Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех, Идолопоклонство, Разврат
126. Четыре казни, назначенные судом, — побитие камнями, сожжение, отсечение головы и удушение. И побитие камнями более суровое, чем сожжение, а сожжение более суровое, чем отсечение головы, а отсечение головы более суровое, чем удушение. Преступления, караемые побитием камнями: кровосмесительный акт с женой отца и невесткой; и совокупление с мужчиной; этому наказанию подвергаются и тот, кто вещает от имени мертвых, и прорицатели (бааль ов, идони), и нарушающий субботу, и проклинающий своих отца и мать, и позорящий чужую невесту, и совращающий к идолопоклонству, и колдун, и непокорный, восставший сын. А самые тяжкие преступления совершают те, кто проклинает Имя и поклоняется идолам.
127. Сожжением карается кровосмесительный акт с женщиной и ее дочерью, и с дочерью жены, и с дочерью ее сына, и с дочерью ее дочери, и с матерью жены, и с матерью тещи, и с матерью тестя.
128. Отсечению головы подвергаются убийца и жители города, совращенного в идолопоклонство.
129. Удушению подвергается тот, кто ранил отца, и тот, кто похитил еврея, и непокорный Синедриону старец, и лжепророк, и прорицающий от имени идолов, и прелюбодей.
130. Сказали мудрецы: «Со дня разрушения Храма отменены четыре казни. Но наказания не отменяются. Кому полагается быть побитым камнями, — тот упадет с крыши или его задерет зверь. А кому полагается сожжение — сгорит при пожаре или умрет от укуса змеи. Кому полагается отсечение головы, тот подвергнется нападению разбойников. А тот, кому полагается удушение, или утонет в реке, или умрет от дифтерита.
131. А тот, кто прелюбодействует с нееврейкой, двояко подобен преступнику, осужденному на смертную казнь, так как мудрецы сказали, что [во-первых] прелюбодействующего с нееврейкой убивают канаим-ревнители. Подобно тому, что написано (Бамидбар 25;8). И в этом смысле это преступление тяжелее, чем все преступления, караемые смертной казнью, когда преступников невозможно казнить без свидетелей и предупреждения, а лишь по приговору Синедриона. А тут не так [его убивают на месте, без судебного приговора].
132. Кроме того, вышеупомянутый преступник бесчестит святыню Всевышнего, так как полюбил дочь человека, поклоняющегося идолам, и прелюбодействовал с нею. И те чужие дети, которых он породит, будут ему ловушкой и западней, и напоминанием о преступлении; и отец понесет вину за преступление сына. А прелюбодей предает Всевышнего, так как породил чужих детей».
133. И еще: небеса открывают его преступление, и земля восстает против него, и преступление способствует его падению, а конец его будет таков: он будет повешен и тем уподобится наказуемым смертной казнью, [хотя она и отменена] после разрушения Храма, потому что Всевышний приговорит такого преступника к смерти, — иной, чем смерть других людей. И так сказали мудрецы: «Кто прелюбодействует с нееврейкой, будет повешен, как сказано (Теилим 68;22): “Но Всевышний разобьет голову врагов Своих, темя волосатое, ходящего в грехах своих”, — то есть разобьет темя волосатое, так как преступник будет повешен за волосы. И сказано (Малахи 2; 12): “Истребит Всевышний из шатров Яакова человека, который сделает это, и не будет из его потомства способного и ответчика”». И объяснили мудрецы: «Способного среди мудрецов и отвечающего среди учеников».
134. И сказали мудрецы: «Меч нисходит на мир из-за промедления в суде и несправедливого суда, и из-за тех, кто дает неверные галахические указания. Дикие звери нисходят на мир из-за ложной клятвы и хуления Имени».
135. А заповедь о субботе среди тех вещей, о которых наставляющие и предостерегающие народ должны предупреждать, чтобы не было «пролома в ограде» вокруг Закона. Это о главных работах, которые запрещены в субботу, и о том, что выводится из них. Многое из этого неизвестно многим, и никто не говорит и не провозглашает.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?