Из цикла «Врата раскаяния», темы: Запрет, Рабейну Йона, Раскаяние, Грех, Идолопоклонство, Убийство, Смерть, Разврат
136. Тяжесть преступлений, которые не следует совершать даже под страхом смерти. Сказали мудрецы, что все преступления, указанные в Законе, о которых человеку говорят «Преступи и не будешь убит», — пусть лучше преступит и не будет убит, как сказано (Ваикра 18;5): «Исполняя которые, человек будет жив ими»; будет жить ими, а не умирать из-за них, кроме случаев идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. То есть если человеку скажут об одном из этих трех: «Преступи и не будешь убит», — пусть лучше будет убит, но не преступит, даже если предложат совершить преступление скрытно. И если сказали нарушить одну из заповедей Закона публично, — пусть предпочтет быть убитым, но не нарушить, как сказано (Ваикра 22;32): «Дабы Я был освящен среди сынов Израиля».
137. За эти три вышеупомянутые преступления, и даже менее тяжкие их аспекты, наказания суровее, чем за многие серьезные преступления. И мудрецы назвали менее тяжкие аспекты этих преступлений «пылью преступлений». И сказали, что можно лечиться от смертельной болезни любым средством, кроме дерева-идола (ашера). То есть если человеку скажут: «Возьми листья дерева-идола и вылечись ими», — пусть лучше умрет, но не будет ими лечиться. И хотя тот, кто пользуется деревом-идолом [для лечения] не поклоняется идолам, но поскольку использование мы называем «пыль идолопоклонства», — пусть лучше умрет, но не лечится, чтобы не поддерживать тех, кто поклоняется дереву, которые могут изобразить дело так, что дерево-идол лечит.
138. И еще о кровосмешении. Например, если некто возжелал замужнюю женщину, и ему сказали, что не вылечится, пока она не предстанет перед ним обнаженной или заговорит с ним, — пусть лучше умрет, но не разрушит ограду запрета на замужнюю женщину. Из этого ты можешь понять, насколько суров запрет дотрагиваться до руки замужней женщины.
139. И вот «пыль убийства» — публично позорить человека, пока он не побледнеет. Лицо бледнеет, и румянец сбегает с лица, — это похоже на убийство, так сказали мудрецы. И также — страдание от позора горше смерти. Поэтому сказали мудрецы: «Пусть лучше человек прыгнет в огненную печь, но не опозорит другого публично». И не сказали так о прочих серьезных преступлениях, а уподобили «пыль убийства» убийству и сказали: «Пусть будет убит, но не убьет», и подобно этому сказали: «Пусть бросится в огненную печь, но не опозорит другого публично». И вывели это из сказанного о Тамар, как сказано (Берешит 38;25): «Ее вывели, а она послала к свекру сказать» и так далее. Вот — хотя ее вывели на сожжение, она не сказала, что понесла от Иеуды, чтобы не опозорить его.
140. И еще сказали: «Те, кто опускается в Гееном, поднимутся, кроме трех [категорий], которые опускаются и не поднимаются. Это те, кто публично позорит другого, кто обзывает другого обидным прозвищем и кто прелюбодействует». И вот — те, кто публично позорит другого и кто обзывает другого обидным прозвищем (потому что оно тоже позорит), уподоблены прелюбодею, чье преступление является одним из таких, о которых сказано «пусть лучше будет убит, но не преступит».
141. И еще сказали: «Нет доли в будущем мире тому, кто позорит другого публично». А об убийце не сказали, что у него нет доли в будущем мире, потому что публично позорящий другого не осознает величину своего преступления и душа его не горюет о преступлении. Поэтому он далек от раскаяния.
142. Сказали мудрецы о заповеди о субботе, что исполнение этой заповеди равнозначно исполнению всех заповедей. И сказали мудрецы, что поклоняющийся идолам или публично нарушающий субботу отрицает весь Закон, и если он [по правилам «шхиты»] зарежет животное, то оно считается падалью, а если он дотронется до вина, — вино запрещено к любому употреблению.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.