Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Молчание полезно мудрецу. А тем более — глупому»В. Талмуд, Псахим 99
Всевышний вновь сокроет от мира Свое лицо — из-за великого зла, которое евреи совершали прежде, полагаясь на идолов. Однако это сокрытие не будет подобно прежнему.

«И не сказано “вернет”, но и вернется»

«Так учили мы в Барайте: Рабби Шимон Бар Йохай говорит: приди и увидь, сколь любезен Израиль Всевышнему, ибо всякое место куда они были изгнаны — отправлялась с ними Шхина. И когда они вернутся, Шхина вернется вместе с ними, как сказано: “И вернется Господь Бог твой с возвращением твоим” — не сказано “и вернет”, но “и вернется” — это учит нас, что сам Всевышний вернется с нами из изгнания»(Мегила 29а).

Шхина — это черта царства Бога, обретающаяся в низших мирах и пребывающая с ними в их нечистотах. Это обетование, и источник упования на Избавление. Корень ее черты находится в последней букве hЭй святого имени Творца. «И как написано в святой книге Зоар, что идея покаяния — возвращение буквы “вав” к букве “hэй”, или возвращение “hэй” к “вав”… То есть “я со сломленным”, или “сломленный со мной”» (При Цадик, глава Вайелех).

Поразительно и высоко знание о том, сколь велика любовь Творца к Его народу Израилю, с которым связал Он имя Свое, даже когда они находятся в изгнании, и Который вернется, насколько возможно сказать так, чтобы быть избавленным вместе с ними, и полнота Его имени связано с полнотой их избавления. В этом корень идеи, которая была здесь объяснена, что покаяние есть исправленный порядок мироздания: «Ибо по завершению дела нет здесь настоящего зла, ибо конец всему благо, и мыслил Он о том, чтобы никто не отпал от Него» (Рабби Цадок а-Коэн, Сихат Шедим 43).

Грядущее избавление есть раскрытие единства

Выше мы привели слова рабби Йеошуа, с которыми согласился рабби Элиэзер, что избавление не зависит от нашего пробуждения к покаянию: «ответил ему рабби Йеошуа: если не сделают покаяние — не будут избавлены, но Святой, благословен Он, поставит над ними царя, указы которого столь же тяжелые, как у Амана, и Израиль совершит покаяниеи Он вернет их на путь добра» (Санэдрин 97б).

Поясняет Рамхаль, что это тайна раскрытия единства, что Творец не подчинен Своей черте суда: «Когда желает Он, то не взирает не на какие дела, но дает благо, кому захочет, и как сказал он учителю нашему Моше (Брахот 7а): “И помилую Я того, кого помилую” — хотя он и не достоин». И уже сказано (Иов 35:6): «Если согрешил ты — что произвел в Нем, и если умножились преступления твои — что сделаешь Ему?»; и про то время сказано (Йирмеяу 50:20): «Будут искать грех Израиля, но не будет его… ибо прощу того, кого оставлю»; и еще сказано (Йешая 48:11): «Ради Себя, ради Себя сделаю Я, ибо как же осквернится…»; И (там же 43:25): «Я, Я это, что стирает грехи твои ради Меня, и прегрешения твои не вспомню». И еще сказано (Зхарья 3:9): «И сотру грех земли той в один день».

Это утешение наше в нищете нашей, ибо не дела наши будет Он вспоминать, и не заслуг наших ждать, или из-за ущербности дел наших поменяет нас на других, не дай Б-г, но ради клятвы, которой клялся отцам нашим, и ради Завета, который Он заключил. Итак, даже если не будет заслуг у Израиля — когда придет назначенное время — день, сокрытый в сердце Его — все равно избавит нас без сомнения, ибо Он есть Властелин всего, и сможет сделать так, когда захочет».

Но здесь следует обратить внимание на особый момент, от которого зависит избавление Израиля:

Избавление зависит от исповеди

«И скажет он (т.е. народ Израиля) в тот день: “Не потому ли, что нет Всесильного моего среди нас, постигли меня беды эти?” Это еще не такое полное раскаяние, о котором сказано: “Тогда признаются они …в беззакониях своих” (Ваикра 26:40), — но лишь проблеск раскаяния и признания своей вины. И после этого вновь написано: “А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день”.

На первый взгляд, поскольку они поняли, что Творец не пребывает среди них из-за их грехов и именно поэтому постигли их все эти беды, Всевышний по Своему великому милосердию должен был бы помочь им и спасти их. [Ведь Его гнев обращен, в первую очередь, на тех, кто отрицает свою вину], как написано: “Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не грешила” (Ирмея 2:35).

И все же Всевышний вновь сокроет от мира Свое лицо — из-за великого зла, которое евреи совершали прежде, полагаясь на идолов. Однако это сокрытие не будет подобно прежнему, когда Он сокрыл от них Свое милосердие, и их постигли “многие беды и несчастья”. Но теперь Он скроет лишь “лик избавления” (пней а-геула), а “лицо милосердия” будет приоткрыто, как обещано: “Но при всем этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они Мне отвратительны и не вызовут омерзения…” (Ваикра 26:44).

Так будет до тех пор, пока они не добавят к упомянутым проблескам раскаяния полное раскаяние, как написано выше: “И возвратишься ты к Б-гу, Всесильному твоему, и исполнять будешь волю Его во всем, …ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей” (Дварим 30:2)”. (комм. Рамбана на Тору — Дварим 31:18).

Избавление зависит от “совершенной исповеди” — то есть, полного покаяния, и эта идея нуждается в пояснении.

Исповедь

Цель исповеди (помимо раскаяния в уже совершенном и обязательства не повторять такого впредь — это основы покаяния) заключается в искуплении. Вместе с раскаянием и обязательством на будущее получает раскаявшийся именование праведника, но грехи его искупаются лишь после того, как он исповедает их. И в этом смысл слов Рамбана, что все время, пока не исповедали они свой грех, пусть они и не подвергаются страданиям, но избавлены не будут. Ибо цель Избавление — исправление зла и полное единение с Творцом, поэтому грехам Израиля надлежит быть искупленным полным искуплением, а это зависит от исповеди.

Исповедь (“видуй”) от слова признание (“одаа”) — это выражение огромной ответственности за свои грехи и осознания благого дара возможности совершить покаяние. Исповедь устами раскрывает тайное и сокрытое, противоположность сокрытию отрицания ответственности. И это указание на руководство Творца даже над отдаленными низшими мирами. И это указание на единство Творца, подобие раскрытия, предстоящего в будущем, в мире разумения, там раскроется все тайное, что было в мире, и сокрытое зло будет исправлено. “Каждый, кто закалывает свое злое начало и исповедуется на нем, приравнивает его Писание к тому, кто восславил Святого, благословен Он, в двух мирах: в этом мире и в будущем мире” (Санэдрин 43б).

Еще есть в идее исповеди удаление зла из внутреннего содержания человека, ибо человек повествует о зле, как о том чуждом элементе, с которым он не ассоциирует себя, и просит Всевышнего извлечь зло из его жизни.

Исповедь есть также свершение суда человеком над самим собой, он передает себя на суд Бога: “Припадем же в руки Господа, а Ты праведен во всем, что было с нами”. Слава Небес усиливается от этого самостоятельного закалывания злого начала человеком.

 


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше