Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы подготовить народы принять раскрытие царства, которое возвестит Мессия, необходимо было распространить основы веры среди народов, в особенности, ту основу, которая говорит о приходе Мессии.

Исправление всех народов

«И будет в конце дней, верно будет стоять гора храма Господня в вершине гор, и превознесется над холмами, и притекут к ней все народы» (Йешая 2:9). «Не будут совершать зло и разрушение на всей горе Моей, ибо наполнится земля знанием Господа, как воды наполняют море» (там 11:9). «И будет каждое новомесячье и каждую субботу приходить всякая плоть поклониться Мне, сказал Господь» (там 66:23).

«Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным, чтобы все взывали к имени Господню, служа ему единым плечом» (Цфанья 3:9).

«Так сказал Господь Цваот, в те дни, когда схватят по десять человек из всех народов и ухватятся за полу мужа иудейского, говоря: с вами пойдем мы, ибо слышали мы, что с вами Бог» (Зхарья 8:23). «И будет, те, что останутся из всех народов, приходящих в Иерусалим, и поднимутся из года в год, чтобы поклониться царю Господу Цваот, и праздновать праздник Суккот» (там 14:16).

Приход Мессии является возвещением не только народу Израиля, ведь все человечество должно признать царство Благословенного. Как об этом ясно сказал пророк: «И будет Господь царем всей земли, в тот день будет Господь один и имя Его одно» (Зхарья 14:9).

Чтобы подготовить народы принять раскрытие царства, которое возвестит Мессия, необходимо было распространить основы веры среди народов, в особенности, ту основу, которая говорит о приходе Мессии. Без этого, они были бы подобны скоту, не способному знать что-либо вообще. И так объясняет Рамбан слова Рамбама о том скрытом замысле Творца в явлениях ложных Мессий, о которых говорят народы мира.

«И не заблуждайтесь относительно народов, думая, что они также унаследовали Тору. Те, что близко к центру цивилизации, как христиане и мусульмане, ибо они переписали себе Тору и изучали ее, и когда возымел власть Рим в его границах, то переняли у них Тору и сделали законы и порядки, схожие с ней, но люди, живущие по окраинам мира, которые не изучали Тору и не видели Израиль и его обычаи, не слышали о нем из-за далекого расстояния между ними, совершенно подобны скоту, и о них говорит Писание: “острова далекие, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей”, и народы изначально говорили так, как сказано: “И кто народ великий, у которого законы и порядки справедливые, как вся Тора эта. Вот, мы видим, что не было в то время народа и племени в мире, у которых были бы столь благие и честные порядки государственного устройства, как у Израиля, и это смысл слова “мишпатим” (“порядки”), и тем более “хуким” (“законы”), которые суть заповеди, высеченные (“хакукот”) в камнях мироздания”.

И потому сказал рав Моше (Рамбам), да будет благословенна память его: “Все эти истории про Йешу а-Ноцри и того измаильтянина, восставшего после него, смысл всех их — проложить путь царю Машиаху! Каким образом? Вот, уже наполнился весь мир рассказами о Месси и словами Торы, и достигли эти слова далеких островов и многочисленных народов, необрезанных сердцем, и они рассуждают и спорят об этих вещах и о заповедях Торы, одни говорят: есть в этих словах тайный смысл, и не следует их понимать буквально, и уже пришел Мессия, о котором говорили пророки, но когда восстанет царь Машиах, преуспеет, превознесется и возвеличится, то немедленно они все раскаются и познают, что ложь унаследовали отцы их, и что предсказатели их и отцы их ввели их в заблуждение”» (Рамбан, Речь «Тора тмима»).

Искоренение зла

«Ибо в те дни приумножится знание, мудрость и истина, как сказано: “Ибо наполнится земля знанием Господа…”, и сказано: “И не станут учить муж брата своего и человек ближнего своего”, и сказано: “И заберу Я сердце каменное из плоти вашей”» (Рамбам, законы о покаянии 9:2). Это основное обетование о днях Мессии, о мире, который полностью благ, без какого-либо зла, без злого начала.

«“И будет Господь царем всей земли, в тот день будет Господь один и имя Его одно” — разве сегодня Он не один?! Сказал рабби Аха бар Ханина: не подобен этот мир будущему миру! В этом мире за хорошие вести говорят: благословен благой и творящий благое, а за дурные вести говорят: благословен Судия праведный. В будущем мире за все будут говорить: благословен благой и творящий благое» (Бавли, Псахим 50а).

Это то время, когда раскроется единство Творца, что нет и никогда не было никого, кроме Него, и что власть Его единственна и совершенна, и даже зло, порождение принципа суда, имеет своим предназначением лишь предельное благо: «“И имя Его одно” — что значит “одно” А разве сейчас имя Его не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: не подобен этот мир будущему миру! В этом мире имя Бога пишется буквами Йуд и hЭй, а читается как Алеф-Далет, но в будущем мире пишется Йуд и hЭй и читается Йуд и hЭй» (там же).

Тогда творение достигнет своего совершенства: раскрытие славы царства и единства Творца и наслаждение созерцанием Бога в этом совершенном благе.


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше