Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Душа, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Все это — по благости Всевышнего, пожелавшего удостоить человека и дать ему награду за его служение, даже в этом исправлении и процессе, который придет в любом случае, ведь он является частью корня и замысла мироздания: «И обрати внимание на дополнительное преимущество, которое здесь есть — даже раскрытие Высшей власти произойдет благодаря заслугам, а не просто как подарок. И несмотря на то, что по отношению к другим людям это будет подарком, для праведных это заслуга, и их добро прольется на весь мир, и тогда получится, что есть заслуга у всей общины Израиля» (Даат Твунот, 166).
«Праведники», те, кто несут на себе основную ношу раскрытия Единства, и страдают — не по своим деяниям — ради исправления всего мироздания. Так «народ Твой — все праведники» несут ношу всего человечества, и так праведники Израиля страдают за весь народ Израиля.
Тот факт, что проявления данного управления зачастую непонятны для человека — есть часть связанных с ним страданий:
«И это тоже увеличивает заслугу праведников. Если бы страдания всегда доставались только праведным, то это было бы испытанием, но не столь тяжелым, поскольку тогда, по крайней мере, было бы для них утешение в осознании своей праведности, раз они страдают! И всякий разумный человек несомненно выбрал бы страдания, ведь это страдания праведных, а злодеи не страдают. Но Всевышний хочет дать более трудное испытание, так чтобы люди не могли понять, что делает Святой, благословен Он, с каждым из них. Так, чтобы казалось на первый взгляд: “Все как у всех, одно и то же происходит с праведным и злодеем” (Коэлет 9:2). Это объяснили мудрецы в Мидраше: “Шломо просмотрел все поколения и увидел, что то, что происходит со злодеями, происходит и с праведными” (Ялкут Шимони, Коэлет, 989, и см. там предыдущий пункт). То есть Святой, благословен Он, следит за тем, чтобы то, что происходит со злодеем и является для него наказанием, соответствующим конкретному преступлению, происходило и с праведником, изо всех сил остерегавшимся именно этого преступления! Авраам и Нимрод, и другие, упомянутые в этом мидраше, и реальные события доказывают непреложность этой истины.
Это происходит, чтобы дать большую награду праведникам, крепко держащимся за веру, как сказал пророк (Хавакук 2:4): “Праведник верой своей будет жить”. Ни один человек не может до конца понять, что делает с ним Всевышний, поскольку Он, Благословенный, поступает с ним то согласно мере награды и наказания, то согласно судьбе, как мы уже объяснили. И когда какое-либо событие происходит с человеком, не найдется того, кто мог бы определить: то ли это связано с наградой и наказанием за дела его, то ли это связано с судьбой и просто суждено ему. И касательно любого события есть основания рассуждать и в ту, и в другую сторону, да так, что голова кругом идет от множества предположений. Но тот, кто верен Всевышнему, должен установить несгибаемый стержень веры, знать, что все от Всевышнего, каким бы путем это не пришло, и путь этот прям и верен, и нет на нем обмана. И не быть похожим на злодеев, которые говорили (Йехезкель 18:29): “Не исправлены пути Всевышнего”. Однако должен человек твердо стоять, выполняя свою миссию, и служить Всевышнему независимо от того, какой мерой ему Всевышний отмеряет, и тогда он на самом деле назовется цельным». (Даат Твунот, 170).
Данное управление действует только в нашем мире, но в Грядущем мире будет дана полная награда каждому в соответствии с его трудами и его страданиями во время служения: «Но поскольку правосудие в руках Всесильного, впоследствии праведники должны получить награду — и тот праведник, которому были суждены страдания в этом мире, получит награду и за свои добрые дела, и за страдания, которые он терпел. Именно этот образ правления, который не связан с наградой и наказанием [в этом мире], а связан с тем, что необходимо миру в соответствии с его сущностью, мудрецы назвали мазаль [судьба], поскольку оно — высшее установление, не зависящее от выбора человека и его поступков. Однако, как я уже сказал, это происходит только в этом мире, в будущем же мире нет ничего, кроме награды по делам, мера за меру, и даже доброе слово оценивается наградой» (Даат Твунот, 170).
Рассмотрим подробнее вопрос управления судьбы, которое устанавливает все, что будет с человеком, в соответствии с заранее принятым планом, происходящим из высшего замысла:
«Все души разделяются в соответствии с данной причиной. И корень их разделения глубок и скрыт, и не известен, поскольку нужно было бы знать смысл всех сфирот, а это зависит от Высшей воли, которая не известна. Но мы знаем одно — что исправление мироздания разделяется между душами, и каждой из них дана какая-то доля, как сочла нужным Высшая мудрость по скрытой от нас причине. И кому-то выпало проводить исправление через множество благ, а кому-то — исправлять в бедности и очищении, как очищают серебро в тигле» (Рамхаль, Клалим ришоним 34).
«Все предопределено, но свобода дана» (Авот 3:15).
«Что написано выше? “…А Моше был пастухом”. Многие были предопределены прежде чем пришли в мир: уготовлено, что смерть придет в мир, как сказано: “…и тьма над бездною” — это ангел смерти, что затемняет лица людей… Но Всевышний привел смерть только через Змея, который был предуготовлен для этого, как сказано: “…а Змей был хитер”. И предопределено было перед Всевышним, что Адам съест плод и упрет, как сказано: “…ибо в день, когда ты съешь от него, умрешь”. Сказал ему Всевышний: это не пришло сегодня, а было уже предуготовлено. Потоп должен был прийти на землю, а Ноах и его сыновья — спастись от него, как написано: “Ноах человек праведный был”, предначертано было что праведник восстанет и восстановит мир. А после него поставил Авраама, как написано “один был Авраам”. Предначертано было, что Иова постигнут страдания,Ю как написано: “муж был в земле Уц”. Предначертано было, что евреи будут проданы в дни Амана, и предуготовлен был им Мордехай, через которого они спасутся. Предначертано было Израилю поработиться в Египте, и Йосеф был предуготовлен им, как написано: “…а Йосеф был в Египте”. Предначертано было Израилю избавление их Египта, и Моше был предуготовлен им, как написано: “…а Моше был пастухом”. (Танхума, Шмот 17).
“(Ноах) цельным был в своих поколениях”. Что значит “был”? Что был предуготовлен указать всему миру путь к раскаянию. Адам был предуготовлен к смерти, Змей был предуготовлен к расплате, Каин был предуготовлен к изгнанию, Иов был предуготовлен к страданиям, Ноах был предуготовлен к чуду, Моше был предуготовлен стать избавителем, Мордехай был предуготовлен к избавлению» (Берешит Раба 30:10).
Как объяснил Рамхаль, изначально при замысле творения были подготовлены возможности для распространения зла и его исправления. В связи с этим были предуготованы корни душ и их задачи в данном процессе. Отсюда и корень судьбы (мазаля) каждого человека — в соответствии с его долей в этом исправлении. Цель человека — завершить эту свою задачу, выстояв в испытаниях, которые возложило на него Высшее Провидение в соответствии с корнем его души. Все установления судьбы и детали испытаний, через которые человек проходит на протяжении своей жизни — не случайны, но подогнаны для того, чтобы сформировать его сущность здесь, в соответствии с корнем его души. Таким образом человек приспосабливает свой мир и все зависящее от него мироздание с заранее предуготовленным строением мира.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»