Из цикла «Знание веры», темы: Конец времен, Испытания, Машиах, Изгнание, Избавление, Рав Эуд Авицедек
Мы видим в словах Виленского гаона, основанных на Тикунэй Зоар, параллель между характером четвертого царства, и «примесью народа разноплеменного» в Израиле. «Пять видов “примеси разноплеменной” есть в Израиле: 1) зачинщики ссор и клеветники, 2) преследующие свои страсти, 3) лицемеры, у которых внутри не то, что снаружи, 4) тщеславные, стремящееся сделать себе громкое имя, 5) сребролюдцы, преследующие наживу. Зачинщики ссор и клеветники — хуже всех. Они называются амалекитянами, и сын Давидов придет только, когда они исчезнут из мира. И всякая ссора, которая не во имя Небес, происходит от “примеси разноплеменной”, которая выскакивает поучать и торопится брать корону» (Виленский гаон, Эвен шлема, глава 11, 8).
1. Выходит, что очищение этого изгнания является внутренним и тяжким: «Так же как в хлебных злаках есть три вида отходов: полова, солома и отруби, так же и относительно Израиля, который уподоблен злакам, как написано (Ирмия 2:3): “Свят Израиль Б-гу — первые [злаковые] плоды Его”, существуют три вида отходов: Ишмаэль, Эсав и эрев рав. И соответственно Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два машиаха — Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от половы и соломы. “И будут как полова перед ветром” (Теплим 1:4), “А дом Эсава [будет] соломой” (Овадия 1:18). Но полного очищения не будет, пока не очистят от эрев рав, которые соответствуют отрубям, очень сильно соединенным с пшеничными зернами. Они (эрев рав) — отходы, соответствующие Яакову (и они соответствуют уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они очень прилеплены к Израилю, и евреи перенимают их поведение. Они — богаты и горды, и о них сказали [Мудрецы] (Санхедрин 98): “Сын Давида не придет, пока не исчезнут грубые в Израиле”. И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, если не перемолоть ее, так же и отделить эрев рае от Израиля могут только тяготы изгнания». (Виленский Гаон,
Эвен Шлема там же, 7)
И объясним коротко, в соответствии с малостью нашего понимания. Отбросы черт Авраама и Ицхака, то есть черт доброты и суда, выявились в Йшмаэле и Эйсаве, которые суть прародители народов мира, это гневливость и страстность. Яаков, черта которого есть Тора («истина Яакову»), и ложе его не порочно, в его семени нет ничего, что вышло бы вон к народам мира, никто не отпал от него, однако и в нем примешаны также отбросы, соответствующие его черте: Торе. Здесь очищение должно быть внутренним и тяжелым. Ведь приход Машиаха является началом общего исправления и исторжения зла из мироздания, подготовкой к тому чтобы удостоиться воскресения мертвых и вечной жизни будущего мира. Необходимо совершить для него абсолютное очищение, отобрать тех, которые удостоятся этого воздаяния от тех, которые не удостоятся. И ведь будущий мир полон лишь наслаждением Торы и постижением воли Творца, поэтому те, кто противится Торе и не совершают покаяния, должны быть отделены от Израиля, перед приходом избавления. И «более способствуют задержки в изгнании Израиля “примесь разноплеменная”, нежели народы мира».
Грех оставления Торы (последствием которого является оставление всех заповедей в народе Израиля) сравним по своей тяжести с грехом отрицания веры, как мы привели подробно об этом выше, в первой части.
«И “примесь разноплеменная” есть закваска в тесте… И они хуже идолопоклонников, потому что Израиль прислушивается к ним … И это причина долготы изгнания… И есть четвертый вид, это сами израильтяне, прильнувшие к “примесе разноплеменной”, уподобляющиеся им, как написано: “… и перемешались с народами, и научились от дел их”. И они соответствуют четырем зверям Даниэля, где четвертый зверь равновесен всем (это то животное, которое не жует жвачку, и смотри выше) …
И этот тот отброс, который соответствует Яакову, и он соответствует оставлению Торы, и сбрасыванию ига Небес. И они сильно прилепляются к Израилю, и Израиль учится от дел их» (Виленский Гаон, выше).
Это изгнание, соответствующее Яакову, черта которого — Тора, наносит ущерб его черте: уважению.
И так сравнивает Виленский Гаон униженное положение мудрецов в поколении пят Машиаха со встречей Яакова с Эйсавом: «И намек на это содержится в словах: “и поставил рабынь, и сыновей их вначале” — это “примесь разноплеменная”, которая становится во главу народа. “А Лею и сыновей ее — после них” — это добропорядочные простолюдины, находящиеся под властью “примеси разноплеменной”. “А Рахэль и Йосефа — последними” — это мудрецы Торы, которые унижены больше всех» (там же, в примечаниях).
И закончим эту тему словами Рамбама, на котором пребывал дух святости, и которые совпадают с тем что было разъяснено здесь, из слов Зоара, о том внутреннем очищении, которому надлежит быть сделанным в поколение пяты Мессии, очищение внутри Израиля от «примеси разноплеменной», и это удивительно.
…ибо все это не что иное, как только испытание и проверка, дабы явить миру веру вашу и любовь вашу и показать, что перед лицом этих ужасов устоят одни лишь мудрецы и благочестивые, происходящие от семени Яакова, семени чистого и беспорочного, о котором сказано: «…и спасшиеся — (будут) те, к кому взывает Всевышний» (Йоэль 3:5). И тем самым нам разъяснено, что (спасутся) лишь те, чьи отцы стояли у горы Синай и слышали изреченное устами Всевышнего, и исполненные веры простерли руки свои к завету и приняли на себя (бремя) исполнения и послушания (бремя Торы). И сказали: «Все, что сказал Всевышний, исполним и будем повиноваться» (Шмот 24:7). И приняли ответственность на себя и на своих потомков, как сказано: «…нам и сынам нашим навечно» (Дварим 29:28).
И тогда заверил нас Творец Благословенный подобно тому, как человек поручается за ближнего своего, — а Его поручительства нам (более чем) достаточно, — и возвестил нам, что все, кто стоял у горы Синай, уверовали в (истинность) пророчества Моше, учителя нашего, уверовали во все, что было вручено ему, — они и сыновья их, и сыны сынов их — навсегда.
Ибо сказал Пресвятой, благословен Он: «Вот Я иду к тебе в толще облака, чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и тебе также поверили навсегда» (Шемот 19:9).
Поэтому следует знать, что всякий, кто отклонится от стези закона, данного нам на Синае, не является потомком тех людей (что стояли у Синая в час откровения). Учителя наши, благословенна их память, сказали о всяком, сомневающемся в пророчестве (Моше): «Не стояли предки его у горы Синай».
Теперь перейдем к обсуждению второго момента, характеризующего эту эпоху.
«Если ты видишь поколение, на которое беды сходят как река — жди его» — Санэдрин 98а
«В поколении, в котором придет сын Давидов, мудрецы приуменьшатся в числе, а глаза остальных истекают слезами в горести и вздохе, и многие беды и тяжелые указы следуют подряд — еще одна беда происходит, а другая уже стучится в дверь» (там же 96б).
Рамхаль объясняет, что сокрытие лика и те многие беды, которые происходят — даже с праведными — в наше время, время пят Машиаха — это потому что главным управлением в наше время является управление судьбы, берущееся из управления единства: «В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому, кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: “Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания” 473. То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Б-г. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством “судьбы”, т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49б): “В период перед приходом Машиаха наглость вознесется”. Все это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего». (Рамхаль, Даат Твунот 170).
И пояснил Виленский Гаон: «Избавление названо “утром” как написано: “пришло утро, и также ночь”, и также называется “рождением”, как написано: “Ибо вострепетала и родила Сион”. И как прежде, чем наступит свет дня, тьма обладает наибольшей силой, и как беременная, у которой подходит срок рожать, претерпевает боли, более всех дней беременности её, когда она лежит, ожидая родов, так и прежде избавления изгнание будет наиболее тяжким, превосходящим все остальное время изгнания» (Виленский Гаон, Эвен Шлема, глава 11).
Ибо чем более сильным становится зло, и чем мрачнее становится сокрытие, так и свет, который пробивается из этой тьмы, раскроет глубину единства, и тогда все убедятся воочию, что Господь один, и имя его одно.
И закончим эту главу словами Рамбама, которые включают в себя те вещи о которых мы говорили:
«…И все же выслушай самую малость из того, что об этом сказано в Торе. Знай, что когда восстал Моше, (чтобы возглавить исход из Египта), все звездочеты в один голос утверждали, что народ этот (Исраэль) никогда не воспрянет, что он обречен на вечное рабство. И именно в тот час, когда (звездочеты) полагали, что звездная констеляция для сынов Исраэля безнадежна, произошло (событие) самое благоприятное — родился среди них лучший из людей (Моше). Все (звездочеты) были единодушны в том, что Египту предстоит период изобилия и расцвета, а обитателям его обеспечен покой и благоденствие. Но именно тогда начались казни египетские, как сказал Йешайяу: “Где же они, мудрецы твои? Пусть скажут тебе, пусть узнают, что решил Бог воинств небесных о Египте” (Йешайя 19:12).
То же произошло с царством Навухаднэцэра. Когда все его астрологи и предсказатели, все, именуемые мудрецами, единодушно заявляли, что Бавэлю (Вавилону) предстоит возвышение, расширение и укрепление власти (над другими народами), именно тогда власть его была подорвана и пришла к концу в полном соответствии с тем, что предсказал Пресвятой, благословен Он (через Йешайяу, Йермияу и других пророков).
И сказал Йешайяу, насмехаясь и издеваясь над Бавэлем, над его мудрецами, кичившимися своей мудростью, и над самими (вавилонянами), говорившими, что есть среди них мудрецы, мудрость которых (их способность предсказывать будущее) благоприятствует им: “Истомилась ты (страна Бавэль) от множества советчиков твоих, пусть же встанут и спасут тебя распорядители небес, созерцатели звезд, предвещающие месяц за месяцем, что произойдет с тобой” (Йешайя 47:13).
Подобное произойдет во времена Машиаха, да придет он вскорости! Когда народы будут убеждены в том, что этот народ (Исраэлъ) уже никогда не обретет независимости, что не избавиться ему от порабощения и рабства, и будут единодушны в этой своей уверенности, — именно тогда Пресвятой, благословен Он, отвергнет их убежденность и их предсказания, которым не дано сбыться. И тогда явится Машиах» (Послание в Йемен).
Таким будет происходящее в дни Машиаха, да раскроется он в скорости. Когда языческие народы решат, что у Израиля никогда боле не будет власти, и они не будут избавлены от того рабства, в котором они пребывают, и все мудрецы их единогласно говорят об этом, а колдуны подтверждают слова их, тогда испортит Бог то, что они задумали, и тогда откроется Машиах.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.