Из цикла «До Потопа и после», темы: Глава Берешит, Рав Александр Красильщиков, Книга Берешит
У Лемеха, потомка Каина, как уже упоминалось, оказалась особая роль. Если Каин основал городское поселение с элементами государственного правления и составил некий публичный кодекс отношений между людьми, очертив рамки административного и социального поведения людей в сообществе, то Лемех своим примером показал, что этого недостаточно. Если люди не обладают в достаточной мере культурой, определённым уровнем этических устоев, если в человеке не заложено естественное стремление к справедливости, никакие этикеты не воспрепятствуют сильной и необузданной личности обрести влияние, по своей прихоти толковать закон и перевернуть всё с ног на голову.
Лемех вместе с сыновьями попрал ещё не устоявшиеся нормы, отменил закон и установил порядок, выгодный ему и его семье.[1]
Он взял себе в жёны сестёр Аду и Цилю. Взял силой.[2] Обе сестры считались знатными и стоили одна другую.[3] Они, как водится, соперничали друг с другом, наполняя дом враждой и ревностью.[4]
Ада вскоре зачала и родила Яваля, а потом ещё и Юваля. Циля же была поначалу бесплодной, и не случайно. В те дни было принято, в нарушение заповеди «плодитесь и размножайтесь», выпивать специальный бальзам, делающий женщину неспособной родить. Некоторые дамы специально пили его, чтобы сохранить телесную красоту и оставаться желанными для мужей. Зачинателем этой моды стал как раз Лемех. До него жён брали лишь для продолжения рода. Лемех первым осуществил практику искусственной стерилизации. Он настаивал, чтобы Циля выпила стерилизующий бальзам и она покорилась.[5]
Так и пошло. Рожавшие женщины были презираемы мужьями и жили, словно вдовы при живых мужьях. Бесплодные же, наоборот, пользовались любовью и почётом. Их холили и ублажали, их кормили изысканной пищей, одевали в лучшие одежды и увешивали украшениями, словно распутниц. Соперницы же их, обременённые детьми, напротив, одевались, во что придётся, совершенно покинутые мужьями. [6]
Но не всегда всё идёт по плану. Будучи уже пожилой, Циля, на удивление всем, всё-таки зачала и родила Туваль Каина. На этом она не остановилась — произведя на свет ещё и дочь, назвав её Наамой.
Яваль, первенец Ады возобновил выращивание скота ради шерсти и молока. Возможно тогда же, вопреки запрету, стали употреблять в пищу и мясо.
Ада не случайно в именах своих сыновей использовала созвучие, напоминавшее имя Эвеля. Она хотела, чтобы они продолжили его дело и впитали в себя его отношение к окружающему миру. Яваль не только наследовал занятие скотоводства, он ещё и модифицировал его. Он первый начал разделять стада животных по видам и пасти по отдельности — козы с козами, овцы с овцами. Более того, он следил за постоянством породы, и особи белого цвета, например, у него содержались отдельно от черношерстных.[7]
В отличие от Эвеля, который пас скот вблизи от дома, Яваль был первым, кто стал строить временные шатры, благодаря которым осмелел и расширил ареал своих кочёвок, выводя скот на далёкие пастбища, где корм рос в изобилии. Яваль, конечно же, не изобрёл профессию пастуха, этим делом занимались и до него, но придал этому благородному занятию новые грани.[8]
Придя в какое-нибудь новое место, а это, в основном были пустынные земли, он находился там до тех пор, пока пища для скота не иссякала, и приходилось отправляться на поиски других нетронутых пастбищ. Устройством шалашей, спасавших от солнца или непогоды, Яваль придал занятию пастуха черты настоящего ремесла. Благодаря этим нехитрым добавлениям, Яваль получил возможность не зависеть от пастбищ, близких к человеческому жилью, и отправлялся в дальние неосвоенные земли. Беря пример с Яваля, вскоре и другие научились кочевать со скотом.[9]
Яваль, встречаясь с множеством людей, стал одним из первых, кто открыл такую важную для человеческой цивилизации вещь, как товарообмен. Понятия «моё» и «твоё» стали отчётливей и конкретней. Люди стали накапливать ценности, становившимися не только предметами первой необходимости, но и роскоши, что добавляло стимул для их добычи. Всё это было предвестником будущих человеческих торговых и социальных отношений.[10]
Воспользовавшись своей привилегией первооткрывателя, Яваль взял себе в надел побережье одной из четырёх рек, вытекавших из Ган Эдена, где в обилии встречались золото, хрусталь и редкие минералы.[11]
Брат Яваля, Юваль, преуспел в другой области. Он заинтересовался происхождением и свойствами звуков. Началось всё с песенок для выпаса скота. Потом Юваль стал мастерить различные приспособления, пытаясь воспроизвести природные шумы, успокаивающие или, наоборот, пробуждающие скот, попутно изобретая новые способы извлечения и применения звуков. Кончилось тем, что Юваль стал изобретать музыкальные инструменты. Он создавал собственные мелодии, которые служили пастухам и ласкали слух человека. На определённом этапе Юваль осознал, как глубоко голоса музыкальных инструментов действуют на людей, напрямую влияя на их чувства и мысли.[12]
В дальнейшем он использовал своё умение, чтобы открыто служить промежуточным силам, в отличие от Яваля, который занимался идолопоклонством скрытно.[13] В итоге Юваль стал первым мастером музыкальных инструментов. Он взял себе во владение другую из четырёх рек, омывающую страну под названием Куш.
Интересно отметить, что развитию музыкального таланта Юваля какой-то мере способствовала кузнечная деятельность его брата — Туваль Каина. Звонкие, сильные удары молота по металлу дали определённое направление в исследовании звуков, подтолкнув, возможно, к изобретению целого ряда инструментов, основанных на мелодичном звучании металлических предметов. Колокольчики, некоторые виды ксилофона, многие другие ударные приспособления основаны на этих звуковых эффектах, не говоря уже о деревянных молоточках, ударяющих о натянутые металлические струны, являющимися основой клавишных инструментов. Кроме того, удары молотка обратили внимания Юваля на ритмический строй музыки, без которого не обходится ни один звуковой рисунок, лежащий в основе любой мелодии.[14]
Сын Цили, Туваль Каин, что означает «дополняющий Каина» родившийся вопреки выпитому его матерью стерилизующему отвару, вольно или невольно, продолжил печальную традицию своего прародителя Каина. Более того, он пошёл в этом ещё дальше. Если Каин, убивая Эвеля, сделал это неумело, воспользовавшись подручными средствами, то Туваль Каин был первым, кто поставил на поток производство оружия. Впрочем, он вообще был одним из зачинателей обработки металла.[15] Необходимость заняться производством оружия была вызвана, среди прочего, натянутыми отношениями с соседями, враждебно настроенными к семье Лемеха.[16]
Его главной заслугой была выработка технологий ковки и плавления. Туваль Каин научился определять места, где таились залежи железной руды. Он научился обрабатывать руду, отделяя железо от шлаков. Железо тяжело поддавалось обработке. Поэтому, поначалу более распространились изделия из меди и её сплавов. Те, кто умели обрабатывать медь, учились это проделывать и с железом. Железо было твёрже и больше годилось для изготовления орудий труда и средств войны.
Назвать эти умения исключительно изобретением Туваль Каина было бы преувеличением. Многие тайны природы, знание свойств материалов и понимание, как их использовать для человеческих нужд, было не только результатом медленного познания и постепенного освоения, — большинство из этих знаний, жизненно необходимых для освоения земли, изначально были вложены в подсознание первых людей. Им оставалось лишь не пренебрегать этим даром Свыше.
Открытия в области освоения природных ресурсов, познания законов, регулирующих окружающий мир, как теперь, так и тогда, совершались как бы невзначай. Человек, порой, сам не понимал, откуда взялось наитие. Но всё это не являлось случайностью. Просто, как только появлялась нужда в том, или ином знании, оно, каким-то непостижимым образом внезапно открывалось человеку, поднимая его на новую ступень существования.[17]
Большинство навыков, которыми обладало семейство Лемеха, разрослись из тех зачатков, которые он сам вложил в своих сыновей. Лемех, в свою очередь, выучился им от Адама, накопившего за свою долгую жизнь колоссальный опыт. Адам, хоть и далеко не всегда применял свои знания на практике, посвящая свою жизнь духовной работе, тем не менее, постепенно передавал эти знания и навыки потомкам.[18]
Впрочем, и сам Лемех, будучи необыкновенно талантливым человеком, умел проникать в природу материальных вещей. Ведь это он показал своему первому сыну, как ухаживать за скотом, развив его природные склонности. Это он обучил второго сына различать и классифицировать звуки, ну а третьему, Туваль Каину, дал первые навыки обработки металла, позволившие изготовлять не только инструменты и посуду, но и орудия убийства. Эта была «наследственное» ремесло. Потомок убийцы изобретал орудия войны.[19]
То, что сыновья Лемеха занялись ремёслами, ставшими новшеством в тогдашнем обществе, было не случайно. Обработка земли, которая была основным занятием людей в то время, была для потомков Каина затруднительна. Над ними довлело проклятие их предка, земля не давалась, отвергала их труд. Поневоле, они стали искать другие пути. В итоге, развитие скотоводства, обработка металла, занятие искусством и тонкие ремёсла стали их вотчиной и областью приложения сил.[20]
Относительно Наамы, сестры Туваль Каина, дочери Лемеха и Цили, стоит сказать особо. О ней до нас дошла самая противоречивая информация. По некоторым сведениям — это была будущая жена Ноаха. Если это так, она должна была родиться в 974 (-2786) году, так как во время Потопа ей исполнилось 682 года (она была старше Ноаха на 82 года). Её имя говорит о том, что она следовала неписанному ещё кодексу добропорядочности. Более того, имея брата злодея, она жила достойно. И получается, что в её лице потомство Каина пережило Потоп.[21]
Ада и Циля, жёны Лемеха, были дочерьми Кейнана, сына Эноша, сына Шета. То есть, они — правнучки Шета сына Адама. Шет родился в 130 году, Энош — в 235 году, а Кейнан — в 325. После рождения у Кейнана в 395 году Маhалалеля, Кейнан прожил ещё 840 лет и умер в возрасте 910 лет в 1235 году. Если Наава, жена Ноаха, как сказано, родилась в 974 году, то она вполне могла быть дочерью Цили от Лемеха из рода Каина. Притом, что Циля родилась не раньше 395 года и, будучи вначале бесплодной, смогла родить дочь Нааму и сына Туваль Каина уже в преклонных годах.
Книга «Зоар» добавляет интересные подробности. Наама представлена, как женщина необыкновенной красоты, к которой цеплялись не только люди — ею соблазнились даже материализованные ангелы, спустившиеся в этот мир. Эти существа пытались сохранить свой первоначальный духовный уровень, но в результате пали ниже людей. Наама была одной из тех, кто послужил камнем преткновения для них. Более того, в результате их падения, возможно, именно от Наамы произошла целая плеяда духовных чудовищ, которых в народе прозвали «шейдим» и т.п.[22]
Однако есть и некоторое уточнение, позволяющее взять под сомнение последнее утверждение. Да, Наама была женщиной изумительной красоты, и когда упомянутые бывшие ангелы увидели её, они попытались овладеть ею, но безуспешно, она скрылась.[23]
Говорят также, что Наама первой открыла волшебные возможности человеческого пения и танца. В этом она была вполне достойной сестрой своим братьям-новаторам.[24] И даже если не она впоследствии стала женой Ноаха, её вклад в историю человеческой цивилизации, наряду с вкладом её братьев, вполне заслуживает, чтобы быть упомянутым.[25]
То, что Лемех, сам того не желая, убил Каина, собственного праотца, приняв его за добычу во время охоты, а также подростка, направлявшего его, нельзя назвать случайностью. Этому предшествовала целая цепочка странных совпадений.
И дело было так. Лемех хоть и был к тому времени слеп на оба глаза, однако считал своей обязанностью выходить на охоту, то ли в знак своего особого главенствующего положения, то ли просто, чтобы добыть шкуры для одежд. В этих походах его всегда сопровождал специально поставленный юноша, служивший Лемеху проводником. В тот день проводник издалека увидел, как волосатое существо, похожее на животное, прячется в кустах. То, что это существо не было животным, выяснилось потом. А волосатость «существа» как раз и стала причиной ошибки. Заблуждению, как это ни странно, способствовал и выросший на лбу у Каина рог, служивший, по некоторым мнениям, «каиновой печатью». Юноша, по приказу Лемеха направил натянутый лук в сторону «животного», и пущенной стрелой существо было убито. Когда раздался человеческий вопль, охотники, пригляделись к жертве и узнали Каина, собственного предка. Поняв свою ошибку, Лемех ударил сгоряча проводника луком по голове и убил его.[26]
Впрочем, Лемеху не на кого было пенять, он знал, что седьмое поколение, в котором должно было совершиться возмездие, выпало как раз на него. Более того, это двойное убийство как бы задействовало механизм этого возмездия. Лемех словно сделался ангелом смерти, и в тот же день погибли ещё четыре семьи. Земля сдвинулась, расступилась, поглотив потомков Ханоха, сына Каина, также как и семьи Ирада, Мэхуяэля и Метушаэля — тоже из рода Каина. Этот день стал поистине чёрным днём для отмеченного проклятьем племени.[27]
Слепой Лемех в полной прострации остался на месте нечаянного убийства и находился там до тех пор, пока жёны, встревожившись, не отправились на поиски. Найдя Лемеха и увидев, что случилось Ада и Циля в страхе решили оставить мужа, считая, что это несчастье свалилось на них неспроста. Они больше не хотели детей от Лемеха, к тому же знали, что в будущем Потопе, всё оставшееся потомство Каина будет уничтожено. Когда Лемех попытался убедить их начать восстанавливать погибающий род, он получил решительный отказ.[28]
Лемех пытался сказать им, что все эти смерти пришли по вине самого Каина, и на будущее напрямую не влияют. Ведь тот убил брата намеренно, а он, Лемех, совершил убийство по ошибке, невольно. Это вообще нельзя называть убийством. Если Каин совершил преступление сознательно и был наказан, среди прочего тем, что его настигло возмездие через семь поколений, то не может быть, чтобы на него, на Лемеха из-за произошедшего несчастья постигнет подобная кара. Ведь это совсем другое дело. Жёнам не в чем обвинить его, и, тем более, нет причин отказываться от продолжения рода, отдалившись от мужа.[29]
Это случилось ещё при жизни Первого Человека, и, чтобы окончательно разубедить и успокоить жён, Лемех повёл их на суд к праотцу Адаму. Там он поведал о череде досадных ошибок, приведших к убийству.[30]
Адам принял версию Лемеха и предписал Аде и Циле вернуться к мужу. Те попытались отговориться, указывая, что и сам Адам, в своё время, отдалился от жены. И это, среди прочего, диктовалось страхом, что новое потомство погибнет в будущей катастрофе. А потому, говорили они, он не вправе требовать этого от них. [31] Но Адам возразил, что уже тогда понял, что отстранение от жены — дурной пример и само по себе разрушает мир, не зря же, он всё-таки вернулся к Хаве.[32]
Впрочем, на то была ещё одна причина. Адам не был доволен тем, что произошло с его первыми сыновьями. Эвель был убит, а потомки Каина пошли по дурному пути. Именно поэтому Адам решил предпринять ещё одну попытку и родить сына, потомство которого, будет более достойным.[33]
Сто тридцать лет Адам и Хава жили раздельно, каждый в своём месте. Когда Адам решил вернуться к жене, он должен был вспомнить те отношения и чувства, которые были у него к ней давно, ещё в Ган Эдене. Он должен был пробудить в себе давнишнее влечение и добавить к нему нечто новое, что возродилось в нём теперь. Это новое состояло в привязанности к жене не только когда она рядом, но и в ощущении тоски, в желании вернуться к ней, когда их разделяет пространство.
В сущности, на Адаме лежала задача, впервые в истории связать в цепочку события прошлого, оценить настоящее, чтобы придать смысл будущему…[34]
Именно тогда в человеке впервые появились память чувств и привязанность, — те качества, которые мы объединяем словом «верность». Это пригодится уходящим в дальние края путникам, мужьям, которых в самых далёких и неожиданных местах будет сопровождать забота об оставленной семье и тоска о покинутом доме. Так появились на свет семейные узы, невидимая связь, возвращающая людей к родным местам. Это стало ценным дополнением к стремлению к открытиям, к желанию отыскивать новые земли и новые горизонты.[35]
История же Ады и Цили повторилась, в изменённом виде спустя несколько веков, в эпоху Судей Израиля. Циля перевоплотилась сначала в Ацлалфонит, мать Шимшона, а впоследствии и в Хану, мать пророка Шмуэля, а Лемех — в Элькану, его отца. Пнина, соперница Ханы, — новое воплощение души Ады.[36]
Как уже упоминалось, все оставшиеся потомки Каина, шесть поколений, сгинули в Потопе. В живых осталась лишь Наама, родившаяся, как уже сказано, в 974 (-2786)году у Лемеха и Цили уже после гибели Каина, последовавшего примирения супругов и после смерти Адама в 930(-2830)году. И это была, как уже упоминалось, по некоторым мнениям,[37] та самая Наама, которая стала женой Ноаха и родила ему трёх сыновей: Хама, Шема и Яфета.[38]
[1] Мальбим, Берешит,4, 23.
[2] РаШИ, Берешит, 4, 19, 23.
[3] Рокеах
[4] Раби Йосеф Бехор Шор
[5] Мальбим, там, 20.
[6] Берешит Рабо, 23,2
[7] Абарбанель.
[8] Гур Арье.
[9] Раши, Сифтей Хахамим
[10] Мальбим
[11] Даат Софрим.
[12] А-нацив
[13] Мэам лоэз
[14] Абарбанель
[15] Рамбан.
[16] Рокеах
[17] Даат Софрим.
[18] Диврей Йоэль, раби Йоэль Тейтельбойм.
[19] Рамбан.
[20] Бехор Шор, раби Хаим Йосеф Исер бен рав Ицхак а-Леви.
[21] Берешит рабо, 23,3, Рамбан, Берешит,4,22.
[22] Хумаш «Тора Шлема», прим.142
[23] Мидраш Агада, Берешит, 4, 22
[24] Тифэрет Цион, Берешит, 4, 22, из книги «Шаарэй Аарон».
[25] Толдот Ицхак
[26] Абарбанель.
[27] Мидраш Танхума,11
[28] Там же.
[29] Абарбанель, РаШИ, Берешит, 4, 24. Берешит Рабо, 23, 4.
[30] Абарбанель.
[31] Берешит Рабо, 23,4.
[32] Эц Йосеф на Берешит Рабо. Мидраш Танхума.
[33] Мальбим.
[34] Эц Йосеф на Берешит рабо, 23,4.
[35] Маарзо* — раби Зеев Вольф Эйнорн — на Берешит рабо, 23,4.
[36] Седэр а-дорот.
[37] Хумаш Тора Шлема, Берешит,4,26
[38] Берешит Рабо, 23, 3
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»