Темы: Ашгаха пратит, Чудеса, Батшева Эскин
Записано со слов А. К.
В то время я не был религиозным и про Тору почти ничего не знал. Родители репатриировались в Израиль из Белоруссии, когда я был маленьким, и, конечно, отдали меня в светскую школу — куда же ещё? Папа с мамой время от времени попадали на какие-нибудь лекции по иудаизму или им случалось беседовать с раввинами, я же учился в школе воинственно-атеистической, и вскоре стал поглядывать на увлечение родителей еврейской традицией свысока. Я-то сам увлекался чем-то и правда стоящим: программированием, которое тогда только-только начало входить в моду.
Однажды рано утром мы с ребятами ехали на двух машинах на Кинерет. Что может быть лучше, чем провести выходные на берегу озера? Мы наслаждались ветерком, легкой болтовней, весенним теплом, музыкой — и вдруг…
Я не успел сообразить, что произошло. Я увидел только пару белых фар, несущихся нам навстречу, и тут же почувствовал всем телом сильнейший удар. Потом уже мне рассказали, что пьяный водитель на внедорожнике на полной скорости выехал на встречную полосу: лобовое столкновение.
Наши друзья из второй машины тут же подбежали к месту аварии. То, что предстало их взгляду, красноречиво говорило: «Живых здесь быть просто не может». Но почему-то мы были живы — все трое. Парень, который был за рулем, спасся, благодаря подушке безопасности, и получил только серьезные травмы рук. У моего друга, который сидел рядом с ним, был сломан и череп, и позвоночник, и ему потребовались месяцы операций, лечения и реабилитации.
Я сидел прямо за водителем, и при аварии меня припечатало к водительскому сиденью. Я сломал нос, обе глазные орбиты, обе скулы и челюсть. Ну, и бедренная кость сломалась при ударе о консоль — но это уже были мелочи.
Тогда никто не знал, что я также получил еще одну травму, которая на самом деле представляла угрозу для моей жизни. Это выяснилось уже позже, в больнице, когда доктор Фукс, внимательно изучив рентгеновские снимки, обнаружил у меня расслоение аорты. При высокоскоростных авариях внутренние органы могут продолжать движение даже тогда, когда тело останавливается, в результате чего они сталкиваются с грудной клеткой. Это и произошло в моем случае.
Расслоение аорты — это верная смерть почти всегда, точнее, в 98,5 процентах случаев, потому что обычно разрыв распространяется полностью по всем трем слоям аорты. Но у меня были разорваны только внешний и средний слои. Значит, крошечный шанс всё же у меня был.
Боялся ли я смерти? Не знаю, почему-то в тот момент я больше боялся за родителей — как они переживут это? Я их единственный ребенок, они ради меня переехали в Израиль, что они будут делать, если я умру?
А тем временем, родители ехали на такси из Маале-Адумим в Хайфу, чтобы успеть к началу операции, которую нужно было делать срочно, не теряя ни минуты. Папа, мой бедный, мой милый папа, который еще так мало знал про иудаизм, сидел в такси, закутавшись в талит, и всю долгую дорогу молился по большому русскому сидуру Шахарит, прерываясь между частями молитвы, чтобы попросить: «Вс-вышний, прошу Тебя, спаси моего сына. Если ты спасешь его, я начну соблюдать все заповеди!»
Не помню, сколько точно мне сделали в тот день операций: сначала — на открытом сердце, потом оперировали лицо, потом — ногу. И даже после успешного их завершения моя жизнь все еще висела на волоске, и мои папа и мама всё молились и молились…
Тот момент, что я в первый раз смог сжать руку мамы, я никогда не забуду. Я понял, что жив и буду жить. Отец выполнил свое обещание: с того дня они с мамой стали полностью соблюдать все заповеди, а я… Я вооружился медицинской литературой и доказывал каждому желающему слушать, почему я выжил: рассказывал про проценты, про слои аорты, про профессионализм оперирующего хирурга, про вовремя приехавшую «скорую помощь»…
Пока я выздоравливал, какой-то хабадский рабби, как это у них водится, пришел ко мне в палату с пирогом и парой тфилин. Пирог я с благодарностью принял, а от тфилин, разумеется, отказался. На его вопрос «почему?», ответ у меня был заготовлен заранее: «Если бы я думал, что надевать тфилин — это правильно, я бы уже делал это!»
Да, я очень был рад, что не отправился на тот свет, был рад за родителей, гордился собой, что так хорошо прохожу реабилитацию. Чего я не мог понять — так это поразительного единодушия всех, кто слышал мою историю, включая кардиолога, терапевта, друзей, родственников и знакомых, большая часть которых была нерелигиозна. «Б-г сделал для тебя чудо!» — словно сговорившись, твердили они.
Прошло еще несколько месяцев, когда отец решился предложить мне пойти с ним вместе на урок Торы. Он так смотрел на меня, так боялся, что я откажусь, что я… сделал ему одолжение. Даже смешно об этом рассказывать, ведь сейчас я уже много лет — еврей, соблюдающий Тору и заповеди, у меня прекрасная жена и много детей. А в тот день, когда я пошел с папой на урок, мне открылось то, что папе было уже известно: Творец мира, тот самый, Который написал Тору, так хотел иметь отношения со мной — со мной! — что спас меня от смерти!
Записано со слов Ш. О.
Мы очень любили, когда дедушка приезжал к нам в Иерусалим из своего далекого украинского города. После его отъезда нам всегда оставалось много теплых воспоминаний и несколько подарков. Да, подарки тоже важны, а как же! В последний раз дедушка привез пару подсвечников: «Вы думаете, только здесь у вас, в Израиле, подсвечники есть? А вот посмотрите, какую красоту наши местные умельцы делают!»
Подсвечники были не совсем в нашем вкусе: слишком красочные, немножко даже лубочные. Мы с мужем больше любили серебро. Я продолжала зажигать субботние свечи в своем серебряном канделябре, а «весёленькие» дедушкины подсвечники решила оставить для гостей.
Пока у нас детей не было, и нам было жаль, что вторая спальня в квартире пустует. Однажды мы позвали пару друзей остановиться у нас на шабат. Трапезы они должны были проводить у родственников, которые жили в нашем районе, а ночевать — у нас. Это было удобно, потому что мы тоже были приглашены на вечернюю трапезу к родителям мужа.
Как раз предоставился случай использовать дедушкин подарок. Я начала рассматривать подсвечники. Дедушка говорил мне, что масло здесь нужно заливать прямо в колбочки. Я не смогла идентифицировать материал, из которого сделаны колбочки, но дед меня убеждал, что материал огнеупорный, — так ему сказали в магазине. Я подготовила свечи для себя и для своей подруги, мы зажгли свечи, некоторое время побыли еще дома, а потом отправились — каждая пара к своим родственникам.
Мы с мужем вернулись домой первыми. На лестнице пахло гарью. Открыв дверь, мы в ужасе отшатнулись и закашлялись: в квартире стоял густой дым. Деревянная полочка, на которой стояли свечи, была безнадежно испорчена — она сама и пол под нею были плотно покрыты сажей, а на потолке чернело огромное пятно.
Те свечи, что я зажгла в серебряном подсвечнике, мирно догорали на своём месте, но где же дедушкин подсвечник? Неужели эта лужица неведомого разноцветного вещества на полу — это и есть всё, что от него осталось? Да, видимо, продавец был с дедушкой не очень откровенен, и материал оказался не огнеупорным…
Когда первый шок от увиденного прошел, мы с мужем были поражены новой догадкой. Прямо под полкой со свечами у нас стоит газетница, полная журналов, а сама полка висит между двумя книжными шкафами — но ничего не загорелось!
«Сегодня здесь произошло чудо», — сказал мне муж. — «Я не знаю почему, но мы избежали огромной трагедии». С тех пор я каждую неделю, зажигая субботние свечи, благодарю Вс-вышнего за чудо, которое спасло нас тогда от пожара.
Записано со слов М. С.
Я родился в религиозной семье. Родители вернулись к вере еще до моего рождения, приехали в Израиль, влились в еврейскую общину. Поначалу я не замечал, что чем-то отличаюсь от своих одноклассников, но со временем стал чувствовать, что я как будто сразу живу в двух мирах.
Странно, родителям, вроде бы, не очень мешало, что наш дом совсем не похож на другие дома религиозных. И говорим мы на другом языке, и музыку слушаем другую, и картины на стенах у нас другие, и фильмы мы смотрим, которые даже обсудить не с кем. У меня возникало все больше и больше вопросов по поводу ценностей нашей семьи и ценностей Торы, но меня никто не понимал, и их ответы для меня ни на что не отвечали. Эти вопросы не давали мне покоя ни днем, ни ночью. Учеба пошла под откос.
К моим 18 годам главным чувством стала боль, и в этой боли я спешил обвинить всех, кто меня окружал: своего рава, преподавателей ешивы, друзей, родителей, старшего брата…
Я достиг точки, когда все вокруг меня отказались от меня, включая меня самого. Только моя семья еще была со мной, но ценить это тогда у меня не хватало мудрости. Ешиву я бросил, пошел работать официантом. Что будет с армией — боялся даже думать об этом. Я продолжал носить кипу из уважения к родителям, но когда их не было рядом, кипы на моей голове тоже не было.
Однажды на закате мы с приятелем ехали в гости к общему другу — намечалась большая вечеринка, много народу, пиво, музыка. Друг жил «на территориях», и это добавляло колорита всему мероприятию.
Вдруг наша машина задергалась, зачихала, застучала и остановилась. Это было неприятно: возиться еще с ремонтом. Мы вышли из машины, стали ее осматривать, ничего не поняли, приятель вызвал техпомощь.
И тут мы увидели, как к нам по дороге идут двое мужчин. Нам бы догадаться, что посреди шоссе они могли появиться только из близлежащей арабской деревни, но тогда у нас ничего не вызвало подозрения. Они не держали руки в карманах — просто спокойно шли в нашу сторону. Только когда они подошли ближе, и мы разглядели их лица, мы поняли, что они опасны.
Это случилось очень быстро. Я вдруг увидел, что мой друг лежит на земле, а араб еще втыкает в него нож. Все вокруг было залито кровью. Я вспомнил, что у меня в кармане есть перочинный ножик, и хотел достать его — но почему-то не смог: меня одолела внезапная слабость. По всей верхней части моего туловища распространялось что-то теплое и мокрое. Я инстинктивно протянул руку к шее и нащупал там дыру. В уже отключавшемся сознании протекла мысль: «А, так меня тоже зарезали…»
Но отключиться я не успел. Из машины вызванной нами техпомощи выскочил человек, подбежал ко мне и, недолго думая, просто засунул в зияющую дыру на моей шее несколько пальцев. Мне тогда показалось, что сознание вновь прояснилось, и что я спокойно лежу и наблюдаю за всем происходящим со стороны, но не глазами, которые, как я знал, были закрыты, а как-то иначе. Я видел, что лежу на земле, и что рядом сидит этот парень из техпомощи, я видел, что мой друг безнадежно мертв, и видел, что арабы испарились, словно их и не было.
Меня охватило внезапное чувство, что мне дают еще один шанс. Каждая фибра моего существа знала, что я не умру. Через несколько мгновений я снова стал видеть глазами, как и раньше, и как будто вернулся обратно в свое тело.
Следующее, что я помню, — это пробуждение в больнице. Сначала я просто лежал с закрытыми глазами и думал обо всем, что со мной произошло. Когда я открыл глаза, там было столько людей: тьма медиков, мама, отец, братья и сестры. Все смотрели на меня, улыбались и ждали, что я скажу. Я открыл рот, размял губы и сказал:
— Принесите мне тфилин.
Все начали переглядываться, и в конце концов, мама извиняющимся тоном произнесла:
— Моти, мы не можем…
— Почему, мама?
— Сегодня шабат…
Помню, меня это так огорчило поначалу: вот, хотел тут же начать выполнять все заповеди, выйдя из наркоза, и сразу взялся не за ту заповедь! Но ничего, хоть я и до сих пор в инвалидной коляске, все заповеди снова мои. Я продолжил учиться в ешиве, через год женился — мир на самом деле никогда не отворачивался от меня, это я от него отвернулся. А шрам на шее до сих пор напоминает мне о моем чудесном спасении в ту пятницу.
* * *
Чудеса окружают нас повсюду. Часто они приглушены и едва заметны. Но когда Творец слегка приподнимает занавес природы, он раскрывает Свою Руку именно для тебя.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»