Из цикла «Знание веры», темы: Машиах, Пророчество, Геула, Избавление, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
«Если медлит — жди его» — таковы слова Рамбама в этой основе веры. Заповедь ожидания является частью веры в эту основу. Тот, кто отчаивается от избавления, выходит, утверждает вечность этого мира в теперешнем его положении. Тот, кто отчаивается от избавления, выходит, утверждает, что существование зла, мук и страданий является уделом человечества, что оно вечно в этом мире. Выходит, он говорит, что у еврейского народа нет предназначения, что нет смысла во всех его страданиях. Выходит, он говорит, что царство небесное не способно раскрыться в этом мире, и хула имени Господа будет вечным, не дай Бог. Все это, не считая самого факта отрицания пророческих обетований, содержащихся в словах Торы и ее пророков.
Вера в единство обязывает к осмыслению всякой детали, и всего, что происходит в творении. Нет пространства свободного от цели раскрытия славы и царства Всевышнего в творении. Эти раскрытия, которые произойдут в будущем, зависят от избавления Израиля, как мы говорили. Поэтому вера Израиля соединяет все, что происходит, даже муки и страдания, в подготовку к приходу Машиаха. Тогда раскроется, что зло служило цели добра, и сквозь ту тьму пробьется свет Избавления.
Те, кто утратили веру в избавление Израиля, в результате покинули ряды еврейского народа.
Но не только это, но
Следует обратить внимание на два глубоких аспекта в этой идее.
Первый аспект:
Ожидающий, показывает, что ему недостает избавления, он совершенно не является цельным в его положении в этом мире. Тот, кто не ждет, совершенно удовлетворен миром и его существованием, как оно есть, само это уже отдаляет избавление, которое предназначено восполнить и исправить ущербность человека и мира. Более простыми словами: нет возможности избавить того, кто ощущает себя цельным, будучи ущербным, ибо будущее избавление есть совершенство единения с Творцом, тот же, кто не ожидает этого, не достоин и не может прильнуть к тому, чего не желает и не вожделеет. Сама цель изгнания и состоит в том, чтобы создать ощущение ущербности и страстное желание быть избавленным, и как говорит Маараль:
«Ибо избавление соответствует уровню избавляемого, чего не было бы если бы они не были в изгнании вообще, и не нуждались бы в избавлении, но были бы в своей власти, имели бы собственное существование, и не выходило бы так, что Господь является их конечным содержанием. Но поскольку у Израиля не было никакого существования прежде, и лишь через то, что Он вывел их для служения Ему, стали они народом, потому Господь и есть их конечное содержание. И это величие превосходит всякое другое» (Маараль Нэцах Исраэль, глава 30).
«Ибо изгнание Израиля, хотя и будучи изъяном для самого Израиля, есть причина того блага, которое обетовано нам как надежда в конце» (Там же).
Второй аспект:
Самая великая сила, которая дана человеку — это сила надежды, в которой содержатся желание и взыскание Творца. Этой силой человек двигает все творение, в тайне образа Божия, который в нем. Как жена, которая стремится к мужу, так и община Израиля должна ждать и надеяться на избавление, и как сказал Маараль: «Действительно, в заслугу Мирьям был родниковый источник. Ибо были в Израиле те, кто взыскали источника, и это взыскание было взыскание низших миров к высшим, подобно взысканию женщины к мужчине. Поэтому был дан им источник, ибо источник проистекает и поднимается снизу-вверх, и как написано (Бемидбар 21:7): поднимись, источник, отвечали ему». Ибо источник есть возвышение низших, ведь эта вода из-под земли, текущая вверх на ее поверхность…
И когда поймешь это, то узнаешь, что в последнем избавлении будут лишь два избавителя, ибо третий — тот, который соединяет следствие с причиной — не будет в нем необходимости в будущем. Ибо мы уже сказали выше, что в будущем единение Израиля с Богом будет с их собственной стороны, и как говорит Писание (Йирмеяу 31:21): «женщина окружает мужчину», как мы объяснили тебе выше. И потому нет нужды в посреднике, через которого будет это единение, то есть соединение следствия с причиной, ибо Израиль собственными силами сделает это, без всякого посредника» (Маараль Нэцах Исраэль, глава 54).
«Ибо Израиль своими силами сделает это» — такова сила стремления — порождения ожидания Избавления.
Это ожидание должно проистекать из глубины веры:
«В Мехильте (Бешалах, глава 6): находишь ты, что рассеяния собираются только ради веры, и сказано (Шир а-Ширим 4:8): “со мной из Ливана, невеста, приди с вершины веры” … мы уже сказали, что вера есть прилепление к Творцу во всем, при условии, что человек верит в Творца всем сердцем своим и всей душою своей, ибо таков смысл веры. И потому говорится здесь, что рассеяния собираются в заслугу веры, ибо в этом смысл веры, что человек покидает пределы собственной власти, чтобы быть с Богом и прильнуть к нему. И потому изгнания — отдаляющиеся от Бога, собираются вновь к Богу в заслугу веры, чтобы силой веры быть в единении с Ним…» (Там же, глава 29)
«И знай еще, что мужчина и женщина соответствуют истине и вере» — Маараль, Натив А-Эмуна, глава 1. И пойми это, в свете слов Маараля выше, про роль силы вожделения Израиля в приведении Избавления.
Там, в книге «Нэцах Исраэль» объясняется: «И потому, когда Израиль верит в Творца с совершенным упованием, тогда собираются рассеяния к Господу. Поэтому сколько приятна надежда наша на Него, сколь прекрасно наше будущее с такой надеждой и ожиданием, которую Господь вменил Аврааму в вечную заслугу и праведность, и тем более сделает так Израилю, постоянно находящемуся в ожидании милости Господа, и глаза их ожидают, и вновь ожидают дел Творца».
Весь текст и структура молитвы «восемнадцать благословений» связана с процессом Избавления, как следует из Гемары в трактате Мегила 17б, и это говорит о том, что вся сила молитвы Израиля направлена на просьбу и ожидание Избавления. Все свои частные просьбы присоединяются и находят свое отражение в этом высшем стремлении. Это возвышающая мысль.
Надежда, вытекающая из совершенного упования, есть движущая сила, есть та линия, которая приводит к избавлению всего творения.
Мы приведем здесь часть удивительных слов Рамхаля в его «Речи о надежде» которая имеет отношение к нашим словам:
«На спасение твое надеялся я» — начало творения в той надежде, что все низшие миры ожидают даров от высших миров, посредством молитвы или песни. Написано: «вначале создал Бог — нет иного начала, кроме надежды». Сжатие существует лишь ради ожидания, что в него войдет луч Бесконечного, благословен он, и этот луч или линия («кав») — от слова надежда («кивуй») и стремление.
Приди и увидь, что все творения сотворены несовершенными, как сказано: «… которые сотворил Бог делать» — то есть, чтобы затем они соделывались, притягивая дары, необходимые для их полноты, с помощью добрых дел, молитвы или песни.
Даже Шхина вначале появилась несовершенной, и в этом суть сказанного: «В начале создал Бог (Элоим)», именно Элоим (черта суда, ограничивающая совершенство), «начало мудрости — страх Господень», страх возможен только по отношению к тому, в ком нуждаются, тот же, кто не нуждается в других, не испытывает страха перед ними. Начало мудрости Зиждителя, благословен Он, было в сотворении страха, который есть надежда на высшие миры. И в этом смысл сказанного «Господь (Йуд-hЭй-Вав — hЭй) есть Бог (Элоим)» — это буквально так, ибо все едино, но изначально, он возжелал явить имя «Элоим», чтобы оно могло получить свет от Четырехбуквенного имени.
Травы стояли у выхода на поверхность земли, и не всходили, пока о ней не помолился Адам, первый человек.
Луна получает от солнца. «Истина возрастает от Земли, и справедливость взирает с небес», потому что дары взирают сверху и ожидают надежду, которой надлежит взрасти снизу, с земли. Истинная надежда, которая есть истинное упование, когда уповают на провидение. Все остальные упования на прилежание, на старания, суть упования ложные. Упование на Господа есть истинное упование, как сказано: «и узнаешь, что Я Господь», «надеющиеся на Меня не устыдятся», «не человек Бог, чтобы лгать», «и если будет медлить — жди его». И если не в этом мире, то в будущем мире — но «надежда смиренных погибнет навечно» — это невозможно. И в этом смысл сказанного: «на спасение твое вознадеялся я, Господь». Поэтому Четырехбуквенное имя, которое есть начало всего, именно оно должно быть объектом надежды, и никакой иной эпитет. Всякий, кто надеется («мекавэ»), молитва его поднимается без посредника, не через ангела, но именно «на спасение Твое», как обращающийся к собеседнику, не через посланника, ибо это луч («кав»), который пробивается, делает отверстие, и поднимается к самому Господу:
Надежда есть тайна распространения, луч суда, в отличии от круга, замкнутого со всех сторон, и потому: «на спасение Твое вознадеялся (“кивити”) я» — делать прямые линии («кавим»). Имя «Йуд-hЭй-Вав-hЭй» — это время, когда Имя будет полным. Тот, кто надеется, всегда пребывает в радости без страдания. Ибо тот, кто страдает, постоянно находится в горести и вздохе, думая что нет ему исцеления. Но тот, кто надеется, не испытывает страданий, ибо он постоянно надеется, и даже если будет медлить — будет ждать, выходит, что надежда дает ему жизнь, тот же кто перестает надеяться, немедленно умирает, остается вдали от Господа и получает наказание, за то, что не надеется на Творца. Тот же, кто надеется, говорит о нем Писание: «Даже если буду сидеть во тьме, Господь свет мне, именно Господь (Йуд-hЭй-Вав-hЭй), как сказано: “На спасение твое вознадеялся я, Господь”.
Тот, кто надеется, пусть у него и мало добрых дел, не постыдится, как сказано: “И узнаешь, что Я Господь, и надеющиеся на Меня не постыдятся”. И об этом сказано, что “у бедного есть надежда” — то есть, у того, кто беден добрыми делами, есть надежда, ибо Господь явит Себя на нем и снимет все прегрешения. И это окончательное исправление — величайшая надежда всего Израиля в долготе изгнания, и они уповают в вере, что будут избавлены. И конец надежды: “И сотру грех Земли”, и в этом смысл “на спасение Твое вознадеелся я”. Ибо в этом слава Царя, что уповают на него. Пришел Хавакук, и водрузил все на одно: на веру — на надежду».
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.