Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вершина царства наглости находится в той ереси о которой мы говорили выше. Выдумывание новой религии, материализация Бога в рожденном человеке есть верх наглости «я буду царствовать».

Наглость приумножится — Сота 49б

«Наглость — это царство без короны» (Йалкут Шимони Бемидбар глава 22 рэмэз 768).

Нет необходимости долго говорить об этом, эти явления описаны в словах мудрецов и известны. В эти поколения пяты грубость духа — гордыня, возвеличивание «я» — «я буду царствовать» абсолютно блокирует всякую возможность увещевания — «и нет увещевания». Нет возможности для существования понятия уважения в эти поколения наглости, а без ценности уважения не существует возможности увещевания.

Вершина царства наглости находится в той ереси о которой мы говорили выше. Выдумывание новой религии, материализация Бога в рожденном человеке есть верх наглости «я буду царствовать». Таковы и все другие проявления отрицания веры, идеалы, предназначенные для того, чтобы занять место веры в Творца и исполнения его заповедей, суть порождения той наглости: «… и мудрость книжников станет презренной, боящиеся греха станут отвратительны, и истина исторгнется».

Это царство опирается на свою силу и крепость. Руки Эйсава строят и развивают мир. Как будто все во власти их, все направлено на их нужды, на удовлетворение их страстей, и насыщение не приходит, подобно собаке, которая нагло и бесстыдно требует: hав hав («hав» — по-арамейски «дай»). «Лик поколения, как морда собаки» (Сота 49б).

Суть этого творения (собаки) объясняют мудрецы, указывая на разницу между ней и человеком — это перевернутая форма человека: «И знали они, что человек есть царь над всеми низшими творениями, а собака наоборот есть меньшее и низшее из всех животных, весьма далекое от человека» (Марааль, Бээр а-Гола 5). Как объясняет Гемара: «Я не собака, чтобы пользоваться тобой без того, чтобы ты пользовался мной… Я не царь, чтобы услаждать тебя без того, чтобы ты услаждал меня» (Нэдарим 24а). Предназначение человека быть царем — дающим, влияющим на все мироздание, и это в тайне образа Бога, который в нем. Собака есть нижайшее из творений — получающий: hав hав (дай дай). Царство взятия: «У пиявки две дочери: hав, hав. Что такое hав, hав? Сказал Мар Уква: это голос двух дочерей, которые кричат из Геинома, говоря в этом мире: дай, дай. И кто эти две дочери? Ересь и Власть» (Авода Зара 17а). И поразмысли над всем этим хорошо.

Отроки позорят лица старцев, а старцы встают перед младенцами

«Отроки позорят лица старцев, старцы встают перед младенцами, сын презирает отца, дочь восстает на свою мать, невестка на свекровь, и враги человека — домашние его» (Сота там же).

Такое отношение, свидетельствующее о манере брать, не испытывая признательности — это наглость взятия. Такое отношение свидетельствует о величайшей низости — исчезновении понятия уважения. Страшным следствием из этих вещей является отказ от традиции отцов и их мудрости, поскольку нет возможности передать основ религии и веры без того, чтобы полагаться на традицию отцов. Отсюда и отрицание веры, которое необходимо связано с этими явлениями, и здесь присоединяется эта идея к царству, ставшему ересью.

Беспричинная ненависть

Именно она разрушила храм и явилась причиной долготы изгнания.

«Второй храм, когда занимались Торой и заповедями, совершали милостыню, почему он разрушен? Потому что была в нем беспричинная ненависть, и это учит тебя тому, что беспричинная ненависть равновесна трем грехам: идолопоклонству, блуду, и кровопролитию… Поколение Первого Храма, грех которого был открытым, и срок конца их был открыт, а последнее поколение, грех которого не открыт — не открыт и конец их изгнания. Сказал Рабби Йоханан: ноготь первых лучше живота последних. Сказал ему Рэш Лакиш: напротив, последние лучше, ведь несмотря на то, что царства порабощают их, они занимаются Торой. Сказал ему: город (Иерусалим) докажет — ведь он был возвращен первым, но не был возвращен последним» (Йома 9б).

Маараль объясняет, что первый храм существовал в заслугу трех праотцов, и когда люди преступили эти три тяжелых греха, соответствующих этим трем праотцам, то Храм был разрушен. Второй храм был построен в заслугу общины Израиля, и когда они согрешили беспричинной ненавистью, то есть разрушили саму идею общины Израиля, то Храм был разрушен.

И объясняет Виленский Гаон корень греха беспричинной ненависти, что он содержится в недостатке упования на Господа. И он тяжелее грехов людей поколения первого Храма, потому что он есть грех веры на деле. Это испытание упования также находится в числе испытаний веры поколения пяты Мессии.

Этот грех находится внутри сердца, он не открыт. Грех первого поколения был открытым, поэтому открыт был и конец их изгнания. Грех последнего поколения был внутри них, скрытым был и конец их изгнания. Поэтому это изгнание под властью Эйсава, уподобленного свинье, у которой есть внешний признак чистоты, она протягивает свои раздвоенные копыта, и заявляет — я чистая, однако внутри мерзостей полно его сердце.

И такова «мера примеси разноплеменной» (Виленский гаон, там же). Здесь мы вступаем в тему, касающуюся внутреннего содержания четвертого изгнания: изгнания под властью «примеси разноплеменной».

Но прежде следует сказать: в речи Рабби Хайима из Воложина на Рош а-Шана объясняется, что это изгнание под властью самого Самаэля, и мы усиливаем его нашими грехами, а избавление будет только по исторжению власти зла с лица земли. Потому и сокрыт срок избавления, поскольку оно зависит от покаяния, которое и есть уничтожение зла, поэтому и очищение этого изгнания является внутренним, внутри самого народа Израиля.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.