Из цикла «Знание веры», темы: Свобода выбора, Богобоязненность, Рав Эуд Авицедек
На ступени боязни греха находится тот же аспект внутреннего противоречия: «Ибо стремление быть рабом Господа включает в себя желание существования свободы выбора, которая, естественным образом, является причиной реальности греха, в то время как стремление к страху согрешить направлено к устранению реальности греха» (Пахад Ицхак, там).
Совершенство трепета, как его изъясняют наши мудрецы, есть такой трепет, который исходит из совершенства, а не из (греха) изъяна. «Главный трепет — чтобы боялся человек Господина своего потому, что Он велик и властен, Он есть столп и корень всех миров, и перед Ним все как ничто» (Предисловие к Зоар 11а).
Такой трепет является «боязнью возвышенности» перед Вседержителем, которая приводит к полному подчинению. Это есть совершенный трепет: «Страх перед делами Господа, ибо Он грозен — Он есть совершенство всего (а грозный — это праотец Яаков — муж непорочный, человек совершенный во всем), всякое место, в котором обретается совершенство, называется грозным, и страх есть лишь там, где есть совершенство» (Зоар на гл. Йитро 78а).
Это трепет, происходящий из совершенства человека, его осознания грандиозности возвышенной реальности, он приводит к стремлению подчинить свое «Я» Бесконечному, благословен Он. Это стремление без внутреннего противоречия: быть обладающим свободой выбора — лишенным этой свободы, сведения собственного «Я» («ани» — (אני к «отсутствию» («айин» — אין).
Необходимо вновь поразмыслить и вникнуть в эти возвышенные идеи.
«Пытался Иов освободить весь мир от суда Творца — сказал Ему: Владыка мира! Ты сотоворил быка с разделенными копытами, Ты сотворил осла с собранными копытами, Ты сотворил Эдемский сад, Ты сотворил Геином, Ты сотворил праведников, Ты сотворил грешников, кто способен противостоять Тебе? Что ответили друзья Иова ему? Ты же презрел трепет и речь твоя ущербна перед Богом! Всевышний сотворил злое начало— сотворил для него и снадобье — Тору!» (Бава Батра там).
Приведем здесь известные слова Рамхаля: «И это потому, что Всевышний, сотворивший в человеке злое начало, Он же сотворил и Тору — снадобье для него, и, как сказали мудрецы: “Я сотворил злое начало, Я же сотворил для него и снадобье — Тору” (Кидушин 30). И совершенно очевидно, что если для этого удара Творец сотворил лишь такое лекарство, нет никакой иной возможности человеку вылечиться от этого удара, кроме как этим лекарством, а тот, кто полагает, что излечится иным способом, просто-напросто заблуждается, и ошибка его обнаружится в результате, когда он умрет во грехе своем. Ибо поистине злое начало весьма сильно в человеке, и без того, что человек осознает это, оно становится все сильнее в нем и властвует над ним. И даже если он применит все ухищрения в мире, но не возьмет то лекарство, которое было создано для этого — а это есть Тора, как я писал — не будет знать, не будет чувствовать, как усиливается его болезнь, пока не умрет в своем грехе и потеряет свою душу.
На что это похоже? На больного, взыскующего к врачам, и они распознали болезнь его и сказали ему принять определенное вещество. А он, не имея предварительных познаний в медицине, оставит это вещество, и возьмет то, что придет ему в голову из веществ, ведь этот больной умрет вне всякого сомнения. То же и здесь. Ибо нет того, кто знаком с болезнью злого начала и его врожденной силой, кроме Творца, сотворившего его, и Он предупредил нас, что лекарство для него есть Тора. Кто же презрит его и возьмет что-либо иное и выживет?! Без сомнения, тьма материальности будет лишь увеличиваться в нем от ступени к ступени, а он не поймет этого, пока не окажется погруженным полностью во зло и далек от истины на весьма большое расстояние, так, что даже помыслы не достигнут сердца его, чтобы искать истину. Но если он занимается Торой, то увидев пути ее, повеления ее и запреты, то в конце концов сам пробудится к доброму пути. И это то, о чем сказали нам мудрецы наши: “О, если бы они оставили Меня, но сохранили бы Мою Тору, ибо свет в ней вернет их к добру” (Открывающая глава Эйха Рабати).» (Месилат Йешарим, гл. 6).
Подробно объяснил эту тему гаон рав Исраэль Салантэр в своем «Этическом послании»: «Возвышенным и основным в использовании лекарств Торы для болезней злого начала является изучение с крепостью и весьма глубоко и прилежно законы самого греха, закон во всех его деталях… И в этом снадобье Торы для злого начала есть также духовный аспект… и об этом сказали мудрецы: “Тора спасает от греха, когда занимается ею”.»
Эти вещи простые и известные, нет нужды долго о них говорить. Мы рассмотрим лишь идею снадобья, которая заложена в Торе, чтобы исправить злое начало само по себе.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.