Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как и когда должен сын вставать перед отцом

1. Человек обязан вставать из уважения к родителям, когда он увидел, как они приближаются, если они на расстоянии до 128 метров [а желательно вставать, даже если они на расстоянии до 160 метров, чтобы выполнить заповедь, по мнению автора книги Хазон Иш]. Сын должен встать в полный рост и не садиться, пока они не сядут или придут стоять на свое место, или пока они не пройдут и скроются с глаз, или зайдут в другое помещение. Но если родитель остановился чтобы отдохнуть, а потом собирается продолжать путь, тогда сын должен остаться стоять.

2. Даже если [сын] сидит в автобусе, и зашел его родитель, он должен встать, пока родитель не сядет. А если родителю негде сесть, т.к. сын не может садиться, когда они стоят, он должен уступить ему место.

3. Когда сын стоит из уважения к родителю, он не должен облокачиваться о стену ли стендер, потому что иначе не считается, что он стоит. Но можно немного облокотиться, так что даже если бы убрали то, на что он облокотился, он не упадет и останется стоять. Но лучше, если возможно, стоять в честь родителей, совсем не облокачиваясь. А если человек встал из уважения к мудрецу Торы или старику, тогда он может облокотиться о стол, постольку поскольку видно, что он встал из уважения.

4. Тот, кто находится в грязном месте, где плохо пахнет, и прошел отец или раввин, [все равно] нужно встать.

5. Принято, что когда отца вызывают к свитку Торы, его сыновья встают и остаются стоять, пока отец не вернется и не сядет на свое место. По букве закона было бы достаточно стоять, когда отец поднимается и спускается, но у нас принято стоять все время, пока отец не вернется, и мы должны продолжать так поступать. Также у нас принято целовать руку отца, когда он вернулся после вызывания к свитку Торы.

6. В некоторых местах принято целоваться в лицо с тем, кто был вызван к Торе, после того как он возвращается, и им следует объяснить, что лучше так не делать, хотя такие поцелуи не считаются из любви, а только из уважения, все равно не стоит так поступать в синагоге. Но нужно это объяснить спокойно, чтобы они послушались. И конечно там, где так не делают, не следует начинать так поступать.

7. Если отец вызван посланником общины[1], ясно, что сын не обязан стоять все время молитвы, но когда отец выходит перед ковчегом, сын должен встать. 

8. Человек должен вставать перед отцом матерью и своим раввином всегда, когда они заходят в помещение, даже сто раз в день, ведь так считает Рабби [Йосеф Каро], которому следуют [сефардские евреи]. И это относится даже если человек один с родителями, и никто больше его не видит. А у ашкеназим принято вставать перед раввином только два раза в день утром и вечером, и им есть на что положиться.

9. Если отец разрешил сыну не исполнять заповедь уважения, это помогает, поэтому, если отец сказал, что можно перед ним не вставать, тогда сын не обязан вставать даже дважды в день. И все равно стоит привстать и показать уважение, когда родитель зашел в помещение. Но если сын попросил разрешения у родителей, и они промолчали, это не помогает, пока они не скажут что прощают, или "да", или "порядок", или кивнут головой. А если потом родитель передумал, ребенок должен опять его уважать.

10. Если отец разрешил сыну не вставать перед ним, [когда отец зашел в помещение], где находятся посторонние люди, которые не знают о разрешении отца[2], сын должен встать во весь рост.

11. Если сын хочет встать перед отцом, но отец говорит ему: "сиди", и сын знает, что отца расстроит, если он встанет, тогда пусть сын останется сидеть, тем более что выполнить волю человека - это и есть уважение к нему.

12. Нежелательно сыну просить родителей разрешить ему не вставать перед ними, иначе другие будут учиться от него не уважать родителей. Кроме этого [если он так попросит, даже если он потом будет вставать] он не получит такую же награду, т.к. он будет делать то, что не обязан[3]. Но можно попросить родителей разрешить не вставать перед ними при определенных обстоятельствах. И при всем при этом богобоязненным родителям стоит простить детей за [возможный недостаток] уважения, потому что иначе даже полный праведник не может полностью спастись от греха [неуважения родителей], и есть множество деталей [этой заповеди], которые легко упустить. В данном случае прощение родителей помогает, и Всевышний не будет судить их детей за те малые проступки в уважении, тем более что эта заповедь связана напрямую с родителями [и поэтому и их прощение помогает].

13. Хотя не стоит просить родителей разрешить не вставать перед ними никогда, но бывает, что имеет смысл попросить их разрешения не вставать перед ними каждый раз, когда они заходят. Например, [это относится в случае] молодого человека, который живет с родителями и трудно все время перед ними вставать по сто раз в день. Или в случае женатого сына, который пока живет вместе с родителями, или сына, который работает с отцом вместе в офисе. Или если сын обучает людей Торе, а его отец работает там габаем, и он все время заходит и выходит посередине урока. Или в случаях, когда мама все время выходит на кухню и заходит назад во время еды. Или когда родители гостят у сына или он у родителей. Во всех этих случаях, стоит попросить разрешения не вставать перед ними [все время].

14. Если отец прощает сына и разрешает не выполнять заповедь бояться отца, это помогает. Но по отношению к запрету расстраивать отца, по некоторым мнениям отец не может простить сыну этот запрет.

15. Если отец простил сына до того, как тот неуважительно к нему отнесся, и потом отец сам спровоцировал неуважительное отношение к себе, тогда сын освобожден от наказания с Небес.

16. Родителям не следует беспокоить детей и специально проходить перед ними, чтобы те встали, но пусть идут коротким путем, не рядом с детьми. А если [наоборот короткий путь проходит рядом с ребенком], тогда желательно чтобы родитель обошел и ребенку не пришлось вставать. Также не стоит отцу заходить посередине урока, когда учится [Торе] его сын, чтобы тому не пришлось прерываться. Но если невозможно не проходить перед сыном, и отец хочет разрешить сыну не вставать, не следует прощать постоянно. А если отец приходит в синагогу на молитву или урок, и община сидит, в наше время, когда сидят на стульях [а не на полу[4]], отец может проходить между рядами, чтобы сесть на свое обычное место. И в этом не запрета "ходить по головам святого народа". Но нельзя перескакивать через скамейку позади сидящих на ней, т.к. это выглядит неуважительно и нагло, но если человек делает это быстро, можно быть мягким.

17. Сын не может прощать [другим] неуважение к его родителям. Если люди обозвали или унизили его родителей, он должен сказать, что не прощает им за неуважение. Но он не имеет право поднять руку на того, кто проклял его родителей перед ним. Но если сын знает, что его отец и мать очень добрые и обычно прощают тех, кто их оскорбляет, и наоборот, если он начнет спорить из-за них, это их расстроит, тогда пусть он промолчит, как сказано "промолчи и надейся на Всевышнего [который накажет за их оскорбление]", и как [учат наши мудрецы], что следует заниматься Торой и молитвой, и злодеи сами сгинут. Потому что большее уважение для человека промолчать, чем спорить, поэтому лучше ничего не делать и промолчать. Если же сын слышит, как отца особенно восхваляют, и он знает, что говорят неправду, он может сказать, что эти похвалы - преувеличение.

18. Даже в синагоге, и в доме изучения Торы и у Стены Плача сыну нужно вставать перед родителями и перед раввином. И мы не говорим, что неуважительно по отношению к Всевышнему показывать уважение родителям в этих местах, т.к. наоборот, для Всевышнего это уважение, когда соблюдают Его заповедь уважать родителей и раввина.

19. Даже когда сын занимается Торой, ему нужно вставать перед отцом, матерью и раввином. Но пусть он продолжает заниматься пока стоит, и ему не нужно прерываться. Но если это прерывает его занятие и мешает концентрироваться, пусть попросит отца разрешить ему не вставать.

20. Даже когда сын молится посередине «Псуке Дезимра»[5] или чтения Шма или благословения после еды хлеба, ему нужно встать перед родителями. Тем более, посередине благословения после мучной пищи или фруктов, или посередине других благословений. Но по некоторым мнениям ему не следует вставать посередине первого стиха Шма и [следующего предложения] "Барух Шем Кевод". Но по другим мнениям все равно нужно вставать. Но т.к. при произнесении первого стиха принято закрывать глаза и он все равно не увидит, если подойдет отец, [поэтому он все равно не обязан вставать, и как будет описано позже, если он только услышал звук ступней отца, но не видит его, он не обязан вставать].

21. Если человек сидит перед своим раввином, от которого он научился большинству своих знаний Торы, или перед одним из великих мудрецов поколения, и зашел его родитель, он не может[6] встать, кроме как если и раввин показывает уважение его родителю или раввин показал, что он не обижается если встанут. Но если сын сидит вдалеке от раввина, например на уроке Торы, где собралось много учеников, тогда сын обязан встать перед родителями в любом случае.

22. Обязанность вставать перед родителями относится, только если отец и сын находятся в одном месте, но если они в разных местах, вставать не обязательно. Тем не менее, если будет заметно, что сын встал перед отцом, тогда он обязан встать даже когда отец не в том же помещении. Поэтому, если сын видит, как родитель проходит в соседнем помещении, если когда он встанет, будет заметно, что он встал перед ним, тогда он должен встать.

23. Если Бима[7] в синагоге находится на приподнятой площадке высотой в десять тфахим[8], и шириной в четыре[9] [амы], хотя эта Бима считается отдельным местом в отношении законов запрета проходить перед молящимся[10], но не для закона подсчета десятерых в миньян[11], в любом случае нужно вставать перед отцом, который находится у Бимы, если есть другие люди [в синагоге] иначе будет выглядеть, что сын не встает перед отцом.

24. Если сын сидит, а отец проезжает перед ним на велосипеде или на коляске для инвалидов, сын должен встать, если будет заметно, что он встал перед отцом. Также, если отец проезжает на машине, а сын сидит рядом с дорогой, он должен встать, когда машина подъезжает, если будет заметно, что он встал перед отцом. А если сын сидит на самолете или корабле, или на поезде, и отец заходит туда, по некоторым мнениям, нужно встать перед отцом, а другие считают, что вставать необязательно, т.к. оба находятся в движении. В любом случае следует поступить по строгому мнению, т.к. это покажет уважение.

25. Если сын сидит на крыльце и видит родителей, стоящих на улице или поднимающихся по ступенькам, не обязательно вставать, если не будет заметно, что он встал перед ними. Также, если сын сидит в синагоге и видит, как мама заходит в женскую секцию, находящуюся наверху, не обязательно вставать т.к. не будет заметно что он встал перед мамой. То же относится и в случае дочери сидящей в женской секции и видящей как ее отец заходит внизу в мужскую секцию.

26. Даже когда сын занят сдельной работой и отец проходит мимо, следует встать перед ним, но если он работает на других, он не может вставать перед родителями, если не попросит разрешения у работодателя. Иначе если он встанет, получится, что он тратит рабочее время и это запрещено. Но если он получил разрешение, теперь ему следует быть строгим и вставать перед родителями. Также, если он может продолжать делать работу, когда он встал перед родителями, тогда ему всегда следует вставать.

27. Если сын ждет своей очереди в парикмахерской, и зашел его отец, он обязан встать во весь рост, но если сына стригут, он не должен вставать т.к. иначе он отвлекает парикмахера и ворует его время. Но если парикмахер отошел чтобы принести что-то, тогда сын должен встать перед отцом даже, если он без ермолки и часть его головы не пострижена, или пусть попросит прощения у отца за то, что он не встает.

28. Если сын лежит в постели в пижаме, все равно он должен встать, если родители зашли, а если это трудно, пусть попросит прощение, за то, что он не встает.

29. Если сын находится в бассейне, где все одеты только в плавки и [когда он сидел, подошел] его отец или раввин, есть мнение что вставать не обязательно, т.к. это не место для уважения. Только если люди уже полностью одеты [даже если они находятся] около бассейна, есть обязанность вставать. Но, тем не менее, закон [не следует этому мнению] и нужно вставать даже в бассейне, или попросить прощение за то, что он не встает.

30. Если родители пригласили на трапезу сына и других родственников, и отец подходит ко всем и наливает им  выпить, когда он подходит к сыну, нужно встать или попросить разрешение не вставать.

31. Если сын ест, и отец в этот момент зашел, нужно встать. А то, что Талмуд считает опасным [для здоровья] вставать сразу после плотной еды, здесь не относится т.к. можно встать, подождав немного.

32. Некоторые считают, что даже когда сын слышит как подходит отец или мать, хотя он их не видит, он обязан встать, даже если он их и позже не увидит. [Все это при условии, что они заходят в комнату, где сын сидит, но если они заходят, лишь в комнату рядом, и незаметно, что сын встает перед ними, тогда он точно не обязан вставать]. А другие считают, что он не обязан вставать, даже если не видит родителей,  и закон следует этому мнению. А насчет законов вставания перед слепым отцом или отцом, который так болен, что ничего уже не понимает, описаны в шестой главе.

33. Если [скромный] отец расстраивается, когда сын перед ним встает, т.к. из-за этого другие тоже [слишком] уважают его, и он просит сына не вставать когда другие это видят, тогда нужно послушать отца. Но если когда другие видят что сын не встает перед отцом, они тоже учатся не вставать перед своими родителями, тогда не следует просить сына так поступать.

34. Если сын видит, как родители подходят к комнате, где он находится, и сын в этот момент стоит, ему желательно сесть, чтобы встать, как только они зайдут. Тем самым он покажет, что встает именно перед ними из-за мицвы уважения к родителям. И запрещено сыну специально закрывать глаза или отворачиваться, когда он слышит что подходят его родители, чтобы не пришлось вставать перед ними.

35. Если сын встал перед отцом, и ему пора уходить куда-то, пусть он сначала присядет, а потом встанет и уйдет, иначе будет казаться, что он встал не перед отцом, а потому что ему пора уходить. В общем, это считается частью мицвы уважениям, всегда делать так чтобы было видно, что он встал из уважения к родителю.

36. Если человека во время семи дней траура по родственнику навестили мудрецы Торы, он может встать перед ними, [хотя он не обязан это делать], и в данном случае не считается что он делает неправильно тем что он строг более положенного. А Девятого Ава нужно вставать перед старыми и мудрыми, хотя все мы скорбим о разрушении Храма, это считается старой скорбью [и не освобождает от мицвы вставания]. Если сын вместе с отцом находится в период траура по умершей матери, по букве закона сын не обязан вставать перед отцом. То же относится, когда умер отец и сын с мамой соблюдают сем дней траура по нему.

37. Но остальные законы уважения относятся даже во время траура, поэтому сын не может сидеть на месте отца, перебивать его и т.п. А когда сын недавно женился [хотя семь дней он считается как царь], он все равно должен вставать перед отцом или мудрецом Торы.

38. Даже если сын мудрец Торы, а его отец необразованный, все равно пусть он уважает отца и выполняет его просьбы. Но если отец просит сделать что-то при людях, что неуважительно для мудреца Торы, тогда лучше не делать это [чтобы у людей не появилось неуважение к Торе], но когда никто не видит, сын обязан делать то, что отец попросил.

39. Если отец учится Торе у своего сына, тогда пусть они встают друг перед другом. Но по другим мнениям, только сын встает перед отцом, а не отец перед сыном, хотя сын является его раввином. А по некоторым мнениям, если сын большой мудрец Торы, и все его уважают, тогда и отец пусть встает перед ним, но если сын не такой большой мудрец, но он обучает Торе отца, тогда отец не обязан вставать перед ним. Но главным является первое мнение, что отцу тоже нужно вставать перед сыном, т.к. это мнение автора Шулхан Аруха, но лучше, если сын разрешит отцу не показывать к себе уважение, и даже тогда пусть отец, хоть немного привстает перед ним, когда сын проходит. В любом случае если сын не беспокоится о своем уважении, и хочет обслуживать отца, он может это делать.

40. Очевидно, что отец может называть сына "Раби" или "Господин" и т.п.


[1] Хазаном, который молится громко впереди всех.

[2] Это общий принцип, что нельзя давать повод людям думать, что мы поступаем не по закону.

[3] Наши мудрецы учат, что награда тог, кто выполняет свою обязанность больше, чем того, кто делает что-то добровольно. Получается, что лучше человеку быть обязанным вставать перед родителями, и выполняя это он получит особую награду.

[4] В старые времена учащиеся сидели на полу, и тогда не советовали тому, кто пришел поздно, проходить по ним на свое место, и он занимал место с краю. Сегодня же этот закон не относится.

[5] Часть молитвы, где мы читаем в основном хвалебные псалмы.

[6] В смысле, вставать перед другими в присутствие раввина считается неуважением к раввину.

[7] Так называют большой стол посередине синагоге, на котором читают Свиток Торы. Часто этот стол находится на приподнятом месте, огороженном стеночками.

[8] Примерно в метр.

[9] Порядка двух метров.

[10] Есть запрет проходить впереди молящегося Шмоне Эсре, но если кто-то молится на Биме, другой может пройти перед Бимой.

[11] Когда собирают десять мужчин для миньяна, нужно чтобы они были в одном помещении, но тот, кто на Биме считается находящимся в синагоге вместе со всеми.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?