Из цикла «Знание веры», темы: Тшува, Машиах, Пророчество, Геула, Избавление, Конец дней, Единство Б-га, Рав Эуд Авицедек
В корне всякого греха лежит сокрытие надзора и власти Бога в низших мирах. Творец сокрыт за заслоном естества творения. Такова природа материи, что ей присущ изъян — грехи — зло. Грешник, своими действиями, усиливает это сокрытие. Ведь, как известно, любой грех — укрепляет заслон между Творцом и творением, между высшими мирами и низшими. Своим покаянием — человек освящает эти низкие и мрачные места. Он раскрывает силу надзора и власти Бога, хотя они неочевидны. Кающийся раскрывает, что Бог есть Царь над низшими мирами. «Велико покаяние, ибо приносит оно исцеление миру… Ибо достигает оно Престола славы… И приближает избавление… И злоумышленные действия превращаются в совершённые неосознанно и вменяются в заслуги… И ради одного покаявшегося — прощается ему и всему миру» (Йома 86а). Таково превосходство совершившего покаяние над совершенным праведником, ибо он раскрыл свет из тьмы. Это раскрытие относится к глубине раскрытия единства. «Чтобы превратить тьму в свет и тогда возвысится Святой, благословен Он, в славе своей» (Зоар, гл. Тецаве). «Поднялся на седьмой небосвод… Сразу схватился Моше за Трон Славы… И начали восхвалять покаяние» (Мидраш). Таково покаяние, достигающее Трона Славы, ибо «в этом возвысится Святой, благословен Он, в славе своей».
Теперь нам становится чуть яснее та удивительная идея, что через покаяние из любви — злоумышленные преступления вменяются человеку в заслуги: «Грешник, через свой грех отдалился от Бога. Отдаление — вызывает необходимость возвращения к Богу, и потому, когда осуществляется возвращение к Богу, то это отдаление — вменяется грешнику в заслугу» (Маараль, там же).
Отдаление вызывает необходимость возвращения, ибо таков процесс раскрытия единства Творца, таков порядок мира. И как мы объяснили выше, само зло обратится в добро. И соразмерно величине отдаления будет мощь света возвращения: «И это именно тогда, когда покаяние совершается из любви, ибо когда покаяние совершается из любви, а любовь есть полное единение с Творцом, как сказано: “Любить Господа, Бога твоего, и прилепляться к Нему”. Поэтому покаяние, которое есть порядок мира (потому что мир должен прилепляться к Творцу, чтобы иметь существование, а прилепление может осуществляться лишь силой любви), изменяет грех на заслугу, если базируется на любви» (Маараль, там же).
Слово аhава (любовь) равно в числовом значении слову эхад (один) — это та сила, которая объединяет человека с его Творцом, через покаяние из любви кающийся объединяет все отдалившиеся аспекты — как в себе, так и в мире, связанном с ним — в возвращении с ещё большей силой к своему единому корню. Ибо таков порядок мира и такова мощь раскрытия единства: все отдалённые реалии соберутся в нём и прилепятся к Творцу. И разберись, как следует в этих высоких вещах.
«“Если продаст муж” — это Святой, благословен Он, “свою дочь” — это святая душа, “в рабыню” — быть порабощённой рабой между вами в этом мире. Прошу вас, в тот час, когда настанет ей срок покинуть этот мир “не выйдет подобно рабам” — пусть не выйдет грязной, запачканной в грехах, но пусть выйдет свободной, чистой и ясной, да радуется ей господин её. И прославляется через неё. И даст ей воздаяние доброе, в чистом свете Рая, как написано: “И насытит душу твою светом”» (Зоар, часть 2-я, 96б).
«Велико покаяние, ибо оно приводит избавление, как сказано: “И придёт в Сион Избавитель и к кающимся в преступлении из Иакова”. Почему “И пришёл в Сион Избавитель”? Потому, что “к кающимся в преступлении из Иакова”» (Йома 86б). И объясняет Маараль: «Ибо потому, что совершивший покаяние отстраняется от злого начала и так выходит на свободу. Ибо грешник — есть раб царю престарелому и глупому — это злое начало. Почему называется он царём? Потому что все слушаются его. И когда человек во власти злого естества своего, оно владычествует над ним, но покаявшийся выходит на свободу от своего злого начала и это есть избавление… И известно ещё, что покаяние исходит из высшей ступени, которое есть ступень избавление» (Натив а-тшува, стезя покаяния, глава 2-я).
Корень мира покаяния находится в той реальности, которая была прежде этого мира: «семь вещей были сотворены раньше сотворения мира: … покаяние, как написано (Теилим 90:2-3): “прежде рождения гор… обращаешь ты человека в руины” (Псахим 54а). “Прежде” — не только в смысле времени, но в порядке происхождения миров одного от другого, “прежде” в достоинстве, “прежде” во внутреннем содержании. Такова реальность “мира свободы” свобода от руководства суда, от структуры зла и порабощения ей: “сила покаяния, достигающая своего высшего корня, мира покаяния, мира свободы и всеобщего света, оттуда поступает высшая святость и блистающий свет, который уничтожает всякую нечистоту, исправляет миры, возвращая их в изначальное состояние, обогащенные новым светом из мира покаяния, который открывается в них”» (Нэфеш а-Хаим, Врата первые, глава 12).
«Мир свободы — это тот мир, основание которого в руководстве полного единства. Это руководство, не подчиненное руководству суда, поскольку ее источник в той высшей реальности, в которой не существует зла, но лишь добро, лишь воля единого Творца в раскрытии блага. Это та реальность, в которой Господь один и имя Его едино — день, который полностью есть Шаббат. Оттуда проистекает сила покаяния.
И таков конечный смысл покаяния: истребление зла, возвращение всех частей блага, которые отдалились в следствии греха — к их источнику. Этим поднимается кающийся в мир покаяния — мир свободы — мир “юбилейного года”, когда все возвращается на свое место.
“Ибо место пребывания покаявшихся высоко весьма — это высшее светило, это будущий мир, который называется “покаяние”, и потому покаявшиеся называются наследующими землю живых в высших мирах: “Не видел того глаз, но лишь Ты, Боже, что сделает Он ожидающим Его”. И сказанное здесь “сделает” соответствует “юбилейному году”, миру свободы, и потому этот глагол употреблен в третьем лице” (Шл»а, Йома 70а).
В этом высшем мире — мире разумения — раскроется понимание глубины руководства Творца, и вся идея цели существования зла, и станет известно, что оно лишь служило славе царства и единства Бога. И через это будет исправлено зло в его корне.
«Будущий мир называется “покаяние”» — и действительно, ведь будущий мир был создан раньше этого мира, и он есть цель всей цепочки бытия, ее финальная точка, таков внутренний порядок мира, как мы привели выше, и поразмысли над всем этим хорошо.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.