Из цикла «Законы изучения Торы», темы: Ешива, Еврейские законы, Талмуд, Изучение Торы, Тора
Рав Мордехай РЯБИНСКИЙ, Лейквуд, Нью-Джерси
(Для тех, кто не проходил обучение в ешиве, практический аспект законов изучения Торы изложен отдельно ниже)
Получив навыки учебы, которые даёт ешива, учащемуся следует составить список всех алахот, которые требуется соблюдать ежедневно, чтобы изучать их прежде всех других. Многие начинают изучение алахи с законов, относящихся к разделу «Йорэ Дэа» кодекса «Шулхан Арух», в то время, как основная часть этого раздела относится к раввинской деятельности (в нем собраны не только законы изучения Торы, но и многочисленные алахот, касающиеся правил забоя скота, кашрута, ритуальной чистоты, траура), или с тех алахот, которые относятся разделу «Хошен Мишпат», в значительной степени состоящему из законов, применяемых на практике судьями в раввинских судах (помимо различных законов отношений между людьми, этот раздел включает в себя многочисленные нормы решения имущественных споров и компенсации ущербов, а также правила, которыми регламентируется судебный процесс). Правильно же сначала изучить все те темы в ШАСе или алахической литературе, которые имеют отношение к разделу «Орах Хаим» (алахот, имеющие отношение к повседневной жизни еврея: молитвы, Шабат и праздники, посты и др.), а также «повседневные» законы из раздела «Хошен Мишпат» и актуальные законы из «Йорэ Деа», которые относятся к области «между человеком и ближним». Повторив их большое количество раз, следует изучить те трактаты ШАСа, которые относятся к разделам «Кодашим» и «Таарот», а также части разделов «Нашим» и «Незикин», которые были пропущены ранее. Очевидно, что в случае, когда человеку необходимо выносить алахические решения для других людей, наибольший приоритет будут иметь раздел «Йорэ Дэа» кодекса «Шулхан Арух», а также законы, обсуждаемые в трактатах, входящих в раздел «Незикин» Вавилонского Талмуда (основные принципы еврейского закона, законы о материальном ущербе, система наказаний и штрафов и многое другое), но лишь после всех тех законов, которые относятся к данному человеку лично.
К сожалению, изучение ШАСа в отрыве от конечной алахи в некоторых кругах стало нормой. Встречаются «ламданим», которые могут подолгу изучать ту или иную тему в Талмуде, есть те, кто заканчивает много трактатов, и те, кто хорошо знает «Шулхан Арух». И людям кажется, что всё это полноправные подходы к изучению Торы, согласно известному принципу («Авода Зара» 19а): «эйн адам ломед Тора эле ми-маком ше-либо хафец» («человек, учит Тору лишь из того, что желанно его сердцу»).
Но на самом деле, «то, что желанно его сердцу» относится к выбору темы из числа тех, которые ему необходимо учить в данный момент, чтобы учить сперва ее, а потом другие (Раши объясняет, что если ученик предпочитает один трактат, то учителю следует обучать его именно этому трактату, а не другому, поскольку он не воспримет изученное так, как необходимо, в силу желания своего сердца). Заповедь изучения Торы определяется и регулируется соответствующими законами, и лишь в заданном алахой сочетании трёх элементов (глубокое изучение тем, быстрое изучение трактатов и знание конечной алахи, кодифицированной в «Шулхан Арухе») возможно исполнить её правильно.
Если Реувен хочет пройти трактат «Брахот» до трактата «Шабат», правильно будет начать с «Брахот», поскольку это придаст его учебе дополнительный заряд энтузиазма.
1. Не существует строго заданного списка ришоним и ахароним, которых следует просмотреть, чтобы выполнить должным образом «алахическую» составляющую заповеди изучения Торы. Здесь мы приводим сокращенный список базовых источников, без которых почти невозможно понять какую-либо тему: I. Гемара с комментариями Раши и Тосафот (все комментарии Тосафот, приведенные на листе Талмуда, изучать необязательно — лишь те, которые относятся к изучаемой теме).
II. Риф, Рош и Рамбам.
III. Тур, «Бейт Йосеф» и «Шулхан Арух».
IV. Хорошей проверкой того, насколько ясно учащемуся, из какого источника выводится конкретная алаха, служит его способность понять систему ссылок, которую приводит Виленский Гаон.
V. Вышеперечисленные источники дают базовое знание алахи. Для того, чтобы глубже понять её применение, следует, по мере надобности, изучить труды ахароним и респонсы. Среди них — Шах и Таз, раби Акива Эгер и автор «Кцот а-Хошен», и, в конце концов, «Мишна Брура» и респонсы более современных авторов.
VI. После скрупулёзного изучения темы следует обсудить выученную алаху со специалистом, который принимает по ней решения на практике, чтобы убедиться, что изученное понято правильно, приобрести понимание нюансов алахи и найти ответы на возникшие вопросы. Требуется также пройти «шимуш» (практику) у авторитетного раввина, чтобы понять, как применять данные законы к конкретным ситуациям.
2. Следует помнить, что все это требуется не для того, чтобы стать законоучителем, но чтобы выполнить личную обязанность изучать Тору.
3. Хотя многие главы поколений и поощряют изучение отдельной книги какого-либо авторитета эпохи ришоним или ахароним, этот совет имеет исключительно факультативный характер, и относится к тем людям, которые уже имеют есть ясное понимание темы и алахи.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.