Из цикла «Знание веры», темы: Аарон, Моше, Вера и упование, Смерть, Праведник, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Рамбам говорил в своем стиле, и раби Хаим из Воложина в своей книге Нефеш аХаим также пишет подобное. Он говорит об особой защите, которой удостаиваются те, кто занимаются и прилепляются к Торе, и приводит множество доказательств из мидрашей Мудрецов и каббалы. Приведем несколько цитат:
«И он (занимающийся Торой) владычествует и властвует надо всем, и все плохие суды отходят от него и нет у них над ним никакой власти, еще в этом мире, как написано (Брахот 5): “Сказал раби Шимон бен Лакиш: каждый, кто занимается Торой — страдания отходят от него”, и в Эрувин (54): “У кого болит голова — пусть займется Торой… болит кишечник… болит все тело — пусть займется Торой, как сказано: “и для всей плоти его — излечение”».
И в Тана девей Элияу: «’Поднимает из праха бедняка’ — человек, который совершил много грехов, и приговорили его (на небесах) к смерти, и раскаялся, и читает Тору, пророков и писания, и изучает Мишну, мидраш, законы и агадот, и получил практическое наставление у мудрецов, — даже если есть на нем сто приговоров, Всевышний отводит их от него…» Там же: ‘Привел меня царь в комнаты свои’ — как есть у Всевышнего внутренние комнаты в Его Торе, так есть у каждого из учеников мудрецов внутренние комнаты в их Торе, и если ты видел, что страдания идут к тебе, беги в комнаты Торы и сразу же страдания убегают от тебя, как сказано: ‘иди, народ Мой, приди в комнаты твои…’, потому сказано: ‘привел меня царь в комнаты свои, будем радоваться и веселиться в тебе’ — в том, что Ты возвеличил нас и возвысил нас, и привязал нам великий венец словами Торы, от одного края мира до другого».
Там же: «И было, они шли и говорили…» (речь идет о пророках Элияу и Элише перед тем, как Элияу поднялся в небо). Говорили — не что иное, как слова Торы. И когда был послан ангел (который должен был забрать Элияу)… Пришел и нашел их, что они занимались словами Торы и не мог властвовать над ними… Отсюда сказали, два человека, которые идут по дороге и занимаются Торой — никакое зло не может властвовать над ними…»
И в Зоаре (Вайехи 242): «Сколь любимы слова Торы, сколь любимы занимающиеся Торой перед Всевышним, что всякий, кто занимается Торой, не устрашится бедствий мира, он охраняется свыше и охраняется внизу, и не только это, а он принуждает все бедствия мира спуститься в глубины “великой бездны”…»
«И также отводят и убирают от него все хлопоты и иго будничных забот… и все другие проблемы этого мира, мешающие ему постоянно заниматься святой Торой, как написано: всякий, кто принимает на себя иго заповедей — снимают с него иго государственной власти и иго будничных забот…»
И в Тана девей Элияу: «Каждый ученик мудрецов, который занимается Торой каждый день, чтобы преумножить славу Небес, не нуждается ни в мече, ни в копье, и ни в какой вещи, которая бы была ему охраной, но Всевышний Сам охраняет его…» Там же: «Если есть в человеке только достойный образ жизни и Писание — дают ему одного ангела… Прочитал человек Тору, пророков и писания — передают ему двух ангелов, как сказано: “ибо ангелов своих Он приставит к тебе, охранять тебя…” Но если человек читал Тору, пророков и писания, Мишну, мидраш, законы и агадот, и получил практическое наставление у мудрецов, — Всевышний Сам охраняет его… как сказано: “Господь страж твой…”»
И в соответствии с мерой принятия на себя ига Торы истинно, изо всех своих сил, в той же мере устранят от него заботы о материальном мире, и высшая защита покрывает его, и он подобен сыну, угождающему отцу, и отец выполняет все его желания, как сказали Мудрецы (Авода Зара 19): Всякий, кто занимается Торой — Всевышний исполняет его желание…
Далее раби Хаим пространно рассуждает об особой защите, которой удостаиваются трудящиеся над Торой, также и после их ухода из этого мира. Ведь приобщенный к Торе приобщен ко Всевышнему, ибо «Он и Его слово — одно».
И объясняет Рамбам в своих замечательных строках: «Поразмысли над “Песнью о бедствиях” (Псалмы 91) — и заметь, что она рассказывает об этом великом провидении и о прибежище и защите от всех телесных бедствий, которые могут постигнуть одного индивидуума в отрыве от других людей, — не то что следует из природы вещей и не то что наносят люди. Сказал: “Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня — верность Его. Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень”. И затем рассказывает о защите от зла, причиняемого людьми, что если случится, что попадешь на войну — погибнут тысяча слева от тебя и десять тысяч справа, а тебя зло не достигнет ни в коем случае, но ты увидишь Божественный суд и возмездие тем злодеям, что будут убиты — а ты будешь в мире. Об этом сказано далее: “Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч — по правую руку твою: тебя не достигнет. Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь”. И далее продолжается перечисление защиты и убежища, которых удостаивается человек.
А после этого псалмопевец указывает причину такой великой защиты, и говорит, что этот человек удостоился ее “Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое”. И мы уже объяснили, что “знание Имени” — это его постижение, — и как будто сказал, что человек этот защищен за то, что знал Меня и страстно возлюбил Меня после этого. Здесь идет речь о такой любви, когда не остается никаких других мыслей, кроме направленных на любимого» (Путеводитель растерянных, там же).
Рамбам говорит о знании Имени и страстной любви, которые приводят к этой высшей приобщенности, а с ней — к высшей защите. Объясним немного более подробно.
«Известно и несомненно, что такая любовь к Святому Творцу, благословен Он, которая завладеет сердцем человека настолько, что он постоянно будет в ее власти и оставит все на свете, кроме нее, как повелел Всевышний: “Всем сердцем своим и всей душою своею” (Дварим, 6:5) — достижима лишь на пути знания Всевышнего, и сила ее зависит от этого знания, если много, то много, а если мало, то мало. Потому должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько это вообще возможно, — как объяснили мы это в “Законах об основных принципах Торы”» (Рамбам, Законы раскаяния, 10:6).
«Достижима лишь на пути знания Всевышнего» — знания Его воли. Это две Книги, через которые Творец раскрывается человеку: внешняя и внутренняя, Тора и мироздание.
Вот как Рамбам объясняет раскрытие мироздания: «Как можно достичь любви к Нему и страха перед Ним? В момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания и видит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца — тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и загорается желанием постичь великого Б-га, как сказал Давид: “Жаждет душа моя Господа, Б-га живого” (Теилим 42:3)» (Законы основ Торы 2:2).
Так и про раскрытие Торы объясняет Рамбам, как рождается эта любовь в силу знания: «Повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): “Поскольку сказано: И люби Господа, своего Бога (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно» (Рамбам, книга Заповедей, 3).
«Знание» — соединение человека с его мудростью и понимание воли Творца, порождают любовь.
«Нити связи между сердцем человека и его мудростью мы называем любовью» (Хазон Иш).
«И обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять ее в радости и энтузиазме, и постоянно размышлять над ее мудростью, то Он устранит от нас все, что мешает нам выполнять ее» (Рамбам).
Радость и энтузиазм приводят к приобщению (двекут), а в нем заключена защита, как мы объяснили. Это замечательная и духовно возвышающая концепция.
Такой жизненный путь человека, совершенствующегося в знании Творца и любви к Нему, приводит к тому вечному приобщению к Богу, к которому стремится всякий мыслитель:
«Уже объяснили философы, что телесные силы в дни юности препятствуют большинству достоинств положительных качеств, и тем более та чистая мысль, приходящая человеку из совершенства познаваемого, приводящего к стремлению к Всевышнему. Ибо ложные мысли приходят к человеку с кипением телесных гормонов, а с ослаблением сил тела и с потуханием огня страстей — усиливается разум и увеличивается его свет и очищается его постижение и он радуется тому, что постиг — пока не состарится совершенный человек и не приблизится к смерти, и добавится к тому постижению великое добавление, и умножится радость в том постижении и страсть к постижимому, вплоть до того, что отделится душа от тела тогда, во время этого наслаждения.
И об этом намекали мудрецы, говоря о смерти Моше, Аарона и Мирьям, которые умерли “поцелуем”, как сказано: “И умер там Моше, раб Господа, в земле Моава, по устам Господа” — “это учит, что умер поцелуем”… Имеется в виду что они умерли при наслаждении тем постижением от великой страсти. И продолжили мудрецы это высказывание аллегорией Песни Песней, где постижение, приходящее с усилением страсти к Богу, называется “поцелуем”, как сказано: “пусть целует меня поцелуями уст своих…”
Удостоившийся такого приобщения — охраняем абсолютно, даже от смерти:
Этот вид смерти, который на самом деле есть избегание смерти, мудрецы отнесли только к Моше, Аарону и Мирьям, а остальные пророки и праведники ниже этого, но у всех их усилилось постижение разума со смертью, как сказано: “И пойдет пред тобой праведность твоя, слава Господа заберет тебя”, и останется тот разум после этого навеки в другом состоянии, ибо уже устранено препятствие, которое разделяло между ним и познаваемым им в некоторые времена, и будет продолжать получать это нетелесное наслаждение…» (там же).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»