Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О том, когда и почему Творец «спустился» на землю после Сотворения мира в шестой раз

В шестой раз Бог спустился на землю на гору Синай, как сказано: «И спустился Бог на гору Синай»[1]. На шестой день месяца сивана Бог явился еврейскому народу на горе Синай. Гора Синай поднялась с места, небеса разверзлись, и вершина горы вошла в них. Гору окутал густой туман. Всевышний сидел на Своем троне, а ноги Его касались тумана, как сказано: «И наклонил Он небеса, и сошел, и густой туман — под ногами Его»[2].

Сказал раби Тарфон: Всевышний сошел в сиянии на гору Сеир и явил­ся потомкам Эйсава, как сказано: «Бог из Синая пришел и показался им в сиянии из Сеира»[3]. Сеир — это потомки Эйсава, как сказано: «И по­селился Эйсав на горе Сеир»[4]. Сказал им Всевышний: «Принимаете вы Тору?» Потомки Эйсава ответили ему: «А что в ней написано?» Все­вышний сказал им: «Не убивай»[5]. Ответили ему потомки Эйсава: «Мы не можем оставить благословение, которое Ицхак дал нашему предку Эйсаву: “И мечом своим будешь жить”[6]». Тогда Всевышний явился потомкам Ишмаэля, как сказано: «Явился с горы Паран»[7]. Сказал им Всевышний: «Принимаете вы Тору?» Потомки Ишмаэля ответили ему: «А что в ней написано?» Сказал им Всевышний: «Не укради»[8]. Они от­ветили: «Мы не можем оставить обычаи наших предков, которые укра­ли Йосефа и спустили его в Египет», как сказано: «Ведь был я украден из земли евреев»[9]. Затем Всевышний посылал ангелов ко всем народам мира и говорил им: «Принимаете вы Тору?» Они спрашивали: «А что в ней написано?» Всевышний отвечал им: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»[10]. Сказали народы мира: «Мы не можем оставить законы наших предков, которые служили идолам. Не хотим мы Твою Тору. Дай ее Твоему народу», как сказано: «Бог даст силу Своему народу, Бог благословит Свой народ миром»[11]. Тогда Всевышний явился сынам Израиля, как сказано: «И Ты явился среди сотен тысяч святых»[12]. А сот­ни тысяч — это сыны Израиля, как сказано: «А когда останавливался, говорил: вернись, Всевышний, к сотням тысяч Израиля!»[13] А вместе с Всевышним спустилось множество ангелов. Правая рука Его держала Тору, как сказано: «Справа от Него огонь закона»[14]. Отсюда учат, что слова Торы подобны огненным углям. И Всевышний дал им Тору, гово­ря с ними мягко, как сказано: «Левая рука его под головой моей, а пра­вая обнимает меня»[15]. И дал им Тору клятвой, как сказано: «Поклялся Бог правой рукой Своей, рукой Своей силы»[16]. Правая рука символизи­рует клятву.

Сказал раби Элиэзер: с того дня, когда сыны Израиля вышли из Египта, они шли и останавливались всюду, споря (между собой), пока не пришли к горе Синай и не остановились напротив горы, как сказа­но: «И встал там Израиль напротив горы»[17]. Спросил их Всевышний: «Принимаете ли вы Тору?» Они ответили все вместе: «Даже еще не ус­лышав слов Торы, мы принимаем на себя соблюдение всех заповедей, которые в ней написаны», как сказано: «Всё, что повелел Бог, выполним и услышим»[18].

Сказал раби Элазар а-Модаи: с момента сотворения мира эта гора на­зывалась Хорев. А когда Всевышний явился там Моше в кусте, она стала называться Синай, от слова снэ (куст). Синай — это Хорев. Откуда известно, что сыны Израиля приняли Тору на горе Хорев? Сказано: «День, когда ты стоял перед Богом твоим у Хорева»[19]. Сказал раби Пинхас: в канун шаба­та сыны Израиля стояли, приготовившись, у горы Синай. Мужчины стоя­ли отдельно, женщины отдельно. Сказал Всевышний Моше: «Иди спроси дочерей Израиля, хотят ли они получить Тору», поскольку мужчины, как правило, следуют за женами. Поэтому сказано: «Так обратись к дому Яако — ва» — это женщины, «и скажи сынам Израиля» — это мужчины[20].

И весь народ сказал: «Всё, что повелел Бог, выполним и услышим»[21], и сказано: «И поющие, и танцующие — все источники мои в Тебе»[22]. Сказал раби Хахинай: «На третий месяц… пришли они в пустыню Си — най»[23]. В это время день длиннее ночи. Евреи спали на два часа больше обычного — не только ночью, но еще и два утренних часа, так как в это время года воздух особенно приятен для сна, а ночь в это время корот­кая. Моше ходил по стану и будил их, говоря: «Уже явился Жених за невестой и ждет ее, чтобы вести под хупу и даровать Тору». А Моше был как шафер на свадьбе, который выводит невесту и ведет ее к жениху, как сказано: «И вывел Моше народ навстречу Богу»[24]. А Жених отпра­вился к невесте, чтобы даровать Тору, как сказано: «Всевышний! Когда выходил Ты перед народом Своим»[25].

Сказал раби Йеошуа бен Корха: ноги Моше стояли на горе, а всё тело его находилось в небесах, и это было похоже на шатер, который раскинут, и люди сидят в нем, ноги их достают до земли, а тело внутри шатра. Моше видел всё, что на небесах, а Всевышний говорил с ним так, как один чело­век разговаривает с другим, как сказано: «И говорил Бог с Моше лицом к лицу (напрямую), как человек говорит со своим близким»[26].

Сказал Всевышний Моше: «Иди и освяти народ в течение двух дней», как сказано: «И сказал Бог Моше: иди к народу и освяти их сегодня и завтра»[27]. В чем же нужно было освящать евреев? Ведь они все были обрезаны, с небес им выпадал ман, воду они пили из источника, и об­лака Славы окружали их. В эти дни они должны были воздерживаться от супружеской близости. Моше рассудил: «Если мужчины будут всту­пать в супружеские отношения со своими женами, то получение Торы будет отложено!» Поэтому он добавил им еще один день (помимо тех двух, о которых ему было сказано), чтобы если все-таки в этот день кто-то уже приблизился к жене, он всё же будет в святости в течение последующих двух дней. Сказал Всевышний Моше: «Хорошо то, что ты сделал!» И признал Он решение Моше, как сказано: «Будьте готовы на третий день»[28].

Сказал Всевышний: «Пусть Моше спустится в стан, и тогда Я буду давать Свою Тору народу Израиля, чтобы они не подумали, что это Моше гово­рит с ними из облака». Сказал Он Моше: «Спустись и предупреди народ!» Моше же хотел остаться там, где был, и потому ответил: «Я уже их преду­предил». Сказал ему Бог: «Пойди позови Аарона». Тогда Моше спустился за Аароном, а Всевышний стал говорить слова Торы еврейскому народу, как сказано: «И сказал ему Бог: иди спустись, и поднимешься вместе с Аа­роном… И спустился Моше к народу… И говорил Бог все эти слова»[29].

Сказано: «И говорил Бог все эти слова. Я Бог твой, который вывел тебя из земли египетской»[30]. Раздался Глас в первый раз, и содрогнулись от него небо и земля, моря и реки отступили, горы и холмы развалились, деревья были вырваны из земли, а мертвецы ожили и поднялись из могил, как ска­зано: «Но и те, кто с нами стоит сегодня»[31]. И это включало и души тех, кто должен был родиться в будущем, до конца всех поколений, — все они тоже стояли у горы Синай. А живые евреи пали на землю и умерли. Раздался Глас во второй раз, и они ожили и встали на ноги. Народ сказал Моше: «Моше, учитель наш! Не можем мы слушать голос Всевышнего, ведь мы умерли от него», как сказано: «Вышла душа моя, когда Он заговорил»[32]. И сказано: «И сказали они Моше: говори ты с нами, и услышим»[33]. Бог услышал слова народа Израиля, и они Ему понравились. Он послал ангелов Михаэля и Гавриэля, они взяли Моше за руки, против его воли, и потянули к тому густому туману, что окутывал вершину горы, как сказано: «А Моше приблизился (нигаш) к туману»[34] — здесь использована пассивная форма глагола.

Все остальные заповеди были произнесены Моше, и о нем сказано: «Какова прохлада снега в день жатвы, таков верный посланник для по­славших его»[35]. Сказано: «И было, когда слышали вы Глас из тумана»[36]. Почему Всевышний говорил из огня и мглы, а не из света? Это похо­же на царя, который был астрологом. Царь женил сына и на свадебный балдахин повесил черные ткани, а не белые. Служители дворца сказа­ли царю: «Властелин наш! На свадьбе сына полагается вешать белые покрывала». Царь ответил им: «Я знаю, что мой сын будет радоваться с невестой только 40 дней (а потом рассорится с ней). Я не хочу, чтобы сказали, что астролог не смог предвидеть того, что должно было слу­читься с его сыном». Так и здесь: Царь — это Всевышний, сын — это ев­рейский народ, а невеста — это Тора. Всевышний знал, что евреи будут исполнять заповеди только 40 дней (а потом нарушат заповедь Торы, сделав золотого тельца), поэтому Он говорил с ними из огня и мглы.

Сказал раби Йеуда: когда человек говорит со своим собеседником, он виден, а голос его нет. А когда евреи слушали Глас Всевышнего, они видели голос, исходящий от Него, как громы и молнии, как сказано: «А весь народ видит голоса и пламя»[37]. Всего в Торе 613 заповедей, две из которых евреи слышали от Бога лично. Поэтому она названа «Тора» — числовое значение этого слова равно 611, и к этому добавляются две заповеди, произнесенные Богом, как сказано: «Один раз говорил Бог, два раза слушал я»[38]. Всего получается 613 заповедей.

Сказал раби Пинхас: всё то поколение, которое слушало Бога у горы Синай, удостоилось достичь духовного уровня ангелов, и они не стра­дали от вшей и тому подобных, а после смерти их тела не тлели и их не трогали черви. У них была радость в этом мире, и они удостоились будущего мира. О них сказано: «Счастлив народ, у которого такой удел, счастлив народ Всевышнего»[39].


[1] Шемот 19:20.

[2] Шмуэль II 22:10.

[3] Дварим 33:2.

[4] Берешит 36:8.

[5] Дварим 5:17.

[6] Берешит 27:40.

[7] Дварим 33:2.

[8] Шемот 20:15.

[9] Берешит 40:15.

[10] Дварим 5:7.

[11] Теилим 29:11.

[12] Дварим 33:2.

[13] Бемидбар 10:36.

[14] Дварим 33:2.

[15] Шир а-Ширим 2:6.

[16] Йешаяу 62:8.

[17] Шемот 19:2.

[18] Шемот 24:7.

[19] Дварим 4:10.

[20] Шемот 19:3.

[21] Шемот 24:7.

[22] Теилим 87:7.

[23] Шемот 19:1.

[24] Шемот 19:17.

[25] Теилим 68:8.

[26] Шемот 33:11.

[27] Шемот 19:10.

[28] Шемот 19:11.

[29] Шемот 19:24-25, 20:1.

[30] Шемот 20:1-2.

[31] Дварим 29:14.

[32] Шир а-Ширим 5:6.

[33] Шемот 20:16.

[34] Шемот 20:18.

[35] Мишлей 25:13.

[36] Дварим 5:20.

[37] Шемот 20:15.

[38] Теилим 62:12.

[39] Теилим 144:15.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»