Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Иосиф, Пророчество, Египет, Яаков, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
В четвертый раз Бог спустился на землю в Египте, как сказано Яакову: «Я спущусь с тобой в Египет»[1]. Услышал Яаков, что Йосеф жив, и стал размышлять: «Как же я оставлю страну своих отцов, свою родину, землю, которая удостоилась Божественного присутствия, и пойду в нечистую (духовно) страну, страну рабов, сыновей Хама, место, где нет богобоязненности?!» Сказал ему Всевышний: «Яаков! Не страшись. Я спущусь с тобой в Египет, и Я же выведу тебя оттуда»[2]. Услышал Яаков эти слова, взял своих жен, сыновей, дочерей и внуков и отправился со всеми ними в путь, как сказано: «И сыновья, и внуки его с ним»[3]. В другом месте сказано: «И свою дочь Дину»[4], а ранее говорится о «дочерях» (во множественном числе). Из этого следует, что жены сыновей Яакова были его дочерями. Все сыновья Яако — ва женились на сестрах и родственницах, чтобы не вступать в брак с представителями других народов. Поэтому они названы «дети пра — ведные»[5]. Когда семья Яакова пришла в Египет, в ней было 66 душ, и вместе с Йосефом и его двумя сыновьями их стало 69. Сказано: «В составе 70 душ спустились твои предки в Египет»[6]. Всевышний посчитал себя вместе с ними, и таким образом их получилось 70, как сказано: «Я спущусь с тобой в Египет»[7]. Когда сыны Израиля вышли из Египта, мужчин насчитывалось 599 999. Всевышний посчитал себя вместе с ними, и получилось, что вышедших из Египта мужчин было 600 тысяч, таким образом исполнилось обещание «и Я же выведу тебя оттуда»[8].
Сказал раби Ишмаэль: 10 раз сказали сыновья Яакова Йосефу: «Отец наш, раб твой». Йосеф смолчал во всех этих случаях, а молчание означает, что человек признаёт сказанное. Поэтому жизнь Йосефа была укорочена на 10 лет. Йосеф услышал, что отец его подошел к границе Египта, собрал всех приближенных и вышел ему навстречу. Обычно народ идет навстречу царю, а не царь навстречу народу. Поступок Йосефа учит нас, что отец человека как царь для него.
Сказал раби Пинхас: Йосеф обладал пророческим духом с молодости и до самой смерти. И это наполнило его мудростью на его пути, как пастух направляет свое стадо, как сказано: «Пастырь Израиля, услышь, направляющий Йосефа как стадо»[9]. И всё же он почти поддался жене Потифара, которая пыталась его совратить. Но тут он увидел перед собой видение лица своего отца и сумел отступить и обуздать свое дурное начало.
Три человека обуздали свое дурное начало ради Творца — Йосеф, Боаз и Палти бен Лаиш. Йосеф был достоин стать родоначальником 12 колен. Но то, что он пришел к испытанию с женой Потифара, привело к тому, что от него произошло только два колена — Менаше и Эфраим. Жена Потифара оклеветала Йосефа, и он был посажен в тюрьму, где провел 10 лет. Там Йосеф разгадал сны служителей фараона, которые тоже сидели в тюрьме, — «каждому согласно его сну»[10], и так всё и произошло, как сказано: «Как разгадал он нам, так и было»[11]. Также Йосеф при помощи пророческого духа разгадал и сон фараона, как сказано: «И сказал фараон… “Найдется ли человек, подобный этому, в котором дух Божий?!”»[12]
Йосеф знал все языки. И когда он выходил на улицу, где представители разных народов разговаривали друг с другом, собравшись в группы, он знал всё, о чем говорилось, как сказано: «Свидетельством Йосефу поставил. язык, которого не знал, услышал (понял) я»[13]. Когда Йосеф ехал по Египту в своей колеснице, египетские девушки кидали ему со стен золотые кольца, в надежде, что он посмотрит на них. Но он не поднимал лица, чтобы любоваться на них, и получил благословение: «Приятен Йосеф каждому смотрящему на него»[14]. Все народы приходили в Египет покупать еду и приносили с собой дань и дары Йосефу. А он говорил с каждым на его языке. Поэтому его называли Тургеман — переводчик, как сказано: «И они (братья) не знали, что Йосеф их понима — ет»[15]. Когда приходили к Йосефу, он продавал им по той цене, которую они слышали от других, купивших ранее, и не поднимал цену. Из этого мудрецы сделали вывод, что тот, кто завышает установленную цену, не увидит благословения.
Сказал раби Танхум: по приказу Йосефа были построены закрома во всех городах и весь урожай отвозили туда. Египтяне насмехались над этим распоряжением, говоря: «Черви съедят все запасы Йосефа!» Но порча не тронула закрома, и они не пустели до самой смерти Йосефа. Он кормил всю страну в годы голода хлебом, и поэтому его назвали Кальколь — Кормилец, как сказано: «И кормил Йосеф»[16].
Сказал раби Элиэзер: когда пришло время Яакова умереть, он позвал своего сына Йосефа и сказал ему: «Сын мой! Поклянись мне союзом брит мила, что, когда я умру, ты похоронишь меня в земле моих предков, в пещере Махпела». Раньше, до дарования Торы, наши предки клялись союзом брит мила, как сказано: «Положи руку свою под бедро мое»[17]. Йосеф поклялся отцу и выполнил клятву, отправившись в страну Израиля, чтобы похоронить Яакова, как сказано: «И поднялся Йосеф, чтобы похоронить отца»[18]. И вместе с Йосефом пришли многочисленные египтяне, и все жители Кнаана, которые получили хлеб у Йосефа, пришли проводить Яакова. Бог сказал египтянам: «Вы совершили добро по отношению к Моему рабу Яакову (похоронив его), поэтому и Я дам награду вашим потомкам в этом мире (так как злодеи не заслуживают будущего мира)». Когда египтяне погибли в Красном море, их тела не остались в воде, а были похоронены в земле. Сказал Всевышний: «Вы признали справедливость наказания (как сказано: “Бог праведен, а я и мой народ грешники”[19]), поэтому Я позабочусь о ваших могилах», как сказано: «Простер Ты правую руку Свою, и поглотила их земля»[20].
Когда похоронная процессия прибыла к пещере Махпела, туда явился Эйсав с горы Сеир, чтобы затеять раздор, и заявил: «Пещера Махпела — моя!» Йосеф отправил Нафтали, велев ему вернуться в Египет, чтобы принести оттуда договор (в котором сказано, что Эйсав продал пещеру Махпела Яакову), поэтому сказано: «Нафтали — проворная лань»[21]. Хушим, сын Дана, был глухим. Он спросил: «Почему мы здесь сидим?» Ему указали на Эйсава и сказали: «Из-за этого человека, который не дает нам похоронить нашего отца Яакова». Хушим тут же вынул меч и отрубил Эйсаву голову. Голова Эйсава закатилась в пещеру Махпе — ла, а тело его отослали в его дом, на гору Сеир. Душа праотца Ицхака просила за Эйсава перед Богом: «Владыка мира! “Будет ли помилован нечестивый?!”[22] Ведь он недостаточно учил Тору и не знал, как выполнять заповеди (как сказано: “Не учившийся праведности”[23])». Ответил ему Бог в пророчестве: «Не увидит он величия Бога»[24].
[1] Берешит 46:4.
[2] Берешит 46:4.
[3] Берешит 46:7.
[4] Берешит 46:15.
[5] Ирмеяу 2:21.
[6] Дварим 10:22.
[7] Берешит 46:4.
[8] Берешит 46:4.
[9] Теилим 80:2.
[10] Берешит 41:12.
[11] Берешит 41:13.
[12] Берешит 41:38.
[13] Теилим 81:6.
[14] Берешит 49:22.
[15] Берешит 42:23.
[16] Берешит 47:12.
[17] Берешит 47:29.
[18] Берешит 50:7.
[19] Шемот 9:27.
[20] Шемот 15:12.
[21] Берешит 49:21.
[22] Йешаяу 26:10.
[23] Йешаяу 26:10.
[24] Йешаяу 26:10.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»