Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Диабет — состояние, при котором тело не регулирует количество сахара в крови должным образом.
Если организм получает слишком мало инсулина (гормон, который понижает уровень сахара в крови), то это приведет к увеличению концентрации сахара (глюкозы) в крови, которое может приводить к опасной для жизни диабетической коме (гипергликемия). Слишком малая концентрация сахара в крови может вызвать приступ гипогликемии, который также может быть опасен для жизни.
Диабет, если им должным образом не управлять, может приводить к тяжелым долгосрочным осложнениям, например со стороны почек, глаз, и сердечно-сосудистой системы.
Стандартное лечение диабета — упражнения, осторожное управление весом и диета, и постоянный мониторинг и контроль за уровнем глюкозы в крови, также как и лечение в большинстве случаев.
ПРИМЕЧАНИЕ. Сегодня развиваются Новые технологии производства тестов для определения уровня глюкозы, которые позволяют избегать забора крови из пальца. Рекомендуется переключение на такие устройства в Шаббат, если есть возможность ими пользоваться и известно, что такие тесты надежны.
Еврей может брать кровь на сахар, не применяя (или снизив дозу) оральных препаратов, насосом или иньекцией. Он должен проконсультироваться со своим врачом относительно необходимости проверки его сахара крови в Шаббат. Состояние многих людей, страдающих диабетом относительно устойчиво и нужно только иногда контролировать их уровень сахара в крови, чтобы гарантировать нормальное самочувствие; в их ситуации забор крови на сахар в Шаббат не оправдан.
Использование глюкометра связано с проколом своего пальца прокалывающим копьем устройства, сжиманием капли крови на полоску, и помещением этой полоски на маленькое электронное считывающее устройство (ридер). Если пациент с диабетом не устойчив (т.е. он находится в риске очень высокого или очень низкого уровней сахара крови, что, возможно, опасно для жизни) и его доктор указывает ему контролировать его уровень сахара крови в Шаббат, лучший выбор — попросить нееврея взять образец крови и вставить полосу в ридер.
В большинстве случаев нееврей не доступен, поэтому следующий лучший выбор — проверить сахар крови измененным способом (например, он должен держать «прокалывающее копье» ртом, а выжать каплю в необычной форме (тыльной стороной пальцев). Вставить полосу в ридер, не включая его, и затем нажать кнопку «результат» на устройстве монитора локтем или тыльной стороной руки.*
Еврей должен быть осторожен и проверить батарейки до Шаббата, чтобы избежать необходимости заменять их в Шаббат.
Когда необходимо нажать кнопку на вспомогательной клавиатуре, это нужно сделать посредством измененным образом (например, ложкой или ключом от дома).
Относительно ходьбы вне эрува с насосом инсулина, или с инсулином и сахарными леденцами, нужно посоветоваться со знающим раввином.
Если страдающий диабетом испытывает симптомы диабетического кетоацидоза, его состояние может быть опасным для жизни. Диабетический кетоацидоз может возникнуть, когда резко повышается уровень сахара в его крови.
Это может проявляться любым или всеми из следующих симптомов:
— изнуряющей жаждой,
— теплой красной сухой кожей,
— сонливостью,
— запахом ацетона при дыхании (запах растворителя лака для ногтей)
— глубоким учащенным дыханием,
— сухостью рта,
— тошнотой,
— рвотой,
— частым мочеиспусканием,
— учащенным сердцебиением.
Это состояние требует срочного лечебного вмешательства в виде введения инсулина и внутривенного вливания жидкостей. Еврей должен немедленно обратиться в скорую помощь, чтобы транспортировать пострадавшего в госпиталь. Так, как это состояние требует срочного лечебного вмешательства, еврей не должен рисковать дожидаясь помощи нееврея (или используя шинуй), если такое выполнение может вызвать задержку, которая, возможно, подвергает опасности пациента.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, то еврей должен быть готов применить реанимационные мероприятия, если это необходимо. Еврей должен немедленно обратиться в скорую помощь. Еврей может отвезти пострадавшего. На счету каждая минута — нельзя задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй. Он должен сделать все необходимое, как будто это не Шаббат, чтобы обеспечить пострадавшему лечебную помощь, как можно быстрее.*
Когда уровень сахара крови у человека с сахарным диабетом падает ниже нормального уровня (норма 3,3-5,5 ммоль/л), это может запустить гипогликемический приступ или потерю сознания. Признаки гипогликемического приступа являются:
— слабость.
— сердцебиение и мышечный тремор,
— спутанность сознания,
— потливость,
— бледность,
— холодная липкая кожа,
— поверхностное дыхание
Софек (сомнение) опасности для жизни
Если диабетик в сознании и знает, что ему нужно принять что-нибудь сладкое (например, апельсиновый сок, шоколад), еврей должен это предоставить ему немедленно. А на прием к врачу он может попасть после Шаббата.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.