Озеро Кинерет (Тивериадское озеро, Галилейское море) — озеро на северо-востоке Израиля, самое низкое пресноводное озеро на Земле: Кинерет находится на 213 м ниже уровня моря. В озеро втекает и вытекает река Иордан (Ярден). Площадь озера — 165 км². Максимальная глубина — 45 м. Название «Кинерет», согласно одной из версий, происходит от слова «кинар» или «кинор» — это название музыкального инструмента типа арфы, на форму которого похожи очертания озера. По другому объяснению, название озера связано с росшими там плодами, также называвшимися «кинар».
На западном берегу озера Кинерет расположен город Тверия, который считается одним из четырех святых еврейских городов (наряду с Иерусалимом, Цфатом и Хевроном). Тверия и дала Кинерету второе название — Тивериадское озеро.
В Устной Торе Кинерет часто называется Генисаретским по названию прилегающей к нему долине Гиносар (Генисарет) — от ивритского «ганей сарим», т.е. «сады вельмож» (Берешит Раба, 98:22), что намекает на плодородие берегов Кинерета.
Оглавление
Географические данные[↑]
Низкое расположение озера Кинерет относительно уровня моря связано с тем, что Кинерет находится в северной части т.н. Сирийско-африканского разлома, проходящего через реку Иордан (Ярден), Мертвое море и Эйлатский залив Красного моря.
Уровень воды в Кинерете подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления.
Протяженность озера в длину (с севера на юг) — 23 км, в ширину (с запада на восток) — 11 км.
С севера в Кинерет впадает несколько рек, берущих начало на горах Ливана и на соседствующих с озером с востока Голанских высотах. Одна из этих речушек — река Иордан, которая затем вытекает из озера с южной стороны.
Западный и восточный берега озера — крутые, составленные из базальтовых пород (черного цвета), что придает озеру особый колорит.
Издревле озеро Кинерет было богато рыбой, уже в эпоху Первого Храма здесь был хорошо развит рыболовный промысел.
Надел колена Нафтали[↑]
Из Торы нам известно, что во времена праотца Авраама (2 тысячелетие до н.э.) на берегах Кинерета жили ханаанейские племена.
Позднее, когда евреи во главе с Иеошуа бин Нуном вошли в Землю Израиля и начали завоевывать ее, территория на западном берегу озера отошла к колену Нафтали (см. Книгу Иеошуа).
На месте нынешней Тверии в то время был город Раккат, а немного южнее — Хаммат. Название последнего, по-видимому, свидетельствует о расположении рядом с ним горячих источников («хам» на иврите «горячий»). Источник Хамей Тверия существует в этом месте и сейчас.
Эти земли были исключительно плодородны, что по мнению мудрецов, было результатом благословения, которое получил Нафтали от своего отца Яакова: «Нафтали — лань вольная, он воздает речи прекрасные» (Берешит, 49:22). Раши объясняет: «Это долина Гиносар, где плоды поспевают с той же легкостью, как легок бег лани». А слова «прекрасные речи» означают, по Раши, благодарность за изобилие плодов.
Плоды долины Гиносар не раз упоминаются в Мишне и Талмуде. Так, в трактате Вавилонского Талмуда Псахим (8, 72) на вопрос, почему этих плодов нет в Иерусалиме, дается такой ответ: чтобы паломники, идущие в Храм, не сказали, что единственная цель их посещения Иерусалима — поесть этих плодов.
Во время нашествия ассирийских царей в 3187 (573 г. до н.э.) надел Нафтали был захвачен, а жители уведены в плен (см. Седер а-дорот).
Впоследствии этот район попал под власть Персии, а затем Греции. В эллинистическую эпоху к северо-востоку от Кинерета возникла греческая колония Сусита (сейчас — археологический заповедник).
Во времена Мишны и Талмуда[↑]
Евреи вновь поселились в этих краях только 500 лет спустя, в I в. до н. э., когда район был завоеван Александром Янаем. В начале I в. н. э. сыновья царя Ирода основали на развалинах Ракката Тивериаду (Тверия), названную в честь римского императора Тиберия.
Период после разрушения римлянами Второго Храма в 3828 году (68 г.н.э.), а в особенности после подавления восстания Бар Кохбы в 3895 году (135 г. н.э.), был эпохой жестоких гонений, когда тысячи евреев были изгнаны из страны, а соблюдение заповедей, изучение и преподавание Торы каралось смертной казнью. Иерусалим практически полностью был разрушен; евреям запрещалось селиться в бывшей столице и окрестностях.
Северная часть Земли Израиля меньше пострадала от гонений; сюда — в Галилею, частью которой является район озера Кинерет — переместился духовный и культурный центр еврейской жизни. Галилейские города — Уша, Циппори, Тверия — стали местом заседания Верховного суда — Санедрина (Синедриона), игравшего особо важную роль после разрушения Храма. Главой (наси) Санедрина был Рабан Шимон бен Гамлиэль, а после него — его сын раби Иеуда а-Наси (Раби). Во времена последнего ситуация в стране ненадолго изменилась: пришедший к власти римский император Антоний Пий симпатизировал евреям, и Раби понял, пришло время позаботиться о том, чтобы Устная Тора не была утрачена. Объединив вокруг себя выдающихся мудрецов своего времени, р. Йеуда а-Наси записал Мишну — свод законоположений Устной Торы.
После его смерти главами Санедрина были сын (Рабан Гамлиэль III), затем внук р. Иеуды а-Наси — раби Иеуда а-Несиа.
Смертью последнего ознаменовался конец эпохи танаев (мудрецов Мишны) и начало талмудической эпохи, эпохи амораев (III-V вв н.э.).
В это время духовный центром Земли Израиля была Тверия, расположенная у берегов Кинерета. Здесь заседал Санедрин — теперь во главе с сыном и внуком р.Иеуды а-Несиа — Рабаном Гамлиэлем IV и р.Иеудой а-Наси II. Здесь же, в Тверии, действовала ешива раби Йоханана — выдающегося мудреца, записавшего Иерусалимский Талмуд — собрание комментариев к Мишне — который на самом деле, по большей части, был записан в Тверии (название «Иерусалимский» объясняется тем, что с Иерусалимом отождествлялась в то время вся Земля Израиля). Совместно с раби Йохананом ешивой руководил Рейш Лакиш, а наиболее известными учениками были р.Элазар бен Педат, приехавшие из Вавилона рав Ами и рав Аси и другие.
Раннее Средневековье[↑]
В IV веке на развалинах Рима возникла Восточная Римская империя со столицей в Константинополе — Византия, в состав которой входила Земля Израиля.
В это время все более важную роль начало играть христианство, которое противопоставило себя иудаизму. Преследования евреев набирали силу по всей стране. Кинерет имел для них особое религиозно-историческое значение. Окрестности озера стали своего рода христианской святыней, вдоль его берегов было построено множество церквей. В 4111 (351) году были разрушены ешивы в Тверии и Ципори, многие мудрецы бежали в Вавилон, а в 4185 (425) году император отменил пост наси — главы Санедрина, после чего Верховный еврейский суд перестал существовать.
И только после завоевания Земли Израиля арабами в 4394 (634) году евреи стали возвращаться в эти места.
В VIII веке Тверия вновь стала важнейшим духовным и политическим центром. В X веке здесь возникла знаменитая тивериадская школа Масоры, разработавшая систему записи огласовок и мелодии чтения Торы (см. темуСвиток Торы) и ТаНаХа. В трудах двух династий исследователей — семей Бен-Ашер и Бен-Нафтали — были разработаны символы, позволившие зафиксировать традицию записи и чтения Торы, полученную на горе Синай и передававшуюся из поколения в поколение. Эта система записи используется и сейчас (см. статью «Когда появилась Масора и огласовки в иврите?»).
В 4831 (1071) году Эрец Исраэль захватили турки-сельджуки, что побудило европейцев начать крестовые походы. В итоге, в конце XI века область, прилегающая к Кинерету, была захвачена крестоносцами. Они построили мощные укрепления на западном берегу озера и боролись за приобретение контроля над его восточным берегом, где воздвигли крепость Курси.
В 4947 (1187) году у горы Хаттин, в 6 км от Тверии, произошла битва между крестоносцами и войсками султана Салах-ад-Дина (Саладин). Битва при Хаттине завершилась полным поражением крестоносцев и предопределила исход всего противостояния мусульман и крестоносцев на Ближнем Востоке: хотя в дальнейшем также имели место военные столкновения, все же мусульмане окончательно утвердили свою власть над Эрец Исраэль и над регионом в целом.
С 1247 года Тверия находился под властью сарацин, долгое время оставаясь небольшим, малозначительным городом.
Еврейская община Тверии в период исламского владычества[↑]
В 5325 (1565) году султан Сулейман, под чьей властью находилась тогда Эрец Исраэль, отдал Тверию и ее окрестности во владение своему придворному Йосефу Наси, происходившему из семьи марранов — с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Йосеф был беженцем из Португалии в Турцию, вернувшимся к соблюдению еврейских законов. Он начал отстраивать крепостные стены города и разослал письма в общины Европы с призывом переселиться в Святую Землю. Однако местные жители-арабы взбунтовались, и план не удался.
В середине XVIII века шейх Захир аль-Омар (Дагир), властитель Галили в период Османской империи, предложил евреям снова поселиться в Тверии, которую он сделал своей столицей. При его содействии здесь был отстроен и обнесен стеной еврейский квартал со всеми необходимыми зданиями (в том числе баней и маслодавильней). Возглавить новую общину был приглашен раби Хаим Абулафия из Турции. В Тверию, к берегам Кинерета, начали переезжать еврейские семьи из Цфата. Во второй половине XVIII века сюда группами переселялись хасиды из Восточной Европы.
На протяжении XIX и первой половины XX века численность населения еврейского квартала сильно увеличилась.
Область озера Кинерет в первой половинеXXвека
Еще в начале XX в. в районе Кинерета начали создаваться еврейские сельскохозяйственные поселения — кибуцы. Первый кибуц, Дгания, был основан еще в 1909 году у юго-восточной оконечности озера.
В период британского мандата возникло несколько поселений на западном и южном берегах озера, на восточном берегу был создан кибуц Эйн-Гев.
Для сильно разросшейся еврейской общины Тверии в этот же пиреод были построены новые районы — Шхунат Ахва, Кирьят Шмуэль и Шхунат а-Рамбам.
Один из этих районов, Кирьят Шмуэль, в 5698 (1938) году подвергся нападению арабов, которые ворвались в квартал, стреляя и поджигая дома. Была сожжена синагога, а синагогальный служка убит возле свитка Торы. Всего погибло 19 евреев, в том числе 11 детей. А вскоре бандитами был убит мэр города Заки Алхариф — еврей, пользовавшийся поддержкой всего населения, в том числе арабского.
Кинерет в составе государства Израиль[↑]
В 5708 (1948) году в результате победы евреев в Войне за Независимость, западный и южный берега Кинерета стали частью Государства Израиль. Линия прекращения огня — т.н. «Зеленая линия» — пролегла по восточному берегу озера. Таким образом, водная гладь Кинерета полностью оказалась под контролем Израиля.
В память о боях за Тверию в центре города была установлена старая французская пушка XIX века — единственное артиллерийское орудие на вооружении еврейских отрядов во время сражения.
К сожалению, вскоре после этого израильские власти начали разрушать Старый город Тверии. За полгода (1948-49) было разрушено более 600 зданий — почти все городские постройки. Объяснялись эти действия отсутствием гигиены, ветхостью зданий и опасением, что арабы вернутся в свои дома. Территория простояла заброшенной в течении десятилетий, и только в 70-х годах началась ее реконструкция. Так погиб исторический центр города, формировавшийся на протяжении веков, и распалась существовавшая здесь община.
Еще большую горечь вызывает разрушение старых кладбищ вокруг Тверии, на месте которых собирались вести застройку. Это повлекло за собой резкое противодействие религиозного населения Израиля; были организованы многочисленные демонстрации, которые жестоко подавлялись. Насколько нам известно, часть кладбищ была снесена, но часть удалось отстоять — например, в южной части города, где, согласно одной из версий, похоронен знаменитый танараби Меир Бааль а-Нес.
После образования Государства на берегах Кинерета возникло много новых поселений — Мааган, а-Он, Тель-Кацир, Алмагор и другие.
Вплоть до Шестидневной войны Кинерет находился на границе Израиля и Сирии. С сирийского берега не раз велась стрельба по еврейским посёлкам. Но в 1967 г., в результате победы в войне, граница отодвинулась на 20 км на восток, к Израилю были также присоединены Голанские высоты, и Кинерет стал внутренним озером. На его восточном берегу и склонах Голан были созданы жилые зоны и курорты: Амнон, Рамот, Хамат-Гадер (сероводородные источники), религиозный курорт Кинар.
Развивается и Тверия: здесь строятся новые районы, в которых селятся молодые религиозные семьи.
Озеро Кинерет сегодня[↑]
В настоящее время район Кинерета — известный центр туризма и отдыха. Вокруг озера расположены многочисленные туристические объекты, пляжи, гостиницы, а также музеи археологии. С севера, в устье реки Иордан создан парк-заповедник; в Хамат-Гадер — крокодиловая ферма.
С ростом населения Израиля Кинерет стал важнейшим резервуаром пресной воды. В наше время при Институте по исследованию водоемов работает лимнологическая лаборатория, которая совместно с государственными инстанциями отвечает за экологию Кинерета и его окрестностей.
Рядом с озером расположены рыбоводческие хозяйства и резервуары водопроводной компании.
В озере ведётся коммерческий лов рыбы, время от времени прекращаемый по экологическим соображениям.
Уровень воды в Кинерете — особая проблема. Он неуклонно опускается ниже «красной» и «черной» (критической) линий. Сегодня озеро уже не может полностью обеспечить потребность Израиля в пресной воде. В последние годы строятся опреснительные установки, которые позволят использовать для этих целей также и морскую воду.
Могилы праведников в Тверии и окрестностях[↑]
В Тверии и ее окрестностях находится множество могил еврейских праведников разных эпох.
Прежде всего, здесь похоронены мудрецы Мишны и Талмуда. Кроме раби Меира, здесь похоронены раби Акива, раби Йоханан бен Закай, Элиэзер бен Оркенус, р.Ами и р.Аси.
Здесь же находятся могилы великих мудрецов более поздних эпох: Рамбам, Рамхаль, Шла а-Кадош (р.Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц) и многие, многие другие.
Сюда, к могилам праведников, приезжает множество людей, чтобы помолиться и почитать Теилим (Псалмы Давида). Молитва на могилах праведников имеет особую силу. Мы просим Вс-вышнего помочь нам, и молитва принимается в заслугу этих людей. Их добрые дела и заповеди, выполненные при жизни, помогают нам выстоять на Небесном суде.
Область Кинерета перед приходом Машиаха[↑]
Изучая историю района, прилегающего к озеру Кинерет, мы ясно видим, что в настоящее время он переживает упадок. Если прежде эти места находились на пересечении важных торговых путей (отсюда открывался путь в Дамаск, Вавилонию и другие центры тогдашней цивилизации), то теперь границы закрыты, и невозможно уехать дальше Голанских высот. Если озеро еще недавно было полноводным (в 1934 году Тверия пострадала от сильнейшего наводнения), то сейчас оно все больше и больше мелеет, а, как известно, обилие воды является признаком посланного Свыше благословения, когда человек ни в чем не испытывает нужды.
И самое главное — это, конечно, судьба Тверии. Важнейший духовный и политический центр, на какое-то время заменивший собою Иерусалим, превратился в наше время в курортный город, где на тысячи отдыхающих приходится небольшая кучка евреев, молящихся в трех чудом уцелевших старинных синагогах. И только могилы праведников сохранили атмосферу былой духовности и напоминают о величии прошлого.
В чем причина такого падения?
Ответ на этот вопрос дает трактат Талмуда Рош а-Шана. Здесь описываются переезды Санедрина после разрушения Второго Храма: из Иерусалима в Явне, из Явне в Уша, оттуда — в Шфарам, затем в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию. Санедрин, по словам Талмуда, уходит в изгнание и опускается все ниже и ниже. «А Тверия глубже всех…», — пишут мудрецы и прибавляют: «и оттуда в будущем (придет) избавление» (Рош а-шана, 31Б). Комментарий Раши дополняет, что слова «глубже всех», по-видимому, означают также и географическое положение Кинерета — ниже уровня моря.
Теперь становится понятным, почему Тверия и весь район озера Кинерет утратили свое былое значение: их упадок непосредственно предшествует приходу Машиаха.
Возможно, начало этого процесса мы видим уже сейчас: в последние годы вокруг исторической части Тверии строятся обширные религиозные районы, в которых покупают квартиры сотни молодых еврейских семей.
Будем надеяться, что Машиах придет очень скоро, в наши дни!