Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Машиах, Рамбан, Вера, Избавление, Рав Эуд Авицедек
Приведем здесь слова Рамбана, на которые он намекает, говоря о высшей тайне этой идеи: «И смысл слов “и Я буду ходить среди вас” — что Мое управление вами будет явным, подобно царю, который ходит по своему лагерю, снабжая его всем необходимым, и таков обычай слов завета в их простом значении, и это истина, и так поступит Он с ними, без сомнения, и не упомянуло здесь Писание награду вечного бытия душ в мире душ и в будущем мире после воскресения, ибо их вечное бытие необходимо следует из природы творения, как я объяснил, говоря о наказании “карет”, которое состоит в уничтожении тех, кто его заслужил, а остальные пребудут вечно, как следует из принципа их сотворения.
Но согласно истинному пути, эти благословения суть небесные благословения в высших мирах, как я объяснил, говоря о стихах “и положу Я мир на земле”, “и не презрит вас душа Моя”, и также “и буду Я ходить среди вас”, которые намекают на то, что наши учителя назвали “Шхина” (“присутствие Бога”), как сказано “и положу обитель Мою посреди вас”, и говорят они: “Шхина пребывает в Израиле” (Менахот 86б), и так сказали в мидраше Брейшит Раба: “основное присутствие Бога было в нижних мирах” (19:13). И здесь говорится о Ган Эдене и будущем мире для знающих Бога, и полнота этих благословений будет лишь когда весь Израиль станет творить волю Отца их, и здание неба и земли пребудет в полноте своего бытия, и в Торе нет более совершенных благословений, которые суть слова Завета, и условия между Святым, благословен Он, и нами.
И знай, что никогда не был удостоен Израиль этих благословений в полноте, ни в множестве своем, ни отдельные люди из него, ибо их заслуги не достигали их, как сказали мудрецы про Давида: “(он копьем своим поразил) восемьсот врагов, и сожалел о двухстах, вышел голос с небес и сказал ему лишь про Урию Хеттеянина” (Моэд Катан 16б), и потому ты находишь у наших мудрецов, что они относят эти стихи к будущим временам, “учит Писание, что ребенок из Израиля в будущем протянет руку свою…” (Торат Коаним 2:2), “в будущем Всевышний будет гулять с праведниками” (там же 3:3), и этого никогда не происходило, но произойдет с нами в дни совершенства» (Рамбан, комментарий на гл. Вайикра 26:12).
Главной целью прихода Мессии является пребывание Шхины в Израиле. В этом исправление мира, и в этом изначальная цель творения: Шхина в нижних мирах. Единение Бога с человеком, находящимся здесь, в материальном мире, и единственность Бога в этом мире. «И здание неба и земли в полноте своего бытия», это предел исправления: раскрытие единства Бога на земле, исцеленной от греха — от изъяна, соответствующей своему корню, способной полностью соединиться с небесами. «И здание неба и земли» — это структура управления творением, находящаяся в положенном ей состоянии, когда высшие миры способны излить свое благословение на низшие без всякой помехи: Шхина пребывает в нижних мирах.
И есть в этом тайна, ибо пребывание Шхины Бога в нижних мирах служит Всевышнему, как поясняет Рамбан: «Но сказал рабби Авраам: ибо, сказал Господь, Я лишь затем вывел их из земли Египетской, чтобы пребывать среди них, и об этом сказано: “Будете служить Богу на этой горе” (Шмот 3:12), и хорошо он истолковал. Но если так, то есть в этом великая тайна, ибо, согласно простому пониманию, пребывание Шхины в Израиле служит людям, а не Всевышнему, однако (и это та тайна, на которую намекает рабби Авраам), это подобно словам Писания: “Израиль, которым буду славен Я” (Йешаягу 49:3) и сказанному Йеошуа: “И что сделаешь Ты ради Имени Твоего великого?” (Йеошуа 7:9), и подобных стихов есть множество: “…возжелал для трона Своего” (Теилим 132:13), “… здесь воссяду Я, ибо возжелал его” (там 14), и написано: “… и вспомню Я землю” (Вайикра 26:42)» (комментарий на Шмот 29:46).
Как мы объяснили, основы веры, именно в том виде, как их изложил Рамбам, были приняты как практический закон в Израиле. Мы собираемся разъяснить эту основу веры.
«И эта вещь является великой основой среди основ веры Израиля, а именно, что невозможно, чтобы не восстал из семени царя Шломо муж, который соберет рассеяние наше, и отведет наш позор и изгнание, и раскроет истинную Тору, и уничтожит всякого, преступающего его слово. Как и обещал нам Святой, благословен Он, в Своей Торе: “Вижу его, но не теперь, замечаю, но не близко, взошла звезда от Яакова, и восстал жезл от Израиля, и разгромил края Моава, и поразил всех сынов Шета, и был Эдом добычей, Сеир врагов его, и Израиль обретает успех…”
И также обещал нам Творец через пророков Своих, что мы не погибнем и что Он не уничтожит нас, и что не престанем мы никогда быть благочестивым народом. И как невозможно прекращение существования Святого, благословен Он, так же невозможно нам быть уничтоженными и исчезнуть из мира. Ибо так сказал Он: “Я Господь не изменился, и вы, сыны Яакова, не исчезли” (Малахи 3:6). И также возвестил нам и укрепил нас Благословенный в том, что невозможно Ему возгнушаться нами как одним целым, и хотя бы мы гневили Его и преступали Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали, говорит Господь” (Йирмеягу 31:37). И эту же самую идею сообщил Он нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так написано: “и тогда как они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их”(Вайикра 26:44)».
Удивительны и возвышенны слова Рамбама о том, что Творец образно связал вечное существование народа Израиля со Своим собственным существованием. Это величайшее из обетований Избавления. Не отменит Он Свой завет с нами: «И эту же самую идею сообщил Он нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так написано: “и тогда как они будут в земле врагов их, Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их” (Вайикра 26:44)».
И Завет этот, как объяснил Рамбан, касается пребывания Его Шхины среди нас: «Но, согласно истинному пути, эти благословения суть благословения небес и высших миров, как я говорил про стихи “И положу Я мир на земле”, “И не презреет вас душа Моя”, “И буду ходить среди вас”, здесь намекает Писание на то, что наши мудрецы называют Шхина (присутствие Всевышнего), как написано: “И положу обиталище Мое (мишкани) среди вас”, и сказали: “Шхина пребывает в Израиле” (Менахот 86б), и сказали еще в мидраше Брешит Раба: “Основное пребывание Шхины было в низших мирах” (19:13). Итак, здесь говорится о Ган Эдене и о будущем мире для знающих Его, и эти благословения в полноте будут лишь тогда, когда станет весь Израиль исполнять волю Отца своего, и здание небес и земли пребывает в совершенстве, и нет в Торе более совершенных благословений, чем эти, ибо они суть слова Завета и условия между Святым, благословен Он, и нами».
Таким образом мы погружаемся вглубь темы, из которой мы узнаем, что возможность исправления творения, раскрытия царства и единственности Творца в низших мирах, существует лишь через избавление Израиля, которое придет через приход Машиаха.
Но вначале поговорим о вещах в их простоте.
«Царь Машиах восстанет, чтобы вернуть царство Давида в прежнее состояние, к прежней власти, и он отстроит Храм и соберет рассеяние Израиля и вернутся все законы в его дни к прежнему исполнению: будут приносить жертвы и соблюдают седьмой год и юбилейный год в соответствии со всеми их законами, как заповедано в Торе.
И если восстанет царь из дома Давида, изучающий Тору и исполняющий заповеди, подобно отцу своему Давиду, согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и укреплять ее соблюдение, и станет вести войны Всевышнего, то мы предполагаем, что он Мессия. Если он сделал так и преуспел, и отстроил Храм в положенном месте, и собрал рассеяние Израиля, то он в точности Мессия» (Рамбам, законы о царях, гл. 11:12).
«И потому возжелал весь Израиль, его пророки и мудрецы, дней Мессии, чтобы обрести покой от царств, которые не позволяют им заниматься Торой и заповедями как должно, и обретут отдохновение, и приумножат мудрость, чтобы удостоиться жизни в будущем мире, ибо в те дни приумножится знание, мудрость и истина, как сказано: “И наполнится земля знанием Господа” и сказано: “И не станет учить муж брата своего, и человек ближнего своего”, и сказано: “И заберу сердце каменное из плоти вашей”, ибо царь тот, который восстанет от семени Давида, мудрецом будет большим, чем Шломо, и пророком великим, близким к Моше Рабейну, и потому станет учить весь народ и укажет им путь Господа, и все языки придут, услышав о нем, как сказано: “И будет в конце дней, верно будет стоять гора храма Господня в вершине гор”» (Рамбам, законы о покаянии 9:2).
Если так, то предназначение Мессии в избавлении Израиля очевидно, и оно заключается не только в сбрасывании ярма народов и выведения евреев из изгнания, но и его приведению к совершенству. Совершенство, в котором он будет в состоянии исполнять Тору в полноте, царство будет возвращено дому Давида, Храм будет отстроен, и народ Израиля сможет заниматься Торой и исполнять все ее заповеди, поднимаясь в духовности без препятствий. И вновь будем мы «благочестивым народом».
Объясняет Рамбам, что тремя вещами заверил нас Творец, что мы вечно будем угодным Ему народом: Его великим именем, порядком мироздания и Торой:
«И как невозомжно, чтобы прекратилось существование Святого, благословен Он, так невозможно нам погибнуть и исчезнуть из мира. Ибо так сказано: “Я Господь не изменилися, и вы дети Яакова не были истреблены” (Малахи 3:6). И также возвестил Он нам и укрепил нас, Благословенно имя Его, что невозможно для Него презреть нас всех как целое, и хотя будем гневить Его и преступать Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если будут измерены небеса наверху и исследованы основания земли внизу, то и Я возгнушаюсь всем семенем Израиля за все, что сделали они, сказал Господь” (Йирмеягу 31:37). И в том же смысле обещал нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так сказано: “И еще то, что когда будут они в стране врагов своих, Я не стану презирать их и не возгнушаюсь ими, чтобы истребить их и разрушить завет Мой с ними, ибо Я — Господь Бог их”» (Рамбам, выше).
Эти высокие вещи учат нас, что сохранность Израиля как народа является основой, обеспечивающей исполнение воли Творца в мироздании, существование самого мироздания и исполнение обетований Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тора не напрасно описывает всё происходящее с Авраамом. Ведь Б-жественное воздействие выражалось в самых разных сферах.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Властелин, господин и другие синонимы этого слова
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»