Из цикла «Знание веры», темы: Воскрешение из мертвых, Рамбам, Рамбан, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
Мнения Рамбама придерживаются: Рабби Шломо ибн Гвироль, Меири (в комментарии на Санэдрин 107б и в сочинении о покаянии), рабейну Бехайе в своей книге «Шульхан шель арба», также и автор книги «Икарим» считает правильным этот подход. Меири и автор «Икарим» приводят в пользу Рамбама доказательство из текста молитвы «Йоцэр» в Шабат. Еще как Рамбам считают: Абарбанэль в предисловии к книге пророка Йешаягу и в книге «Нахалат авот» (конец гл. 4), в сидуре Яавец (в начале трактата Авот).
Рамбан же, напротив, пишет в своей книге о воздаянии, что именно его мнение является общепринятым, и что так находит он у рабби Саадии Гаона (см. его книгу «Эмунот ве-дэот», речь 7 и 9, и в книге «Воскресение и Избавление»). Мнению Рамбана следуют: Раавад (законы о покаянии), Рашба («Хидушей агадот» Бава Батра 74б)), «Икарим» приводит (речь 4, гл. 30) это мнение от имени Рабби Аарона а-леви и Рама (см. «Йад Рама», глава Хелек и в письмах Рама), рабби Овадья Бартанура (в начале «Авот»), так считает и Маарам бен Габбай («Аводат а-кодэш»). В главах, где обсуждаются следующие основы, мы приведем также слова Рамхаля, который также придерживается мнения Рамбана относительно вечности воскресения мертвых.
Рамбан приводит доказательство своего мнения из слов Гемары (Санэдрин 92а): «Учили в школе Элияу: праведники, которых воскресит Святой, благословен Он, в будущее время, не возвратятся в прах». Конечно, это спорное высказывание в Гемаре там, и по мнению того, кто говорит, что мертвецы, которых воскресил пророк Йехезкель, существовали на самом деле и не это не притча, следует сказать, что и мертвецы, которые воскреснут во время воскресения мертвых, также возвратятся в прах, несмотря на то, что воскресение их будет чудесным.
Рабейну Нисим же, в своем комментарии, после того, как он привел мнения Рамбама и Рамбана, пишет: «И это старинный спор, висящий на толстых канатах, и на мидрашах наших мудрецов, благословенной памяти, и сказаниях, которые противоречат в этом вопросе друг другу» (начало главы Хелек).
После подробного изложения мнения сторон по вопросу будущего мира и воскресения мертвых, пишет Рамбан, что этот спор не затрагивает основ веры, но касается только конкретной детали: «Но как бы там ни было, спор наш сводится только к разнице в названиях, и все согласны, что произойдет воскресение мертвых и что в это время произойдет все, о чем мы говорили, в общем и в частностях, за исключением того, что рабби Моше бен Маймон считает, что есть временная граница у этой эпохи воскресения мертвых, и после все возвращается в мир душ, как мы писали выше, а мы считаем, что воскресшие сохранятся вечно и от времени воскресения перейдут в будущий мир, который полностью долог. И Господь милосердный удостоит нас блага, которое приготовил боящимся Его и сотворил рабам Его ради милосердия Своего и благодати Своей, Амен и Амен» (конец Шаар а-гмуль).
Однако же, пространные слова Рамбама, которые он употребил ради утверждения, что сыны будущего века не имеют тела, имеют две причины, ибо он знает, что люди нашего Предания верят, что нет после воскресения смерти, согласно тому, как они толкуют сказанное: «Исчезнет смерть навеки», говоря (Санэдрин 92а): «Мертвые, которых воскресит Бог, не возвратятся в прах свой», и согласно этому мнению, сыны будущего века после воскресения будут жить в том мире в телах, а Рамбам отвергает это мнение изо всех сил…
И еще преследует Рамбам вторую цель, утвердить знание о душе, что она не есть тело или какая-либо телесная сила, но есть бесплотный разум, подобно ангелам, и так он говорит в своем послании о воскресении мертвых: «И причина всему этому в том заблуждении, которое овладевает умами толпы, которая полагает, что лишь материальное тело обладает истинным существованием, но то, что не есть тело или телесное качество не существует на самом деле, по мнению этих лишенных разума, и потому большая часть их верит, что Бог есть тело, ибо если Он не есть тело, то Его не существует, но те, кто поистине достойны называться мудрецами, а не по случайности, знают с доказательствами, что все, отделенное от тела и происходящего с ним, обладает более прочным существованием, нежели тот, кто имеет тело, и еще, что неверно говорить “обладает большим существованием”, но существование бесплотного является истинным существованием, ибо его не коснется никакое случайное изменение» (Рамбан, Шаар а-гмуль).
И действительно, тот, кто размышляет над словами Рамбама в его предисловии к тринадцати принципам и в послании о воскресении мертвых, увидит, что Рамбам обращает свой взгляд именно на эти две вещи:
Первая: понимание слов Писания и мудрецов буквально, хотя эти вещи абсурдны и не воспринимаются рассудком. Без понимания того, что в словах Торы и мудрецов присутствуют вещи, которые являются образными выражениями скрытых идей и тайн, покрытых этими одеждами. В своем предисловии он порицает ту секту, которая является причиной уничижения закона: «Ибо эта секта уничтожает красоту Торы, затемняет ее сияние, и превращают Закон Бога в обратное тому, о чем в нем говорится. Ибо Господь, благословен Он, говорит в совершенной Торе: “Ибо услышат они все законы эти и скажут: однако, мудрые и разумные люди этот великий народ”. А эта секта распространяет буквальный смысл слов мудрецов, и когда люди из народов иных слышат такое, говорят: “однако, люди глупые и презренные этот малый народ”».
И вторая: плотское понимание, в основе которого лежит воззрение, что лишь материальная вещь обладает прочным существованием. Эта глупость произвела на свет воззрения, которые взяли себе на вооружения эти секты, говоря о сущности конечного воздаяния, которое есть будущий мир. Эта глупость привела многих к утверждению материальности Творца, да не будет.
Сочетание понимания слов Писания в буквальном смысле с плотским и материальным пониманием, является именно тем фактором, который произвел на свет те самые воззрения, которые Рамбам хотел искоренить.
Весь интерес толпы сводится к этим вещам: «Но то, о чем вопрошает весь народ, как толпа, так и разумные люди, касается того, как восстанут мертвые: нагими или одетыми, в том ли самом саване, в котором были похоронены, с той ли бахромой и рисунками, с тем ли красивым пошивом, или только в одежде, которая покроет наготу их, и когда придет Мессия, будут ли тогда богатые и бедные, или будут ли в Его время сильные и слабые, и многие подобные вопросы интересуют их постоянно» (Предисловие к 13-ти приниципам).
По этой причине Рамбам мало говорил о подробностях веры в воскресение, в котором будут тела, но много говорил о значении будущего мира, который лишен плотского существования. И в подтверждение той идеи, что именно лишенный тела обладает вечным существованием, и что цель человека в отрицании прилепленности к делам плоти, и прилепленности к миру разумного постижения, которым он приобретает свое вечное совершенство.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»