Из цикла «Знание веры», темы: Страдания, Грех, Праведники, Рав Эуд Авицедек
«Сказал рав Ами: Нет смерти без проступка и нет страданий без греха. Нет смерти без проступка, как написано: “Душа прегрешающая — умрет, сын не понесет греха отца, а отец не понесет греха сына, праведность праведника — ему будет, а злодейство злодея — ему будет…” Нет страданий без греха, как написано: “И взыщу я жезлом преступления их, и казнями грех их…” Спросили его: а как же то, что сказано: “Четверо умерли из-за наущения змея, и вот они: Биньямин сын Яакова и Амрам, отец Моше, и Йишай, отец Давида, и Кальэв сын Давида…” Выходит, есть смерть без проступка и есть страдания без греха! Опровергнут рав Ами, опровергнут!» (Шабат 55а)
В этом фундаментальном отрывке, имеющем отношение к основам веры, мы обнаруживаем спор между нашими мудрецами, и толкователи также разошлись во мнениях, заканчивается ли этот отрывок отвержением позиции рава Ами также в том, что касается страданий, а не только в том, что касается смерти.
«И хотя в том, что касается его слов: “Нет страданий без греха”, не был он опровергнут…» (Тосафот там). Из этих слов следует, что таково его мнение об итоговом выводе Гемары, что существует страдания без греха, хотя и не было приведено четкого доказательства этому. Также утверждает и Рашба в толковании на это место, ссылаясь на слова рава Ая Гаона. Так пишут и Тосафот (Брахот 46б) от имени автора «Алахот Гдолот», что окончательный вывод Гемары (в трактате Шабат, который мы привели выше), что есть страдания без греха.
Так пишет и Раши, комментируя Гемару в трактате Брахот, и приводит даже причину этого: «Если видит человек, что подвергается страданиям, пусть внимательно просмотрит дела свои, как сказано: “Изыщем пути наши и исследуем, и вернемся к Господу”. Пересмотрел и ничего не нашел, пусть возложит на оставление изучения Торы, как сказано: “Блажен муж, которого истязал Господь и учил Торе Своей”. Если возложил, но не обнаружил и этого проступка, то абсолютно ясно, что это страдания любви. Как сказано: “Ибо кого любит Господь, того увещевает”. Сказал Рава от имени рава Схоры от имени рава Уны: всякий, угодный Всевышнему, подвергается страданиям, как сказано: “И Господь возжелал нанести ему удар болезненный”» — «Страдания любви — Всевышний истязает его в этом мире без какого-либо греха, дабы умножить награду его в будущем мире более, чем заслуги его, и Господь возжелал нанести ему удар болезненный — тот, кого возжелал Всевышний, тому наносит Он болезненные страдания» (Раши на это место). Такого же мнения придерживается и рав Саадия Гаон, так полагает и Маараль в своем комментарии к трактату Авот.
Однако, мнение Рамбама иное: «Мы же верим, что все, что происходит с людьми, делается согласно справедливому суду, и Бог — ибо нет в Нем неправды — не станет наказывать никого из нас, но лишь того, кто заслуживает и достоин наказания. Это то, о чем сказано в Торе учителя нашего Моше, что все происходит по справедливому суду. И таково мнение огромного числа наших мудрецов, у которых находим четкие слова: “Нет смерти без греха, и нет страданий без преступления”, и также сказали: “Той мерой, что меряет человек, ему отмеряют”, — и таковы слова Мишны. И во всяком месте говорят они о том, что справедливый суд необходимо относится к качествам Творца, то есть, что Он воздает служащим Ему за все, что они совершают в чистоте и правде — и хотя не получали такой заповеди через пророка, и что Он воздает за каждое злое деяние — и хотя не получал запрета от пророка — если это вещь, отвращение которой продиктовано разумом — то есть, запрет обмана и грабежа. Так сказали мудрецы: “Святой, благословен Он, не задерживает награду никому из созданных”, а также: “Всякий, кто говорит, что Святой, благословен Он, не обращает внимания на преступления, откажут внутренние его. Но Он долго терпит, а затем забирает Свое”» (Морэ Нэвухим, 3:17).
То мнение мудрецов, которое приводит Раши, объясняя причину страданий без греха, Рамбам отрицает: «В словах мудрецов есть одно добавление, о котором ничего не написано в Торе, а именно речение некоторых из них: “Страдания любви” — то есть, согласно этому мнению, могут пасть на человека удары без предшествующего им преступления, но лишь для увеличения его награды. Так полагают также последователи секты мутазилитов. Но нет стиха в Торе, из которого следовало бы такое» (там же).
Совпадает с этим и мнение Рамбана, который, после пространных слов и доказательств, заключает: «Итак, узнали мы, что страдания бывают лишь для искупления».
На первый взгляд трудно понять согласно мнению, что нет страданий без греха, в чем состоят «страдания любви». Рамбан поясняет: «Почему же они называются “страданиями любви”? Ведь те страдания, о которых мы сказали, суть страдания в наказание за те немногие преступления, которые человек совершил. Как например то, что бывает в наказание за совершенное по ошибке или недосмотру. А именно: вот, съел человек тук по ошибке, и за это называется грешником, ведь так его называет Тора во всяком месте, и в чем грех его? В том, что не был осторожен и не опасался трепетно слов Вседержителя, чтобы не есть и не совершать ничего, пока не проверит со всей тщательностью, что это вещь разрешенная и достойная для него, в соответствии с приказами Творца, и в этом смысле следует понимать ответственность за грех, совершенный по ошибке, во всей Торе, и еще, что всякая запрещенная вещь загрязняет душу и делает ее нечистой, как написано: “и осквернитесь ими”, потому совершающий грех по ошибке также называется грешником, однако совершающий грех по ошибке не достоин наказания за свой грех в аду и преисподней, но нуждается в очищении от своего греха, чтобы очистится от него и пребывать в святости, чтобы стать достойным того совершенства, которая полагается ему за дела его в будущем мире, потому и смилостивился Бог над Своим народом и Своими праведниками, и дал им жертвы, чтобы ими искупить совершенные по ошибке грехи.
А в то время, когда нет Храма, то посылает им страдания для очищения этих грехов, совершенных по ошибке, чтобы они стали чистыми для жизни будущего века, также как жертвы суть любовь и милость Израилю, приближающие их под крылья Шхины, как сказано: “жертва постоянная в поколениях ваших, у входа в шатер собрания перед Господом, где Я пребуду с вами, и там пребуду с сынами Израиля, и освятится он в славе Моей, и пребуду среди сынов Израиля, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, который вывел их из страны Египта, чтобы пребывать среди них”, так и страдания эти суть любовь и милость для человека. Но в любом случае, даже эти страдания приходят для искупления и очищения от греха» (Шаар а-Гмуль).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.