Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Очевидно, что заповедь почитания родителей можно нарушить словами, речью. А можно ли ее выполнить словами?

1. Каким образом [выполняют заповедь уважения родителей] словами? С родителями нужно говорить мягко и уважительно, как разговаривают с царем. Пусть человек говорит с ними стеснительно, и [конечно] не огрызается на них. Но человек не обязан говорить с отцом в третьем лице, но можно говорить и во втором лице, так как этим он показывает близость. Поэтому можно обращаться к отцу "Аба" (отец) или на ты, и т.п. Говоря с другими людьми, можно упоминать родителей словами мой отец или моя мать. Даже когда человек разговаривает с другими людьми, и при этом присутствуют его отец или мать, он должен говорить тихо и вежливо, а не раздражительно с кислой миной.

2. Тот, кто дает отцу еду или питье, главное давать ему с приятным выражением лица, т.к. даже если человек кормит отца каждый день жирным мясом, но показывает ему злое лицо, получит за это наказание. Также и наоборот, если человек заставляет отца толочь зерно, но делает это ради того, чтобы спасти отца от того, что еще хуже[1], и он объясняет отцу, почему так приходится сделать, и отец соглашается, что так лучше для него, сын получит за это [хорошую] участь в Будущем мире. Поэтому, когда родители приезжают остановиться у детей, нужно их принять с радостью и улыбкой, и также нужно научить домочадцев.

3. Если человек видит, что отец или мать волнуются, пусть он попытается их успокоить и утешить, чтобы они обрадовались. И следует сыну не сообщать родителям ничего, что их расстроит, кроме как если им обязательно нужно это знать. 

4. Если сыну что-то нужно в городе, и он знает, что это могут сделать ради его отца, даже если это сделают и ради него самого тоже, пусть он не говорит: "Сделайте ради меня", но пусть скажет: "Сделайте это ради моего отца", чтобы этим прибавить славу отцу. Но если он вначале не говорит, чтобы сделали что-то ради него, а просто просит что-то сделать, то он не обязан просить ради отца. А если наоборот, отца в этом месте не считают важным, тогда пусть сын не просит, чтобы сделали ради его отца, и тем более если у отца в этом месте есть ненавистники.

5. Некоторые считают, что предыдущий закон относится и после смерти отца, и если сын знает, что ради его отца ему что-то сделают, должен упомянуть отца при просьбе, но другие говорят, что после смерти этот закон не относится.

6. Предыдущий закон относится, когда сын говорит с людьми, чтобы этим увеличилась слава его отца, но когда сын молится Всевышнему, ему не имеет смысла говорить: "Сделай это ради моего отца". И когда сын молится за больного отца, пусть он не называет его уважительными титулами, типа "Мой отец, мой учитель, корона на моей голове", но пусть просто скажет: "Твой слуга, мой отец такой-то сын такой-то". И так же, когда он молится за мать, пусть скажет: "Твоя служанка, моя мама, такая-то, дочь такой-то".

7. Сын должен быть осторожен, чтобы не разговаривать раньше отца, кроме как если отец сам так хочет, или если сын полагает, что слова отца приведут к его посрамлению, и сын хочет это предотвратить.  Пусть сын не перебивает отца или мать.

8. Сын не должен напоминать родителям то хорошее, что он им сделал.

9. Тот, кто встретил мать на рынке, и она хочет с ним поговорить, он не может уйти, хотя Талмуд[2] советует не разговаривать на рынке даже с женой, дочерью или сестрой, в случае мамы сын не может повернуться и уйти. Также можно ходить вслед за мамой на рынке, и это не попадает под запрет не ходить вслед за женщиной, тем более в наше время, когда мы больше привыкли к присутствию женщин. Поэтому, сын может пропустить маму перед собой на автобус, и это не попадает под запрет ходить за женщиной.

10. Сын должен быть осторожным, чтобы не клясться жизнью отца или матери, и это часть мицвы их уважения.

11. Отец не может разрешить сыну говорить в свою сторону издевки и проклятья[3].

12. Если отец болеет склерозом, и сын готов держать его у себя дома, но он знает, что не сможет себя удержать, чтобы не кричать иногда на отца, когда тот сделает какую-нибудь глупость, по некоторым мнениям, если отцу лучше жить у сына, несмотря на то, что сын иногда будет срываться, пусть он живет у сына. Ведь это лучше для отца, и Тора хочет, чтобы отцу было лучше. И пусть сын постоянно молится чтобы не срываться, и если все-таки он сорвется, чтобы Всевышний его простил. Но все-таки лучше по закону в подобной ситуации чтобы сын послал отца в дом для престарелых.


[1] Например, чтобы отца не призвали в армию.

[2] В те времена, было необычным для мужчины говорить с женщиной на улице, и его могли заподозрить в чем-то неприличном. В наше время мало кто это соблюдает.

[3] В смысле, хотя отец может освободить сына от положительной части уважения, он не может разрешить сыну вести себя с ним грубо.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.