Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
1. Написано в Торе (Шемот 20:12): «Почитай отца своего и мать свою». Это позитивная[1] мицва из Торы - уважать отца и мать. Нужно быть очень осторожным в уважении отца и матери и в боязни перед ними. Сказали наши мудрецы (Талмуд, трактат Нида 31а): [При рождении] человека есть три партнера: Всевышний, его отец и его мать. Когда человек уважает отца и мать, Всевышний говорит: "Я засчитываю им, как будто Я сам жил среди них, и они Меня уважали". Поэтому особенно важно каждому изучать эти законы и разбираться в них, так как эта мицва очень велика. В особенности это относится к ученикам ешивы перед тем, как они уезжают отдыхать [и возвращаются к родителям] на каникулы.
2. Нет границ мицвы уважения родителей, это настолько бесценная мицва, что чем больше человек ее исполняет, тем более это похвально. Тот, кто исполняет заповедь уважения отца и матери, заслуживает длинную жизнь и в этом мире, и [хорошую участь] в мире грядущем, а также он будет богатым и успешным в других вещах. Он заслужит, что когда состарится, и его дети будут его уважать и бояться[2]. Тот, кто исполняет эту заповедь на Земле Израиля, получит еще большую награду, чем исполняющий ее вне Земли Израиля[3].
3. Написано в книге Зоар (3:281а), что каждый должен положит на сердце заповедь любить родителей, как самого себя. Пусть также человек уважаетродителей, признавая их положительные качества. Когда родители просят его что-то сделать, пусть он делает это энергично и с радостью. И следует постараться, чтобы было видно, что он делает их повеления ради мицвы уважения родителей. Пусть он учит своих детей принимать его родителей и родителей жены с радостью и уважением. И также как положена большая награда за уважение родителей, также положено большое наказание в случае их неуважения. Тот, кто расстраивает родителей, приводит к тому, что Присутствие Творца покидает его, и большие наказания и мучения приходят к нему. Но даже если он не будет наказан в этом мире, его будет ожидать наказание в будущем мире.
4. Тот, у кого умерли родители, пусть исполняет мицву тем, что уважает их после смерти. Также[4] пусть он особенно уважает пожилых людей, и мудрецов Торы, или старшего брата, как уважал бы он родителей. Пусть он также уважает Субботу, хорошо и чисто одеваясь в этот день. И пусть он аккуратно переплетает святые книги, [показывая уважение к ним]. И пусть он уважает своих раввинов, и боится их, и других мудрецов, как он уважал бы и боялся бы родителей. И пусть особенно уважает и боится мудрецов поколения. И тогда ему засчитается, как будто он выполнил заповедь уважения родителей. Также пусть он упрекает тех, у кого родители живы, но они недостаточно их уважают, и тогда ему засчитывается, как будто он сам исполняет заповедь уважения родителей.
5. Все законы уважения родителей одинаково относятся к мужчине и к женщине[5], и также нет разницы между уважением отца и матери. Поэтому, всегда, когда мы упоминаем [в этой книге] законов отношении уважения отца, он относится и к матери, и наоборот. Ведь законы уважения обоих родителей одинаковы.
6. Хотя мицва уважения родителей очень важна и нужно исполнять ее очень осторожно, тем не менее, еврейский суд не заставляет[6] ее исполнять, потому что мы не заставляем человека исполнять любую мицву, за которую Тора обещает награду (Талмуд, Трактат Хулин 110б). Тем не менее, некоторые считают, что если еврейский суд хотел, он мог заставить человека уважать родителей, хотя суд не был обязан так сделать. В любом случае, по всем мнениям, суд может уговаривать человека словами, чтобы он соблюдал заповедь уважения родителей как следует.
7. Но в любом случае, если человек посрамляет родителей и они обижаются, у еврейского суда есть мицва упрекнуть и заставить его так не поступать.
8. Хотя суд не заставляет соблюдать заповедь уважения родителей, тем не менее, если отец взял деньги в долг и умер, оставив детям в наследство недвижимость, его дети должны выплатить заем, и суд их заставляет это сделать. Но если отец оставил им только движимое имущество, по букве закона [Талмуда] суд не заставлял их выплатить долг, но ради мицвы [уважения родителей] им следовало бы расплатиться с долгами отца из наследства. Но Гаоны[7] установили, чтобы человек расплачивался с долгами отца и из движимой собственности, которую он унаследовал, поэтому в наше время суд заставляет наследников расплатиться с долгом из того, что они получили в наследство, даже если долг был оформлен устно [без деловой расписки]. Этот закон относится, даже если это имущество было куплено должником после того, как он взял долг, и хотя он не написал в долговой расписке, что любое имущество, которое он купит, [будет отдано наследниками для выплаты долга].
9. Если отец взял [у еврея] деньги в долг под процент неразрешенным способом[8], тогда дети не должны выплачивать процент. Также, если отец сам занимался ростовщичеством и оставил детям в наследство деньги, которые он заработал, [нарушая закон Торы], дети не обязаны отдавать эти деньги тому, кто их заплатил. Но если отец оставил наследникам корову или талит, или любую определенную вещь, которую ему дали, оплачивая процент от займа, и отец перед смертью раскаялся за свой грех, но не успел вернуть эти предметы владельцу, тогда наследники должны вернуть эти вещи из-за уважения к родителям. Так как это определенная вещь, которую он получил в компенсацию процента и она постоянно напоминает о грехе отца, нужно вернуть ее.
10. Исполняющий мицву уважения родителей не делает на это благословения. На это есть несколько причин: во-первых, мудрецы не установили благословение на те мицвы, до которых мы бы и сами додумались. Также, раз отец может "простить" сына, т.е. разрешить ему не соблюдать заповедь уважения[9], получается, что мицва уважения может не исполняться при таких обстоятельствах, [и поэтому невозможно сделать благословение на мицву, которая возможно не относится[10]]. Кроме того, так как мицва уважения родителей действует постоянно, благословение не было установлено на мицву, которая действует всегда.
11. Есть мнение, что мицва уважения родителей считается мицвой между человеком и Всевышним, а есть мнение, что эта мицва - между человеком и человеком[11], и это главное мнение. И существует много следствий этого диспута[12].
-- ------------
12. Некоторые считают, что если человек нарушил мицву уважения родителей, кроме того, что он должен признать свой грех во время Йом Кипура, он также должен попросить у них прощения перед Йом Кипуром, как в случае нарушения всех мицв между людьми, которые не прощаются, пока человек не получит прощения от того, кого он обидел. Но по другим мнениям, мицва уважения родителей- это мицва между человеком и Всевышним, и поэтому достаточно покаяться перед Творцом, и нарушитель получает искупление в Йом Кипур, даже не попросив прощение у родителей. Главным считается первое мнение.
13. Когда человек исполняет заповедь уважения родителей, по некоторым мнениям ,ему не нужно специально иметь в виду, что он исполняет заповедь. Но по другим мнениям, так как мицва уважения родителей также является мицвой между человеком и Всевышним, при ее исполнении нужно иметь в виду, что делаешь мицву Творца. И так как это нетрудно, то стоит следовать этому мнению, и, когда исполняешь заповедь уважения родителей иметь в виду, что делаешь это ради мицвы Всевышнего.
14. Если человек находится в месте, где плохо пахнет, и у него появилась возможность исполнить мицву уважения родителей, пусть сделает ее, не концентрируясь на "исполнение заповеди Творца", т.к. подобная концентрация запрещена в месте, где плохо пахнет. Тем более, что по другим мнениям, мицва уважения родителей- это мицва между одним человеком и другим, и она не требует специальной концентрации.
15. Тот, кто хочет на самом деле уважать родителей, пусть занимается Торой и добрыми делами и ведет себя честно и праведно, и это является наибольшим уважением к его родителям. Тогда люди говорят: "Счастлив человек, который вырастил такого сына!". Но если сын не идет по правильному пути, тогда родители стыдятся его, и нет для них большего срама. Пусть человек также не спорит с другими, чтобы те не стали срамить его родителей.
[1] В Торе есть "позитивные" мицвы - заповеди, которые требуют от нас какой-то акции, и "негативные (отрицательные) заповеди, когда Тора запрещает что-то делать. По отношению к родителям Тора предписывает две позитивные мицвы: уважать и бояться. Кроме этого, следует любить родителей, как автор позже приведет от имени Зоара.
[2]Ведь одно из качеств Всевышнего, что Он дает человеку соответственно тому, как вел себя сам человек.
[3]Исполнение заповедей на Святой Земле особенно ценится.
[4] Наши мудрецы учат, что заповеди Торы даны для нашего блага, в том числе, чтобы мы могли исправлять свои дурные качества и пройти испытания жизни с достоинством. Получается, что даже, когда какая-то заповедь к конкретному человеку не относится, все равно ему стоит пытаться исполнить заповеди близкие по духу, иначе он не получит ту духовность, которую данная заповедь может дать. Поэтому автор советует сироте компенсировать заповедь уважения родителей другими видами уважения, а также упреком тех, кто эту заповедь не соблюдает.
[5]В смысле к сыну и к дочери.
[6] В старые времена у еврейского суда была возможность заставлять людей соблюдать заповеди и наказывать тех, кто их не исполняет. Даже сегодня, некоторые подобные права сохранились у израильских раввинских судов. Например, они могут в каких-то случаях заставить мужа дать жене "гет" (еврейское разводное письмо). Тем не менее, суд не заставлял соблюдать те заповеди, за которые Тора обещает награду, видимо потому, что для большинства людей достаточно обещания Торы, чтобы заставить их соблюдать.
[7] Мудрецы, жившие в Вавилоне от 1500 до 1000 лет назад, называются Гаоним. В некоторых случаях их постановления отличаются от законов Талмуда.
[8] Тора запрещает давать другим евреям деньги в долг под процент, и запрет относится и к тому, кто дает заем, и к тому, кто его берет. Тем не менее, существуют ситуации, когда можно брать деньги с условиями, что выплата процента не гарантируется и фактически берущий в долг и дающий становятся как бы партнерами в бизнесе. Сейчас автор обсуждает случай, когда долг взяли под процент без всяких условий и оговорок и нарушили тем самым запрет Торы.
[9] См. ниже, в четвертой главе, девятый закон.
[10] Может быть, по этому мнению мудрецы боялись, что отец "простит" сына, но не скажет ему об этом, и, если сын сделает благословение, это будет "браха леватала" - благословение всуе.
[11] Есть мицвы между нами и Творцом, как например, соблюдение Субботы, а есть мицвы между одним человеком и другим, например, запрет на воровство.
[12]См. примеры в следующих законах.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»