Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение истории человечества: мир до Потопа. История и родословная ветви Каина и его потомков

Всевышний отдалил от себя Каина, запретив ему оставаться на одном месте. Отныне он обречён был блуждать по безлюдной земле, полной неведомых опасностей, нигде не имея права закрепиться, назвать место своим домом.

Впрочем, было одно место для Каина, где он мог чувствовать себя в полной безопасности. Это своеобразное убежище располагалось там, куда всем остальным путь был заказан. Речь идёт об охраняемом входе в Ган Эден, где ангелы-губители, препятствовали любому живому существу вернуться в прежнее обиталище человека. Эти ангелы получили указание щадить Каина, а последнему, в свою очередь, настрого запретили пользоваться привилегией и пересекать границу Ган Эдена.[1]

Поначалу, нельзя было сказать про Каина, что его раскаяние было полным. После суда, который совершил над ним Творец, Каин как бы оставил за плечами всё случившееся, он абстрагировался от своего поступка и его последствий. С беспечностью и даже с радостью, словно всё «обошлось», он отправился в местность Нуд к востоку от Ган Эдена. Это было похоже на будущее бегство убийц в специальные города-убежища. В Нуде в это время после изгнания находился его отец, Адам. Адам встретил Каина с некоторым замешательством и лишь спросил, каков был приговор. На это Каин ответил, что благодаря его, Каина, раскаянию, Творец смягчил наказание. Адам лишь всплеснул руками и воскликнул: «Насколько же велика сила раскаяния!»[2]

Каин скоро осознал, насколько неправ он был, полагаясь лишь на свои силы и способность освоить мир без посторонней помощи.

С другой стороны он понял, что не в компетенции человека устанавливать степень собственной значимости, и уж конечно не в его власти отказывать в этой значимости другим. Это был основной урок, преподанный Творцом Каину, и он его прилежно усвоил.

Каин вскоре убедился, что не может, как уже сказано, оставаться на одном месте. Он был обречён на скитания по трём причинам. Во-первых, это было частью его наказания, его искуплением. Постоянные скитания живо напоминали о содеянном. Вторая причина — любой участок земли, за который Каин пытался зацепиться, словно охватывал паралич. Брошенное в почву семя, не всходило, дерево не давало плодов, всё высыхало, опадало, не успев созреть. Каин больше не мог прокормиться от земли, ему приходилось понемногу отхватывать здесь и там, чтобы дать хоть немного еды своей семье. И, наконец, третье — как только Каин пытался взяться за обработку земли, перед ним вставал образ убитого брата, и Каину казалось, что в земле вот-вот откроются невысыхающая кровь и страшные неисчезающие останки.[3]

Неустроенность жизни и души Каина привели его к пониманию тяжести собственного преступления. Он понял, что совершённое убийство нельзя возместить и нельзя простить. Отчаяние завладело им, а вслед за ним пришло и настоящее раскаяние.

Недаром, когда впоследствии жена зачала и родила ему первенца, запрет на оседлую жизнь уже не соблюдался так строго. Более того, Каину было позволено построить один из первых в истории городов, названный в честь сына — Ханох. Таким образом, именно Каин, стал первым в мире строителем.[4]

Это произошло ещё и потому, что Каин, раскаиваясь, пытался хоть чем-то возместить потерю. Этим и объяснялась та поспешность, с которой он, несмотря на скорбь, зачал сына. Он хотел, чтобы сын заменил Эвеля, способствуя заселению земли. Этой же цели служило и возведение города. Заселять его было пока некем, но Каин приложил невероятные усилия для постройки. В его глазах это должно было хотя бы в какой-то мере заполнить вакуум, созданный исчезновением родовой ветви брата.[5]

Впоследствии Каин вновь оказался в местности Нод. Его частичное раскаяние привело к тому, что наказание было смягчено.[6]

Жребий скитаний и неустроенности был подслащён тем, что ограничился сравнительно небольшой территорией. Тем более, что изгнание, в какой-то степени, искупает вину. Это мы учим как раз отсюда.[7]

Каин не перестал скитаться до конца жизни, но эти скитания сузились до пределов земли Нод, которые, впрочем, простирались довольно далеко от места обитания Адама и Хавы. Покоя себе Каин так и не нашёл, но семья его, жена и дети жили оседло.[8]

Каким образом Каин строил город, не имея ни инструментов, ни опыта, ни вообще представления о том, что это такое? В конечном счёте, он был лишь третьим по счёту человеком на земле. Как он это делал без посторонней помощи? Что такое вообще город? Иногда городом называли скопление, по меньшей мере, трёх хозяйств, в каждом из которых по два дома.[9]

Вполне возможно в случае Каина город представлял собой систему пещер в скальных породах, при входах которых устраивались специальные заслоны-пороги из глины и камней, препятствовавших проникновению внутрь дождевых потоков. Остатки таких селений до сих пор можно наблюдать в некоторых частях Азии и Африки. И Каин, по-видимому, был первым, кто начал вытесать такие пещеры в мягких породах. Вот где пригодился Каину опыт работы на земле. Название «עיר» — «город» стало потом общим для крупных населённых пунктов, но в то же время название «מערה» — «пещера» явно происходит из того же корня.[10]

Постройка города, кстати сказать, вовсе не противоречила участи Каина быть в постоянном движении. Хлопоты и заботы по постройке вполне отвечали характеру его наказания. Ему ведь приходилось всё доставать и создавать заново. Он должен был изготовить или отыскать инструменты, вытёсывать камни, идти куда-то добывать известь, глину, дерево, изготавливать подходящие орудия и так далее. Технология планирования и осуществления строительства требовали многочисленных усилий и перемещений. Множество крупных и мелких задач можно было решить, лишь уходя в бесконечные странствия. Каин оказался первым в мире строителем, и одной из главных его задач было сосредоточить всё необходимое — материалы и опыт — в одном месте.[11]

Этот город Каин строил всю жизнь. Начав однажды, он был вынужден бросать строительство и возобновлять вновь. Он строил с превеликим трудом, он вырубал жилище за жилищем, но то, что он называл городом, всё ещё оставалось пустым и никому не нужным.

Каин навсегда оставил земледелие, которым занимался до убийства брата. Теперь он полностью посвятил себя строительству, вкладывая в это все свои силы. Прозвище «строитель городов» стало его вторым именем.[12]

Вполне возможно, что Каин сознательно не достроил свой город. Его статус отверженного, считал он, не позволяет осуществить и завершить столь грандиозное предприятие. Поэтому, не исключено, что Каин лишь основал город, а достроил его тот, чьё имя город носил — Ханох, сын Каина. По крайней мере, Ханох впоследствии участвовал в строительстве и способствовал заселению.[13]

Нет ничего удивительного в том, что Каин пытался оставить в наследство своим сыновьям то, чего сам не удостоился — место постоянного обитания, семейный надел. Но город на «пустом» месте не построишь. Для этого требуется не только материальная основа, но и духовная. Каин знал, что без раскаяния его начинание не преуспеет. Посему, он строил не только город, но и своё искупление. Однако потомки в этом его не поддержали. Они жили, погрузившись в чисто материальные заботы, и были заняты поиском наслаждений. Потому город так и не устоялся и оказался обречён.[14]

Каин строил город ещё и потому, что опасался, что убийством брата открыл для человечества «сезон охоты», где сильнейший, в борьбе за власть, готов проглотить слабых. Город означал зачаток административной власти, когда закон противостоит безудержной анархии и своеволию. Такова была Каинова идея, воплощения которой он так и не дождался. Впрочем, впоследствии, уже после гибели Каина, на какое-то время город наполнился жизнью, став важным очагом цивилизации, он даже знал эпоху расцвета, но сгинул в Потопе, так же, как сгинули в нём и те, для кого строился город — Ханох и почти все его потомки.[15]

Память об этом городе передавалась от поколения к поколению, пережила Потоп, а на месте, где он находился в Эрец Исраэль, неподалёку от Средиземного моря долгое время существовало селение под названием «Хина»[16], жители которой утверждали, что согласно древнему преданию, здесь располагался город под названием «Ханох».[17]

Но всё это случится спустя много веков, а пока, чтобы дать уверенность, что жизнь его не прервётся случайным образом, а также как частичное утешение, Каину был вручён некий знак. О характере этого знака нет однозначного мнения. Одни говорят, что речь идёт о четвероногом друге, первой прирученной собаке, ставшей глазами и ушами Каина, хранящей его от опасностей бесконечных блужданий. Другие же утверждают, то это был особый духовный отблеск на лице, свидетельствующий о его необычайной судьбе. Знак, предупреждающий тех, кто мог бы посягнуть на его жизнь.[18] Есть мнения, что на лбу у Каина появился нарост, похожий на рог, а другие говорят, что там проявилась первая буква каиново имени….

Знак этот был предостережением, скорей, не для людей, а для животных, которые понимают некоторые скрытые вещи даже лучше, чем человек. Людей, желавших ему навредить, Каин останавливал предупреждением, услышанным от Творца: «Любому, кто убьёт Каина, всемеро воздастся».

Хоть и отвергнутый всеми, он всё же не сразу потерял человеческий облик. Каин соблюдал принятые меж людьми нормы и чтил законы, которые впоследствии, после Потопа, стали называться заповедями сыновей Ноаха. Более того, он проводил в жизнь принцип, сформулированный потом Мудрецами:[19] «Не думай, что совершив злодеяние, ты волен теперь делать всё, что вздумается, — ответственность за дальнейшие поступки остаётся в силе».[20]

Характеризуя культурный уровень потомков Каина, можно сказать, что чувственность мешала осознанию ответственности и пониманию их роли в этом мире. Требования плоти накладывали отпечаток на личность, развивая способности к материальному существованию, оставляя за бортом духовный мир. Человек, не находящий удовлетворения в духовности, сосредотачивается на потребностях плоти. Большая часть усилий направляется на благоустройство быта.[21]

Каин, не смотря на своё наказание, считал своим долгом продолжить человеческий род. Ведь после смерти Эвеля фактически некому было этим заняться. Адам, его отец, целых сто тридцать лет отделял себя от жены, Шет ещё не родился. Высланный от места обитания своего отца, Каин считал себя ответственным за заселение земли. Он решил полностью измениться и укрепить связь с будущими поколениями.[22]

Ханох, сын Каина, неспроста получил это имя, именно он стал приучать (хинэх) людей селиться в городах и селениях, чего, как сказано выше, не удалось его отцу. В этом он оказался пионером.[23]

Он не желал, чтобы его потомки оставались бродягами и дикарями, но жили сообществами в селениях, где можно было поддерживать порядок и соблюдать правила общежития между людьми.[24]

Идея, как уже сказано, принадлежала его отцу — Каину. Характерными признаками селений, основанных Ханохом, были дома или пещеры для жилья, над которыми высилась городская башня.[25] Ханох приложил немало усилий, чтобы начать заселять эти предтечи городов.

Имя Ханох было ещё связано с тем, что Каин, раскаявшись, хотел восстановить в своём сыне этические ценности, которые исповедовал Эвель. Каин также пытался научить сына традиции и знаниям, полученным от Адама.[26] Это стало его кредо и одним из путей исправления. В сущности, Каин был первым, кто сознательно и системно передавал свои идеи и умения следующему поколению. И это ещё одна причина, по которой его сын носил имя Ханох (воспитанный).[27]

Ханоху наследовал его сын Ирад. Возможно, так его назвали из-за похожести, то ли видом, то ли характером, то ли тем и другим, на арода — дикого осла.[28] Ирад в свою очередь родил Мехуяэля. Сыном Мехуяэля был Метушаэль, отец Лемеха.

Первые люди, которые постепенно, в течение нескольких поколений осваивали землю, а это были потомки Каина, хоть и были современниками Адама, не так давно покинувшего Ган Эден, ничем особенным не выделялись. Они не слишком разбирались в понятиях добра и зла. Жизнь их была духовно скудной, потому о них почти нет сведений. Такая пассивность, такая духовная слабость были прямым следствием преступления Каина, лишившего их связи с Творцом. Исключение составляет семья Лемеха, представители которой дали толчок целому ряду сторон человеческого существования. В том числе — её духовной составляющей. Но следует учитывать, что с материнской стороны это уже были потомки Шета. Именно благодаря этой семье потомки Каина стали важной вехой на заре человеческой истории. Так или иначе, это они заложили основы цивилизации, заселяя землю, основывая ремёсла, расширяя виды человеческой деятельности. Эта их роль была не случайна. Они прокладывали путь будущим поколениям людей, которые должны были прийти им на смену — потомкам Шета.[29]

Интересно, что если первые дети Адама, включая Каина, Эвеля, несмотря на влияние Нахаша, и уж ,тем более, Шет, при всех различиях друг от друга, были во многом подобны своему отцу, — в облике которого преобладали духовные черты, вводившие в заблуждение ангелов, — то в дальнейших поколениях эти черты постепенно стирались. Люди становились более «земными», вплоть до того, что животная составляющая начала в них преобладать. Следующие поколения, по выражению Мидраша, обликом всё больше походили на обезьян.[30]


[1] Раби Йеуда а-Хасид

[2] Ялкут Меам Лоэз

[3] Абарбанель

[4] Толдот Ицхак. Раби Ицхак Каро, дядя раби Йосефа Каро.

[5] Тора Тмима.

[6] Тур.

[7] Хизкуни.

[8] РаДаК.

[9] Арахин,32,1

[10] А-Ктав, вэ а-Кабала.

[11] Толдот Ицхак.

[12] А-РаН, рав Ш.Р. hирш.

[13] Ралбаг, Мальбим.

[14] Дьюким аль а-Тора, рав Пинхас Вольф.

[15] Рамбан, Мальбим.

[16] Тифэрет Цион.

[17] Адерэт Элияу.

[18] Берешит Рабо, 22

[19] Мишна, Авот

[20] А-нацив (а-Нацив — раби Нафтоли Цви Йеуда Берлин из Воложина)

[21] Дьюким аль а-Тора, рав Пинхас Вольф.

[22] Имрей Шефер, А-эмек давар, Абарбанель.

[23] Рабейну Эфраим.

[24] Акедат Ицхак.

[25] А-рокеах.

[26] Црор а-Мор.

[27] А-эмек давар.

[28] Маор а-Афела

[29] Мальбим.

[30] Берешит рабо


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего