Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Святая Тора может произрастить то, что посеяно в душе человека - добрые свойства и, не дай Б-г, наоборот»Аарон-Йеуда-Лейб Штайнман
Раскаяние и добрые дела — как заслон от бедствия

Сказал раби Акива: было создано раскаяние, и рука Бога всегда простерта, чтобы принять возвращающихся к Нему, и говорит Он: «Раскайтесь, люди!»933 Если хочешь знать, какова сила цдаки (подаяния, благотворительности) и раскаяния, посмотри, что было с Ахавом, царем Израиля. Он грабил и убивал, как сказано: «Ты убил, а теперь и унаследовал (надел убитого тобой)?!», а потом сильно раскаялся. Он послал за Йеошафатом, царем Иудеи, и тот трижды в день наносил ему по 40 ударов плетьми. Он постился и молился Богу, постоянно учил Тору и не совершал больше злых поступков. Его раскаяние было принято, как сказано: «Видел ли ты, что Ахав смирился предо Мной?»

Сказал раби Абау: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере царя Давида. Бог поклялся нашим праотцам, что умножит их потомство, как звезды на небесах (которые невозможно сосчитать). Давид решил провести перепись населения страны. Сказал ему Бог: «Давид! Я поклялся праотцам умножить их потомство, как звезды на небесах, а ты хочешь отменить Мои слова?! Из-за тебя народ будет обречен смерти!» Началась эпидемия, и за три часа погибло 70 тысяч человек. Сказал раби Шимон: на самом деле погиб только Авишай, сын Цруи, который своими добрыми делами и знанием Торы приравнивался к 70 тысячам человек, как сказано: «И погиб (в единственном числе) из евреев 70 тысяч человек».

Когда Давид услышал об этом, то надорвал на себе одежды (в знак траура), оделся в мешковину, посыпал себя пеплом и пал ниц перед ковчегом Завета. Он раскаялся и стал молить Всевышнего: «Владыка мира! Я согрешил. Прости мне мой грех!» Его раскаяние было принято: «И сказал (Бог) ангелу, уничтожающему народ: “Прекрати теперь, убери свои руки!”»[1] — «прекрати теперь», когда погиб великий среди них. Тогда ангел смерти взял свой меч и вытер его об одежды царя Давида. Увидел Давид меч ангела смерти (силу суда Творца), и после этого его руки и ноги тряслись до самой смерти (то есть тело его сильно ослабло, и одежда не согревала его), как сказано: «И не мог Давид идти, чтобы вопросить Бога, потому что сильно устрашился меча ангела»[2].

Сказал раби Йеошуа: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере царя Менаше, сына царя Хизкияу. Он совершал все возможные грехи, делал много зла и приносил жертвы идолам, как сказано: «Он провел своих детей через огонь в Гэй-Бен-Ином. совершал много зла перед Богом, чтобы разгневать Его»[3]. Он отправился в Иерусалим, отобрал там голубей и приносил жертвы всем небесным телам. Из Ассирии прибыли войска, и их военачальники схватили Менаше за чуб на голове и потащили в Вавилон. Там его бросили в горячий котел и стали нагревать. Он стал взывать ко всем идолам, которым приносил жертвы, но молитва его не была услышана, и он не был спасен. Тогда он подумал: «Воззову всем сердцем к Богу моих отцов, может быть, Он сделает мне чудо, подобное тем чудесам, которые Он делал моему отцу». И Менаше воззвал всем сердцем к Богу своих отцов, и Бог принял его молитву, как сказано: «Помолился Ему (Менаше), и Он ответил ему»[4]. Тогда Менаше сказал: «Есть суд и есть Судья».

Сказал Бен Азай: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере раби Шимона бен Лакиша. Он и двое его друзей грабили всех проходивших по дороге. Раби Шимон оставил друзей в горах, раскаялся и вернулся всем сердцем к Богу своих предков, молился и постился. Он начал вставать рано утром на молитву и все свои дни посвятил изучению Торы и помощи бедным, не возвращаясь больше к прежним дурным поступкам. Его раскаяние было принято Богом. В тот день, когда он умер, умерли и два его прежних друга в горах. Раби Шимон бен Лакиш получил удел в Ган Эдене, а двое его друзей-разбойников попали в Геином. Они обратились к Богу: «Владыка мира! Ты судишь предвзято! Он разбойничал с нами в горах, но получил место в Ган Эдене, а мы попали в Геином!» Ответил им Бог: «Он при жизни раскаялся в своих грехах, а вы нет». Тогда они сказали: «Дай и нам возможность раскаяться». Ответил Бог: «Раскаяться можно только до смерти». Это похоже на то, как человек отправляется в плаванье. Если он еще на суше не запасется хлебом, то не сможет добыть его в море. А если человек, который отправляется в пустыню, не возьмет с собой из населенных мест воды и провизии, то в пустыне их не найдет. В точности так же, если человек не раскаялся при жизни, он уже не сможет сделать это после смерти, как сказано: «Не будет (Бог) считаться ни с каким выкупом»[5], а также: «Я — Бог, исследующий сердце, проверяющий нутро»[6].

Сказал раби Нехунья бен а-Кана: какова сила раскаяния, можно увидеть на примере египетского фараона. Он много бунтовал против Бога, как сказано: «Кто такой Бог, чтобы я слушал Его?»[7] Тем же языком, которым он согрешил, он и раскаялся, как сказано: «Кто подобен Тебе, Бог»[8]. И Бог спас его от смерти. Откуда нам известно, что он не умер? Сказано: «А теперь простер Я руку Свою и поразил тебя. Но для того Я поднял тебя, чтобы показать тебе силу Мою, чтобы возвестить имя Мое по всей земле»[9]. После этого фараон стал царем в городе Нинве. А жители Нинве делали фальшивые деньги, грабили друг друга, предавались разврату и другим грехам.

Когда Бог послал Йону в Нинве с пророчеством о гибели города, фараон услышал об этом. Он встал с трона, разорвал одежды, надел мешковину и посыпал голову пеплом. Кроме того, он велел всему народу поститься три дня, а кто не послушает, будет сожжен. Он поставил мужчин в одном месте, женщин в другом, а детей отдельно. Он также поставил раздельно чистых животных и нечистых, и их детенышей поставил отдельно. Малыши видели матерей и хотели есть, а самки видели своих детенышей, хотели их покормить и стонали. И было там более 120 тысяч человек, как сказано: «А Я не пожалею Нинве, большой город, в котором более 120 тысяч человек?!»[10] «И передумал Бог наводить (на них) бедствие, о котором говорил»[11]. Он отложил это наказание на 40 лет, что соответствовало 40 дням, в течение которых Йона исполнял данное ему поручение. Но через 40 лет жители Нинве вновь стали много грешить и были поглощены бездной, как мертвые, и об этом сказано: «Из города мертвые стонут»[12]. Всевышний отправил Своих рабов — пророков — с пророчествами к народу Израиля, говоря: «Вернись, Израиль, к Богу твоему, ведь ты оступился из-за греха своего»[13] — к тому Богу, который сказал на горе Синай: «Я — Господь, Бог твой»[14]. Не сказано «возьмите с собой золото и серебро», а сказано «возьмите с собой слова (раскаяния)»[15]. И не сказано «мы принесем золото и серебро», а сказано «.принесем (слова) уст наших вместо быков (жертвоприношений)»[16].

Сказал раби Йеуда: если еврейский народ не раскается, к нему не придет Избавление. А раскаются евреи, когда будут в бедствии, в стеснении, в переходах с места на место и когда у них не останется средств к существованию. И великое возвращение к Богу произойдет, когда придет пророк Элияу, да будет помянут добром, как сказано: «Вот Я посылаю вам пророка Элияу перед наступлением великого и страшного дня Бога. И он вернет сердца отцов к детям и сердца детей к отцам»[17]. Благословен Ты, Всевышний, желающий раскаяния!


[1] Шмуэль II 24:16.

[2] Диврей а-Ямим I 21:30.

[3] Диврей а-Ямим II 33:6.

[4] Диврей а-Ямим II 33:13.

[5] Мишлей 6:35.

[6] Ирмеяу 17:10.

[7] Шемот 5:2.

[8] Шемот 15:11.

[9] Шемот 9:15-16.

[10] Йона 4:11.

[11] Йона 3:10.

[12] Иов 24:12.

[13] Ошеа 14:2.

[14] Шемот 20:2.

[15] Ошеа 14:2.

[16] Ошеа 14:3.

[17] Малахи 3:23-24.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

Читайте также: Кто такой Б-г — Творец мира?


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.