Из цикла «До Потопа и после», темы: Глава Берешит, Ноах, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков, Эвер, Книга Берешит
От Адама до Потопа насчитывается десять поколений. Адам олицетворял первое из них. Он положил начало человеческому роду, и все представители человечества, — будь то дурные или добрые, — так и зовутся, сыновья Адама. Адам прожил колоссальную по продолжительности жизнь — 930 лет, и этот длинный жизненный путь был дан ему для блага его потомков, всего человечества.
Адаму, как уже говорилось, было предписано Создателем несколько основополагающих заповедей, без которых устроить человеческое общество невозможно. Заповеди эти впоследствии вошли в Завет Ноаха и его сыновей, так и называясь — Семь Законов сыновей Ноаха.[1] Один из этих законов предписывает назначать судей. Суд по определению должен был выявлять и наказывать тех, кто поступал вопреки установленным в обществе нормам. Суд, с момента своего появления, получил особые полномочия. Он стал своего рода регулирующим фактором, в какой-то мере ограничивающим личную свободу людей, направляющим человеческое общество и побуждающим тех, кто склонялся к беззаконию, сдерживать свой дурной потенциал.
Заповедь создания судебной системы стала первопричиной возникновения политической и государственной власти, которая, впрочем, далеко не всегда действовала корректно. Это происходило, разумеется, потому, что люди, назначаемые на судебные и административные должности, не могли сдерживать свои собственные дурные наклонности.
Свою лепту в возникновение цивилизации внесли и другие из упомянутых семи законов. Например, запрет на кражу, помог осознать неприкосновенность частной собственности, как приобретённой в результате торговой сделки, так и созданной личными усилиями человека. Этот закон закрепил за человеком земли, которые он сам освоил и обрабатывал. Тех, кто пытался оспорить этот принцип, ждало наказание.[2]
Закон о запрещённых половых связях установил и постепенно укоренил в сознании людей, что новая семья может возникнуть только после распада прежней, а также стал регулятором отношений мужчины и женщины, решивших жить вместе.
Запрет убийства стал на стражу личной безопасности человека.[3]
Как уже было упомянуто, Адаму была подарена письменность.[4] Возможно, что получил он её не как матрицу в виде алфавита, а как уже оформленный текст, зафиксировавший упомянутые выше предписания Творца. Но далеко не всем потомкам Адама удалось освоить письменность в первоначальном виде. Для многих оказалось удобней фиксировать большинство понятий изображениями, пользоваться записями в виде условных картинок (иероглифы).
Адаму, помимо семи заповедей, было передано также множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезем для всего человечества, из которого оно черпает знания о мире и его Создателе.[5] Однако и неистребимому стремлению человека к познанию мира оставлен широкий простор для действий.
Стремясь понять и осмыслить мир, в котором живёт, человек создал целый ворох общих теорий и философских систем, не имеющих ясной формы и завершённости. Часто эти идеи оставались умозрительными и беспочвенными, но порой они основывались на реальном знании и опыте, ведущих своё начало от Первого человека.
Тем не менее, людям чаще было свойственно следовать за собственными идеями, пусть даже построенными на заблуждении.[6]
[1] Санедрин, 38, Авода зара, 5.
[2] Предисловие Даат Софрим на Диврей а-йомим
[3] Хашукей Йосеф
[4] Авот, 5, 8,
[5] Санедрин, 38.
[6] Даат Софрим.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»