Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Виленский гаон сравнивает «примесь разноплеменную» в Израиле с четвертым царством, описанным в Книге Даниэля. Зачинщики ссор и клеветники, преследующие свои страсти, лицемеры, тщеславные и сребролюбцы. Полное очищение народа невозможно без прихода Машиаха.

Мы видим в словах Виленского гаона, основанных на Тикунэй Зоар, параллель между характером четвертого царства, и «примесью народа разноплеменного» в Израиле. «Пять видов “примеси разноплеменной” есть в Израиле: 1) зачинщики ссор и клеветники, 2) преследующие свои страсти, 3) лицемеры, у которых внутри не то, что снаружи, 4) тщеславные, стремящееся сделать себе громкое имя, 5) сребролюдцы, преследующие наживу. Зачинщики ссор и клеветники — хуже всех. Они называются амалекитянами, и сын Давидов придет только, когда они исчезнут из мира. И всякая ссора, которая не во имя Небес, происходит от “примеси разноплеменной”, которая выскакивает поучать и торопится брать корону» (Виленский гаон, Эвен шлема, глава 11, 8).

1. Выходит, что очищение этого изгнания является внутренним и тяжким: «Так же как в хлебных злаках есть три вида отходов: полова, солома и отруби, так же и относительно Израиля, который уподоблен злакам, как написано (Ирмия 2:3): “Свят Израиль Б-гу — первые [злаковые] плоды Его”, существуют три вида отходов: Ишмаэль, Эсав и эрев рав. И соответственно Аврааму и Ицхаку, из которых вышли Ишмаэль и Эсав, придут два машиаха — Машиах бен Йосеф и Машиах бен Давид, и они очистят Израиль от половы и соломы. “И будут как полова перед ветром” (Теплим 1:4), “А дом Эсава [будет] соломой” (Овадия 1:18). Но полного очищения не будет, пока не очистят от эрев рав, которые соответствуют отрубям, очень сильно соединенным с пшеничными зернами. Они (эрев рав) — отходы, соответствующие Яакову (и они соответствуют уклонению от занятий Торой и сбрасыванию с себя ига Небесного царства). Они очень прилеплены к Израилю, и евреи перенимают их поведение. Они — богаты и горды, и о них сказали [Мудрецы] (Санхедрин 98): “Сын Давида не придет, пока не исчезнут грубые в Израиле”. И подобно тому, как невозможно отделить отруби от пшеницы, если не перемолоть ее, так же и отделить эрев рае от Израиля могут только тяготы изгнания». (Виленский Гаон,
Эвен Шлема там же, 7)

И объясним коротко, в соответствии с малостью нашего понимания. Отбросы черт Авраама и Ицхака, то есть черт доброты и суда, выявились в Йшмаэле и Эйсаве, которые суть прародители народов мира, это гневливость и страстность. Яаков, черта которого есть Тора («истина Яакову»), и ложе его не порочно, в его семени нет ничего, что вышло бы вон к народам мира, никто не отпал от него, однако и в нем примешаны также отбросы, соответствующие его черте: Торе. Здесь очищение должно быть внутренним и тяжелым. Ведь приход Машиаха является началом общего исправления и исторжения зла из мироздания, подготовкой к тому чтобы удостоиться воскресения мертвых и вечной жизни будущего мира. Необходимо совершить для него абсолютное очищение, отобрать тех, которые удостоятся этого воздаяния от тех, которые не удостоятся. И ведь будущий мир полон лишь наслаждением Торы и постижением воли Творца, поэтому те, кто противится Торе и не совершают покаяния, должны быть отделены от Израиля, перед приходом избавления. И «более способствуют задержки в изгнании Израиля “примесь разноплеменная”, нежели народы мира».

Грех оставления Торы (последствием которого является оставление всех заповедей в народе Израиля) сравним по своей тяжести с грехом отрицания веры, как мы привели подробно об этом выше, в первой части.

«И “примесь разноплеменная” есть закваска в тесте… И они хуже идолопоклонников, потому что Израиль прислушивается к ним … И это причина долготы изгнания… И есть четвертый вид, это сами израильтяне, прильнувшие к “примесе разноплеменной”, уподобляющиеся им, как написано: “… и перемешались с народами, и научились от дел их”. И они соответствуют четырем зверям Даниэля, где четвертый зверь равновесен всем (это то животное, которое не жует жвачку, и смотри выше) …

И этот тот отброс, который соответствует Яакову, и он соответствует оставлению Торы, и сбрасыванию ига Небес. И они сильно прилепляются к Израилю, и Израиль учится от дел их» (Виленский Гаон, выше).

Это изгнание, соответствующее Яакову, черта которого — Тора, наносит ущерб его черте: уважению.

И так сравнивает Виленский Гаон униженное положение мудрецов в поколении пят Машиаха со встречей Яакова с Эйсавом: «И намек на это содержится в словах: “и поставил рабынь, и сыновей их вначале” — это “примесь разноплеменная”, которая становится во главу народа. “А Лею и сыновей ее — после них” — это добропорядочные простолюдины, находящиеся под властью “примеси разноплеменной”. “А Рахэль и Йосефа — последними” — это мудрецы Торы, которые унижены больше всех» (там же, в примечаниях).

И закончим эту тему словами Рамбама, на котором пребывал дух святости, и которые совпадают с тем что было разъяснено здесь, из слов Зоара, о том внутреннем очищении, которому надлежит быть сделанным в поколение пяты Мессии, очищение внутри Израиля от «примеси разноплеменной», и это удивительно.

…ибо все это не что иное, как только испытание и проверка, дабы явить миру веру вашу и любовь вашу и показать, что перед лицом этих ужасов устоят одни лишь мудрецы и благочестивые, происходящие от семени Яакова, семени чистого и беспорочного, о котором сказано: «…и спасшиеся — (будут) те, к кому взывает Всевышний» (Йоэль 3:5). И тем самым нам разъяснено, что (спасутся) лишь те, чьи отцы стояли у горы Синай и слышали изреченное устами Всевышнего, и исполненные веры простерли руки свои к завету и приняли на себя (бремя) исполнения и послушания (бремя Торы). И сказали: «Все, что сказал Всевышний, исполним и будем повиноваться» (Шмот 24:7). И приняли ответственность на себя и на своих потомков, как сказано: «…нам и сынам нашим навечно» (Дварим 29:28).

И тогда заверил нас Творец Благословенный подобно тому, как человек поручается за ближнего своего, — а Его поручительства нам (более чем) достаточно, — и возвестил нам, что все, кто стоял у горы Синай, уверовали в (истинность) пророчества Моше, учителя нашего, уверовали во все, что было вручено ему, — они и сыновья их, и сыны сынов их — навсегда.

Ибо сказал Пресвятой, благословен Он: «Вот Я иду к тебе в толще облака, чтобы услышал народ, как Я говорю с тобой, и тебе также поверили навсегда» (Шемот 19:9).

Поэтому следует знать, что всякий, кто отклонится от стези закона, данного нам на Синае, не является потомком тех людей (что стояли у Синая в час откровения). Учителя наши, благословенна их память, сказали о всяком, сомневающемся в пророчестве (Моше): «Не стояли предки его у горы Синай».

Теперь перейдем к обсуждению второго момента, характеризующего эту эпоху.

«Если ты видишь поколение, на которое беды сходят как река — жди его» — Санэдрин 98а

«В поколении, в котором придет сын Давидов, мудрецы приуменьшатся в числе, а глаза остальных истекают слезами в горести и вздохе, и многие беды и тяжелые указы следуют подряд — еще одна беда происходит, а другая уже стучится в дверь» (там же 96б).

Рамхаль объясняет, что сокрытие лика и те многие беды, которые происходят — даже с праведными — в наше время, время пят Машиаха — это потому что главным управлением в наше время является управление судьбы, берущееся из управления единства: «В Мидраше Рашби есть слова, которые, несмотря на всю их глубину, покажутся странными тому, кто не знаком с введением, которое я тебе сообщил. Вот эти слова: “Во время, когда Всевышний покидает трон суда и трон милосердия, нет там ни награды, ни наказания” 473. То есть происходящее выглядит так, будто нет награды и наказания, не дай Б-г. Однако смысл этого высказывания в том, что бывают времена, когда Всевышний правит миром не посредством награды и наказания, а посредством “судьбы”, т.е. добро и зло приходят в соответствии с тем, что необходимо для общего исправления. Однако несомненно, что награда и наказание будут в будущем мире и каждый получит по делам своим. Это открыли нам, чтобы не было непонятным, почему в период перед приходом Машиаха праведники будут унижены необычайно и люди будут взывать о помощи безответно, и будет всякое другое зло, о котором сказали мудрецы (Сота 49б): “В период перед приходом Машиаха наглость вознесется”. Все это происходит потому, что даже заслуга праведных не может исправить эти недостатки, и этого требует время, чтобы родилось полное исправление через раскрытие единства Всевышнего». (Рамхаль, Даат Твунот 170).

И пояснил Виленский Гаон: «Избавление названо “утром” как написано: “пришло утро, и также ночь”, и также называется “рождением”, как написано: “Ибо вострепетала и родила Сион”. И как прежде, чем наступит свет дня, тьма обладает наибольшей силой, и как беременная, у которой подходит срок рожать, претерпевает боли, более всех дней беременности её, когда она лежит, ожидая родов, так и прежде избавления изгнание будет наиболее тяжким, превосходящим все остальное время изгнания» (Виленский Гаон, Эвен Шлема, глава 11).

Ибо чем более сильным становится зло, и чем мрачнее становится сокрытие, так и свет, который пробивается из этой тьмы, раскроет глубину единства, и тогда все убедятся воочию, что Господь один, и имя его одно.

И закончим эту главу словами Рамбама, которые включают в себя те вещи о которых мы говорили:

«…И все же выслушай самую малость из того, что об этом сказано в Торе. Знай, что когда восстал Моше, (чтобы возглавить исход из Египта), все звездочеты в один голос утверждали, что народ этот (Исраэль) никогда не воспрянет, что он обречен на вечное рабство. И именно в тот час, когда (звездочеты) полагали, что звездная констеляция для сынов Исраэля безнадежна, произошло (событие) самое благоприятное — родился среди них лучший из людей (Моше). Все (звездочеты) были единодушны в том, что Египту предстоит период изобилия и расцвета, а обитателям его обеспечен покой и благоденствие. Но именно тогда начались казни египетские, как сказал Йешайяу: “Где же они, мудрецы твои? Пусть скажут тебе, пусть узнают, что решил Бог воинств небесных о Египте” (Йешайя 19:12).

То же произошло с царством Навухаднэцэра. Когда все его астрологи и предсказатели, все, именуемые мудрецами, единодушно заявляли, что Бавэлю (Вавилону) предстоит возвышение, расширение и укрепление власти (над другими народами), именно тогда власть его была подорвана и пришла к концу в полном соответствии с тем, что предсказал Пресвятой, благословен Он (через Йешайяу, Йермияу и других пророков).

И сказал Йешайяу, насмехаясь и издеваясь над Бавэлем, над его мудрецами, кичившимися своей мудростью, и над самими (вавилонянами), говорившими, что есть среди них мудрецы, мудрость которых (их способность предсказывать будущее) благоприятствует им: “Истомилась ты (страна Бавэль) от множества советчиков твоих, пусть же встанут и спасут тебя распорядители небес, созерцатели звезд, предвещающие месяц за месяцем, что произойдет с тобой” (Йешайя 47:13).

Подобное произойдет во времена Машиаха, да придет он вскорости! Когда народы будут убеждены в том, что этот народ (Исраэлъ) уже никогда не обретет независимости, что не избавиться ему от порабощения и рабства, и будут единодушны в этой своей уверенности, — именно тогда Пресвятой, благословен Он, отвергнет их убежденность и их предсказания, которым не дано сбыться. И тогда явится Машиах» (Послание в Йемен).

Таким будет происходящее в дни Машиаха, да раскроется он в скорости. Когда языческие народы решат, что у Израиля никогда боле не будет власти, и они не будут избавлены от того рабства, в котором они пребывают, и все мудрецы их единогласно говорят об этом, а колдуны подтверждают слова их, тогда испортит Бог то, что они задумали, и тогда откроется Машиах.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше