Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вера в приход Машиаха позволяет видеть смысл в страданиях и надеяться на будущее избавление.

Обязанность ожидания

«Если медлит — жди его» — таковы слова Рамбама в этой основе веры. Заповедь ожидания является частью веры в эту основу. Тот, кто отчаивается от избавления, выходит, утверждает вечность этого мира в теперешнем его положении. Тот, кто отчаивается от избавления, выходит, утверждает, что существование зла, мук и страданий является уделом человечества, что оно вечно в этом мире. Выходит, он говорит, что у еврейского народа нет предназначения, что нет смысла во всех его страданиях. Выходит, он говорит, что царство небесное не способно раскрыться в этом мире, и хула имени Господа будет вечным, не дай Бог. Все это, не считая самого факта отрицания пророческих обетований, содержащихся в словах Торы и ее пророков.

Вера в единство обязывает к осмыслению всякой детали, и всего, что происходит в творении. Нет пространства свободного от цели раскрытия славы и царства Всевышнего в творении. Эти раскрытия, которые произойдут в будущем, зависят от избавления Израиля, как мы говорили. Поэтому вера Израиля соединяет все, что происходит, даже муки и страдания, в подготовку к приходу Машиаха. Тогда раскроется, что зло служило цели добра, и сквозь ту тьму пробьется свет Избавления.

Те, кто утратили веру в избавление Израиля, в результате покинули ряды еврейского народа.

Но не только это, но

Само ожидание приближает избавление

Следует обратить внимание на два глубоких аспекта в этой идее.

Первый аспект:

Ожидающий, показывает, что ему недостает избавления, он совершенно не является цельным в его положении в этом мире. Тот, кто не ждет, совершенно удовлетворен миром и его существованием, как оно есть, само это уже отдаляет избавление, которое предназначено восполнить и исправить ущербность человека и мира. Более простыми словами: нет возможности избавить того, кто ощущает себя цельным, будучи ущербным, ибо будущее избавление есть совершенство единения с Творцом, тот же, кто не ожидает этого, не достоин и не может прильнуть к тому, чего не желает и не вожделеет. Сама цель изгнания и состоит в том, чтобы создать ощущение ущербности и страстное желание быть избавленным, и как говорит Маараль:

«Ибо избавление соответствует уровню избавляемого, чего не было бы если бы они не были в изгнании вообще, и не нуждались бы в избавлении, но были бы в своей власти, имели бы собственное существование, и не выходило бы так, что Господь является их конечным содержанием. Но поскольку у Израиля не было никакого существования прежде, и лишь через то, что Он вывел их для служения Ему, стали они народом, потому Господь и есть их конечное содержание. И это величие превосходит всякое другое» (Маараль Нэцах Исраэль, глава 30).

«Ибо изгнание Израиля, хотя и будучи изъяном для самого Израиля, есть причина того блага, которое обетовано нам как надежда в конце» (Там же).

Второй аспект:

Самая великая сила, которая дана человеку — это сила надежды, в которой содержатся желание и взыскание Творца. Этой силой человек двигает все творение, в тайне образа Божия, который в нем. Как жена, которая стремится к мужу, так и община Израиля должна ждать и надеяться на избавление, и как сказал Маараль: «Действительно, в заслугу Мирьям был родниковый источник. Ибо были в Израиле те, кто взыскали источника, и это взыскание было взыскание низших миров к высшим, подобно взысканию женщины к мужчине. Поэтому был дан им источник, ибо источник проистекает и поднимается снизу-вверх, и как написано (Бемидбар 21:7): поднимись, источник, отвечали ему». Ибо источник есть возвышение низших, ведь эта вода из-под земли, текущая вверх на ее поверхность…

И когда поймешь это, то узнаешь, что в последнем избавлении будут лишь два избавителя, ибо третий — тот, который соединяет следствие с причиной — не будет в нем необходимости в будущем. Ибо мы уже сказали выше, что в будущем единение Израиля с Богом будет с их собственной стороны, и как говорит Писание (Йирмеяу 31:21): «женщина окружает мужчину», как мы объяснили тебе выше. И потому нет нужды в посреднике, через которого будет это единение, то есть соединение следствия с причиной, ибо Израиль собственными силами сделает это, без всякого посредника» (Маараль Нэцах Исраэль, глава 54).

«Ибо Израиль своими силами сделает это» — такова сила стремления — порождения ожидания Избавления.

Это ожидание должно проистекать из глубины веры:

«В Мехильте (Бешалах, глава 6): находишь ты, что рассеяния собираются только ради веры, и сказано (Шир а-Ширим 4:8): “со мной из Ливана, невеста, приди с вершины веры” … мы уже сказали, что вера есть прилепление к Творцу во всем, при условии, что человек верит в Творца всем сердцем своим и всей душою своей, ибо таков смысл веры. И потому говорится здесь, что рассеяния собираются в заслугу веры, ибо в этом смысл веры, что человек покидает пределы собственной власти, чтобы быть с Богом и прильнуть к нему. И потому изгнания — отдаляющиеся от Бога, собираются вновь к Богу в заслугу веры, чтобы силой веры быть в единении с Ним…» (Там же, глава 29)

«И знай еще, что мужчина и женщина соответствуют истине и вере» — Маараль, Натив А-Эмуна, глава 1. И пойми это, в свете слов Маараля выше, про роль силы вожделения Израиля в приведении Избавления.

Там, в книге «Нэцах Исраэль» объясняется: «И потому, когда Израиль верит в Творца с совершенным упованием, тогда собираются рассеяния к Господу. Поэтому сколько приятна надежда наша на Него, сколь прекрасно наше будущее с такой надеждой и ожиданием, которую Господь вменил Аврааму в вечную заслугу и праведность, и тем более сделает так Израилю, постоянно находящемуся в ожидании милости Господа, и глаза их ожидают, и вновь ожидают дел Творца».

Вся молитва Израиля об Избавлении

Весь текст и структура молитвы «восемнадцать благословений» связана с процессом Избавления, как следует из Гемары в трактате Мегила 17б, и это говорит о том, что вся сила молитвы Израиля направлена на просьбу и ожидание Избавления. Все свои частные просьбы присоединяются и находят свое отражение в этом высшем стремлении. Это возвышающая мысль.

«… Надежда… в полном уповании»

Надежда, вытекающая из совершенного упования, есть движущая сила, есть та линия, которая приводит к избавлению всего творения.

Мы приведем здесь часть удивительных слов Рамхаля в его «Речи о надежде» которая имеет отношение к нашим словам:

Речь о надежде

«На спасение твое надеялся я» — начало творения в той надежде, что все низшие миры ожидают даров от высших миров, посредством молитвы или песни. Написано: «вначале создал Бог — нет иного начала, кроме надежды». Сжатие существует лишь ради ожидания, что в него войдет луч Бесконечного, благословен он, и этот луч или линия («кав») — от слова надежда («кивуй») и стремление.

Приди и увидь, что все творения сотворены несовершенными, как сказано: «… которые сотворил Бог делать» — то есть, чтобы затем они соделывались, притягивая дары, необходимые для их полноты, с помощью добрых дел, молитвы или песни.

Даже Шхина вначале появилась несовершенной, и в этом суть сказанного: «В начале создал Бог (Элоим)», именно Элоим (черта суда, ограничивающая совершенство), «начало мудрости — страх Господень», страх возможен только по отношению к тому, в ком нуждаются, тот же, кто не нуждается в других, не испытывает страха перед ними. Начало мудрости Зиждителя, благословен Он, было в сотворении страха, который есть надежда на высшие миры. И в этом смысл сказанного «Господь (Йуд-hЭй-Вав — hЭй) есть Бог (Элоим)» — это буквально так, ибо все едино, но изначально, он возжелал явить имя «Элоим», чтобы оно могло получить свет от Четырехбуквенного имени.

Травы стояли у выхода на поверхность земли, и не всходили, пока о ней не помолился Адам, первый человек.

Луна получает от солнца. «Истина возрастает от Земли, и справедливость взирает с небес», потому что дары взирают сверху и ожидают надежду, которой надлежит взрасти снизу, с земли. Истинная надежда, которая есть истинное упование, когда уповают на провидение. Все остальные упования на прилежание, на старания, суть упования ложные. Упование на Господа есть истинное упование, как сказано: «и узнаешь, что Я Господь», «надеющиеся на Меня не устыдятся», «не человек Бог, чтобы лгать», «и если будет медлить — жди его». И если не в этом мире, то в будущем мире — но «надежда смиренных погибнет навечно» — это невозможно. И в этом смысл сказанного: «на спасение твое вознадеялся я, Господь». Поэтому Четырехбуквенное имя, которое есть начало всего, именно оно должно быть объектом надежды, и никакой иной эпитет. Всякий, кто надеется («мекавэ»), молитва его поднимается без посредника, не через ангела, но именно «на спасение Твое», как обращающийся к собеседнику, не через посланника, ибо это луч («кав»), который пробивается, делает отверстие, и поднимается к самому Господу:

Надежда есть тайна распространения, луч суда, в отличии от круга, замкнутого со всех сторон, и потому: «на спасение Твое вознадеялся (“кивити”) я» — делать прямые линии («кавим»). Имя «Йуд-hЭй-Вав-hЭй» — это время, когда Имя будет полным. Тот, кто надеется, всегда пребывает в радости без страдания. Ибо тот, кто страдает, постоянно находится в горести и вздохе, думая что нет ему исцеления. Но тот, кто надеется, не испытывает страданий, ибо он постоянно надеется, и даже если будет медлить — будет ждать, выходит, что надежда дает ему жизнь, тот же кто перестает надеяться, немедленно умирает, остается вдали от Господа и получает наказание, за то, что не надеется на Творца. Тот же, кто надеется, говорит о нем Писание: «Даже если буду сидеть во тьме, Господь свет мне, именно Господь (Йуд-hЭй-Вав-hЭй), как сказано: “На спасение твое вознадеялся я, Господь”.

Тот, кто надеется, пусть у него и мало добрых дел, не постыдится, как сказано: “И узнаешь, что Я Господь, и надеющиеся на Меня не постыдятся”. И об этом сказано, что “у бедного есть надежда” — то есть, у того, кто беден добрыми делами, есть надежда, ибо Господь явит Себя на нем и снимет все прегрешения. И это окончательное исправление — величайшая надежда всего Израиля в долготе изгнания, и они уповают в вере, что будут избавлены. И конец надежды: “И сотру грех Земли”, и в этом смысл “на спасение Твое вознадеелся я”. Ибо в этом слава Царя, что уповают на него. Пришел Хавакук, и водрузил все на одно: на веру — на надежду».

 


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше