Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты, которые не следует преступать даже под страхом смерти

136. Тяжесть преступлений, которые не следует совершать даже под страхом смерти. Сказали мудрецы, что все преступления, указанные в Законе, о которых человеку говорят «Преступи и не будешь убит», — пусть лучше преступит и не будет убит, как сказано (Ваикра 18;5): «Исполняя которые, человек будет жив ими»; будет жить ими, а не умирать из-за них, кроме случаев идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. То есть если человеку скажут об одном из этих трех: «Преступи и не будешь убит», — пусть лучше будет убит, но не преступит, даже если предложат совершить преступление скрытно. И если сказали нарушить одну из заповедей Закона публично, — пусть предпочтет быть убитым, но не нарушить, как сказано (Ваикра 22;32): «Дабы Я был освящен среди сынов Израиля».

137. За эти три вышеупомянутые преступления, и даже менее тяжкие их аспекты, наказания суровее, чем за многие серьезные преступления. И мудрецы назвали менее тяжкие аспекты этих преступлений «пылью преступлений». И сказали, что можно лечиться от смертельной болезни любым средством, кроме дерева-идола (ашера). То есть если человеку скажут: «Возьми листья дерева-идола и вылечись ими», — пусть лучше умрет, но не будет ими лечиться. И хотя тот, кто пользуется деревом-идолом [для лечения] не поклоняется идолам, но поскольку использование мы называем «пыль идолопоклонства», — пусть лучше умрет, но не лечится, чтобы не поддерживать тех, кто поклоняется дереву, которые могут изобразить дело так, что дерево-идол лечит.

138. И еще о кровосмешении. Например, если некто возжелал замужнюю женщину, и ему сказали, что не вылечится, пока она не предстанет перед ним обнаженной или заговорит с ним, — пусть лучше умрет, но не разрушит ограду запрета на замужнюю женщину. Из этого ты можешь понять, насколько суров запрет дотрагиваться до руки замужней женщины.

139. И вот «пыль убийства» — публично позорить человека, пока он не побледнеет. Лицо бледнеет, и румянец сбегает с лица, — это похоже на убийство, так сказали мудрецы. И также — страдание от позора горше смерти. Поэтому сказали мудрецы: «Пусть лучше человек прыгнет в огненную печь, но не опозорит другого публично». И не сказали так о прочих серьезных преступлениях, а уподобили «пыль убийства» убийству и сказали: «Пусть будет убит, но не убьет», и подобно этому сказали: «Пусть бросится в огненную печь, но не опозорит другого публично». И вывели это из сказанного о Тамар, как сказано (Берешит 38;25): «Ее вывели, а она послала к свекру сказать» и так далее. Вот — хотя ее вывели на сожжение, она не сказала, что понесла от Иеуды, чтобы не опозорить его.

140. И еще сказали: «Те, кто опускается в Гееном, поднимутся, кроме трех [категорий], которые опускаются и не поднимаются. Это те, кто публично позорит другого, кто обзывает другого обидным прозвищем и кто прелюбодействует». И вот — те, кто публично позорит другого и кто обзывает другого обидным прозвищем (потому что оно тоже позорит), уподоблены прелюбодею, чье преступление является одним из таких, о которых сказано «пусть лучше будет убит, но не преступит».

141. И еще сказали: «Нет доли в будущем мире тому, кто позорит другого публично». А об убийце не сказали, что у него нет доли в будущем мире, потому что публично позорящий другого не осознает величину своего преступления и душа его не горюет о преступлении. Поэтому он далек от раскаяния.

142. Сказали мудрецы о заповеди о субботе, что исполнение этой заповеди равнозначно исполнению всех заповедей. И сказали мудрецы, что поклоняющийся идолам или публично нарушающий субботу отрицает весь Закон, и если он [по правилам «шхиты»] зарежет животное, то оно считается падалью, а если он дотронется до вина, — вино запрещено к любому употреблению.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.