Из цикла «Законы изучения Торы», темы: Ешива, Еврейские законы, Талмуд, Изучение Торы, Тора
Рав Мордехай РЯБИНСКИЙ, Лейквуд, Нью-Джерси
1. Общей проблемой, с которой сталкиваются многие «бней Тора», является изучение «пилпуля» или «ламдута», которое не сопровождается достижением алахического результата. Хотя «пилпуль» и «ламдут» — лишь инструменты, необходимые для ясного понимания Торы, многие стали относиться к ним не как к средствам, а как к конечной цели. Даже будучи настоящим «ламданом», можно иметь пробелы в знании алахи (что часто и происходит) и не владеть инструментами, необходимыми для достижения алахического результата[6].
2. Ошибка эта настолько распространена, что даже там, где изучают темы, связанные с актуальными заповедями, имеющими непосредственное практическое алахическое применение, такие как «мукце» (букв. «изолированное» — предметы, которые запрещено передвигать, а также еда, которую запрещено употреблять в Шабат и праздники), «сукка», запрет давать и брать в долг под проценты или законы возвращения потери, оставляют для изучения лишь те вопросы, которые наилучшим образом подходят для оттачивания навыков «ламдута», и в результате не знают базовых законов, относящихся к этим заповедям.
3. Все вышесказанное ни в коем случае не умаляет необходимости владеть навыками «ламдута». Невозможно прийти к верному заключению, не умея разбираться в материале и приходить к его ясному пониманию. Точно так же, как нужно понимать Святой язык, чтобы иметь возможность серьёзно учиться, так же нужно знать «ламдут». Причем, последнее умение не дает большего преимущества, нежели первое.
4. Применение «ламдута» становится актуальным тогда, когда уже известны факты, которые затрагиваются в рамках темы, изученное повторено, и появилась готовность его анализировать. Поэтому, прежде, чем углубляться в детали посредством «июна» и «ламдута», требуется изучить соответствующую тему, пройдя комментаторов-ришоним и «Бейт Йосеф», и получив таким образом базовое понимание алахи.
Было бы разумно учиться «ламдуту» у тех, кто хорошо обучает мыслительной технике, а не стремится представить виртуозную лекцию. Также следует всегда обращать внимание на то, чтобы даваемые определения законов («диним») и споров («махлокот») соответствовали определениям хотя бы некоторых законоучителей, чтобы убедиться в правильности «ламдута», построенного на их основе.
1. Существуют две отдельные обязанности в отношении изучения Торы. Одна из них — «знать всю Тору». Под всей Торой подразумеваются Танах, алахот и агадот мудрецов (из ШАСа и мидрашей) и их применение, согласно изложенному в трудах законоучителей-ришоним и ахароним.
В прежние времена, для того, чтобы исполнить обязанность «знать всю Тору», достаточно было выучить ТаНаХ, Мишну, Гемару и Мидраш. Со временем к этому перечню добавилось множество объяснений и вариантов решения алахических проблем. Кроме того, современный мир тоже вносит свои коррективы, что отразилось, например, в законах Шабата или бизнеса. Так, многие темы, занимающие в ШАСе всего несколько страниц, стали ключевым предметом исследования, на проведение которого уходят многие месяцы. И хотя в наше время стало гораздо труднее исполнить обязанность заповедь «знать всю Тору», тем не менее, у нас по-прежнему остается обязанность знать перечисленные выше разделы Торы и понимать, как применяются законы, которые актуальны для каждого отдельного человека.
2. Выполнению заповеди знать всю Тору можно дать определение: знание Торы «бе-киют». Под «бе-киют» мы не имеем в виду изучение Гемары с комментариями Раши и Тосафот, но знание всех базовых законов и агадот.
3. Вторая заповедь, о которой мы здесь говорим — это «ве-игиса ба йомам ва-лайла», — углублять собственное знание Торы на протяжении всей оставшейся жизни по мере способностей, достигая ясного понимания каждого закона, вырабатывая новые концепции и подходы, когда и насколько это возможно. Эта заповедь может исполняться в любое время и каждый день, вне зависимости от того, удостоится ли человек исполнять данные алахот на практике, или нет. Она также относится к изучению Агады и Каббалы. Такую учебу мы будем называть изучением Торы «бе-июн».
4. Есть мнение, что между этими двумя аспектами изучения Торы есть практические различия. Ниже приведен перечень некоторых из них:
I. Разрешается отложить вступление в брак ради заповеди знать всю Тору, но по отношению к заповеди изучать её «бе-июн» это не так.
II. Требование прервать учёбу для того чтобы исполнить заповедь, которую не может выполнить никто другой, относится только к изучению Торы «бе-июн», но не к «коль а-мицва». К примеру, если у человека есть реальные основания полагать, что он может исполнить заповедь знать Тору «бе-киют», и он лишит себя этой возможности, принимая участие в многочисленных «смахот» (празднование обрезаний, свадеб и бармицв) или навещая больных, то правильным решением для него будет занять это время изучением Торы (очевидно, что если человек участвует в таких мероприятиях избирательно, это не должно ему помешать).
III. Важно помнить, что для того, чтобы выполнить на минимальном уровне заповедь «ве-игиса» в ситуации, когда возможности человека сильно ограничены, достаточно запланировать один «седер» (выделяемое для учебы время) днём и один ночью, или даже просто прочитать «Шма»! Однако минимальное требование к заповеди знать всю Тору состоит в овладении строго определенным набором знаний. А для того, чтобы приобрести эти знания, необходимо тратить на это всё доступное время. Следовательно, если человек ещё не выучил всю Тору, он не имеет права тратить время на дополнительный заработок, без которого он и так может обеспечить себе и своей семье все необходимое.
5. Теоретически, прежде, чем учиться «бе-июн» — следует исполнить заповедь знать всю Тору. Тем не менее, для взрослого человека, не удостоившегося сделать это в юности, будет некорректно следовать данному подходу. Ему следует сразу начать изучать Тору «бе-июн», и он должен распределить свое время так, чтобы проходить темы «бе-июн», и параллельно заканчивать «всю Тору».
А. Взрослому человеку, который завершил обучение в ешиве следует:
законы благословений, чтения «Шма», молитв, Шабата и праздников из раздела «Орах Хаим», а также отдельные темы из разделов «Хошен Мишпат», «Эвен а-Эзер» и «Йорэ Дэа», и все, что относится к сфере законов «между человеком и его ближним». В список подлежащих изучению источников следует включить основных законоучителей-ришоним и ахароним, а также агадический контекст[7].
1. Составить план изучения законов по темам, которые имеют непосредственное отношение к жизни данного человека. Это
2. Выполнив этот план, пройти оставшуюся часть ШАСа и Агады, запланировав отводить определенную часть времени на углубленное изучение пройденных, а также новых тем.
Б. Взрослому человеку, который не в состоянии проходить темы самостоятельно:
Следует также выделить время на то, чтобы углублять приобретенные знания в пройденных темах по мере способностей и возможностей.
1. Составить список тем, которые имеют непосредственное отношение к его жизни.
2. Изучить эти темы, пользуясь современными книгами по алахе на русском или другом, наиболее легком для понимания, языке.
3. Изучить агадот по многочисленным книгам, которые их приводят.
4. По завершению изучения наиболее актуальных алахот, изучить оставшиеся на основе Рамбама или «Шулхан Аруха».
5. Важно понимать, что, хоть Святой язык и полон исключительных достоинств, заповедь изучения Торы требует от человека понимать изученное предельно ясно, и также необходимо пройти значительный объем материала. В таком случае, неэффективно тратить время, пытаясь выполнить эту задачу на Святом языке.
6. То же самое относится к изучению Торы по программе «Даф йоми» (лист Талмуда каждый день). Тому, кто может позволить себе посвящать Торе лишь несколько часов в день, было бы разумно посещать уроки алахической тематики и повторять их. Быстрое прохождение ШАСа, не оставляющее такому человеку времени на то, чтобы как следует разобраться в изучаемом материале, систематизировать и повторять получаемую информацию, не может быть признано правильным подходом к изучению Торы. Если же такой вариант является единственным, который мотивирует человека учиться, то его можно придерживаться, поскольку это, бесспорно, лучше, чем ничего[8].
7. Тот кто готов тратить силы и время на то, чтобы учить и повторять алахот на родном языке, и имеет четкий план того, как он будет их проходить, в конечном счете будет знать и соблюдать Тору лучше, чем любой другой, кто учится много лет, но не имея плана.
[6] «Ор Исраэль» (27): «Конечный смысл заповеди изучения Торы заключается в том, чтобы знать все законы Торы досконально, чтобы в каждом вопросе была у человека ясная алаха — как исполнить заповедь… Сама суть “пилпуля” заключается в том, чтобы дать человеку способность выяснить законы Торы».
[7] «Мишна Брура» (предисловие к «Орах Хаим»): «И несмотря на то, что изучение Торы состоит в том, что все, что учит человек, даже в разделах Кодашим и Таарот, является исполнением повелительной заповеди изучать Тору, все равно главной в изучении человеком Торы должна быть такая учеба, которая приводит к практическому соблюдению… И поэтому, на первый взгляд, представляется, что раздел “Орах Хаим” предпочтительно учить в первую очередь. И несмотря на то что все четыре раздела “Шулхан Аруха” нуждаются в практическом исполнении, в любом случае этот раздел имеет преимущество перед другими».
[8] «Арух а-Шулхан» («Йорэ Деа» 246.17): «Шах (105) и Таз (102) писали от имени “Дриша” (102), что для домохозяев, которые учатся всего несколько часов в день, было бы лучше изучать книги законоучителей, а не Талмуд. И конечно же каждый человек должен знать законы “Орах Хаим”, а также некоторые законы “Йорэ Деа”, “Хошен Мишпат” и “Эвен а-Эзер”, которые необходимы каждому человеку (см. в “Илхот талмуд Тора”, 3.4, раби Шнеура Залмана из Ляд). Однако мы видели, что если мы так им скажем, они вообще не будут учиться, потому что они хотят учить лист Гемары каждый день, и нельзя отталкивать от этого, и хорошо что они это делают. И любое изучение Торы — это радость для души и то, что приводит к чистой Б-гобоязненности».
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»