Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Машиах, Народы мира, Рамбан, Избавление, Рав Эуд Авицедек
Рамхаль определяет тех, кто утверждает, что Господь поменял Израиль на них, как отрицающих единство Творца: «Четвертое мнение есть воззрение народов земли, утверждающих, что Израиль согрешил, нет ему более спасения от Бога, да не будет, и называют Израиль “презренным серебром”. Ибо Святой, благословен Он, избрал их и дал им свободу выбора быть праведниками или грешниками, а они в злодействе своем избрали зло, и лишили, если можно так говорить, Благословенного возможности продолжать совершать для них благо, как сказано: “Ты отверг Твердыню, породившую тебя” (Дварим 32:18), и пришлось Ему оставить их и поменять на другой народ, да не будет, ибо спасти их более невозможно. И долгота изгнания указывает на это, как кажется на первый взгляд, и заставляет трепетать сердца, неокрепшие в истинной вере» (Даат Твунот 36).
Они считаются отрицающими единство Бога, потому что нет никакой возможности для раскрытия единства Творца, если не посредством Израиля — единого народа: «И следует тебе знать, что Господь, благословен Он — Один, и свет Его явен лишь в том, что есть одно, и вот Израиль, хотя, как отдельных людей, их много, называются одним народом, и достойны они того, чтобы явлен был на них свет Бога, народы же являются многими и совершенно разрозненными, и они не исправлены в единстве, и находятся в совершенном отдалении от исправления, и нет для них иного исправления, кроме того, чтобы подчиниться Израилю, и тогда, хотя сами по себе они находятся в аспекте множественности, но в отношении Израиля они станут быть связанными воедино и снова вернутся в аспект единства, и тогда они станут достойны принять немного света от единства Творца, и об этом говорит Писание: “И сделаются одной связкой”, то есть, подобно ветвям и многим полотнам, соединяющимся воедино в связке, и хотя сейчас превозмогает в них каменное сердце, и склоняются все они к нечистоте и отступают от святости Бога, но тогда, в будущем, будут они исправлены, получат исправленное сердце, и будут думать лишь о том, чтобы исполнять волю Творца, и об этом сказано: “Исполнять волю Твою всем сердцем”» (Рамхаль, Маамар а-Хохма).
Исправление мира связано с совершенством Израиля, а потому невозможно, чтобы Бог не избавил их, несмотря на их грехи: «И к мощи единства Его власти относится и то, что нет у Него никакой вынужденности и необходимости, но все порядки и законы, установленные Им — все зависят от Его воли, но Он никоим образом не понуждаем ими. Так, когда Он желает, то подчиняет свою Волю, если можем так говорить, человеческим поступкам, как мы учили (Авот 3:19): “И все следует большинству дел”. А когда Он желает, то не взирает на дела вообще, и оказывает благо тому, кому захочет, и как Он сказал Моше Рабейну, да пребудет он в мире: “И помилую Я того, кого помилую” — хотя он и не достоин» (Брахот 7а). И уже сказано: «Если согрешил ты, что будет Ему, и если преумножатся преступления твои, что сделаешь Ему?» (Иов 35:6), и про то время сказано: «Будут искать грех Израиля, но нет его — ибо прощу Я тем, кого оставлю» (Йирмеягу 50:20), и еще сказано: «Ради Себя, ради Себя сделаю Мне — ибо какое поругание…» (Йешаягу 48:11), «Я, Я это, стираю грехи твои ради Себя, и грехи твои не вспомню» (там же 43:25). И также сказано: «И сотру Я грех той земли за один день» (Зхарья 3:9). Это утешение нам в скудости нашей, ибо Он не вспоминает нам дел наших и не наших заслуг ожидает, или из-за ущербности дел наших поменяет нас на других, да не будет, но ради клятвы, которую дал праотцам нашим, и завета, который заключил. Итак, даже если не будет заслуги у Израиля — когда придет назначенное время, день, который скрыт в Его сердце, то Он избавит нас в любом случае, без всякого сомнения, ибо Он владыка всего, и может сделать так, как Он пожелает» (Даат Твунот, там).
И мы уже приводили, что так установил Рамбам: «И уже обещал нам Творец через своих пророков, что мы не погибнем и Он не истребит нас, и не перестанем мы быть благочестивым народом. И как невозможно, чтобы прекратилось существование Творца, так невозможно, чтобы мы погибли и исчезли из мира. Ибо так сказано: “Я Господь не изменился, и вы, дети Яакова не были истреблены”. И также возвестил Он нам и укрепил нас, благословенно имя Его, что невозможно Ему возгнушаться нами как целым народом, и хотя станем гневить Его и преступать Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если могут быть измерены небеса наверху и исследованы основания земли внизу, то и Я возгнушаюсь всем семенем Израиля за все, что сделали они, сказал Господь”. И в том же смысле дал Он нам обетование в Торе через Моше Рабейну, да пребудет он в мире, ибо так написано: “И еще то, что когда будут они в стране врагов их, не презрю их и не возгнушаюсь Я ими до того, чтобы истребить их, расторгнуть Завет Мой с ними, ибо Я Господь Бог их”» (Рамбам, Послание в Йемен).
«Итак, избранные из рода человеческого — это народ Израиля, люди, предназначенные для единения с Творцом, и подобает им быть украшенными короной великой святости, и будет Шхина Всевышнего обитать на них и прилепляться к ним, чтобы они достигли с ее помощью совершенства, и тогда удостоятся они истинного блага.
И следует тебе знать, что, хотя истинное благо приобретается каждым человеком в отдельности, сообразно с делами его, однако, все творение в целом только тогда лишь приобретает совершенство, когда приведен в порядок будет весь избранный народ, как должно быть, и приобретет совершенство во всех своих достоинствах, и Шхина прилепится к ней, и затем мир придет к совершенному состоянию, и каждый отдельный человек удостоится того, чего достиг своими делами.
Однако же, все это не было еще достигнуто от начала творения и до сего дня, ибо немедленно после того, как Адам был создан, он согрешил, а затем, когда начали праотцы и продолжили их сыновья становиться избранным народом, все равно никогда это не было по-настоящему завершено из-за многих грехов, отталкивающих их назад от истинного исправления, и выходит, что, как бы то ни было, необходимо достичь того, чтобы народ пребывал в совершенстве во всех условиях, необходимых для этого, и все мироздание целиком приобрело совершенство, и тогда весь мир прочно пребудет в исправленном состоянии, где праведники укрепятся в своем вечном наслаждении, и каждый из них получит то наслаждение, которого достиг своими делами» (Рамхаль, Маамар а-Икарим).
«И вот, шесть тысяч лет — срок, который определила высшая мудрость для служения людей и их стараниями в достижении совершенства, а затем мир будет обновлен и приобретет иную форму, необходимую для того, что будет происходить в нем далее, то есть, вечное наслаждение для тех, кто удостоится его, и до того, как закончатся эти шесть тысяч лет, необходимо, чтобы избранный народ пребывал в состоянии совершенства, чтобы это положение смогло затем перейти в вечность, и это то, что было обетовано нам, что так обязательно произойдет, и посредником для этого выступит один человек из рода Давида, которого изберет для этого Владыка, благословен Он, и поможет ему преуспеть в этом, и это царь Машиах. И вот, в его время и с его помощью будет исправлен Израиль великим исправлением, а вслед за ним и весь мир, в котором благо увеличится во всех аспектах, а зло отступит совершенно, как в том, что касается души, так и в том, что касается тела, то есть, каменное сердце станет сердцем из плоти, то есть, в людях окрепнет стремление ко благу, но так, что они совершенно не будут влечься к материальности, но постоянно будут стремиться к служению и Торе и в этом укрепляться, а сообразно с этим приумножится покой и достаток, и не будет никакого вреда и ущерба, и это то, что обетовано через пророков: “Не будут делать зла и наносить вред на всей святой горе Моей…”, и в мире не будет более безумия, но все сердца будут полны мудрости, и святой дух будет изливаться на всякую плоть так, что все удостоятся его без всякого труда, и об этом сказал пророк: “Изолью дух Мой на всякую плоть”. Итак, возрадуются и возвеселятся от обилия блага, будучи в единении с Творцом, благословен Он, служа Ему совершенным служением, и таким образом будут подниматься все выше и выше, пока не достигнут того, что нужно им достичь для того, чтобы перейти в вечное состояние в обновленном мире» (там же).
И это слова Рамбама: «Не затем стремились мудрецы и пророки к дням Мессии, чтобы властвовать над всем миром, и не для того, чтобы повелевать язычниками, и не для того, чтобы восхваляли их народы, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, но для того, чтобы быть свободными для занятия Торой и мудростью ее, и не будет им притеснений и помех, чтобы удостоиться им жизни в будущем мире» (законы о царях, гл. 12).
После раскрытия и ясности этой идеи, нам понятно, почему приход Мессии является основой веры.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев