Из цикла «Знание веры», темы: Машиах, Пророчество, Геула, Избавление, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
«Малый станет тысячью, и молодой — народом великим. Я Господь в срок его скоро приведу его» (Йешаяу 60:22).
«Сын Давидов может прийти только в поколение полностью праведное или полностью виновное. В поколение, которое полностью праведно — ибо написано: “и народ твой — все праведники, навеки наследуют землю”. В поколение, которое полностью виновно — как написано: “и увидел, что нет мужа, и удивился, что нет вызывающего”, и написано: “ради себя Я сделаю”. Сказал Рабби Александри: Рабби Йеошуа бен Леви спросил: написано: “беита” (положенный срок), и написано: “ахишена” (вскоре приведу его), как это сочетается? Если удостоились, то убыстрю его приход (“ахишена”), а если не удостоились, то сделаю в положенный срок (“бэита”)» (Санэдрин 98а).
Абарбанэль в своей книге «Йешуот Мешихо» объясняет, что есть три срока у этого конца. Первый срок — это время, когда невозможно ему прийти — это эпоха, предшествующая двум тысячелетиям лет Мессии, второй срок — это последняя черта, он не может прийти позже, это время «беита». Третье время — это время возможное для его прихода, если конец будет ускорен.
Обязанность ожидания каждый день касается срока: «ахишена» (ускоренный срок), и как говорит Хафец Хаим: (Шем Олам, вторая часть, глава 13)
«Не должен человек отчаиваться от избавления по причине того, что может, еще не пришел срок, ведь известно сказанное в Гемаре о стихе “В назначенное время ускорю это”: удостоились — ускорю, не удостоились — в назначенное время. И не должно быть странно для человека, как может быть, что сейчас удостоится Израиль, того чето не удостоились в предыдущих, более праведных поколениях. Об этом есть стихи в Торе прямым текстом, и это великая надежда, чтобы мы укрепились и ожидали избавления».
«И большее того мы находим в словах Всевышнего, что когда Он желает избавить Израиль, даже когда сказано напрямую, сколько времени они должны будут страдать, и время еще не прошло, Он ускоряет это назначенное время различными способами, как это было в Египте. О Египетском изгнании было сказано, что оно должно продлиться 400 лет, но Всевышний засчитал 400 лет с рождения Ицхака… Мы должны надеяться на Всевышнего, что Он ускорит время каким-либо способом… На это есть намек в стихе — само “назначенное время” — ускорю».
Это не только два разных срока, но и сама форма избавления будет разной в эти сроки, как объяснили нам мудрецы. Приведем здесь слова автора комментария «Ор а-Хаим» на Тору, который приводит эти вещи в кратком виде:
«Вижу его, но не теперь…» — повторил одну и ту же мысль разными словами, и то же повторение в словах «взошла звезда… и восстал жезл…», и еще повторение «и сокрушил… и поразил…» — весь этот пророческий отрывок говорит о царе Машиахе.
И станет это понятным из слов наших мудрецов (Санэдрин 98а), которые сказали про стих «в назначенное время ускорю это»: «Если удостоятся — ускорю это, если не удостоятся — в назначенное время». И это назначенное время отстоит очень далеко, и вот тебе знак: ведь мы теперь в начале шестого столетия шестого тысячелетия. И об этих двух сроках говорило Писание: про ситуацию, когда удостоился Израиль, говорит: «Вижу его», т.е. вижу то, что собираюсь сказать, но «не теперь» в настоящее время, но в другое время, возможно, не столь отдаленное, ибо сказали мудрецы (Дварим Раба 2:11:23): «Если бы весь Израиль совершил должное покаяние — немедленно был бы избавлен, и даже если бы они были в изгнании один лишь день, ибо сказано: “Ответит тебе Господь в день беды” (Теилим 20:2).»
А про срок «беита» («в назначенное время») сказал: «замечаю», будто смотрит издалека, и об этом говорит он: «но не близко», ибо срок «беита» долог весьма из-за грехов наших, и когда говорит он «взошла…», то речь идет о том пророчестве, в котором он сказал: «вижу его…»
И повторение идеи, и перемена слов может быть понята из слов мудрецов наших, которые сказали (Санэдрин 98а), что если Избавление придет в заслугу Израиля, то это будет событием удивительного величия, и Избавитель Израиля раскроется с Небес подобно знаку и знамению, как написано об этом в книге Зоар (часть I, 119), в отличии от ситуации, когда Избавление придет в силу срока, а Израиль не заслуживают его, то все будет иначе, и об этом говорит пророк Захария (9:9), что Избавитель явится смиренным и восседающем на осле.
И об этом говорит здесь Тора: про Избавление в срок «ахишена», которое придет в заслугу Израиля, о котором сказал: «Вижу его, но не теперь», говорит: «Взошла звезда…», ибо с Небес воссияет Избавитель, также и намек здесь есть на звезду, появляющуюся посреди неба, как удивительное чудо, как об этом написано в книге «Зоар» (там же).
А про Избавление в срок «беита», на которое намекнул словами «замечаю его, но не близко», сказал: «… и восстал жезл (“шэвэт”) от Израиля», то есть, что одно колено («шэвэт») восстанет от Израиля, как обычно встают в мире по естеству, в стиле сказанного (Даниэль 4:14): «… и самого низкого поставит над ним», ибо один придет смиренным и восседающим на осле, и восстанет, и воцарится, и совершит то, о чем говорится дальше.
И причина того, что Писание предназначило Израилю Избавление в срок «ахишена», которая как «звезда от Яакова», и Избавление в срок «беита», которая «смиренный…», то есть, группы праведников, в том, что оно хотело здесь сказать, что то, что соответствует определению Избавителя как «звезды» — это Избавление, приходящее в заслугу «средних» людей в Израиле, если дела их благи и Избавление наступает в их заслугу — об этом говорит оно: «Взошла звезда от Яакова», но если Избавление приходит в качестве «и восстал жезл» — это, если не будут благими дела «средних», и лишь в заслугу праведников придет оно, и об этом говорится: «… и восстал жезл от Израиля»» (Ор а-Хаим, комментарий на книгу Бемидбар 24:17).
Как известно, только у этого четвертого изгнания не был раскрыт срок конца. Еще в своем сне Яаков испугался этого: «“И увидел во сне, и вот, лестница стоит на земле…” — сказал рабби Шмуэль бар Нахман: это князи народов мира, ибо так сказал рабби Шмуэль бар Нахман: эти слова Писания учат нас, что Святой, благословен Он, показал праотцу нашему Яакову князя Вавилона, поднимающегося на семьдесят ступеней, князя Мидии — на пятьдесят две, а князя Греции — на сто восемьдесят, но князя Эдома видел он поднимающимся, и не знал, сколь высоко, тогда испугался праотец наш Яаков и сказал: возможно, он более не спустится? Ответил ему Святой, благословен Он: “Ты же не бойся, раб Мой Яаков”, даже если он поднимется до Меня и сядет рядом со Мной, оттуда спущу его, и об этом говорит Писание (Овадья 1): “Если поднимешься высоко, подобно орлу, и если меж звезд расположишь гнездо свое…”» (Вайикра Раба 29:2).
И лишь в этом изгнании предложены два срока: «беита» и «ахишена», к одному корню сходится все это. И как мы объяснили в главе «Пята Мессии», что целью этого изгнания является уничтожение зла в мире. И что очищение в этом изгнании происходит внутри самого народа Израиля, поэтому и срок конца этого изгнания зависит от покаяния и ожидания Избавления. И таков срок «ахишена», который зависит от покаяния Израиля.
Как и ответил Машиах рабби Йеошуа бен Леви: «Сегодня, если голоса Моего послушаете».
Но тем не менее, раскрытие Единства Бога произойдет, ибо таков изначальный план творения. Это произойдет обязательно, даже если мы не удостоимся этого делами нашими, и как сказал Рамхаль: «Это утешение нам, поскольку не по делам воздастся нам, и не будет Он ждать заслуг наших, и не заменит нас за недостатком таковых28, а свершит все в силу клятвы, которой поклялся праотцам, и союза Им заключенного. И даже если не будет заслуг у Израиля, когда придет назначенный срок, день, скрытый в сердце Его, в любом случае освободит нас, без всякого сомнения, ведь Он — господин всему и может сделать все, что угодно Ему» (Рамхаль, Даат Твунот 36).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.