Из цикла «Знание веры», темы: Свобода выбора, Изучение Торы, Тора, Рав Эуд Авицедек
«Вся награда будущего мира, переворот из горького в сладкое, это есть тайна злого начала, вложенного в человека, чтобы дать ему благоухание, и это хорошо весьма, ибо хорошее изначально есть хорошее, но ставшее хорошим из злого есть хорошо весьма» (Виленский Гаон в комм. к Зоар, глава Пкудей 252).
Сотворение человека было для того, чтобы он исправил изъян (грех) в себе и в творении. Лишь человек способен — своим свободным выбором — присоединиться к процессу превращения зла в добро: «Это “весьма” (“меод” — מאד) и есть “человек” (“адам” — אדם) — буквы этого слова как буквы того слова. Это то, о чем говорит Писание (Брешит 1): “И увидел Бог все, что Он создал, и вот — хорошо весьма!”» (Брешит Раба 9).
«Хорошо весьма» — это человек. А что же «хорошо весьма» в творении?
«Вот “хорошо весьма” — это ангел жизни, а “хорошо весьма” — ангел смерти.
Вот “хорошо весьма” — это Ган Эден, а “хорошо весьма” — Геином.
Вот “хорошо весьма” — это принцип благости, а “хорошо весьма” — принцип страданий.
Вот “хорошо весьма” — это доброе начало, а “хорошо весьма” — злое начало» (Брешит Раба там).
В этом смысл «весьма» — что именно человек способен дать Богу, добавить и восполнить изъян в творении, превратить зло в добро. И это только силой Торы, снадобьем для самого злого начала.
«И предупреждает здесь Моше человека, чтобы он вложил весь свой интеллект в Тору, и об этом сказано “сердца ваши” словом “левавхэм” (с двумя буквами бэт), а не словом “либхэм” (с одной буквой), чтобы служили Богу двумя началами, добрым началом и злым началом, и так учили мудрецы: Я создал злое начало, Я сотворил и Тору для него» (Рабейну Бехайе, Дварим 32:46).
«И если бы не было Торы — лечебной мази для злого начала, чтобы оно не смогло извлечь человека из установленного порядка, то такое начало не было бы сотворено, ибо человек не мог бы противостоять ему, но Тора есть охрана от злого начала, и потому в день Дарования Торы приносят в жертву два хлеба из квасного теста, ибо злое начало подобно закваске в тесте, и благодаря Торе существует злое начало, и если бы не так, его бы не было на свете, потому что сопротивляться ему не было бы никакой возможности» (Тифъэрет Исраэль гл. 25).
Открывается здесь глубина: Тора есть не только исправление зла, но «благодаря Торе существует злое начало». Это вещь нуждается в том, чтобы вникнуть в нее.
Мы объяснили выше, что в системе нэшама находится исправление и возвышение для системы руах, которая есть вместилище свободы выбора человека. Там человек борется со своим злым началом.
Главные темы злого начала сосредоточены в двух аспектах: гневливость и страстность, как известно и объяснено в комментарии Виленского Гаона к книге Мишлей во многих местах. Как мы сказали, главные грехи связаны с системой нэфэш, именно она побуждает руах ко греху. Их исправление приходит от системы нэшама: «Ибо злое начало прилеплено к человеческой нэфэш, ибо человек собран из нэфэш, руах и нэшама… Человек включает в себя все эти аспекты, нэфэш же является низшей по отношению к человеку, ибо она есть и у скота. Там есть отверстие и это служит человеку для нужд его тела. Главная же ступень человека — его руах. Именно он и есть АДАМ. Нэшама же выше ступени человека и пришла сообщить ему совершенство» (Афикей Ям, рав Ицхак Айзик Хавер, Кидушин 30б). Обо всем этом мы говорили выше.
Силой Торы система нэшама исправляет эти силы.
«Ибо вот слово Мое как огонь и так написано: »И учение доброты на языке ее», «справа от Него огонь закона для них», это вода и огонь, благость и мощь. И об этом говорится: «Если он камень, размякнет в воде — это правая сторона Торы, если он железо — лопнет в огне ее», потому что Тора происходит из высших качеств Хохма (Мудрость) и Бина (Разумение), как сказано: «Ибо это ваша мудрость и разумение» (Дварим 4:6), и это свет души (нэшама), который облекается в дух (руах), чтобы вести его за собой и руководить им, и это две короны знания (Даат) — огонь и вода. Так учили мудрецы: «Мать его … здесь только о мужчине и т.д. Ибо Мать и Отец (высшие лики Разумения и Мудрости) включены одна в другой, разумей мудростью и умудряйся разумением» (там).
Вода и огонь являются, как известно, корнями (в негативной стороне) страсти и гнева. И так же как отец и мать учат своего сына направлять те силы, которыми он одарен, на достижение благой цели, так мудрость и разумение в Торе исправляют силы естества: «Однако, сотворение человеческого естества сопряжено со страстью, и в этом есть также добро в вожделении Торы. И об этом говорится: “Я сотворил злое начало, Я сотворил и Тору — снадобье для него”, ибо она (Тора) сдабривает его (злое начало) и делает его доброй пищей, достойной для стана Израиля, и, как следствие, через это лопается также естество гнева и убийства, ибо у него нет никакой страсти и желания кроме слов Торы, и он не гневается, кроме как если Тора закипает в нем, подобно сказанному: “Ненавидящих Тебя, Господь, возненавидел я”» (Цидкат а-цадик, р. Цадок а-Коэн, 218).
Тора есть исправление для этих сил злого естества, именно она направляет их к их исправлению, и, как обширно объясняет это Виленский Гаон: «… Ибо в Торе есть две вещи: законы (hалаха) и повествования (агада). “Агада” называется “водой”, ибо она подобна воде, которая притягивает человеческое сердце, это моралистические рассказы, сокрушающие страстное естество. hАлаха — это законы, которые суть “огонь”, как сказано в Талмуде: “Тора кипит в нем” (Таанит 4а), и лопается в этом огне… это гневливое естество» (Комментарий на Мишлей 25:21).
Но следует добавить еще:
«Известно, что знание мудрости проистекает из желания и страсти… и об этом говорится (Кидушин 30б): “Я сотворил злое начало, Я сотворил и Тору — приправу (тавлин) для него”. То есть, в точности как приправа, которой улучшают вкус пищи, и та пища становится хорошей весьма, как сказали мудрецы: “Хорошо весьма” — это злое начало» (Брешит Раба), ибо человек способен вложить все свое желание, все свое устремление, всю силу страсти, присущую ему от рождения, в вожделение слов Торы. Ибо на самом деле у людей есть великая страсть и большое желание познать глубину ее мудрости. И тогда злое начало становится добрым началом, которое также называется естеством, то есть, стремлением в его уме и сердце» (Довэр Цэдэк, р. Цадок а-Коэн, буква Далет).
«И сказано в Мидраше а-Нээлам (гл. Хайей), что в будущем мире не будет уничтожено злое начало, ибо если бы не злое начало, не было бы вожделения Торы» (Цидкат а-цадик, там). Разумеется, здесь говорится о злом начале в его исправленном состоянии. Это сила высшего наслаждения, именно ради получения такого наслаждения и был создан человек.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»