Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Моше, Дарование Торы, Устная Тора, Шхина, Эйсав, Синай, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
В шестой раз Бог спустился на землю на гору Синай, как сказано: «И спустился Бог на гору Синай»[1]. На шестой день месяца сивана Бог явился еврейскому народу на горе Синай. Гора Синай поднялась с места, небеса разверзлись, и вершина горы вошла в них. Гору окутал густой туман. Всевышний сидел на Своем троне, а ноги Его касались тумана, как сказано: «И наклонил Он небеса, и сошел, и густой туман — под ногами Его»[2].
Сказал раби Тарфон: Всевышний сошел в сиянии на гору Сеир и явился потомкам Эйсава, как сказано: «Бог из Синая пришел и показался им в сиянии из Сеира»[3]. Сеир — это потомки Эйсава, как сказано: «И поселился Эйсав на горе Сеир»[4]. Сказал им Всевышний: «Принимаете вы Тору?» Потомки Эйсава ответили ему: «А что в ней написано?» Всевышний сказал им: «Не убивай»[5]. Ответили ему потомки Эйсава: «Мы не можем оставить благословение, которое Ицхак дал нашему предку Эйсаву: “И мечом своим будешь жить”[6]». Тогда Всевышний явился потомкам Ишмаэля, как сказано: «Явился с горы Паран»[7]. Сказал им Всевышний: «Принимаете вы Тору?» Потомки Ишмаэля ответили ему: «А что в ней написано?» Сказал им Всевышний: «Не укради»[8]. Они ответили: «Мы не можем оставить обычаи наших предков, которые украли Йосефа и спустили его в Египет», как сказано: «Ведь был я украден из земли евреев»[9]. Затем Всевышний посылал ангелов ко всем народам мира и говорил им: «Принимаете вы Тору?» Они спрашивали: «А что в ней написано?» Всевышний отвечал им: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»[10]. Сказали народы мира: «Мы не можем оставить законы наших предков, которые служили идолам. Не хотим мы Твою Тору. Дай ее Твоему народу», как сказано: «Бог даст силу Своему народу, Бог благословит Свой народ миром»[11]. Тогда Всевышний явился сынам Израиля, как сказано: «И Ты явился среди сотен тысяч святых»[12]. А сотни тысяч — это сыны Израиля, как сказано: «А когда останавливался, говорил: вернись, Всевышний, к сотням тысяч Израиля!»[13] А вместе с Всевышним спустилось множество ангелов. Правая рука Его держала Тору, как сказано: «Справа от Него огонь закона»[14]. Отсюда учат, что слова Торы подобны огненным углям. И Всевышний дал им Тору, говоря с ними мягко, как сказано: «Левая рука его под головой моей, а правая обнимает меня»[15]. И дал им Тору клятвой, как сказано: «Поклялся Бог правой рукой Своей, рукой Своей силы»[16]. Правая рука символизирует клятву.
Сказал раби Элиэзер: с того дня, когда сыны Израиля вышли из Египта, они шли и останавливались всюду, споря (между собой), пока не пришли к горе Синай и не остановились напротив горы, как сказано: «И встал там Израиль напротив горы»[17]. Спросил их Всевышний: «Принимаете ли вы Тору?» Они ответили все вместе: «Даже еще не услышав слов Торы, мы принимаем на себя соблюдение всех заповедей, которые в ней написаны», как сказано: «Всё, что повелел Бог, выполним и услышим»[18].
Сказал раби Элазар а-Модаи: с момента сотворения мира эта гора называлась Хорев. А когда Всевышний явился там Моше в кусте, она стала называться Синай, от слова снэ (куст). Синай — это Хорев. Откуда известно, что сыны Израиля приняли Тору на горе Хорев? Сказано: «День, когда ты стоял перед Богом твоим у Хорева»[19]. Сказал раби Пинхас: в канун шабата сыны Израиля стояли, приготовившись, у горы Синай. Мужчины стояли отдельно, женщины отдельно. Сказал Всевышний Моше: «Иди спроси дочерей Израиля, хотят ли они получить Тору», поскольку мужчины, как правило, следуют за женами. Поэтому сказано: «Так обратись к дому Яако — ва» — это женщины, «и скажи сынам Израиля» — это мужчины[20].
И весь народ сказал: «Всё, что повелел Бог, выполним и услышим»[21], и сказано: «И поющие, и танцующие — все источники мои в Тебе»[22]. Сказал раби Хахинай: «На третий месяц… пришли они в пустыню Си — най»[23]. В это время день длиннее ночи. Евреи спали на два часа больше обычного — не только ночью, но еще и два утренних часа, так как в это время года воздух особенно приятен для сна, а ночь в это время короткая. Моше ходил по стану и будил их, говоря: «Уже явился Жених за невестой и ждет ее, чтобы вести под хупу и даровать Тору». А Моше был как шафер на свадьбе, который выводит невесту и ведет ее к жениху, как сказано: «И вывел Моше народ навстречу Богу»[24]. А Жених отправился к невесте, чтобы даровать Тору, как сказано: «Всевышний! Когда выходил Ты перед народом Своим»[25].
Сказал раби Йеошуа бен Корха: ноги Моше стояли на горе, а всё тело его находилось в небесах, и это было похоже на шатер, который раскинут, и люди сидят в нем, ноги их достают до земли, а тело внутри шатра. Моше видел всё, что на небесах, а Всевышний говорил с ним так, как один человек разговаривает с другим, как сказано: «И говорил Бог с Моше лицом к лицу (напрямую), как человек говорит со своим близким»[26].
Сказал Всевышний Моше: «Иди и освяти народ в течение двух дней», как сказано: «И сказал Бог Моше: иди к народу и освяти их сегодня и завтра»[27]. В чем же нужно было освящать евреев? Ведь они все были обрезаны, с небес им выпадал ман, воду они пили из источника, и облака Славы окружали их. В эти дни они должны были воздерживаться от супружеской близости. Моше рассудил: «Если мужчины будут вступать в супружеские отношения со своими женами, то получение Торы будет отложено!» Поэтому он добавил им еще один день (помимо тех двух, о которых ему было сказано), чтобы если все-таки в этот день кто-то уже приблизился к жене, он всё же будет в святости в течение последующих двух дней. Сказал Всевышний Моше: «Хорошо то, что ты сделал!» И признал Он решение Моше, как сказано: «Будьте готовы на третий день»[28].
Сказал Всевышний: «Пусть Моше спустится в стан, и тогда Я буду давать Свою Тору народу Израиля, чтобы они не подумали, что это Моше говорит с ними из облака». Сказал Он Моше: «Спустись и предупреди народ!» Моше же хотел остаться там, где был, и потому ответил: «Я уже их предупредил». Сказал ему Бог: «Пойди позови Аарона». Тогда Моше спустился за Аароном, а Всевышний стал говорить слова Торы еврейскому народу, как сказано: «И сказал ему Бог: иди спустись, и поднимешься вместе с Аароном… И спустился Моше к народу… И говорил Бог все эти слова»[29].
Сказано: «И говорил Бог все эти слова. Я Бог твой, который вывел тебя из земли египетской»[30]. Раздался Глас в первый раз, и содрогнулись от него небо и земля, моря и реки отступили, горы и холмы развалились, деревья были вырваны из земли, а мертвецы ожили и поднялись из могил, как сказано: «Но и те, кто с нами стоит сегодня»[31]. И это включало и души тех, кто должен был родиться в будущем, до конца всех поколений, — все они тоже стояли у горы Синай. А живые евреи пали на землю и умерли. Раздался Глас во второй раз, и они ожили и встали на ноги. Народ сказал Моше: «Моше, учитель наш! Не можем мы слушать голос Всевышнего, ведь мы умерли от него», как сказано: «Вышла душа моя, когда Он заговорил»[32]. И сказано: «И сказали они Моше: говори ты с нами, и услышим»[33]. Бог услышал слова народа Израиля, и они Ему понравились. Он послал ангелов Михаэля и Гавриэля, они взяли Моше за руки, против его воли, и потянули к тому густому туману, что окутывал вершину горы, как сказано: «А Моше приблизился (нигаш) к туману»[34] — здесь использована пассивная форма глагола.
Все остальные заповеди были произнесены Моше, и о нем сказано: «Какова прохлада снега в день жатвы, таков верный посланник для пославших его»[35]. Сказано: «И было, когда слышали вы Глас из тумана»[36]. Почему Всевышний говорил из огня и мглы, а не из света? Это похоже на царя, который был астрологом. Царь женил сына и на свадебный балдахин повесил черные ткани, а не белые. Служители дворца сказали царю: «Властелин наш! На свадьбе сына полагается вешать белые покрывала». Царь ответил им: «Я знаю, что мой сын будет радоваться с невестой только 40 дней (а потом рассорится с ней). Я не хочу, чтобы сказали, что астролог не смог предвидеть того, что должно было случиться с его сыном». Так и здесь: Царь — это Всевышний, сын — это еврейский народ, а невеста — это Тора. Всевышний знал, что евреи будут исполнять заповеди только 40 дней (а потом нарушат заповедь Торы, сделав золотого тельца), поэтому Он говорил с ними из огня и мглы.
Сказал раби Йеуда: когда человек говорит со своим собеседником, он виден, а голос его нет. А когда евреи слушали Глас Всевышнего, они видели голос, исходящий от Него, как громы и молнии, как сказано: «А весь народ видит голоса и пламя»[37]. Всего в Торе 613 заповедей, две из которых евреи слышали от Бога лично. Поэтому она названа «Тора» — числовое значение этого слова равно 611, и к этому добавляются две заповеди, произнесенные Богом, как сказано: «Один раз говорил Бог, два раза слушал я»[38]. Всего получается 613 заповедей.
Сказал раби Пинхас: всё то поколение, которое слушало Бога у горы Синай, удостоилось достичь духовного уровня ангелов, и они не страдали от вшей и тому подобных, а после смерти их тела не тлели и их не трогали черви. У них была радость в этом мире, и они удостоились будущего мира. О них сказано: «Счастлив народ, у которого такой удел, счастлив народ Всевышнего»[39].
[1] Шемот 19:20.
[2] Шмуэль II 22:10.
[3] Дварим 33:2.
[4] Берешит 36:8.
[5] Дварим 5:17.
[6] Берешит 27:40.
[7] Дварим 33:2.
[8] Шемот 20:15.
[9] Берешит 40:15.
[10] Дварим 5:7.
[11] Теилим 29:11.
[12] Дварим 33:2.
[13] Бемидбар 10:36.
[14] Дварим 33:2.
[15] Шир а-Ширим 2:6.
[16] Йешаяу 62:8.
[17] Шемот 19:2.
[18] Шемот 24:7.
[19] Дварим 4:10.
[20] Шемот 19:3.
[21] Шемот 24:7.
[22] Теилим 87:7.
[23] Шемот 19:1.
[24] Шемот 19:17.
[25] Теилим 68:8.
[26] Шемот 33:11.
[27] Шемот 19:10.
[28] Шемот 19:11.
[29] Шемот 19:24-25, 20:1.
[30] Шемот 20:1-2.
[31] Дварим 29:14.
[32] Шир а-Ширим 5:6.
[33] Шемот 20:16.
[34] Шемот 20:18.
[35] Мишлей 25:13.
[36] Дварим 5:20.
[37] Шемот 20:15.
[38] Теилим 62:12.
[39] Теилим 144:15.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Зло не является постоянной материей. После прихода Машиаха оно исчезнет. Но пока что наша цель — противостоять злу при помощи добрых дел.
Рав Берл Вайн
В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Почему народ Израиля испытывает в этом мире больше бед и страданий, чем другие народы?
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Око за око, зуб за зуб... Как подобному проявлению жестокости может быть место в Б-жественной книге? Где всепрощающее милосердие и охватывающее весь мир добро?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шрага Симмонс
Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Из очерка "Основы".