Из цикла «Знание веры», темы: Машиах, Пророчество, Геула, Избавление, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
«Ибо есть еще время для исполнения видения, и свидетельствует оно о конце, и не обманет, если будет медлить — жди его, ибо придет обязательно и не запоздает» (Хавакук 2).
«Что значит “свидетельствует о конце и не обманет”? — Сказал Рабби Шмуэль Бар Нахмани, сказал Рабби Йонатан: да изыдет дух изчисляющих сроки конца, ибо они говорят: раз пришел срок, а он не явился, то больше он не придет, но жди его, как сказано: “если будет медлить — жди его”. Вдруг скажешь ты: мы ждем, а он не ждет? На это говорит писание: “… потому ожидает Господь помиловать вас, и потому вознесется, чтобы сжалиться над вами”. Но раз мы ждем, и Он ждет, кто же мешает? — Черта суда» (Санэдрин 97Б).
«Дни Машиаха — это верить и признавать истинным, что он придет, и не думать, что опоздает, если задерживается — жди его, и не определять ему время и не подсчитывать из Писаний время его прихода…» (Рамбам, Основы веры).
Как было объяснено выше из слов Маараля, сокрытие конца является необходимым, и действительно, Тора намекает на это, и открыто говорят мудрецы: что даже праотец наш Яаков, который хотел раскрыть конец своим сыновьям, был скрыт от него срок, также и Рамбам придерживается того мнения, что знание срока является невозможным:
Прежде всего следует усвоить, что ни одному человеку не дано познать истинный срок конца дней — во веки веков. Это явствует из сказанного Даниэлем: «…ибо сокрыты и запечатаны речи эти до конечного срока» (Даниэль 12:9). Однако полная картина (такова, что) некоторые из мудрецов (занимались) этим, полагая возможным постичь (тайну конца). Пророк Даниэль предсказал: «Многие будут блуждать и умножится знание…» (Даниэль 12:4). Иными словами, возникнет множество мнений и предположений. Пресвятой, благословен Он, наперед поведал нам через пророков, что некоторые из сынов человеческих станут исчислять время прихода Машиаха, но пройдут сроки, и не исполнятся (их ожидания), а затем предостерег нас, чтобы мы не усомнились в том, (что Машиах придет), и не горевали, что вычисления не оправдались, но чем дольше он будет задерживаться, тем больше должна укрепляться наша надежда, как сказано: «Ибо еще (исполнится) предсказанное — в срок, и наступит конец (дней), и не обманет (предсказание). Если задержится — жди его, ибо придет непременно, не опоздает!» (Хавакук 2:3).
Следует задаться вопросом: почему же наши учителя приводили различные расчеты конца? Рамбам нашел слова оправдания для Рабби Саадии Гаона, который привел расчет срока конца изгнания: «мы судим о Рабби Саадии в добрую сторону, и говорим что то, что привело его к этому действию, хотя он знал, что Тора запрещает это, был, пожалуй, тот факт, что люди его поколения имели разные дурные воззрения, и почти не осталось у них Торы Творца, если бы он, в соответствии с тем, что он открыл в Торе из того, что было сокрыто, и укрепил с помощью Торы то, что ослабло, и сообщил это своими словами, своим письмом и своим пером, и увидел в числе всего того, что увидел в своем знании, необходимость собрать множество народа путем исчисления сроков, чтобы укрепить их и добавить им надежды, и он стремился во всех своих действиях к славе Небес, и не следует попрекать его тем, что он ошибся в своих расчетах, ибо замысел его состоял в том что я сказал» (Там же). То, что заставляет удивиться, что Рамбам сам в том послании приводит расчет конца, согласно традиции, которая передавалась в его семье:
«Но (у нас в роду) существует замечательное предание. Я узнал его от отца, он — от отцов и предков, а те от отцов своих. Оно восходит ко временам начала изгнания из Иерусалима, о котором сказано: “И множество сынов Исраэля, изгнанных из Кэнаана в Цфат и изгнанных из Йерушалаима в Сфарад, унаследуют города Нэгева” (Овадья1:20). Вот это предание. В пророчестве Бильама содержится намек45 на возвращение Исраэлю пророческого дара, которого он был лишен (в начале изгнания).
Вообще в стихах Торы содержатся намеки, не имеющие отношения к их буквальному смыслу. Например, в словах Яакова, обращенных к его сыновьям: “Рэду шама” (“спуститесь туда”, т. е. в Египет, Бэмидбар 42:2) мы обнаруживаем указание на число лет их пребывания в Египте: это числовое значение (гиматрия) слова “рэду” (“спуститесь”), равное 210.
В словах Моше, учителя нашего: “Когда родятся у тебя сыновья и сыны сыновей и долго проживете на земле (Исраэля)” (Дварим 4:25) — содержится указание на число лет, отделяющих вступление евреев в Эрец Исраэль от начала изгнания (изгнание царя Йояхина): оно равно числовому значению (гиматрии) слова “ношантэм” (“долго проживете”) — 846 лет.
В соответствии с (нашим семейным) преданием, в словах Бильама: “В свое время скажут Яакову и Исраэлю, что свершает Всесильный” (Бэмидбар 23:23) — содержится тайна: если к дате этого пророчества (2488 г. от сотворения мира или несколько раньше) прибавить такой же интервал времени, получим время, когда к Исраэлю вернется пророческий дар, ибо слово “каэт” (“в свое время”) следует понимать: “через такое же время”. В результате получаем 4976 г. (1216 г. н. э.). И нет сомнения, что возвращение пророчества должно предшествовать приходу Машиаха, ибо сказано: “…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И на рабов и рабынь тоже изолью Я в те дни дух Мой” (Йоэль 3:1,2).
Эти (доводы могут претендовать) на большую истинность, чем всякие (астрологические) предсказания конца времен, …которые лишь навлекают (на нас продолжение) галута, и я привожу их, после самых решительных предостережений, чтобы избавление не казалось народу таким далеким (и он не впал в отчание). И вот я поведал тебе (наше семейное предание) — да будет благословен Всезнающий!», но и в его оправдание мы можем сказать те же слова, как мы и приведем из слов Рамбана.
Рамбан в четвертых вратах своей книги об избавлении приводит несколько причин, почему в его время было разрешено рассчитывать срок конца, и объясняет, что Творец запечатал и скрыл срок конца из-за долготы изгнания. Но мы, будучи близки к времени избавления, возможно, запрет скрывать срок уже не действует, ибо причина запрета отпала. И еще, что мудрецы боялись ослабить руки народа, как бы не отчаялись они из-за долготы изгнания. Но мы находимся уже в конце дней, и еще, что уже были написаны книги о времени конца, и уже нет тех опасений.
Однако Маараль не согласен с этим, он считает, что это относится к самой сути этого избавления, и невозможно знать его срок.
«Ибо день отмщения в сердце Моем, и год избавления Моего настает» — что значит «день отмщения в сердце Моем»? Сказал Рабби Йоханан: сердцу Моему — Я открыл, органам Моим — не открыл. Рабби Шимон Бен Лакиш сказал: сердцу Моему Я открыл, ангелам служителям Я не открыл» (Санэдрин 99а).
«Ибо раскрытие конца не подобает знать человеку, в силу величия срока. Поэтому не следовало раскрывать конец никому, кроме Яакова, ибо конец сокрыт и не подлежит знанию, и потому, “да изыдет дух исчисляющих сроки конца” (Санэдрин 97б).
Отсюда ты знаешь, что все, о чем сказали мудрецы по поводу конца, не говорили, что так случится обязательно в это время и в тот час, но раскрыли нам способное время, в которое достойно быть концу, а до того времени не достойно быть концу в принципе, до того времени, которое способно. Но не говорили они, что то время и конец обязательно будет в тот момент, ибо это невозможно, потому что как мы уже сказали, срок относится к сокрытым вещам которые не могут быть раскрыты явно» (Маараль, книга Нэцах Исраэль, глава 44).
Невозможно, чтобы он был раскрыт явно, потому что конец есть срок уничтожения зла, лишения выбора и раскрытия единства. Все эти вещи выходят за рамки руководства Творца над этим миром. И ведь черта суда мешает — это то открытое руководство, руководство справедливого закона. И поэтому «органам Моим» —это обозначение черт Его, и ангелам Его, которые суть посланники Его в руководстве черт Его, Я не открыл. Конец, который является раскрытием руководства единства, «зависит только от истинности Господа». И пойми это хорошо.
Таким образом, Марааль объясняет причину заклятия Израиля не раскрывать конец: и «следует, чтобы не раскрывали конца, ибо конец должен быть отделен от человека, а тот, который раскрывает конец будто бы конец был с человеком, таким образом, изничтожает конец. Ибо конец не таков, чтобы быть с человеком, и все эти слова — суть уничтожения конца».
Будущее избавление произойдет, даже если мы не будем достойны его. Оно произойдет со стороны Творца, ибо такова была Его Воля еще до сотворения мира, и у нее нет причастности с процессами этого мира, и тем, что в нем происходит. Она заложена в корне руководства полного единства, это тайное и скрытое руководство над творением, находящееся за рамками дел человека и его выбора, ее цель — уничтожение зла из творения, и его возвращения ко благу. Всякое раскрытие этого времени делает его причастным к временному руководству над этим миром, будто это избавление проистекает из руководства над этим миром, будто мир есть причина избавления. Это само по себе отдаляет конец, ибо он приходит не в заслугу, но спускается с тайного и скрытого уровня, проистекая из истинности воли Творца, превосходящей наши заслуги и превосходящей даже все черты управления этим миром. Раз так, сокрытие срока конца есть причина самого избавления.
Выше мы привели слова Маараля о том, что само изгнание является подготовкой к избавлению. В этом четвертом изгнании сокрытие конца также относится к подготовке ко времени избавления. И пойми все это хорошо.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.