Из цикла «Знание веры», темы: Вера и упование, Праведник, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
«Знай, что мудрецы древности провели всеобъемлющий анализ, поскольку им была дана мудрость и глубокомыслие, и они пришли к выводу, что у всякого существующего объекта должна была быть цель, для которого он существует, ибо сущие не существуют понапрасну. И когда они убедились в этом общем правиле, они стали классифицировать все объекты, чтобы знать цель каждого вида сотворенных» (Рамбам, предисловие к Мишне). Далее он приводит выводы из этого исследования:
«Но в общем следует знать, что все существует в подлунном мире только для человека». Как сказано в мишне: «Каждый должен сказать: для меня сотворен мир!» (Санедрин 36).
«Когда пришли к выводу, что цель всего — человек, необходимо было исследовать также: для чего существует человек, и в чем замысел его создания». И приводит их однозначный ответ:
«Ибо цель его — только одно действие, и для него он сотворен. А все остальные его действия служат для поддержания его существования, чтобы он мог совершать это одно действие. И действие это —представлять и постигать познаваемые тайны, и узнавать истины». Рамбам объясняет подробнее:
«Здравый смысл диктует, что целью человека не может быть еда, питье и сексуальные акты, или постройка стены, ибо все это — акциденции, несущественные события, не добавляющие ничего к его внутренней силе. То же самое делают и животные. Только мудрость прибавляет к его внутренней силе и переводит его от низменного уровня к почетному уровню, ведь он был человеком в потенции, а стал человеком в реальности. А человек, прежде чем уразумел и познал, считается подобным скотине, отделяясь от других видов животных только рассудком. Таково определение человека — живое существо, обладающее рассудком, а рассудок в данном контексте означает — представлять и постигать мыслительные понятия».
Рамбам объясняет цель мудрости: «Самое важное из мыслительных понятий — представлять в своей душе единство Всевышнего, и всё что сопутствует данному понятию из теологии. Ибо все остальные мудрости существуют только для тренировки разума, пока человек не достигнет познания божественного. Всеобъемлющее обсуждение данной темы будет весьма продолжительным».
Мы подробно говорили о данном вопросе в Восьмом принципе, он известен и прост, и не будем повторяться. Цель человека и цель всей мудрости, данной ему — знание всей Торы вплоть до учения о Колеснице. Но само по себе знание — еще не совершенство.
«Но вместе с постижением мыслительных понятий, необходимо отдалить большинство большую часть телесных удовольствий. Ибо с самого начала разум понимает, что исправление тела разрушает душу, а исправление души — в разрушении тела. Ведь когда человек гонится за удовлетворением своих вожделений и усиливает чувственное над познаваемым, и переводит свой разум на страсти, то превращается в животного, которое может представить в своей душе лишь еду, питье и половое сношение. Тогда не проявляется в нем божественная сила — разум — и становится подобным оторванному существу, плывущему в море тщеты».
Исправление качеств характера и восхождение по духовным ступеням — есть необходимые условия совершенства.
«И становится известно из этих введений, что цель мира и всего, что в нем — мудрый и благой человек… воспринимать в своем разуме истинность вещей и постигать то, что человеку возможно постичь. А действие есть исправление природы, и не должен человек погрязнуть в наслаждениях, а взять от них только то, что необходимо для исправления тела и качеств. Такой человек — есть цель и он — желанен».
«Здесь остается один вопрос. Человек может сказать: вы уже сказали, что божественная мудрость не создала ничего понапрасну, но все для какой-то цели, и если из всех созданий в подлунном мире наиболее важный — человек, а цель человека — представлять в своей душе мыслительные понятия, если так — почему создал Всевышний всех людей, которые никогда не представляли никаких постижений в душе, и мы видим, что большинство людей не обладают мудростью, ищут только удовлетворения своих вожделений, а мудрый человек, презирающий материальный мир, лишь один среди многих, единственный в поколении?»
Хотя свобода выбора дана, и каждый человек может возвыситься в качествах и в постижении, но Всевышнему известно, что те совершенные люди малочисленны, и почему же Он создал и создает так много людей, сущность которых — «реальность тщеты», по выражению Рамбама? Наверняка у них также есть какая-то цель. И Рамбам объясняет:
«Ответ на это таков: эти люди существуют по двум причинам. Первая — они служат тому единственному, ведь если все люди будут заниматься мудростью и философией, мир будет испорчен, и род человеческий исчезнет за несколько дней. Ведь человек нуждается во множестве вещей для поддержания жизни, и ему пришлось бы научиться пахать и собирать урожай, жать, молоть и печь, создавать инструменты для этих работ, чтобы добыть себе еду. И также пришлось бы научиться прясть и ткать, чтобы добыть одежду, и строить, чтобы получить убежище, и производить инструменты для всех этих работ. И даже за тысячу лет не изучить все эти работы, а ведь человек нуждается во всех их для поддержания жизни, и когда же он найдет свободное время, чтобы изучать и приобретать мудрость? Поэтому существуют другие люди, чтобы исполнять все эти дела, в которых нуждается общество, дабы все нужды мудреца были приготовлены, и земля обитаема, и мудрость присутствовала».
Здесь Рамбам приводит экстремальный пример для иллюстрации того факта, что создание всех таких людей — для служения совершенному человеку:
«А если скажет человек: ведь мы видим примеры, когда глупец бездействует, а другие люди работают на него, а ведь этим имуществом мог бы пользоваться мудрый и разумный человек. Это не так. Ибо процветание этого глупца также предуготавливает благо для человека, которому Всевышний пожелает дать. Хотя глупец бездействует, от избытка денег он, к примеру, прикажет своим слугам построить прекрасный дворец, и посадить виноградник, как обычно делают цари и подобные им. И возможно, что этот дворец предуготовлен для благочестивого человека, который придет через много лет и посидит в тени стены этого дворца, и по этой причине спасется от смерти. Как сказано (Иов 27): “Приготовит, а праведник оденет”. Или возьмут из этого виноградника стакан вина, чтобы сделать из нее вытяжку, и спасется ею от смерти цельный и совершенный человек, которого укусила змея…»
«А вторая причина существования тех, в ком нет мудрости, — потому что мудрецы весьма немногочисленны. Так установила божественная мудрость… И потому были сотворены массы народа, чтобы создать общество для мудрецов, чтобы они не остались одинокими. И может, ты подумаешь, что это малая польза, но она необходима и желательна больше, чем первая…»
Выглядит странно, чтобы Всевышний сотворил большую часть человечества, миллиарды людей, чтобы служить орудиями для телесных потребностей праведника, без всякой другой цели. В таком случае было бы более правильно сотворить мир таким образом, чтобы праведник не нуждался в этих вещах, чем «растратить» создание жизни миллиардов людей, створенных по образу Бога, на эти примитивные вещи.
Вторая причина, которую приводит Рамбам, также нуждается в дополнительном пояснении: как можно понять, что большая часть человечества сотворена для того, чтобы совершенному человеку не было одиноко, без всякой другой цели?
Еще можно спросить: ведь если бы Адам не согрешил, он и все души человечества, которые были заключены в нем, вошли бы в день, который весь — суббота, и там он бы породил их, как объяснил Рамхаль в начале своей книги Путь Творца. Таким образом, все они были предназначены быть праведниками, а не быть изначально прислугой праведников. Необходимо сказать, что есть у них возможность лучшего исправления, чем просто быть средством в прямом смысле слова.
Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»