Из цикла «Знание веры», темы: Видуй, Тшува, Машиах, Пророчество, Шхина, Геула, Избавление, Рав Эуд Авицедек
«Так учили мы в Барайте: Рабби Шимон Бар Йохай говорит: приди и увидь, сколь любезен Израиль Всевышнему, ибо всякое место куда они были изгнаны — отправлялась с ними Шхина. И когда они вернутся, Шхина вернется вместе с ними, как сказано: “И вернется Господь Бог твой с возвращением твоим” — не сказано “и вернет”, но “и вернется” — это учит нас, что сам Всевышний вернется с нами из изгнания»(Мегила 29а).
Шхина — это черта царства Бога, обретающаяся в низших мирах и пребывающая с ними в их нечистотах. Это обетование, и источник упования на Избавление. Корень ее черты находится в последней букве hЭй святого имени Творца. «И как написано в святой книге Зоар, что идея покаяния — возвращение буквы “вав” к букве “hэй”, или возвращение “hэй” к “вав”… То есть “я со сломленным”, или “сломленный со мной”» (При Цадик, глава Вайелех).
Поразительно и высоко знание о том, сколь велика любовь Творца к Его народу Израилю, с которым связал Он имя Свое, даже когда они находятся в изгнании, и Который вернется, насколько возможно сказать так, чтобы быть избавленным вместе с ними, и полнота Его имени связано с полнотой их избавления. В этом корень идеи, которая была здесь объяснена, что покаяние есть исправленный порядок мироздания: «Ибо по завершению дела нет здесь настоящего зла, ибо конец всему благо, и мыслил Он о том, чтобы никто не отпал от Него» (Рабби Цадок а-Коэн, Сихат Шедим 43).
Выше мы привели слова рабби Йеошуа, с которыми согласился рабби Элиэзер, что избавление не зависит от нашего пробуждения к покаянию: «ответил ему рабби Йеошуа: если не сделают покаяние — не будут избавлены, но Святой, благословен Он, поставит над ними царя, указы которого столь же тяжелые, как у Амана, и Израиль совершит покаяниеи Он вернет их на путь добра» (Санэдрин 97б).
Поясняет Рамхаль, что это тайна раскрытия единства, что Творец не подчинен Своей черте суда: «Когда желает Он, то не взирает не на какие дела, но дает благо, кому захочет, и как сказал он учителю нашему Моше (Брахот 7а): “И помилую Я того, кого помилую” — хотя он и не достоин». И уже сказано (Иов 35:6): «Если согрешил ты — что произвел в Нем, и если умножились преступления твои — что сделаешь Ему?»; и про то время сказано (Йирмеяу 50:20): «Будут искать грех Израиля, но не будет его… ибо прощу того, кого оставлю»; и еще сказано (Йешая 48:11): «Ради Себя, ради Себя сделаю Я, ибо как же осквернится…»; И (там же 43:25): «Я, Я это, что стирает грехи твои ради Меня, и прегрешения твои не вспомню». И еще сказано (Зхарья 3:9): «И сотру грех земли той в один день».
Это утешение наше в нищете нашей, ибо не дела наши будет Он вспоминать, и не заслуг наших ждать, или из-за ущербности дел наших поменяет нас на других, не дай Б-г, но ради клятвы, которой клялся отцам нашим, и ради Завета, который Он заключил. Итак, даже если не будет заслуг у Израиля — когда придет назначенное время — день, сокрытый в сердце Его — все равно избавит нас без сомнения, ибо Он есть Властелин всего, и сможет сделать так, когда захочет».
Но здесь следует обратить внимание на особый момент, от которого зависит избавление Израиля:
«И скажет он (т.е. народ Израиля) в тот день: “Не потому ли, что нет Всесильного моего среди нас, постигли меня беды эти?” Это еще не такое полное раскаяние, о котором сказано: “Тогда признаются они …в беззакониях своих” (Ваикра 26:40), — но лишь проблеск раскаяния и признания своей вины. И после этого вновь написано: “А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день”.
На первый взгляд, поскольку они поняли, что Творец не пребывает среди них из-за их грехов и именно поэтому постигли их все эти беды, Всевышний по Своему великому милосердию должен был бы помочь им и спасти их. [Ведь Его гнев обращен, в первую очередь, на тех, кто отрицает свою вину], как написано: “Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не грешила” (Ирмея 2:35).
И все же Всевышний вновь сокроет от мира Свое лицо — из-за великого зла, которое евреи совершали прежде, полагаясь на идолов. Однако это сокрытие не будет подобно прежнему, когда Он сокрыл от них Свое милосердие, и их постигли “многие беды и несчастья”. Но теперь Он скроет лишь “лик избавления” (пней а-геула), а “лицо милосердия” будет приоткрыто, как обещано: “Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне отвратительны и не вызовут омерзения…” (Ваикра 26:44).
Так будет до тех пор, пока они не добавят к упомянутым проблескам раскаяния полное раскаяние, как написано выше: “И возвратишься ты к Б-гу, Всесильному твоему, и исполнять будешь волю Его во всем, …ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей” (Дварим 30:2)”. (комм. Рамбана на Тору — Дварим 31:18).
Избавление зависит от “совершенной исповеди” — то есть, полного покаяния, и эта идея нуждается в пояснении.
Цель исповеди (помимо раскаяния в уже совершенном и обязательства не повторять такого впредь — это основы покаяния) заключается в искуплении. Вместе с раскаянием и обязательством на будущее получает раскаявшийся именование праведника, но грехи его искупаются лишь после того, как он исповедает их. И в этом смысл слов Рамбана, что все время, пока не исповедали они свой грех, пусть они и не подвергаются страданиям, но избавлены не будут. Ибо цель Избавление — исправление зла и полное единение с Творцом, поэтому грехам Израиля надлежит быть искупленным полным искуплением, а это зависит от исповеди.
Исповедь (“видуй”) от слова признание (“одаа”) — это выражение огромной ответственности за свои грехи и осознания благого дара возможности совершить покаяние. Исповедь устами раскрывает тайное и сокрытое, противоположность сокрытию отрицания ответственности. И это указание на руководство Творца даже над отдаленными низшими мирами. И это указание на единство Творца, подобие раскрытия, предстоящего в будущем, в мире разумения, там раскроется все тайное, что было в мире, и сокрытое зло будет исправлено. “Каждый, кто закалывает свое злое начало и исповедуется на нем, приравнивает его Писание к тому, кто восславил Святого, благословен Он, в двух мирах: в этом мире и в будущем мире” (Санэдрин 43б).
Еще есть в идее исповеди удаление зла из внутреннего содержания человека, ибо человек повествует о зле, как о том чуждом элементе, с которым он не ассоциирует себя, и просит Всевышнего извлечь зло из его жизни.
Исповедь есть также свершение суда человеком над самим собой, он передает себя на суд Бога: “Припадем же в руки Господа, а Ты праведен во всем, что было с нами”. Слава Небес усиливается от этого самостоятельного закалывания злого начала человеком.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.