Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Двойственная природа человека и мироздания

Удвоение

Объясним данный вопрос в соответствии с подробным разъяснением раби Хаима из Воложина в книге Руах Хаим:

В Зоаре говорится следующее. Обращаясь к Аврааму, Всевышний зовет: Авраам, Авраам! И между двумя именами Авраам располагается знак паузы. Когда же Всевышний зовет: Моше, Моше! — никакой паузы нет. Это различие указывает на уровень Моше, который был выше уровня Авраама. Имя выражает саму душу человека, и доказательство тому в стихе: «И назвал Адам имена»… И написано далее: «И как назовет Адам всякую живую душу, таким будет и Имя его»… Поскольку он видел корень каждого существа в высшем мире и давал ему имя в соответствии с сочетаниями букв в том мире, где находится его духовный корень. Потому сказано: «таким будет и Имя его» — сущностное имя, подходящее ему в соответствии с сочетаниями букв в мире его духовного корня. В этом и заключается смысл двойного упоминания имени Авраама. Первое имя указывает на саму душу, ее высший корень, основное вместилище души, откуда некая часть её спускается в тело, — ведь оно подобно обуви для души, и так же как обувь защищает самую нижнюю часть тела, так имя есть одежда самой нижней части души… А второе упоминание имени Авраам указывает на нижний край души, который облачается в тело. Это и имел в виду Зоар, говоря, что в высказывании: «Авраам, Авраам — есть пауза между ними». Другими словами, между Авраамом наверху, душой в ее корне в высшем мире, и вторым Авраамом, когда она облачается в тело в ее нижней части, есть разделение; тело прерывает между ними, поскольку его материя не очищена настолько, чтобы не разделять между светом души в высшем мире и ее облачением в нижнем. Но между словами «Моше, Моше» паузы нет, его тело было настолько очищено, что вообще не разделяло и не прерывало между светом души в высшем мире и ее светом при нахождении в теле.

Совершенный человек — двойственен

Сущность совершенного человека здесь, в темном мире материальных испытаний, соответствует его высшей форме, корень которой — в изначальном замысле мироздания. Тем самым мы можем понять, что праотцы назывались по имени высших качеств (сфирот), поскольку они исполнили цель человека — приобщение к Всевышнему и удостоились стать колесницей этих качеств, каждый — в соответствии с корнем своей души.

Это относится к любому праведнику, как сказано в Гемаре: «В Грядущем праведники будут называться по имени Всевышнего».

Возможно, так можно объяснить и мишну в трактате Авот (4:13): «Есть три венца: венец Торы, венец священства, и венец царства, а венец доброго имени поднимается над ними». На первый взгляд странно — что может быть выше, чем венец Торы, и в чем суть венца доброго имени, и что значит «поднимается над ними», то есть присоединяется к ним?

Но в соответствии с вышесказанным это ясно. Венец доброго имени — это совершенство достоинства каждого венца. Тот, кто привел к совершенству (добро=совершенство) свое имя — свою суть, поднимается над ними.

Махпела — двойная пещера

Рассмотрим еще один «двойной» объект, который мы находим в Торе, чей смысл разъяснен мудрецами: Махпела, «двойная пещера», место упокоения праотцев.

«В мидраше сказано, что пещера называется Махпела (двойная) потому, что награда того, кто похоронен в ней, двойная и удвоенная. В Гемаре приводится спор: один мудрец говорит, что в ней два помещения — одно внутри другого; а другой говорит, что помещения расположены одно над другим. Скорее всего, оба эти утверждения истинны, поскольку есть Нижний и Верхний Эденские Сады. Кроме того, в самом Саду Эдена есть внешняя и внутренняя части. Все зависит от подготовки человека в этом мире, насколько он проясняет свои деяния, чтобы уровнять свое внутреннее и внешнее, и в какой степени стремится постоянно быть прилепленным к своей внутренней сути и высшему корню, ибо у каждой вещи есть корень наверху. Кроме того, и внизу есть в каждой вещи внутреннее содержание. И действительно, сказано, что пещера Махпела относится к категории буквы ה; и существует высшая ה и нижная ה» (Сфат Эмет).

Двойственность — совершенство человека

В этих кратких словах содержится намек на возвышенные вещи, и мы попытаемся понять их, насколько это для нас возможно.

«Всякий, кто похоронен там, уверен, что его награда — двойная и удвоенная» (Берешит раба).

Удвоение указывает на совершенство, на абсолютное соответствие между корнем в высшим мирах и порождением в нижних. Каждый, чье имя удвоено, находится в двух мирах: «его награда двойная и удвоенная».

Когда мы размышляем о строении человека, о душе и теле, мы постигаем два аспекта. Первый: высший и нижний — человек является соединением высших и нижних, души жизни, эманированной из-под Трона Славы Всевышнего, и праха земного. Как и всегда в порядке ступенчатого развития, духовное есть начало, корень и жизненная сила нижнего, более материального. Второй аспект — внутренний и внешний: душа есть внутреннее в человеке, а тело — ее внешнее одеяние. Душа является источником жизненной силы тела, света разума. Она посылает свое влияние в тело, через которое она лучится наружу. Вся возможность ее выражения в физическом мире действия — через материальное облачение.

Тело представляет собой перегородку между этим раскрытием души — здесь, в материальном мире, и ее корнем в духовном мире, из которого она снизошла. Так что в большинстве случаев нет совпадения между формой человека внизу, в материальном мире, и корнем его души, как он предстает в высшем мире. Удвоение имени указывает на абсолютно совершенное соответствие между явлением души здесь, в нижнем мире, и ее корнем в высшем. Идеальная параллельность между высшим и нижним, внутренним и внешним.

Двойственность — совершенство мироздания

Такова форма вещей во всей схеме мироздания. Как объяснялось выше, Грядущий мир эманирован прежде материального. Он выше по своему уровню, он — корень и источник жизненной силы нижнего мира. Можно сказать, в общем смысле, что существуют две структуры, дающие существование каждому миру: высшие — источник жизненной силы, небо, и нижние — земля, принимающая воздействие для выведения плодов. У земли нет ничего от себя, она «безвидна и пуста». Таков аспект «высшего и нижнего». То же самое относится и ко второму аспекту — «внутреннее и внешнее». Всевышний «смотрел в Тору и творил мир». И «речением Его уст при сотворении мира были эманированы и сотворены миры, высшие высших и множество многих во всяком порядке их положения и во всех их деталях, со всем, что они в себя включают» (Нефеш аХаим). «И каждое высказывание и речение Всевышнего при сотворении мира, когда Он сказал: “Да будет…”, — это душа и жизненность того объекта, который был сотворен этим речением». «И с того момента и далее все дни существования мира, слово Всевышнего стоит в них, дабы давать им свет и бытие во всякое время…» Но сейчас, нашими телесными глазами, мы не можем этого видеть… В будущем же — написано: «…и увидит всякая плоть вместе, что уста Господа говорили». Это аспект внутреннего и внешнего.

Как мы объяснили, дублирование имени указывает на совершенство, на соответствие и единство между корнем в высших мирах и его состоянием здесь, в нижних. Таково было состояние всего мироздания в тот момент, когда оно вышло из-под руки Творца, до греха Адама, когда Шехина пребывала в нижних мирах. «Аллегория с царем, который построил дворец, посмотрел на него и тот понравился ему. Сказал: Дворец, дворец! Да будет так, чтобы ты нравился мне всегда, как ты нравишься мне в этот час! Так сказал Всевышний Своему миру: Мир мой, да будет так, чтобы ты нравился мне во всякое время, как нравишься мне в этот час». (Берешит раба 9:4). Мой мир в нижних мирах в совершенстве, как возник Мой мир в Моей воле в высших мирах — «двойственность».

Таким образом, мы прояснили два аспекта верхнего и нижнего — «два помещения одно над другим» и внешнего и внутреннего — «два помещения, одно внутри другого», — в человеке и во всем мироздании. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

Раскрытие единства — полная двойственность

«И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и имя Его одно» — а что, сегодня Он не один?! Сказал раби Аха бар Ханина: не подобен наш мир Грядущему миру; в нашем мире, услышав хорошие вести, человек говорит «Благословен Благой и воздающий добро», а услышав плохие вести — говорит «Благословен праведный Судия». (В этом мире существует зло, и оно скрывает волю Всевышнего — Его желание полного воздаяния блага). В Грядущем мире — всегда говорят «Благословен Благой и воздающий добро» (зло перестанет существовать, и раскроется задним числом, что все привело к полному воздаянию блага).

«И имя Его одно» — что значит одно? Разве сейчас Его имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: не подобен наш мир Грядущему миру; в нашем мире Имя пишется йуд-кей, а читается алеф-далет (четырехбуквенное имя Авайе, корень всех Его имен и раскрытия Его воли, — есть имя милосердия, но оно скрыто в нашем мире, и произносится как А-донай (Господь), что указывает на управление власти и суда — именно оно действует в нашем мире). А в Грядущем мире — все одно, читается йуд-кей и пишется йуд-кей (это управление Грядущего мира, когда

раскроется воля к воздаянию добра в ее полноте).

Совершенное раскрытие, которое произойдет в будущем, и есть полная двойственность, это совершенное соответствие между формой мироздания и волей Всевышнего в Его первоначальном замысле. «Господь один» — когда зло и скрытие, которые разделяли между высшими и низшими мирами, превратятся и раскроются как добро. «И имя Его одно» — это раскрытие скрытой воли — имени в мироздании. В будущем все мироздание будет называться по имени Всевышнего — раскрытие единства в совершенстве.

Цель провидения Единства

Суть провидения Единства — поставить в соответствие все мироздание согласно его корню, и привести к его исправлению. Так и относительно каждого сотворенного объекта: цель провидения — привести объект к исправлению в соответствии с его корнем в высших мирах. Все испытания, которые он должен пройти, соответствуют корню его души и ее индивидуальным местом в этом общем исправлении.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»