Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Моше, Устная Тора, Шхина, Синай, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
В пятый раз Бог спустился на землю в кусте (когда впервые открылся Моше), как сказано: «И спустился Я, чтобы спасти его от рук Египта»[1]. А куст был весь покрыт колючками. Почему же Бог спустился именно туда? Поскольку еврейский народ очень страдал, Всевышний хотел показать, что Он находится в беде вместе с народом, как сказано: «А все их беды доставляют Ему страдания»[2].
Сказал раби Леви: посох, который был создан в сумерки в канун шабата, был передан Адаму в Ган Эден. Адам передал его Ханоху, Ханох передал Метушелаху, а от Метушелаха посох попал к Ноаху, который в свою очередь передал его Шему, а Шем передал Аврааму. Авраам передал посох Ицхаку, а Ицхак — Яакову. Яаков взял посох с собой в Египет и передал его Йосефу. Когда умер Йосеф, всё его имущество было передано во дворец фараона. Одним из советников фараона был Итро. Он увидел посох с начертанными на нем знаками и захотел им обладать. Он забрал его себе и воткнул в землю возле дома, и ни один человек не мог приблизиться к посоху. Когда в дом Итро пришел Моше, он увидел посох в саду, прочел знаки, которые были на нем, протянул руку и взял посох. Когда Итро увидел Моше, он сказал: «Этот человек выведет еврейский народ из Египта!» Поэтому он отдал Моше в жены свою дочь Ципору, как сказано: «И согласился Моше жить у этого человека (Итро), и отдал (Итро) свою дочь Ципору Моше»[3]. Моше пас стада Итро в течение 40 лет, и за это время ни одно животное из стада не было растерзано. И стадо плодилось, и очень размножилось, и об этом сказано: «Как овцы священные»[4].
Мошепродолжалпастистада, поканепришелкгоре Хорев,каксказано: «И вел стадо по пустыне, и пришел к Божьей горе Хорев»[5]. (Хорев — еще одно название горы Синай.) Там открылся ему Бог из куста, как сказано: «И явился ему ангел Бога в пламени из куста»844 [6]. Моше увидел, что куст объят огнем, но не сгорает и огонь не гаснет. А куст растет только там, где под землей есть вода. Увидел Моше горящий куст и очень удивился. Сказал он: «Сверну-ка я и посмотрю на это великое чудо, почему не сгорает куст»[7]. Сказал ему Всевышний: «Моше, Моше! Стой, где стоишь, ведь в этом месте Я дарую Тору еврейскому народу!», как сказано: «Не приближайся сюда. Сними обувь с ног своих»[8]. Отсюда мудрецы сделали вывод, что тот, кто стоит на святом месте, должен разуться, как Бог велел Моше.
Всевышний сказал Моше: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону»[9]. Ответил Моше: «Владыка мира! Ведь я говорил Тебе, что нет во мне силы, ведь речь моя ущербна!», как сказано: «И сказал Моше Богу: я не красноречив, ведь уста мои и язык мой ущербны»[10]. «И еще — Ты посылаешь меня к моим врагам, которые желают мне зла, из-за чего я от них и убежал», как сказано: «И убежал Моше от фараона»[11]. Сказал ему Всевышний: «Не бойся, ведь уже умерли все, кто хотел причинить тебе зло»[12]. Разве эти люди умерли? Ведь они были живы! Имеется в виду, что они разорились. Отсюда учат, что тот, кто разорился, считается как мертвый. Поэтому сказано, что эти люди умерли. Сказал Всевышний Моше: «Иди, и Я пошлю тебя к фараону»[13]. Ответил Моше: «Владыка мира! Пошли того, кого пошлешь»[14] — пошли того человека, которого Ты будешь посылать в будущем (пророка Элияу). Сказал Всевышний: «Я не сказал, что пошлю тебя к народу Израиля, а сказал, что пошлю тебя к фараону. А человека, о котором ты говоришь, Я пошлю в будущем к народу Израиля, как сказано: “Вот, посылаю Я вам пророка Элияу перед наступлением дня Бога”[15]».
Сказал Моше: «Владыка мира! Дай мне знак и знамение». Всевышний сказал: «Брось свой посох на землю». Моше бросил посох на землю, и тот превратился в гремучую змею. Почему Всевышний сделал так, что посох превратился именно в змею? Потому что как змея кусает человека и убивает его, так и фараон и его народ кусали и убивали евреев (то есть мучили их). Затем змея снова стала посохом, как сказано: «И сказал Бог Моше: протяни руку и возьми ее за хвост»[16]. Моше сказал: «Владыка мира! Дай мне знамение!» Сказал Всевышний: «Засунь руку свою за пазуху»[17]. Моше сунул руку за пазуху, и рука покрылась проказой. Почему Всевышний дал Моше знамение при помощи нечистой (духовно) вещи, а не при помощи чистой? Как прокаженный нечист сам и делает нечистыми других, так фараон и его народ нечисты сами и делают нечистыми евреев (обучая их идолопоклонству). Затем рука снова стала здоровой, как сказано: «Верни свою руку за пазу — ху»[18]. Сказал Всевышний: «Так очистятся евреи от египетской нечистоты».
Почему Всевышний показал Моше огонь в кусте? Потому что еврейский народ уподоблен пламени, как сказано: «И будет дом Яакова пламенем»[19]. А куст символизирует идолопоклонников, которые уподоблены колючкам. Сказал Всевышний: «Так народ Израиля существует среди других народов: пламя народа Израиля не сжигает негодяев народов мира, уподобленных колючкам, а те не могут погасить огонь народа Израиля — слова Торы. Но в будущем (во времена Машиаха) пламя народа Израиля сожжет негодяев народов мира, уподобленных колючкам», как сказано: «И будут идолопоклонники как горящая известь, как тернии отсеченные, сжигаемые в огне»[20]. Сказал Моше Всевышнему: «Открой мне Твое великое и святое Имя, чтобы я взывал к Тебе, а Ты отвечал мне». И Всевышний открыл ему, как сказано: «И сказал Бог Моше: Я — тот, Кто есть и будет вечно»[21]. И еще сказал Всевышний: «Так скажи сынам Израиля: Бог Всесильный… послал меня к вам. Это имя Мое навеки, и это упоминание обо Мне из поколения в поколение»[22]. Увидели ангелы, что Всевышний передал Моше тайну Его скрытого Имени, и сказали: «Благословен Ты, Всевышний, дающий знание».
[1] Шемот 3:8.
[2] Йешаяу 63:9.
[3] Шемот 2:21.
[4] Йехезкель 36:38.
[5] Шемот 3:1.
[6] Шемот 3:2.
[7] Шемот 3:3.
[8] Шемот 3:5.
[9] Шемот 3:10.
[10] Шемот 4:10.
[11] Шемот 2:15.
[12] Шемот 4:19.
[13] Шемот 3:10.
[14] Шемот 4:14.
[15] Малахи 3:23.
[16] Шемот 4:4.
[17] Шемот 4:6.
[18] Шемот 4:7.
[19] Овадья 1:18.
[20] Йешаяу 33:12.
[21] Шемот 3:14.
[22] Шемот 3:15.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.