Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
1. Каким образом [выполняют заповедь уважения родителей] словами? С родителями нужно говорить мягко и уважительно, как разговаривают с царем. Пусть человек говорит с ними стеснительно, и [конечно] не огрызается на них. Но человек не обязан говорить с отцом в третьем лице, но можно говорить и во втором лице, так как этим он показывает близость. Поэтому можно обращаться к отцу "Аба" (отец) или на ты, и т.п. Говоря с другими людьми, можно упоминать родителей словами мой отец или моя мать. Даже когда человек разговаривает с другими людьми, и при этом присутствуют его отец или мать, он должен говорить тихо и вежливо, а не раздражительно с кислой миной.
2. Тот, кто дает отцу еду или питье, главное давать ему с приятным выражением лица, т.к. даже если человек кормит отца каждый день жирным мясом, но показывает ему злое лицо, получит за это наказание. Также и наоборот, если человек заставляет отца толочь зерно, но делает это ради того, чтобы спасти отца от того, что еще хуже[1], и он объясняет отцу, почему так приходится сделать, и отец соглашается, что так лучше для него, сын получит за это [хорошую] участь в Будущем мире. Поэтому, когда родители приезжают остановиться у детей, нужно их принять с радостью и улыбкой, и также нужно научить домочадцев.
3. Если человек видит, что отец или мать волнуются, пусть он попытается их успокоить и утешить, чтобы они обрадовались. И следует сыну не сообщать родителям ничего, что их расстроит, кроме как если им обязательно нужно это знать.
4. Если сыну что-то нужно в городе, и он знает, что это могут сделать ради его отца, даже если это сделают и ради него самого тоже, пусть он не говорит: "Сделайте ради меня", но пусть скажет: "Сделайте это ради моего отца", чтобы этим прибавить славу отцу. Но если он вначале не говорит, чтобы сделали что-то ради него, а просто просит что-то сделать, то он не обязан просить ради отца. А если наоборот, отца в этом месте не считают важным, тогда пусть сын не просит, чтобы сделали ради его отца, и тем более если у отца в этом месте есть ненавистники.
5. Некоторые считают, что предыдущий закон относится и после смерти отца, и если сын знает, что ради его отца ему что-то сделают, должен упомянуть отца при просьбе, но другие говорят, что после смерти этот закон не относится.
6. Предыдущий закон относится, когда сын говорит с людьми, чтобы этим увеличилась слава его отца, но когда сын молится Всевышнему, ему не имеет смысла говорить: "Сделай это ради моего отца". И когда сын молится за больного отца, пусть он не называет его уважительными титулами, типа "Мой отец, мой учитель, корона на моей голове", но пусть просто скажет: "Твой слуга, мой отец такой-то сын такой-то". И так же, когда он молится за мать, пусть скажет: "Твоя служанка, моя мама, такая-то, дочь такой-то".
7. Сын должен быть осторожен, чтобы не разговаривать раньше отца, кроме как если отец сам так хочет, или если сын полагает, что слова отца приведут к его посрамлению, и сын хочет это предотвратить. Пусть сын не перебивает отца или мать.
8. Сын не должен напоминать родителям то хорошее, что он им сделал.
9. Тот, кто встретил мать на рынке, и она хочет с ним поговорить, он не может уйти, хотя Талмуд[2] советует не разговаривать на рынке даже с женой, дочерью или сестрой, в случае мамы сын не может повернуться и уйти. Также можно ходить вслед за мамой на рынке, и это не попадает под запрет не ходить вслед за женщиной, тем более в наше время, когда мы больше привыкли к присутствию женщин. Поэтому, сын может пропустить маму перед собой на автобус, и это не попадает под запрет ходить за женщиной.
10. Сын должен быть осторожным, чтобы не клясться жизнью отца или матери, и это часть мицвы их уважения.
11. Отец не может разрешить сыну говорить в свою сторону издевки и проклятья[3].
12. Если отец болеет склерозом, и сын готов держать его у себя дома, но он знает, что не сможет себя удержать, чтобы не кричать иногда на отца, когда тот сделает какую-нибудь глупость, по некоторым мнениям, если отцу лучше жить у сына, несмотря на то, что сын иногда будет срываться, пусть он живет у сына. Ведь это лучше для отца, и Тора хочет, чтобы отцу было лучше. И пусть сын постоянно молится чтобы не срываться, и если все-таки он сорвется, чтобы Всевышний его простил. Но все-таки лучше по закону в подобной ситуации чтобы сын послал отца в дом для престарелых.
[1] Например, чтобы отца не призвали в армию.
[2] В те времена, было необычным для мужчины говорить с женщиной на улице, и его могли заподозрить в чем-то неприличном. В наше время мало кто это соблюдает.
[3] В смысле, хотя отец может освободить сына от положительной части уважения, он не может разрешить сыну вести себя с ним грубо.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»