Из цикла «Хроника поколений», темы: Конец времен, Раскаяние, Народы мира, Изгнание, Пророчество, Пророки, Вавилон, Александр Кац, Хизкияу, Упрек, Иешаяу
Йешая (ישעיהו) — величайший пророк периода Первого Храма, духовный глава народа Йеуды.
Родился обрезанным, без крайней плоти, так же, как праотец Яаков (см.), пророк Моше (см.) и некоторые другие праведники (Шохер тов 9:7).
Его отец — пророк Амоц — был братом царя Йеуды Амации, сына Йоаша. А воцарившийся в 3115 году /645 г. до н.э./ Узияу, сын Амации, являлся ему, соответственно, двоюродным братом (Мегила 15а; Седер олам зута 6:3-4; Ялкут Шимони, Йешая 386; Седер адорот 3100, 3140).
Йешая учился у пророка Амоса (см.) и получил от него посвящение (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот 3140).
Начал пророчествовать в 3142 году /618 г. до н.э./ — в час, когда царь Узияу, попытавшийся присвоить себе роль первосвященника, попытался совершить воскурение в Храме, и страна была поражена величайшим землетрясением (Раши, Йешая 1:1).
В 3160 году /600 г. до н.э./ Йешая посвятил в пророки своего ученика Миху (см.) (Седер адорот).
В 3167 году /593 г. до н.э./, когда после смерти царя Узияу на престол взошел его сын Йотам, Йешая удостоился особенно высокого откровения (см. Радак, Йешая 6:1; Седер адорот). В год смерти царя Узияу, — вспоминал пророк, — видел я Г-спода, сидящего на престоле высоком и величественном. …Перед ним стоят серафимы, по шесть крыльев у каждого из них. …И взывал один к другому, говоря: «Свят, свят, свят Г-сподь Воинств, вся земля полна Его славой». …И сказал я: «Горе мне! Я погиб! Ведь я — человек с нечистыми устами, …а глаза мои видели Царя, Г-спода Воинств!» И подлетел ко мне один из серафимов, а в руке его уголь горящий, который он взял с жертвенника, и коснулся он углем моих уст, и сказал: «Вот, коснулось это твоих уст, и грех твой будет снят и вина твоя прощена». И услышал я голос Г-спода, говорящий: «Кого Я пошлю, и кто пойдет для нас?!» И сказал я: «Вот я, пошли меня». И сказал Он: Пойди и скажи этому народу: «Слушать вы слушаете, но не понимаете, и смотреть смотрите, но не разумеете» — отучнело сердце этого народа и оглохли уши, и глаза его отведены, чтобы не увидел он глазами своими, и не услышал слухом своим, и чтобы не поняло его сердце, и чтобы он не раскаялся и не исцелился». И сказал я: «До каких пор, Г-споди?» А Он ответил: «До тех пор, пока города не останутся без единого жителя и дома — без людей, и пока земля не опустеет, превратившись в пустыню» (Йешая 6:1-11).
Обращаясь к сынам Израиля, Йешая попытался пробудить их к раскаянию и тем самым предотвратить надвигающуюся беду. Его пророческое обращение начиналось полными трагизма словами: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, ведь говорит Б-г: Сыновей взрастил Я и возвеличил, а они восстали против Меня. Вол знает своего хозяина и осел — стойло своего господина, а Израиль Меня не желает знать, Мой народ не задумывается» (там же 1:2-3, Раши).
Оценивая духовное состояние своего народа, пророк с горечью говорит: сыны Израиля «прибегают к ворожбе (т.е. к различным видам оккультизма), как филистимляне, и довольствуются чужими детьми (т.е. берут в жены женщин из чужих народов, а те рожают им детей, которые уже не евреи)» (2:6, Раши и Мальбим).
И даже когда евреи «служили» Творцу, принося Ему жертвы, молясь и устраивая посты, эти действия были лишены духовного содержания, став пустой формальностью. «Народ этот чтил Меня устами своими и губами своими, а сердце свое отдалил от Меня, — передавал пророк горькие упреки Творца. — Их трепет передо Мной стал затверженной заповедью» (29:13).
Это было не то служение, которое спасает и искупает. «Ваши жертвы в новомесячие и ваши празднества, — обращался пророк к евреям от имени Б-га, — стали ненавистны Моей душе. Они стали для Меня обузой, устал Я терпеть их. …И сколько бы вы не молились, Я не услышу, [потому что] ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, …перестаньте творить зло. …Поддержите угнетенного, позаботьтесь о сироте, вступитесь за вдову!» (1:14-17).
Евреи обиженно спрашивали Всевышнего: «Почему постились мы, а Ты не видишь?» Но ответ, переданный через Йешаю, таков: «Разве это пост, который Я избрал? …Оковы злости разбейте, …отпустите угнетенных на свободу, и всякое ярмо сорвите! Не в том ли он (т.е. желанный Творцу пост), чтобы ты поделился хлебом с голодным и стонущих нищих ввел в свой дом?! …Тогда воззовешь — и Б-г ответит, возопишь — и Он скажет: “Вот Я” (58:3-9).»
И поскольку сам народ был не в состоянии раскаяться и исправить свои поступки, его преступления должны были быть искуплены изгнанием. «Пойдет Мой народ в изгнание из-за неразумия» (5:13), — предсказывал Йешая. Такое наказание было необходимо самому народу Израиля, ведь «если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет поступать несправедливо и не постигнет величия Б-га» (26:10).
Из пророчества Йешаи следовало, что Всевышний призовет в качестве орудия Своего гнева царя Ассирии: «О, Ассирия, жезл Моего гнева! …На народ нечестивый Я посылаю его…» (10:5-6). Первыми падут десять северных колен (см. 7:8, 7:17 и 8:4), а затем ассирийцы подступят к Иерусалиму (см. 10:11).
Но Йешаю постигла та же судьба, что и его великих предшественников Ошею (см.) и Амоса: народ не желал прислушиваться к их пророчествам. «Это народ мятежный, — сетовал Йешая, — сыновья лживые, сыновья, которые не хотят слушать Тору Б-га. Они говорят провидцам: “Не зрите!”, а прорицателям: “Не прорицайте нам правду! Говорите нам что-нибудь лестное, предсказывайте что-то забавное! Сойдите с нашей дороги, уклонитесь с пути, устраните от нас Святого Б-га Израиля!” (30:9-11).»
С горькой иронией Йешая сформулировал символ веры своих современников: «Так говорили вы: Мы вступили в союз со смертью и с преисподней заключили договор. Когда бич стремительно пронесется, нас он не настигнет, ибо обман мы сделали своим убежищем и спрятались во лжи» (28:15). «Горе вам, называющим зло добром и добро злом, считающим тьму светом, а свет тьмой, — говорит пророк. — Горе вам, мудрым в своих глазах и разумным со своей точки зрения!» (5:20-21).
В 3183 году /577 г. до н.э./ на трон Йеуды взошел двадцатилетний Ахаз, сын Йотама. При новом царе народ еще глубже увяз в идолопоклонстве и других преступлениях (II Мелахим 16:1-3; Седер адорот). Но все-таки «у Ахаза был стыд перед Йешаей» (Ялкут Шимони, Йешая 7, 409), и пророк передавал ему пророческие послания, получаемые от Б-га (Йешая 7:3-25).
В 3187 году /573 г. до н.э./ грозные предсказания Йешаи начали сбываться: ассирийский царь Тиглат-Паласар захватил надел колена Нафтали, а затем изгнал три колена Израиля, жившие на восточном берегу Иордана (II Мелахим 15:29; Седер адорот). И, тем не менее, царь Йеуды Ахаз, вопреки предостережениям Йешаи, призвал Тиглат-Паласара себе на помощь в войне против арамейцев и заплатил ему за услугу сокровищами Иерусалимского Храма (II Мелахим 16:7-9; Седер адорот акацар с. 34).
В 3199 году /561 г. до н.э./ после смерти Ахаза на трон взошёл его сын Хизкия (см.). Этот праведный царь сумел возвратить народ Йеуды к Торе (II Мелахим 16:20, 18:1-7; Седер адорот). Йешая изучал Тору вместе с царем (Шохер тов 22:2, Оцар Ишей аТанах).
В 3205 году /555 г. до н.э./ сбылось пророчество Йешая о десяти коленах: ассирийцы захватили северное царство Израиль и изгнали большинство его обитателей (II Мелахим 17:1-23, 18:9-12; Седер олам раба 22; Седер адорот).
А в 3211 году /549 г. до н.э./ ассирийцы, возглавляемые евреем-изменником Равшакеем, подошли к стенам Иерусалима. Но Йешая успокоил царя Хизкию: ему не следует бояться ассирийцев, так как их предводителю придется снять осаду. И действительно, Равшакей узнал о том, что против ассирийцев выступил царь Куша, и повернул свое войско навстречу новой опасности (II Мелахим 18:13-19:9, Раши; Йешая 37:1-9; Седер адорот).
Но в 3213 году /547 г. до н.э./ огромное ассирийское войско под предводительством царя Санхерива вновь осадило Иерусалим. Казалось, что дни святого города сочтены, и его постигнет судьба разрушенного Шомрона. Однако Йешая уверенно предсказал: «Так сказал Б-г о царе Ассирии: Не войдет он в этот город. …Той же дорогою, которой он пришел, возвратится, а в город не войдет» (II Мелахим 19:32-34; Седер адорот).
В дни, когда войско Санхерива стояло у ворот Иерусалима, смертельно заболел царь Хизкия. и Йешая прямо предупредил его: «Так сказал Б-г: Сделай завещание своему дому, ибо ты умрешь и не выживешь» (II Мелахим 20:1; Йешая 38:1). На вопрос царя «За что мне это?!» Йешая ответил: «За то, что ты не выполнял заповедь “Плодитесь и размножайтесь”.» А когда царь признался: «Мне было открыто в прозрении, что от меня произойдет нечестивый сын», пророк возразил: «Что тебе до секретов Творца?! Ты должен был делать то, что заповедано тебе, а Творец сделал бы то, что Ему угодно». И тогда царь Хизкия попросил: «Дай мне в жены твою дочь. Может быть, благодаря моим и твоим заслугам у меня родится достойный сын!». «Поздно. Тебе уже вынесен приговор», — возразил пророк. А царь сказал: «Сын Амоца! Прерви свои предсказания и уходи! Мой пращур Давид учил, что, даже если острие меча уже приставлено к горлу, не следует прекращать молиться о милосердии» (Брахот 10а). И молитва царя была услышана. Пророк еще не покинул внутреннего двора царского дома, как Творец повелел ему: «Вернись и скажи Хизкии: Я услышал твою молитву. …Вот, Я исцеляю тебя — на третий день ты войдешь в Дом Б-га. И прибавлю Я к дням твоей жизни пятнадцать лет, и спасу Я тебя и этот город от руки царя Ассирии. Я буду защищать этот город» (II Мелахим 20:4-6). На третий день царь выздоровел — и в ту же ночь в стане ассирийцев началась губительная эпидемия, скосившая 185 тысяч воинов. Санхерив с небольшой кучкой уцелевших приспешников бежал в свою столицу Ниневию (там же 19:35-36; Седер олам раба 23).
Вскоре после выздоровления царь взял в жены дочь Йешаи. А в 3216 году /544 г. до н.э./ у пророка родился внук — наследник престола Менаше (Седер адорот; Седер адорот акацар с. 45-46).
И хотя, как казалось, Йеуды была избавлена от опасности, в эти дни Йешая предсказал царю Хизкии, что некоторое время спустя страна будет покорена новой сверхдержавой — Вавилоном, и потомки Хизкии вместе со своим народом будут изгнаны со своей земли (II Мелахим 20:16:18).
Вместе с тем, Йешая предсказал судьбу всех окружающих Израиль племен: филистимлян (см. Йешая гл. 14), моавитян (гл. 15-16), арамейцев (гл. 17), эфиопов (гл. 18), египтян (гл. 19) и финикийцев (гл. 23). Все эти народы ожидало истребление и исчезновение с арены истории. А поскольку большинство из этих народов Творец использовал для наказания Израиля, пророк говорит по поводу одного из них, подразумевая и все другие: «Вот участь грабителей наших и жребий разорителей наших» (там же 17:14).
Но особенно много пророчеств Йешаи посвящено судьбе Вавилона, который будет уничтожен полчищами персов и мидийцев: «Вавилон, краса царств, …будет как Сдом и Амора, уничтоженные Б-гом. Никогда не будет он заселен, …и араб не раскинет там своего шатра, …и станут жить там звери пустыни, …и будут шакалы выть во дворцах его» (13:17-22). «Я восстану на них, — говорит Б-г Воинств, — и уничтожу имя Вавилона и остаток его, и сына, и внука. …И сделаю Я его …стоячими болотами, и смету его метлою уничтожения, — говорит Б-г Воинств» (14:22-23). Это было предсказано еще за два века до того, как Вавилон сменил Ассирию в качестве мировой державы и покорил Иудею.
Наш наставник р. И. Зильбер приводит описания путешественников, посетивших развалины Вавилона. Вот что пишет один из них: «Из-за обитающих в округе зверей арабы близко не подходят к руинам Вавилона. …Кругом полно шакалов, змей, повсюду валяются кости растерзанных животных. Высятся горы кирпичей, камней — остатки зданий, которыми некогда были застроены берега Евфрата. Сейчас в этом месте полно болот». «Видна рука Б-жья, — говорит другой путешественник, — страна превратилась в вечную пустыню». «Сегодня весь этот край, — резюмирует р. И. Зильбер, — одно сплошное болото; …исчез с лица земли великий Вавилон, задумавший покорить евреев» («Пламя не спалит тебя», с. 37-38). Так буквально осуществились предсказания пророка.
Но основное место в пророчествах Йешаи занимают все же не эти грозные предсказания, а слова утешения, обращенные к народу Израиля, и предвидения, связанные с конечным избавлением — геулой. «Дух Г-спода Б-га на мне, …чтобы возвестить радостную весть смиренным, — говорил пророк. — Он послал меня врачевать сокрушенных сердцем, объявить плененным свободу и узникам — полное освобождение» (Йешая 61:1-2).
Через Йешаю Всевышний обещает народу Израиля, что будет с ним во всех будущих испытаниях: «Когда ты станешь переходить через воды — Я буду с тобою, …когда сквозь огонь пойдешь — …то пламя не спалит тебя» (там же 43:2).
А в конце длительного периода изгнания Творец вновь соберет Свой народ на святой земле. «И будет, — предсказывает Йешая, — Г-сподь вновь, во второй раз (имеется в виду конечное избавление), протянет руку Свою, чтобы возвратить остаток Своего народа, который уцелеет… И подаст Он знак народам, и соберет изгнанников Израиля, и разогнанных из Йеуды соберет с четырех концов земли» (11:11-12, Раши и Радак). Причем, возвратится не только колено Йеуды, но и десять колен, изгнанных ассирийцами. «И будет в тот день, — продолжает пророк, — вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле ассирийской и заброшенные в землю Египта, и будут они поклоняться Б-гу на святой горе в Иерусалиме» (27:13, Радак).
«Не бойся, ведь Я с тобой, — говорит Всевышний через Йешаю народу Израиля. — От востока приведу твое семя и от запада соберу тебя. Скажу северу: “Отдай” и югу: “Не удерживай” (43:5-6). И тогда “избавленные Б-гом возвратятся и придут в Сион с ликованием” (51:11).
Поселившись вновь на своей земле, евреи “отстроят вековые руины, древние пустоши восстановят и обновят разрушенные города, места, пустовавшие испокон веков” (61:4).
Когда это произойдет? Всевышний отвечает через Йешаю и на этот вопрос: “Я, Б-г, в назначенное время это ускорю” (60:22). А в Талмуде объяснено: если евреи будут достойны этого своей праведностью — Творец ускорит освобождение, а если нет, то оно произойдет в “назначенный” крайний срок (Санхедрин 98а).
Избавляя Израиль, Всевышний покарает не только притеснявшие его народы, но и их небесных покровителей — сарим: “И будет в тот день — накажет Б-г небесное воинство в вышине и царей земных на земле” (Йешая 24:21, Мальбим).
В ту эпоху сыны Израиля станут “светом для народов” (Йешая 42:6), и под их влиянием многие народы земли вернутся к Творцу. “И будет, в конце дней, — говорит пророк, — утвердится гора Дома Б-га как вершина всех гор, …и пойдут многие народы и скажут: “Давайте взойдем на гору Б-га, в Дом Б-га Яакова, чтобы Он научил нам Своим путям и чтобы мы пошли по Его дорогам” — ведь из Сиона выйдет Тора, а слово Б-га — из Иерусалима” (там же 2:2-3). И тогда “земля наполнится знанием Б-га, как море полно водой” (11:9).
И поскольку не будет причины для военных конфликтов, установится прочный мир: “И перекуют они свои мечи на плуги и свои копья на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут больше учиться воевать” (2:4, Радак). Иноземцы, которые на протяжении всей истории преследовали народ Израиля, станут помогать евреям выполнять их жизненное предназначение: “И придут иноземцы и пасти будут ваших овец, и чужеземцы будут вашими земледельцами и вашими виноградарями, а вы будете названы священниками Г-спода, служителями нашего Б-га станут вас называть” (61:5-6).
Эта гармония распространится даже на мир природы. “И волк будет жить вместе с ягненком, — предсказывает пророк, — …и пастись будет корова с медведем, …и лев будет есть солому, как вол, и будет играть грудной младенец над норой кобры” (11:6-8) — прежде хищные и ядовитые звери “не будут причинять зла” (65:25). Есть комментаторы, объясняющие, что в эпоху Машиаха изменится естество хищных животных, которые вернутся к своему исходному состоянию, ведь при сотворении мира не было хищных или ядовитых зверей. А есть объясняющие, что “волк”, “медведь” или “вол” — это лишь аллегории, указывающие на народы, которые прежде враждовали друг с другом, а в эпоху Машиаха перейдут к сотрудничеству и взаимопомощи (см. Радак, Йешая 11:6).
Йешая подчеркивал, что все события земной истории издавна предопределены Б-гом. Более того, Творец сообщил о них всему человечеству через своих пророков. Но, когда эти события воплощаются в реальность, они происходят как бы внезапно и неожиданно, как это было, например, с предсказанной гибелью войска Санхерива под стенами Иерусалима. “Прежнее задолго объявлял Я, и из уст Моих оно выходило, — передает Йешая слова Творца, — …а [затем] Я совершал внезапно, и оно сбывалось” (48:3, Радак).
Большинство утешительных предсказаний Йешаи о будущем было сделано в последний год правления царя Хизкии (Оцар ишей аТанах, Йешаяу). Царь Хизкия сам начал работу по собиранию пророчеств Йешаи в единую книгу. А после смерти царя, последовавшей в 3228 году /532 г. до н.э./, эту работу завершили близкие к нему мудрецы (Бава батра 15а, Раши).
После смерти Хизкии воцарился его двенадцатилетний сын Менаше — внук Йешаи. Как и предвидел Хизкия, юноша вырос нечестивцем: он возобновил служение Баалю и другим божествам окружающих народов, а затем и повелел внести идола в Храм (II Мелахим 20:21-21:9; II Диврей аямим 33:1-7; Дварим раба 2:20). Узнав об этом, Йешая сразу же предсказал, что Храм будет разрушен вавилонским царем Невухаднецаром. В ответ царь Менаше в гневе приказал схватить пророка (Псикта рабати 4). По приказу царя Йешая был убит (Йевамот 49б; Раши, Бава батра 15а; Ялкут Шимони, Йешая 6, 407; Седер адорот). Ему было тогда сто двадцать лет (Ялкут Шимони, Йешая 1, 385; Оцар ишей аТанах, Йешая).
Погребен в селении Барам, в Северной Галилее (Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»