Темы: Шаббат, Работа, Батшева Эскин
В ходе опроса Гарвардской школы бизнеса 2008 года среди 1000 людей, предоставляющих профессиональные услуги (консультантов, инвестиционных банкиров, бухгалтеров, юристов, ИТ и т. д.) выяснилось, что 94% этих людей работают по 50 или более часов в неделю, причем почти половина этой группы работает более 65 часов в неделю. Это не включает в себя тех 20-25 часов в неделю, которые большинство из них тратят на рабочие соцсети и почту, находясь вне офиса.
Несмотря на то, что в последние годы можно встретить и обратную тенденцию, призывающую искать пути достижения высоких результатов в своей профессиональной деятельности меньшими усилиями, научные исследования показывают, что люди не спешат давать себе больше отдыха — даже невзирая на очевидный вред собственному здоровью.
В мае 2021-го года ВОЗ опубликовала глобальный отчет, для которого были компилированы, изучены и проанализированы более 2 300 исследований, связанных с рабочими часами, инфарктами и инсультами, проведенных в 154 странах в период между 1970-м и 2018 годами.
Согласно этому отчету, только за один 2016 год сверхурочные убили более 750 000 человек — из 488 миллионов людей, которые трудились в том году сверхурочно. Люди, работающие более 55 часов каждую неделю, на 35% больше подвержены инсультам и на 17% больше рискуют умереть от сердечных заболеваний — по сравнению с теми, кто работает стандартные 35-40 часов в неделю. Первое место в мире по переработкам занимает Мексика. Россия стоит на четвертом месте, Израиль — на седьмом, США — на десятом.
Хотя исследование не включало данные за 2020 и 2021 годы, ученые вынуждены признать, что пандемия также оказала влияние на увеличение количества рабочих часов. Всё больше людей стали работать «на себя» или из дома, и при всех видимых удобствах такого свободного режима, границы между работой и отдыхом для многих окончательно размылись, и люди просто постоянно заняты своей профессиональной деятельностью — ужиная, играя с детьми, гуляя, принимая гостей…
Интересно, что один гарвардский опрос «сверхурочных работников», показал, что почти две трети (64%) таковых признают, что давление и рабочий темп вызваны не внешними обстоятельствами, а их личными особенностями. Кардиологи Мейер Фридман и Рей Розенман еще в 1959 году заметили, что вероятность возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы часто связана с типом личности человека. Они назвали такой «рискованный» тип поведения «Поведение типа А (type A behavior)».
Таким людям свойственна напряжённая борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени. Естественно, что такие люди склонны работать круглосуточно семь дней неделю и в конце концов сами себя приводят к инфарктам и инсультам.
Всем теоретически ясно, что работать сверхурочно в конечном итоге нецелесообразно. В какой-то момент начинает страдать производительность, и рано или поздно наступает выгорание.
Мидраш говорит, что Моше в Египте убедил фараона позволить еврейским рабам отдыхать в шаббат. Моше утверждал, что суббота пойдет на пользу фараону; рабы, которые никогда не перестают работать, умрут от переутомления.
Даже фараон был в состоянии понять практическую ценность шаббата; а в последние годы некоторые международные корпорации также признали важность дня отдыха и установили правила, которые освобождают младших сотрудников от работы один день в неделю и требуют, чтобы они возвращались из офиса домой. Даже если благополучие сотрудников их не слишком интересует, они хотя бы понимают, что выходной день нужен для того, чтобы после него приступить к работе с новыми силами.
Так почему же существует культ сверхурочной работы, и откуда взялось стремление к работе «на износ»? Он начинается с того, что работа чрезвычайно значима для человека. В нашем труде есть значительная духовная ценность; Мехильта цитирует мнение рабби Иеуды аНаси о том, что так же, как человеку заповедано отдыхать в шаббат, ему заповедано остальные шесть дней в неделю работать.
В Авот деРабби Натан (11:1) говорится, что Б-жественное присутствие не спускается, если люди не заняты продуктивным трудом, и что праздность — это путь к смерти. В книге «Одинокий человек веры» рав Йосеф Бер Соловейчик пишет, что человеческое достоинство и величие заключаются в господстве человечества над природой, которое достигается за счет продуктивности и прогресса, и что шесть дней работы удовлетворяют значительную часть его духовных и экзистенциальных потребностей.
Труд приносит нам достоинство и величие; и именно поэтому сверхурочная работа так заманчива. Идея отдыха ради отдыха представляется многим из нас странной: зачем нам отказываться от чего-то столь важного, как возможность работать?
Древнеримский философ Сенека писал про евреев: «Их соблюдение шаббата нецелесообразно, потому что, отдыхая один день из каждых семи, они теряют в праздности одну седьмую часть своей жизни».
Для римлян шаббат был абсурдом: как можно давать людям полный день отдыха, когда надо завоевывать страны, строить дороги и акведуки, чистить канализацию, возделывать поля? Такое отношение в равной степени верно и для современного общества. Мы живем по принципу: «время — деньги» и всё время пытаемся втиснуть в своё расписание еще несколько минут работы.
Даже когда мы находимся вдали от нашей работы, мы носим ее с собой: в портфелях, смартфонах и ноутбуках, на конференциях Zoom и в обменах текстовыми сообщениями. Мы живем в культуре M.B.A., где эффективность и производительность приравнены к смыслу жизни. В такой системе ценностей день отдыха является бессмысленным препятствием для дальнейшего роста.
Шаббат предлагает радикальную альтернативу: речь идет не только об отдыхе; речь идет о том, чтобы пожертвовать работой ради более важных целей. Как бы ни был важен труд, бесконечный труд дегуманизирует как хозяев, так и рабов (как капиталистов, так и наемных работников), и сводит человека к тому, что он может произвести.
Шаббат провозглашает, что человек в конечном счете определяется характером и обязательствами, а не результатами своего труда. Рабби Овадия Сфорно объясняет, что цель воздержания от работы в шаббат состоит в том, чтобы позволить человеку получать духовный опыт. Шаббат был дан нам, чтобы учиться, думать, общаться с Творцом, с семьей и друзьями. Шаббат является противовесом остальным шести дням недели, напоминанием о том, что мы намного больше, чем общая сумма того, что мы производим.
Существует заповедь помнить субботу каждый день недели; ее цель состоит в том, чтобы не упускать из виду главное, занимаясь повседневными, практическими, материальными делами — и не позволить себе забыть, что мы не определяем себя нашей работой. Но это трудно сделать. Рабби Ефрем Гольдберг рассказывал такую историю. Однажды он сидел на свадьбе за столом рядом в незнакомым человеком и обратился к нему — из вежливости — с вопросом: «Чем вы занимаетесь?»
Его ответ удивил рава Гольдберга: «Чем я занимаюсь — или как я зарабатываю на жизнь? Я зарабатываю на жизнь тем, что работаю сантехником. Но каждое утро, перед работой, я провожу время в изучении Торы, а каждый вечер, после работы, — в общении со своей семьей. Вот этим я занимаюсь в жизни».
Последователи культа сверхурочной работы говорят: ты определяешься тем, как ты зарабатываешь себе на жизнь. Бесконечная работа делает человека заложником того, что он производит. Только пожертвовав работой ради соблюдения шаббата, человек начинает постепенно осознавать, что он представляет собой гораздо, гораздо больше, чем он мог себе представить: «Я не то, что произвожу и не то, чем владею. Я тот, кто седьмую часть своего земного существования проводит, отодвинув от себя суету и рутину и вкушает от благ Грядущего мира, полного истинных духовных наслаждений».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
После рождения Метушелаха Ханох рьяно служил Всевышнему. Ему так надоели дурные поступки людей, что он отделился и жил в месте, скрытом от других.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Продолжение истории человечества: мир до Потопа. История и родословная ветви Каина и его потомков
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш был одним из лидеров еврейства Германии. Его энциклопедические познания позволили вернуть к традициям отцов многих ассимилированных евреев. Представляем вашему вниманию избранные комментарии р. Гирша к Торе.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Новые нормы, которые установил Лемех. Яваль и временные шатры. Туваль, первый изготовитель оружия.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Дети Адама и Хавы, их характеры и те пути, которые они проложили для своих потомков
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
По мере накопления генетических сбоев, вызванных неправедной жизнью, с каждым поколением жизнь укорачивалась. Люди не только не исправляли изъян, они добавляли новые.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Адаму было передано множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезью для всего человечества.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Когда условия жизни стали суровей, и участились природные катаклизмы, люди стали обращаться с мольбой к Творцу, говоря о своих нуждах и прося защитить их и спасти
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Каин был разочарован собственной духовной неполноценностью, и это наложило отпечаток на все его последующие поступки. Вместо того чтобы извлечь урок и исправить недостатки, первая неудача лишь озлобила его