Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Вершина царства наглости находится в той ереси о которой мы говорили выше. Выдумывание новой религии, материализация Бога в рожденном человеке есть верх наглости «я буду царствовать».

Наглость приумножится — Сота 49б

«Наглость — это царство без короны» (Йалкут Шимони Бемидбар глава 22 рэмэз 768).

Нет необходимости долго говорить об этом, эти явления описаны в словах мудрецов и известны. В эти поколения пяты грубость духа — гордыня, возвеличивание «я» — «я буду царствовать» абсолютно блокирует всякую возможность увещевания — «и нет увещевания». Нет возможности для существования понятия уважения в эти поколения наглости, а без ценности уважения не существует возможности увещевания.

Вершина царства наглости находится в той ереси о которой мы говорили выше. Выдумывание новой религии, материализация Бога в рожденном человеке есть верх наглости «я буду царствовать». Таковы и все другие проявления отрицания веры, идеалы, предназначенные для того, чтобы занять место веры в Творца и исполнения его заповедей, суть порождения той наглости: «… и мудрость книжников станет презренной, боящиеся греха станут отвратительны, и истина исторгнется».

Это царство опирается на свою силу и крепость. Руки Эйсава строят и развивают мир. Как будто все во власти их, все направлено на их нужды, на удовлетворение их страстей, и насыщение не приходит, подобно собаке, которая нагло и бесстыдно требует: hав hав («hав» — по-арамейски «дай»). «Лик поколения, как морда собаки» (Сота 49б).

Суть этого творения (собаки) объясняют мудрецы, указывая на разницу между ней и человеком — это перевернутая форма человека: «И знали они, что человек есть царь над всеми низшими творениями, а собака наоборот есть меньшее и низшее из всех животных, весьма далекое от человека» (Марааль, Бээр а-Гола 5). Как объясняет Гемара: «Я не собака, чтобы пользоваться тобой без того, чтобы ты пользовался мной… Я не царь, чтобы услаждать тебя без того, чтобы ты услаждал меня» (Нэдарим 24а). Предназначение человека быть царем — дающим, влияющим на все мироздание, и это в тайне образа Бога, который в нем. Собака есть нижайшее из творений — получающий: hав hав (дай дай). Царство взятия: «У пиявки две дочери: hав, hав. Что такое hав, hав? Сказал Мар Уква: это голос двух дочерей, которые кричат из Геинома, говоря в этом мире: дай, дай. И кто эти две дочери? Ересь и Власть» (Авода Зара 17а). И поразмысли над всем этим хорошо.

Отроки позорят лица старцев, а старцы встают перед младенцами

«Отроки позорят лица старцев, старцы встают перед младенцами, сын презирает отца, дочь восстает на свою мать, невестка на свекровь, и враги человека — домашние его» (Сота там же).

Такое отношение, свидетельствующее о манере брать, не испытывая признательности — это наглость взятия. Такое отношение свидетельствует о величайшей низости — исчезновении понятия уважения. Страшным следствием из этих вещей является отказ от традиции отцов и их мудрости, поскольку нет возможности передать основ религии и веры без того, чтобы полагаться на традицию отцов. Отсюда и отрицание веры, которое необходимо связано с этими явлениями, и здесь присоединяется эта идея к царству, ставшему ересью.

Беспричинная ненависть

Именно она разрушила храм и явилась причиной долготы изгнания.

«Второй храм, когда занимались Торой и заповедями, совершали милостыню, почему он разрушен? Потому что была в нем беспричинная ненависть, и это учит тебя тому, что беспричинная ненависть равновесна трем грехам: идолопоклонству, блуду, и кровопролитию… Поколение Первого Храма, грех которого был открытым, и срок конца их был открыт, а последнее поколение, грех которого не открыт — не открыт и конец их изгнания. Сказал Рабби Йоханан: ноготь первых лучше живота последних. Сказал ему Рэш Лакиш: напротив, последние лучше, ведь несмотря на то, что царства порабощают их, они занимаются Торой. Сказал ему: город (Иерусалим) докажет — ведь он был возвращен первым, но не был возвращен последним» (Йома 9б).

Маараль объясняет, что первый храм существовал в заслугу трех праотцов, и когда люди преступили эти три тяжелых греха, соответствующих этим трем праотцам, то Храм был разрушен. Второй храм был построен в заслугу общины Израиля, и когда они согрешили беспричинной ненавистью, то есть разрушили саму идею общины Израиля, то Храм был разрушен.

И объясняет Виленский Гаон корень греха беспричинной ненависти, что он содержится в недостатке упования на Господа. И он тяжелее грехов людей поколения первого Храма, потому что он есть грех веры на деле. Это испытание упования также находится в числе испытаний веры поколения пяты Мессии.

Этот грех находится внутри сердца, он не открыт. Грех первого поколения был открытым, поэтому открыт был и конец их изгнания. Грех последнего поколения был внутри них, скрытым был и конец их изгнания. Поэтому это изгнание под властью Эйсава, уподобленного свинье, у которой есть внешний признак чистоты, она протягивает свои раздвоенные копыта, и заявляет — я чистая, однако внутри мерзостей полно его сердце.

И такова «мера примеси разноплеменной» (Виленский гаон, там же). Здесь мы вступаем в тему, касающуюся внутреннего содержания четвертого изгнания: изгнания под властью «примеси разноплеменной».

Но прежде следует сказать: в речи Рабби Хайима из Воложина на Рош а-Шана объясняется, что это изгнание под властью самого Самаэля, и мы усиливаем его нашими грехами, а избавление будет только по исторжению власти зла с лица земли. Потому и сокрыт срок избавления, поскольку оно зависит от покаяния, которое и есть уничтожение зла, поэтому и очищение этого изгнания является внутренним, внутри самого народа Израиля.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше