Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Польша, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Погромы, Черта оседлости, Кровавый навет
Арендаторы и их судьба
От преследовании в Германии евреи нашли убежище в Польше. Но в начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям. Трагедия 5408 года подорвала гражданские и экономические основы польской общины. И с этого времени непрерывная череда бед и преследований продолжалась вплоть до прекращения существования Польского королевства.
То было время глубокого кризиса Польши. Королевская власть превратилась в фикцию. Вся сила перешла в руки крупных землевладельцев и, что еще хуже, католического духовенства, ненавидевшего евреев по религиозным мотивам. Священников поддерживали горожане по причинам экономическим и национальным. Торговцы ненавидели конкурентов. Они добились от слабого короля запрета евреям заниматься торговлей и промышленностью, и тысячи евреев оказались без средств существования. Им остался только один источник доходов — производство и продажа водки. Эта область промышленности являлась монополией короля и его министров, и они «сдавали» ее евреям в аренду за большие деньги.
Многие евреи были вынуждены переехать из города в деревни и открыть там трактиры. Благосостояние арендаторов зависело от доброй воли помещика. Положение их было вдвойне тяжелым из-за оторванности от еврейской общины. Кроме того, на них обрушивалась ненависть, и зависть крестьян, видевших в арендаторе того, кто тянет из их карманов деньги, добытые тяжелым трудом. В довершение всего ненависть к евреям разжигали священники.
Между двух огней
Но больше всего страдали евреи от беспрерывных войн, которые велись на польской земле. Когда войска шведского короля Карла XII захватили большую часть Польши, евреи по требованию шведов заплатили огромные деньги, чтобы откупиться от преследований. Поляки увидели в этом измену. И, когда полякам с помощью русских удалось изгнать шведов, они отомстили «изменникам». Та же участь ожидала евреев но времена распрей между помещиками. Когда один из них побеждал другого, евреи вынуждены были выкупать свои жизни. Когда побежденный отбирал свои земли назад, он наказывал евреев за «поддержку» врага.
В Средние века в Западной Европе «кровавый навет» был самым простым средством для того, чтобы убить еврея-соседа и разграбить его имущество. То же самое повторялось теперь в Польше. Тысячи евреев Польши стали жертвами корыстолюбивых соседей. В галицийском городе Сандомирж (Цосмир) нищая женщина подложила своего мертвого ребенка в церковь для того, чтобы не тратить деньги на похороны. Женщину поймали, и местный священник приказал пытать ее. Та под пыткой «созналась» в том, что от нее требовали: дескать, она продала своего ребенка еврею Бараку — главе местной общины. Священник объявил, что евреи зарезали ребенка, более того — он наглядно продемонстрировал «чудо»: приказав поставить Барака рядом с телом ребенка, объявил, что если на младенце появится свежая кровь,, то это будет ярким доказательством того, что Барак — убийца. Несчастный еврей видел, что перед «демонстрацией» поп зарезал над ребенком голубя, и попросил отправить кровь на исследование. Ему в этом отказали. Терзаемый пытками Барак не признался в убийстве, но был осужден на смертную казнь. Все это случилось в 5458 (1698) году.
Еще один инспирированным судебный процесс с подобным сюжетом вынудил короля издать постановление об изгнании евреев.
В своих наветах судьи ссылались на «экспертное заключение» некоего крещеного еврея, написавшего «труд» о том, каким способом у евреев положено резать христианского младенца. Совет Земель обратился к королю с просьбой устроить диспут между раввинами и вероотступником. Члены Совета надеялись сделать очевидной для всех психическую неполноценность клеветника. Король назначил диспут в Варшаве, но вероотступник не явился, что, впрочем, не помешало церкви продолжать ссылаться на этот «труд».
Добиться оправдания удавалось очень редко. В 5497 (1737) году были арестованы члены общины города Познани. Некоторые из них погибли под пыткой, остальные были осуждены на смерть. Только в последний момент, благодаря экспертному заключению профессора Венского университета, который поклялся, что обвинение в ритуальном убийстве не имеет под собой никаких оснований, приговор был отменен. После четырехлетнего заключения осужденных выпустили из тюрьмы.
Прижившийся в Польше «кровавый навет» погубил сотни евреев. Спасение пришло от жившего в Риме просвещенного кардинала Ганганелли. С согласия Римского папы он отправил в Польшу письмо, в котором писал, что нет никаких оснований считать, что евреи пользуются человеческой кровью в ритуальных целях, и категорически запретил обвинять их в этом преступлении. Однако польская церковь отказалась распространять это послание, и антисемитская волна, связанная с обвинением в употреблении человеческой крови, поднималась еще несколько раз, пока в 5523 (1763) году посланник папского престола при варшавском дворе категорически не потребовал прекратить клеветническую кампанию. Король издал указ, по которому стало невозможным привлечь еврея к суду по такому обвинению, и эпидемия кровавых наветов затихла.
Кровавая земля Украины
Страшен был год 5528 (1768) для евреев Юго-Восточной Польши. В этом году русская армия вошла на польскую часть территории Украины. Ее жители, сородичи и соплеменники казаков Хмельницкого, напали на оставшихся на их земле поляков и евреев. Вновь прокатилась полна погромов, тысячи евреев были убиты. Страшная трагедия произошла в городе Умань. После того как союзники евреев, поляки, договорились с украинцами о собственной безопасности, они открыли ворота города. Погромщики перебили много евреев, а за жизнь оставшихся потребовали выкуп у Совета Земель. Получив деньги, они продолжили резню. Последние евреи города укрепились в синагоге и вели оттуда отчаянную оборону. Нападавшие разбили дверь пушечным выстрелом и перебили защитников. Покончив с евреями, бандиты набросились на поляков и вырезали польское население города.
Трагедия Умани повторилась еще в нескольких городах Украины. Только после того как императрица Екатерина увидела, что бандиты начали угрожать ее исконным землям, она приказала остановить погромщиков.
Конец Совета Земель
Мы упоминали, что после трагедии 5408 (1648) года организационное и духовное влияние Совета Четырех Земель упало. На заседаниях польского сейма снова и снова поднимался вопрос об упразднении сильной самостоятельной еврейской организации, которая, собирая необходимые государству налоги, обладала достаточным весом и защищала евреев. В 5524 (1764) голу все права Совета Земель были отменены и его съезды запрещены. Правительство окруженной врагами погибающей Полыни нашло время разрушить уникальный орган самоуправления польского еврейства.
Восьмью годами позже произошел первый раздел Польши (5532/1772). А вскоре страна, принесшая в жертву своих евреев, прекратила самостоятельное существование. Часть польской нации осталась в усеченной Польше, часть попала под власть Австрии, Пруссии или России. То же самое произошло и с польскими евреями: они стали гражданами Пруссии, Австрии и России.
Публикуется с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.