Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Еврейская молитва, Рав Эуд Авицедек
Обязательное преклонение в час исповеди есть выражение предания себя на суд Творца и полного уничижения собственного «я». В этом цель закалывания жертвы благодарения.
Название «еврей» («йеуди») происходит от слова «благодарение» («одаа»), это глубина постижения человеком своих обязательств, того, что у него нет ничего от себя. Царство небес раскрывается, начиная с этого места.
«И смысл всех заповедей в том, чтобы мы верили в нашего Бога, и признавали, что Он сотворил нас, и в этом цель творения, ибо у нас нет иного представления о смысле творения, и нет у Всевышнего иного желания в низших мирах, кроме того, чтобы человек познал и возблагодарил своего Бога за то, что сотворил его» (Рамбан, Шмот 13:16).
Это то царство, которое получил Йеуда и потомство его через свою благодарность. Царство, которое полностью есть признание, что у нее нет ничего от самого себя, но есть лишь обязательство прославить Небеса. Это царство, которое полностью есть возвращение к Творцу — таково царство Машиаха.
«»Йеуда — тебя признают…» — подобен ты имени своему, ибо ты признал. Так и мать твоя сказала: «Сей раз возблагодарю Господа». А ты признал свою вину в истории с Тамар, и все колена признают тебя. «От растерзанной добычи восстал ты, сын мой» — от растерзания Тамар превознесся ты, ибо уже почти была растерзана она и двое сыновей ее, как сказано: «Выведите ее и да сожжена будет». Но ты признал свою вину и спас ее и двоих сыновей ее, за это и трое сыновей твоих: Хананья, Мишаэль и Азарья, когда отправят их в печь огненную, выйдут оттуда невредимыми. «Ты распростерся и лег, как лев» — это Давид, который восстанет от тебя, как сказано: «Сердце которого как сердце льва», «Привязывающий к виноградной лозе осла своего…»
… это Машиах, который произойдет от тебя, как сказано: «Нищий и восседающий на осле»» (Мидраш Агадат Брейшит, гл. 3). «Нищий» («ани») — это выражение того, что нет у него ничего от себя, но лишь готовность («эанут») выполнять обязательство — это цель признания, «восседающий на осле» — это черта совершенной простоты, способной воспринять исправленную форму, водруженную на мир материи — это слово Божие. Приход Мессии есть окончание процесса покаяния.
Разберись во всем этом, как следует.
Мы же приступим к рассмотрению еще одного нюанса, насколько мы способны, касающегося высокого уровня раскаявшегося грешника.
«Место, где находятся раскаявшиеся — там совершенные праведники не в состоянии находиться» (Брахот 34б).
И так заключает Рамбам: «И да не подумает человек, раскаявшийся в грехах, что он далек от уровня праведников из-за грехов и прегрешений, которые он совершил — это не так, но он возлюблен и угоден Творцу, будто не грешил вовсе, и не только это, но награда его велика, ибо вкусил вкус греха и оставил его, и подавил злое начало свое. Так сказали мудрецы: “Место, где находятся раскаявшиеся — там совершенные праведники не могут находиться”, то есть, уровень раскаявшихся выше уровня тех, кто не согрешил никогда, ибо первые подавили свое начало сильнее последних» (Законы о покаянии 7:4).
И следует вкусить высший вкус этих слов: «место, в котором находятся раскаявшиеся».
Итак, начнем:
После греха с золотым тельцом открылось Моше Рабейну высшее откровение, которого он не удостоился в момент дарования Торы на Синае. Это откровение заключается в тех тринадцати высших принципах милосердия. Потрясает мысль, что в результате греха мы удостоились этого высокого откровения. И это относится к тому типу светов, пробивающихся из тьмы, особенно это откровение, которое относится к сути внутреннего содержания руководства единства, и которое есть основа сила покаяния.
Вся их идея заключается в том высшем руководстве, которое Творец осуществляет ради Себя, помимо Своих черт. Желание в сотворении мира — благодеяние, дать благо всем, даже тем, кто его не заслуживает, в силу благости Творца. Но Творец действует согласно принципу суда и остальных принципов, которые устанавливают границы, до которых простирается благодать, и это так в силу известных причин. Но корень и цель творения — в совершенном благодеянии. В тот час, когда нет у человека права существовать, исходя из принципа суда, раскрывает Творец то Свое внутреннее руководство «ради Себя», это руководство единства, внутреннее, по отношению к открытом руководству суда.
Тринадцать (принципов) есть числовое значение слова «один» («эхад») — это суть этих принципов, указание на единство Творца, который не подчинен даже Свои собственным принципам, но по желанию Своему прощает и дает благо даже злодеям. Тринадцать — это также числовое значение слова «любовь» («аава») — это то руководство, которое осуществляется в силу Его благости и любви к Израилю. Принятие покаяния происходит с высоты этого места, за гранью принципов руководства: «Вот место со Мной» (Шмот 33:21).
Таково место, где находятся раскаявшиеся, «вот место со Мной». Они удостоились раскрыть Его единство, мощь Его единовластного правления. Это раскрытие превосходит уровень раскрытия праведника, который не согрешал.
Мы приступаем, согласно малости нашей способности постичь, к рассмотрению корня этого руководства.
«Вот место со Мной» — корень идеи места в той грозной и высокой идее: место мира. Это то самое качество наполняющего все миры, раскрытие действительности со стороны Творца. Об этой идее мы подробно говорили в речи о первой основе веры, не станем повторяться здесь, но следует знать, что это руководство, находящееся за гранью свободы выбора, за гранью человеческих поступков, но оно полностью исходит со стороны Всевышнего, Его благости и раскрытия единства, оно пребывает в основе покаяния и его приятия, когда оно делается из любви, и превращения злоумышленных преступлений в заслуги, корень ее раскрытия находится в той высшей реальности.
«Вот место со Мной».
«Место, в котором находятся раскаявшиеся».
Нет возможности более подробно говорить об этом, вникни должным образом в эти слова, возвращающих дух всему живущему.
И следует пойти еще глубже в том, что касается идеи раскрытия единства посредством Машиаха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»