Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех, Жадность
67. Не будь жадным по отношению к брату своему бедняку. Остерегайся как бы не подумать злодейски так: приближается седьмой год, год прощения долгов, [значит, долг придется простить] и пожалеешь ты бедняку, брату своему, и не дашь ему (Дварим 15;7). Из этого вывод: кто не одалживает бедному, нарушает две негативные заповеди — «остерегайся» и «как бы». И если нам заповедано не останавливаться перед займом, когда приближается седьмой год, из опасения, что долг придется простить, а тем более, когда возврат долга обеспечен, — насколько же велико преступление того, кто жадничает и не одалживает. Это большое преступления, — написано, что мысли скупца называются злодейскими. И сказали мудрецы, что тот, кто отводит глаза от просящего милостыню подобен поклоняющемуся идолам. Здесь написано: «Как бы не подумать злодейски», и там написано (там же 13;14): «Вышли злодеи из твоей среды». И сказали мудрецы, что скупец зовется злодеем, и так написано (Шмуэль 125;25): «Этому злодею (о Навале), потому что он был скупым, ибо сказал слугам Давида (там же 25;11): “Разве я возьму хлеб свой и воду свою, и мясо”» и так далее. И сказали мудрецы, что дающий взаймы бедняку важнее дающего милостыню.
68. «Не задерживай заработок наемника» (Ваикра 19; 13). И сказал Давид (Теилим 37;21): «Берет взаймы нечестивый и не возвращает». (Ваикра 19;13): «Не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра». (Дварим 24; 15): «В тот же день отдай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того». И сказали мудрецы: «Нанятый на день получает заработок весь день и всю ночь. Нанятый на ночь получает заработок всю ночь и весь день. Кто задерживает оплату за наем животного и оплату за наем человека, и оплату за наем инструментов преступает запрет “не задерживай заработок на ночь [не давай оплате ночевать у себя]”.
Тот, кто не заплатил работающему сдельно, также нарушает этот запрет.
69. “Не дай трупу его ночевать на дереве” (Дварим 21;23). Кто не хоронит умершего сразу, но хоронит через ночь, преступает негативную заповедь, кроме тех случаев, когда это требуется для чести умершего.
70. “Нельзя тебе притворяться, что ты не видел” (там же 22;3). Этим нам заповедано не быть равнодушными к спасению имущества ближнего, как движимого, так и недвижимого. И сказали мудрецы: “И так поступай со всякою потерею брата твоего” (там же), — значит, это касается и недвижимого имущества». Например, если половодье приближается к полю ближнего твоего, ты обязан поставить воде преграду. Тем более, что нам заповедано стараться спасти людей и думать о том, как им помочь в беде. И так написано (Ваикра 19;16): «Не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего». И сказал Шломо (Мишлей 24;10): «Если ты оказался слаб в день беды, сила твоя скудна». Это значит, что если ты был в состоянии спасти кого-либо советом или делом, но оказал себя не способным на это и уклонился, — уменьшится сила твоя; мера за меру. И сказано (там же 24;12): «Если скажешь: “Вот мы не знали этого”, то ведь Испытующий сердца знает, и Хранитель души твоей ведает, и Он воздаст человеку по делам его». Вот за уклонение от действия, не оказание помощи и отказ дать добрый совет ради спасения, — Всевышний воздаст по делам твоим.
71. Хорошо и очень правильно, чтобы в каждом городе были разумные люди, готовые оказать любую помощь мужчине или женщине из еврейского народа, которые оказались в беде. Ведь мы обязаны стараться спасти заблудившихся животных, быка или овцу, принадлежащих нашим братьям, и держать их у себя, пока владелец не потребует их обратно. Так подумай же, какой почет следует оказать их хозяевам, и так написано (Ишая 58;7): «И бедняков скитающихся ввел в дом».
72. «Увещевай ближнего своего, и не понесешь за него греха» (Ваикра 19;17). Этим нам заповедано избегать греха из-за преступлений других, когда мы не увещеваем их. И если некто совершил преступление, а общество не станет увещевать преступника палкой укора, оно будет наказано, когда преступление откроется. И так написано (Иеошуа 22;20): «Ведь Ахан бен-Зэрах совершил преступление, взяв из запретного, а на все общество Израиля был гнев, и не один он умер за вину свою». И сказано (Дварим 29;28): «А открытое — нам и сынам нашим навечно». И даже неевреи сказали (Иона 1;7): «И узнаем, из-за кого эта напасть». И тем более это касается евреев, которые в ответе друг за друга.
73. И дабы избежать этого наказания, правильно поступить так, чтобы избраны были правдивые люди, а также найти людей деятельных и назначить их наблюдать на каждой улице и в каждом дворе за своими соседями и увещевать их по поводу деяний преступных, и тем искоренять зло.
74. «Если дашь обет Всевышнему, не замедли исполнить его» (Дварим 23;22). Существует наказание за промедление исполнить обет и подать милостыню, даже если все будет полностью исполнено позже. И если человек обещал дать бедным, он обязан тотчас исполнить обещанное. А если по забывчивости случится опоздание, он будет наказан, — ведь он знает, что человек по натуре забывчив, значит, должен был помнить все свои обещания и постоянно вспоминать, чтобы не забыть, как сказано (Мишлей 20;25): «Ищи свои обеты». Поэтому наказание строгое за недобросовестность, как сказано (Коэлет 5;5): «Не давай устам твоим привести тебя к преступлению, и не говори перед посланцем Всевышнего: “Это ошибка!”. Зачем, чтобы гневался Всевышний из-за слова твоего и погубил дело рук твоих». «Не давай устам своим», — зачем же давать обеты, если ты не внимателен, исполняя их, и тем самым навлекаешь на себя беду? И мы объяснили это в разделе об осторожности. И сказали мудрецы, что из-за таких преступлений умирают дети, как сказано: «и погубил дело рук твоих». Еще можно так объяснить этот стих: речь идет о злословии, и наказан будет злоязычный, даже если и не хотел никого позорить. И нам заповедано не давать обетов, как сказано (Дварим 23;23): «Но если ты воздержишься от обета, не будет на тебе преступлений». И объяснили мудрецы, что если будешь давать обеты, то будут у тебя преступления, потому что обет — это помеха на пути того, кто их дает, так как давший обет может нарушить свое обещание или опоздать с выполнением. А праведник пожалеет и даст денег на милостыню без обета. Кроме тех случаев, когда человек находится в опасности и взывает ко Всевышнему, — тогда пусть даст обет. Подобно тому, что написано (Берешит 28;20): «И дал Яаков обет» и так далее. А также, когда собираются главы народа, пусть дают обеты, дабы усилить этим ослабевшие руки.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»