аренду Белгоскино, и в нем был размещен кинотеатр «Культура». Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от пожара и при реконструкции была так видоизменено, что с первоначальным обликом не имело практически ничего. Перестройка не коснулась только боковых фасадов, которые можно наблюдать и сегодня в первоначальном виде, заглянув во внутренний дворик.
Здание бывшей Хоральной синагоги, сейчас — театр им. Горького
После реконструкции в здании открылся русский драматический театр имени Максима Горького, именуемый сейчас Национальный драматический театр Республики Беларусь. Евреи Минска тешат себя надеждой, что в городе построят новый театр, а здание вернут еврейской общине.
По ул. Раковская 24 построена на средства купца Зальцмана для бедных евреев Минска. В советское время к ней был надстроен второй этаж. Сейчас в здании располагается шахматно-шашечная школа, в которой играл уроженец Минска Борис Абрамович Гельфанд — израильский, ранее советский и белорусский шахматист, гроссмейстер, претендент на звание чемпиона мира по шахматам в 2012 году. Молитвенный зал разделили на игровые залы, не осталось никакого убранства синагоги, но местные жители все равно называют здание «синагогой Зальцмана».
Здание бывшей синагоги Зальцмана, сейчас — шахматная школа
Находится в Троицком предместье по ул. Богдановича, 9А, являлась центральным молитвенным местом для евреев — мещан.
Здание было построено, вероятнее всего, в 1874 году. Свое название синагога получила от имени ее владельца Боруха Китайского. После прихода советской власти синагогу закрыли, в здании прописались различные учреждения. В годы Великой Отечественной войны дом горел, но сохранил традиционный вид синагогального строения конца XIX — начала XX века. В 1980-е годы памятник реконструировали и приспособили под выставочный зал Государственного музея природы и экологии Беларуси (в городе он также известен как Дом природы). Найти здание легко по скульптуре «Девочка с совой», которая присутствует во всех путеводителях по городу.
Синагога мещан «Китаевская», сейчас — «Дом природы» в Минске
Немига — одна из самых старых улиц Минска, расположенная в центральной части города. Улица возникла в XII веке рядом с Минским замком и пролегала вдоль реки Немиги. Именно с ней связано первое упоминание о Минске в летописном своде «Повесть временных лет».
Со второй половины XVI века Немига стала еврейской улицей. Здесь располагалось множество небольших лавочек и магазинов. Ширина улицы составляла 4—4,5 метра. Дома стояли, тесно прижавшись друг к другу. Ход во дворы, которые представляли собой каменные колодцы с сараями, уборными и выгребными ямами, осуществлялся через арочные ворота — брамы. Брамы были разные — деревянные, кованые железные, с калитками — и обычно на ночь запирались на засовы.
Расположенное на пересечении Комсомольской, 11 и Революционной, 7 строение объединяет два существовавших ранее участка с домами, которые принадлежали двум разным еврейским мещанам — Копелю Окуню и Иоселю Дрейцеру.
Позднее Дрейцер выкупил у Окуня второй участок, перестроил два существовавших здания в один большой дом с проездными арками и надстроил третий этаж.
В 1910 году большую часть дома занимала гостиница на 40 номеров. На первом этаже было несколько магазинов и лавок, а на верхних этажах располагались жилые квартиры.
Дом мещан Копеля Окуня и Йоселя Дрейера
После национализации в 1920 году гостиница стала Первой советской гостиницей, где также обустроили несколько коммунальных квартир. Во время Великой Отечественной войны здание не пострадало, но в ходе послевоенных реконструкций был полностью утрачен декор фасада и изменена внутренняя планировка.
11 апреля 1823 года во время правления Российского императора Александра I вышел высочайший указ, чтобы евреи Беларуси прекратили винные промыслы и к 1825 году переселились в города и местечки. К январю 1824 года было выселено около 20 тысяч евреев.
Лишь в конце XIX века, когда ситуация изменилась, по адресу: ул. Комсомольская, 7 было построено двухэтажное здание, в котором находился Центральный винный склад братьев Хаецкиных. Здание сохранилось и до наших дней, но в перестроенном виде.
Не менее привлекательной по своей истории является Революционная улица, заложенная еще в далеком XVI столетии. До революции нынешняя Революционная называлась Койдановской — по прежнему названию города Дзержинска — Койданово. Улица была застроена дворцами городской знати, став одной из самых аристократических в городе.
На Койдановской, 20 стоял дом Фишера, в нем находилась гостиница «Ливадия» Б. Футера на 11 номеров. Затем здание было переоборудовано под школу, и до 1937 года здесь находилась еврейская школа №17. Здание сохранилось, и сегодня — это жилой дом на улице Революционной, 22.
Дом Фишера на ул. Революционной
Сразу же за гостиницей «Ливадия» на Койдановской, 22 находился доходный дом Залкинда (ныне это улица Революционная, 24). Он был построен в 1810 году мещанином Александром Фогелем, но в конце XIX века выкуплен зажиточной семьей Залкиндов. Чуть позже, в 1910 году здесь была основана частная 8-классная женская еврейская гимназия. Спустя два года в этом здании начала работать престижная частная женская гимназия Елизаветы Рейман, которая в 1913 году переехала в красивейший особняк на улице Кирова.
Далее по адресу: ул. Революционная, 26 находится дом мещанина Якова Фридмана, который сегодня является памятником истории и архитектуры Минска.
В 1881 году здание было сильно повреждено большим городским пожаром, после которого владелец перестроил дом и пристроил к нему два дворовых флигеля. После восстановления и реконструкции в доме находился молочный магазин Ш. Цырлина. В продаже всегда были молоко, масло, сыры, кефир и другие молочные продукты и сопутствующие товары.
После того, как в 1890 году владельцем дома стал мещанин Юдель Либерман, на первом этаже часть помещений занимало еврейское начальное училище, но после национализации здание было переоборудовано под коммунальные квартиры.
За все время существования дом не пострадал и практически сохранил свое архитектурное решение XIX — начала XX века.
Дом Якова Фридмана на ул. Революционной
В доме Ельских на Койдановской, 26 (сейчас — жилой дом по ул. Революционной, 28) находилась гостиница «Купеческая» А. Ельского на 10 номеров.
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в составе России оказалось около 55 тысяч белорусских евреев. Сенатским указом 1775 года было узаконено существование кагалов. По представлению генерал-губернатора Чернышева, евреи были выделены в особую податную и сословную единицу, а с 1780 года евреи получили право записываться в купечество и участвовать в сословно-городском самоуправлении, но вскоре все евреи, проживающие на территории нынешней Беларуси, попали в «черту оседлости». По специальному указу Екатерины II, c 1791 года еврейское население удерживалось в границах его расселения. В 1794 году узаконена расширенная «черта оседлости». При этом евреям разрешалось «отправлять купеческие и мещанские промыслы» в том числе в Минской губернии, и именно при этой гостинице работал Еврейский купеческий клуб.
К концу XIX — началу XX веков евреи занимали свое полноправное место в жизни города: в Минской губернии 88% купцов были евреями.
Здесь в конце XIX - начале XX действовал Еврейский купеческий клуб
С 1921 по 1937 год в этом здании здесь была еврейская школа №30. Впрочем, в ту пору еврейские школы находились по всему городу, так как в Минске большинство населения составляли именно евреи.
С 1937 года начинается советская реорганизация всех еврейских школ в русские и белорусские. Идиш становится языком-изгоем, упраздняются все учреждения культуры, которые использовали идиш, и еврейские творческие союзы, закрываются газеты и журналы, напечатанные на идиш. Так, к началу 1940 года на Революционной не осталось ни одного еврейского учреждения и здания, которые бы напоминали о евреях.
В старинном кирпичном здании по адресу: Городской Вал, 12 еще в середине XIX века было образовано Вольное пожарное общество города, а на углу обустроен плац общества. Практически сразу же после его образования было принято решение построить с другой стороны плаца пожарное депо.
Казалось бы, какое отношение это имеет к евреям Минска? Оказывается, самое непосредственное. Дело в том, что для Минска того времени частые пожары были настоящим бедствием. Бывало, что из-за незначительной неосторожности выгорали целые улицы и кварталы.
Большую часть населения города тогда составляли евреи, и, естественно, они больше всех страдали от этих пожаров. Кроме того, простыми пожарниками в основном также были евреи. Поэтому оплачивать строительство здания для пожарной команды в первую очередь должна была еврейская община.
Минское пожарное депо открыли 21 января 1885 года, а рядом с ним соорудили конюшню Пожарного общества на шесть лошадей. Строения пожарной части и конюшни были возведены на деньги еврейской общины города и руками еврейских строительных рабочих. Пожарное общество совместно с общиной формировало отряды добровольных помощников пожарной охраны.
Здание пожарного депо в Минске
Здание пожарной части сохранилось в нетронутом состоянии до наших дней. Сейчас здесь Музей пожарного дела, который знакомит посетителей с историей появления и развития пожарного дела, традициями, героями-огнеборцами, а также пожаротушительной техникой, редкими фотографиями, архивными документами, повествующими о самых масштабных пожарах в истории Беларуси.
По адресу: Володарского, 3 находится длинное четырехэтажное здание. В 1879 году здесь было основано четырехклассное еврейское ремесленное училище. В нем обучалось около трехсот учащихся по более чем 30-ти различным специальностям, без которых невозможно было развитие социальной и бытовой жизни общества. Здесь овладевали профессией будущие медработники, аптекари, слесари, кузнецы, плотники, кожевенники, печатники и другие. Исключением была лишь так называемая «священная христианская работа», т. е. работа по изготовлению ритуальных предметов.
Однако, в 1914 году ремесленное училище вынуждено было уменьшить количество учащихся и существенно потесниться: в это здание переехала частная Зубоврачебная школа доктора Льва Шапиро и дантиста Абрама Демиховского. В первом подъезде дома находилось ремесленное училище, а во втором — зубоврачебная школа.
В настоящее время в этом здании располагается Минская печатная фабрика Гознака.
В 1907 году частная Зубоврачебная школа доктора Льва Шапиро и дантиста Абрама Демиховского в приватный дом фон Гельперсена — в здание по адресу: ул. Володарского, 13. Уникальность создания этой школы заключается в том, что на территории Северо-Западного края Российской Империи запрещены были высшие учебные заведения, т.к. царское правительство России опасалось прогрессивно настроенной молодёжи, а ведь в результате разделов Польши в 1772, 1793 и 1795 годов территория Великого княжества Литовского, в том числе территория нынешней Беларуси вместе с проживавшими там евреями, отошла к Российской Империи.
Доктор Лев Шапиро и дантист Абрама Демиховский выступили перед губернскими властями с предложением открыть в Минске зубоврачебную школу. Через год заработала и вторая школа минского зубного врача Рафаила Каплана. В обеих школах обучалась в основном еврейская молодежь. В 1909 году обе школы объединились в минскую стоматологическую школу на 130 учеников, где также работала бесплатная зубная лечебница.
Здание по адресу: ул. Кирова, 5 относится к памятникам архитектуры эклектики. Именно сюда в 1913 году с улицы Революционная переехала частная восьмиклассная женская гимназия Елизаветы Рейман, в которой большую часть учащихся составляли девочки из зажиточных еврейских семей. Это учреждение считалось одним из самых престижных в то время. К 1917 году в нем обучалось более пятисот учениц. В здании был надстроен четвертый этаж и проведена перепланировка. Сейчас постройка из красного кирпича имеет форму трапеции с двумя входами. В Советское время особняк был переоборудован под общежитие, и сейчас в нем заседает Суд Евразийского экономического союза.
Здание частной женской гимназии Рейман
Здание отеля Crowne Plaza (ранее — гостиница Беларусь) расположено по адресу: Кирова, 13 и является памятником довоенной архитектуры. Нас же интересует тот факт, что именно сюда поселили бежавших из оккупированной фашистами Польши музыкантов-евреев, из которых был создан государственный джаз-оркестр Белорусской ССР под руководством Эдди Рознера. Именно здесь была создана знаменитая мелодия к вальсу «Синий платочек». Во время войны здание было сожжено и восстановлено в 1947 году. С 1987 года гостиница стала называться «Свислочь», а с 2008 года — Crowne Plaza. Но на этом еврейская история здания не прекратилась — недавно в банкетном зале проводился Пасхальный седер для евреев Минска.
В здании на углу Кирова, 17 и Комсомольской, 38 весной 1881 года открылась подпольная типография, в создании которой принимали активное участие евреи-революционеры под руководством Георгия Плеханова. А в 1907 году в нем было основано частное реальное еврейское училище Э. Хайкина, в котором к 1913 году обучалось 310 учеников.
Бывшее еврейское училище Хайкина
В июне 1919 года комиссариат по еврейским делам Наркомнаца обнародовал решение о роспуске еврейских общин и потребовал сдать ему их имущество.
В 1920 году еврейская община была распущена, еврейские партии ликвидированы, язык иврит запрещен, как и обучение в хедерах и иешивах. Советская власть создала для евреев советскую систему образования, просвещения и культуры на языке идиш без национальных традиций и национальной культуры. Кроме бундовской газеты «Дер векер», все еврейские издания были запрещены.
В здании разместился Минский обком КПБ, а в настоящее время здание бывшего еврейского училища удостоилось того, что в нем располагается Координационный совет СНГ.
Площадь Независимости — одна из самых красивых площадей Минска. Ее создание связано с именем уроженца города Бельца — Иосифа Лангбарда. В 1929 году его проект Дома правительства выиграл всесоюзный конкурс. Это было самое большое здание довоенного Минска. Процесс постройки занял 5 лет, а в 1934 году Лангбард спроектировал и площадь перед Домом правительства.
Панорама площади Независимости напротив Дома правительства
Накануне Великой Отечественной войны на территории Беларуси проживало около миллиона евреев.
Великая Отечественная война стала Катастрофой белорусского еврейства. В 1941-1945 годах здесь погибло 983 тысяч евреев, в том числе 85 тысяч иностранных евреев. На территории 207 населенных пунктов было создано более 300 гетто. Большая часть узников Минского, Полоцкого и других гетто, а также и евреи стран Европы были уничтожены в Тростенецком лагере смерти.
Мемориальный комплекс «Яма», расположенный на улице Мельникайте, — это памятник всем евреям, погибшим в Минском гетто за годы Второй Мировой войны. А погибло в нем более 80 тысяч человек.
Памятный монумент возле «Ямы»
С июля 1941 по октябрь 1943 на нескольких улицах Минска, обтянутых колючей проволокой, было заперто более 110 тысяч человек.
Кроме этого, мемориал — дань памяти евреям, расстрелянным во время страшной карательной операции нацистов: 2 марта 1942 года было убито пять тысяч евреев. Их просто приводили большими группами к оврагу на окраине гетто и расстреливали. Тела сваливали в яму.
Обелиск из черного мрамора был установлен в 1947 году. Текст надписи на нём был создан на идише поэтом Хаимом Мальтинским: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества — фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года». Хаима Мальтинского и каменотёса Мордуха Спришена арестовали и сослали в лагеря ГУЛага по обвинению в «космополитизме — проявлении еврейского буржуазного национализма» за то, что посмели написать на памятнике не предписанную фразу о «мирных советских гражданах», а прямым тексом о евреях.
Обелиск из черного мрамора.
Нижняя часть с идишским текстом установлена в 1947 г.
Нельзя не отметить, что это был первый и долгое время единственный памятник жертвам Холокоста во всём Советском Союзе. Кроме этого, это был первый памятник в СССР с надписью на идише. Правда, советские власти не слишком благосклонно отнеслись к этому памятнику: власти неоднократно обещали его засыпать.
К счастью, этого не произошло, более того памятник «Яма» в Минске на долгие годы стал местом встречи евреев. Начиная с 1970-х годов люди приходили к памятнику каждый год 2 марта и 9 мая, в городе началось движение за национальное достоинство и право на репатриацию: появились подпольные ульпаны по изучению иврита, истории и традиции. Особенно активно эта деятельность развернулась в середине 1980-х, в 1988 создается Минское общество любителей еврейской культуры (МОЛЕК), а в 1991 официально регистрируется Белорусское объединение еврейских организаций и общин, вошедшее в состав ВААД СССР.
Мемориальный комплекс «Яма» в 2000 году был дополнен бронзовой скульптурной композицией «Последний путь». К центру мемориала — к яме ведёт лестница, по которой 27 бронзовых фигур, словно безликие тени, спускаются, чтобы быть убитыми. Эта «очередь за смертью» производит сильнейшее впечатление.
Композиция «Последний путь»
Авторы скульптурной композиции первоначально планировали сделать её более конкретной, однако выбрали более абстрактный, собирательный вариант композиции. Скульптурная композиция «Последний путь» в Минске создавалась восемь лет трудами архитектора Леонида Левина — узника гетто и скульпторов Финского и Полок. При выполнении работ не применялись никакие механизмы — только ручной труд. При этом раскопки не проводились.
В 1990-х годах около Ямы на пересечении улиц Заславская и Мельникайте по инициативе бывших узников Минского гетто была посажена аллея Праведников народов мира. Каждое дерево на ней подписано именами людей, спасших евреев во время гитлеровской оккупации.
Аллея праведников в Минске
29 ноября 2021 года в праздник Ханука на аллее увековечили имена еще 10 белорусов, а также посажены 10 именных деревьев. Это событие очень символично, т.к. праведники народов мира стали теми лучами света во мраке Холокоста, которые показали всем, что тьма не вечна, и всегда есть надежда на спасение.
На мероприятии присутствовала дочь архитектора Леонида Левина — председатель правления общественной организации «Республиканский фонд “Холокост”» Галина Левина, которая сообщила о планах возведения стены имен праведников.
По данным музея «Яд Вашем» на сегодняшний день праведниками народов мира признано 676 жителей Беларуси.
Новая часть Аллеи праведников
Недалеко от мемориала, около здания «БелГосПроект» по адресу: проспект Победителей, 23/1, находится странная конусообразная постройка. Она хорошо видна в любую погоду, но почти никто не знает, что это и зачем находится здесь. Перед нами настоящий немецкий ДОТ. Интересно, что постройка для бывшего СССР уникальна. Такие находятся лишь в Минске и Смоленске. А вот в Германии и Австрии такого типа объектов, в основном использовавшихся как бомбоубежища, сохранилось намного больше.
Конусную форму предложил инженер Лео фон Винкель как очень сложную для поражения во время бомбардировок или обстрелов по навесной траектории. Действительно, бомбой, сброшенной из самолета того времени, целенаправленно разрушить ДОТ вообще было крайне сложно, а «конус» — только, если случайно.
Диаметр основания и высота ДОТа равняются 6 метрам. Он имел как минимум 4 амбразуры, обеспечивающие круговой сектор обстрела, 3 яруса (этажа) и подвальное помещение. Стоял он на краю города, охраняя подступы к еврейскому гетто. От ДОТа вели три подземных хода: два к реке Свислочь и один по направлению к домам. Входные двери состояли из двух стальных створок. ДОТ, вероятно, построен советскими военнопленными во время оккупации. Скорее всего, конструкция была сборная: каркас из стали изготавливался на заводе в Германии, затем привозился и бетонировался уже по месту.
Участвовал ли ДОТ в бою — точно неизвестно, но входная дверь имела отверстие от пули крупного калибра. Во время строительства здания «БелГосПроекта» его пытались снести, но перфоратором бетон взять не удалось, а взорвать было слишком рискованно, так как близко находился жилой квартал. Позже амбразуры были забетонированы, поверхность заштукатурена и покрашена, основание вкопано в землю выше дверей. В итоге ДОТ так и стоит на своем месте, как шрам, доставшийся потомкам как напоминание о войне.
Если вдруг в Минске окажется коэн — любитель футбола, то от посещения стадиона «Динамо» ему придется воздержаться, и вот почему.
В самом сердце Минска когда-то располагалось несколько еврейских кладбищ. Самое старое, известное с XVI века — Первое кладбище, было на Ляховке. Оно занимало территорию в границах современных улиц Ульяновской (Ляховской), Кирова (Магазинной), Свердлова (Коломенской) и Ленина (Губернаторской).
К началу XIX века кладбище огородили, и только в редких случаях разрешали подзахоронить известных людей города и близких родственников уже здесь покоящихся. Из-за древности могил вскоре место пришло в запустение. В 1883 кладбище официально закрыли.
Именно на этом кладбище был возведен саркофаг Йехиэля бар Шломо Гальперина — главного раввина Минска, написавшего фундаментальный труд «Хронология поколений» («Седер адорот»), который до сих пор считается авторитетным источником по еврейской истории.
Кладбище стояло заброшенным вплоть до 1930-х годов. Тогда советская власть решила именно здесь делать главную спортивную арену БССР — стадион «Динамо».
Каждый член спортобщества был обязан отработать не менее 100 часов. «Динамовцами» на тот момент были не только рядовые сотрудники ОВД, но и личный состав НКВД, и пограничники. Все, что оставалось от кладбища, сровняли с землей, останки эвакуировали на полигон ТБО (твердых бытовых отходов), а надгробные плиты из гранита было решено пустить на общественно важные нужды. Кстати, поле изначально находилось возле современной арки стадиона.
Под «общественно полезными нуждами» понималось строительство монументальных зданий. Мацевы (могильные памятники) перемалывались в крошку и, как бы кощунственно это ни звучало, обретали вторую жизнь. Старожилы уверяют, что все крупные довоенные сооружения Минска строились с использованием этих «секретных ингредиентов». Это минские здания 30-х годов: гостиница «Беларусь», Дом правительства, Оперный театр, Дом офицеров и др.
Рассказывают, что при очередной реконструкции «Динамо» в 1972 г. под трибунами обнаружили сохранившиеся захоронения раввина Рава Йерухама Йеуды Лейба Перельмана (1835—1896) — Рава Гадоля, его жены Леи, дочери Фейги и зятя Элиэзера Рабиновича, который стал главным раввином Минска после смерти Рава Гадоля. Поскольку на тот момент в Минске еврейских кладбищ больше не осталось, останки главного раввина и членов его семьи перезахоронили в Борисове.
После закрытия Первого еврейского кладбища иудейской общине Минска в 1868 году выделили новые участки для захоронений. Второе, или Южное, кладбище расположилось на южной окраине Минска. Изначально кладбище закрыли потому, что оно «уперлось» в железнодорожное полотно неподалеку.
А в 1920—1930-е гг. советская власть решила, что нет места лучше для строительства университета. Сегодня здесь находятся университетский городок БГУ, его ректорский корпус и другие здания университета в районе площади Независимости.
Третье еврейское кладбище находилось между улицами Сухой и Мебельным переулком. Изначально сюда была перенесена часть могил с Первого еврейского кладбища.
В годы Второй мировой территория попала в часть Минского гетто, и до 1946-го между улицами Сухой и Мебельным переулком продолжали захоранивать людей. Это происходило параллельно с разграблением и осквернением кладбища.
Повторялся сценарий Первого кладбища: могильные плиты — мацевы и надгробия использовали как строительные материалы. Ими монтировали фундаменты, восстанавливали и строили дома, мостили дороги и тротуары. Сразу же после войны первые этажи ряда солидных административных и жилых зданий послевоенного Минска облицовывали плитами надгробий с этого кладбища.
Кладбище официально закрыли в 1951-м, а к 1990 году от него осталось только 15 вросших в землю надгробий.
Бульдозеры сровняли с землей оставшиеся напоминания о кладбище, и здесь был организован «парк культуры и отдыха с волейбольными и баскетбольными спортивными площадками, беговыми и прогулочными дорожками». Несмотря на то, что со временем спортивные площадки убрали, сквер так и остался безымянным. О кладбищенском прошлом напоминал небольшой мемориал, куда собрали чудом уцелевшие в Минске мацевы. А кроме этого у дорожек сквера из-под земли виднеются краешки надгробных плит.
Уцелевшие еврейские надгробия
Сейчас на территории бывшего третьего кладбища находится еврейский мемориальный парк, а решением Минского городского Совета депутатов переулок Мебельный переименован в улицу имени одного из руководителей подполья в Минском гетто — Михаила Гебелева с установкой мемориальной доски.
В парке установлены памятники убитым узникам «зондергетто» — евреям, привезенным из Германии и Чехословакии. На мемориальных камнях — названия городов: Бонн, Гамбург, Кёльн, Дюссельдорф, Бремен…
Памятники убитым евреям из Германии и Чехии
В центре парка в 2008 году установлен арт-объект архитектора Леонида Левина и скульптора Максима Петруля — «Разбитый очаг». Он представляет собой круглый стол с подломившимися ножками и венский стул, как бы застрявший спинкой в треснутой столешнице. Мемориал олицетворяет разрушенный и опустевший домашний очаг — остался только фундамент и сломанная мебель. Около него растет старое дерево — свидетель страшных событий. Его сторона, обращенная к памятнику, высохла, а противоположная — продолжает жить.
Мемориал «Разбитый очаг»
Из всех зданий, находившихся в гетто, уцелел белый дом на углу Сухой и Коллекторной. Еще в 1900-х годах в нем проживал каменщик Беркович, который устанавливал надгробия и был хранителем еврейского кладбища. В годы войны здесь размещался пункт по вывозу евреев на принудительные работы в страны третьего рейха.
В 2003 году этот белый дом удалось отстроить и разместить в нем историческую мастерскую-музей. Сейчас она находится на реконструкции.
По адресу: ул. Железнодорожная, 37 Карлин-Столинские хасиды в новом четырёхэтажном здании открыли свой общинный центр.Руководит им раввин Акива Эдельштейн. Регулярный миньян пока не собирается,.но зато уже функционирует кошерный ресторан «Лехаим» с большим выбором блюд, куда можно зайти после прогулки по еврейским местам Минска.
Кошерный ресторан «Лехаим»
Автор благодарит еврейскую общину «Лех леха» и лично раввина Михаила Волохова за теплый прием, а также Романа Рудого за увлекательные прогулки по еврейским местам Минска.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.