Из цикла «До Потопа и после», темы: Глава Берешит, Еврейская история, Долголетие, Рав Александр Красильщиков, Книга Берешит
Эта эпоха отличалась колоссальной продолжительностью жизни, составлявшей сотни лет. Такое удивительное явление объясняют разными причинами. Одна из них, «естественная», связана со здоровым образом жизни, который принято было вести в то время. Соблюдение умеренности во всём — в пище, — тогда не ели мяса и не знали вина — когда весь рацион составляли плоды и травы, запиваемые водой — вот что составляло главный секрет долгой жизни. Способствовала долголетию и сдержанность в половой сфере, недаром дети рождались в зрелом возрасте. Целебный чистый и прозрачный воздух, который сильно изменился в худшую сторону после Потопа, также являлся важным фактором долголетия.[1]
Словом, те, кто желал жить долго, соблюдая указанные выше условия и избегая излишеств, мог вполне этого достичь. Люди были сильны, не знали болезней и, ведя здоровый образ жизни, обладали отменным по крепости организмом. Впрочем, сдержанность была свойственна далеко не всем. Большинство вскоре перестало ограничивать свои дурные склонности и предалось разгулу, оплачивая свою слабость долголетием. Однако некоторые полагают, что секрет долголетия состоял в близости Ган Эдена, чьё влияние на людей продолжало сказываться.[2]
Самым же простым объяснением долголетия является то, что человек изначально был создан таким. Его генетический код и физиологический строй ещё не начал накапливать сбои и искажения, свойственные последующим поколениям. Эти-то искажения и привели к сокращению жизни. Человеческие существа вначале сохраняли первозданное физическое совершенство Адама и это, наряду со здоровым образом жизни, позволяло людям ощущать себя почти бессмертными.[3]
Лишь впоследствии, по мере накопления генетических сбоев, вызванных неправедной жизнью, с каждым поколением жизнь укорачивалась. Люди не только не исправляли изъян, они добавляли новые, и всё это лавинообразно передавалось последующим поколениям, пока, уже после Потопа, годы человека не сократились до считанных десятков лет.
После Потопа процесс укорачивания жизни стал более явным, поскольку изменились и внешние условия на планете. Воздух, поменялся по составу и потерял свою целебную силу. Размытие поверхностного слоя почвы привело к тому, что плоды, произраставшие на земле, стали бедней по химическому составу, и не содержали так много живительной энергии, насыщавшей живые существа, как это было раньше. Ранняя половая активность, употребление в пищу мяса и вина, также внесли свою лепту в укорачивание жизни.[4]
В наделении человека долголетием была и особая цель Творца. Во-первых, Он желал, чтобы люди заселили землю как можно скорее, и расширенная во времени способность к деторождению этому способствовала, а во-вторых, человечество должно было набраться мудрости и знаний, чтобы не влачить жалкое существование, как дикари. Поэтому так много в том поколении оказывалось патриархов, живших сотни лет и сохранявших приобретённые знания. Как только человечество усвоило необходимый набор знаний и умений, а также приобрело определённый опыт, возраст людей резко сократился, пока не достиг известного нам порога.
Необходимый минимум знаний и мудрости требовался людям и чтобы исправить себя, своё положение «изгнанных из рая», вернуться к первоначальному духовному уровню, которым ещё совсем недавно, до своей оплошности, обладал Адам.[5]
После Шета у Адама родилось шестьдесят сыновей и дочерей. Хава умерла раньше своего мужа, и потому Адам женился на другой женщине, чьё преимущество состояло в том, что она не сбивала Адама с пути и во всём его слушалась.[6]
В течение нескольких поколений, чтобы ускорить заселение мира, у многих рождались близнецы. Но это не стало всеобщим явлением. Земля оставалась дикой и пустой. Мало кому удавалось родить больше двух детей. Недаром, Тора упоминает в каждом из поколений только одного представителя, — таково было реальное положение дел, дети рождались с трудом.[7]
Шет наказал своим потомкам не смешиваться с семьёй Каина. Это соблюдалось на протяжении семи поколений. Потом смешение произошло. В результате появились люди гигантского роста, отличавшиеся исключительной испорченностью. Весь их род был уничтожен Потопом.
Шет, как уже говорилось, родился в 130 году от сотворения мира. Сто тридцать лет — срок не малый, мир существенно отличался от того, каким он был вначале. Облик цивилизации определялся в основном потомками Каина, успевшими за эти годы умножиться и укрепиться на поверхности земли. Шет с детства был окружён людьми, вносившими свою лепту в установление оптимального жизненного уклада. Уже тогда, как и теперь, этот уклад менялся от поколения к поколению. Были, впрочем, места, где жизнь устоялась настолько, что время, казалось, не властвовало над ними, а люди, сколько-нибудь склонные к творчеству и переменам, если были не в силах воздействовать на окружающих, покидали эти места, в поисках общества, где их способности и нововведения могли быть оценены.
Мир, несмотря на все препятствия, развивался стремительно, изобретались всё новые орудия. Владение огнём, использование его для различных нужд, было истинным благословением для человечества. Большинство ремёсел и навыков определились именно в ту эпоху. Письменность, подаренная человечеству Адамом, позволяла фиксировать накопленные опыт и знания, передавая его другим людям и следующим поколениям.[8]
В поколении Шета люди хорошо сознавали опасность раздоров, поскольку ещё отчётливо жила память об отношениях Каина и Эвеля. Об убийстве и о долгом и мучительном изгнании Каина, его попытках исправить содеянное и прийти к успокоению знали многие.
Возможно, что и сам Каин способствовал распространению этого опыта. С другой стороны, пример Каина показывал потенциальным злодеям, как легко устранить соперника или конкурента.[9]
[1] Абарбанель.
[2] Тосафот а-Шалем, 1
[3] Абарбанель.
[4] Абарбанель.
[5] Рамбан.
[6] Рав Захария, Берейшит, 5, 25
[7] Даат Софрим
[8] Даат Софрим, Диврей а-йомим, 1,1.
[9] Рамбан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.